Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений при реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними лицами, являющимися гражданами РФ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений 7
1.1 Сущность и виды юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений 7
1.2 Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений 21
1.3 Особенности реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами 32
Глава 2. Анализ правонарушений субъектов образовательных правоотношений и юридической ответственности за них 41
2.1 Общая характеристика объекта исследования 41
2.2 Исследование практики правонарушений и юридической ответственности за 2017-2019 гг 64
2.3 Разработка предложений по повышению эффективности мер юридической ответственности и снижению количества правонарушений 73
Заключение 84
Список используемой литературы и используемых источников 85
Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений - проблема неновая и достаточно изученная в юридической науке. Она хорошо освещена в юридической литературе по российскому законодательству. Актуальность же исследования связана с радикальными изменения произошедшими в последние десятилетия в сфере образования, а вместе с тем в отрасли образовательного права. Это, в первую очередь, связано с тем, что исторически образовательное право как отрасль российского права сложилось недавно. В юридической литературе встречаются мнения, что мы живем в эпоху четвертой модели системы российского образования. Важно учитывать, что вместе с социально-экономическими преобразованиями, менялась и сама система общественных отношений, а эти преобразования не могли не затронуть системы образовательных правоотношений.
Важно отметить, что трансформация образовательного законодательства в целом завершилась, чему доказательством является принятие Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, но само оно не является закостенелым явлением и нормативно-правовые акты, входящие в систему образовательного права, изменяются в силу требований своего времени.
В теории юриспруденции образовательное право выделяют в отдельную отрасль права. Многие российские ученые-юристы под образовательным правом видят особую отрасль права, регулирующую правоотношения, возникающие в сфере образования, имеющую характерные функции и специфичные цели. С таких позиций образовательное право рассматривают Козырин А.Н., Певцова Е.А., Трошкина Т.Н., Дащинская З.П., Сырых В.М., Путило Н.В., Шкатулла В.И.. Как отмечает Чепарина О.А., законодатель в новом законе об образовании исходит из признания образовательного права как самостоятельной отрасли права.
В теории образовательного права правильно разграничивают правоотношения, возникающие в сфере образования (конституционные, трудовые, управленческие, имущественные, социальные и т.д.) от образовательных правоотношений (педагогических отношений). Например, так считает Шкатулла В.И. На достаточно слабое изучение данной темы указывает Певцова Е.А. в своём труде «Образовательное право». Также она обращает внимание, что категория «образовательные правоотношения» не была раскрыта и не получила применения в действующем законе «Об образовании в Российской Федерации».
Как показывает анализ судебной практики, в деятельности образовательных учреждений достаточно часто имеют место серьезные нарушения законодательства об образовании, которые не могут быть устранены имеющимися правовыми средствами либо за которые не установлен определенный вид ответственности. По мнению Путило Н.В., вопрос юридической ответственности является недостаточно регламентированным в законодательстве [43, с. 273-374].
Вопросами, касающихся правового статуса субъектов образовательных правоотношений и юридической ответственности в сфере образования занимались также Дащинская З.П., Осинцев Д.В., Барабанова С.В., Фёклин С.И., Ерёмина С.Н. Они также подчеркивают неразрешенность многих вопросов.
Весьма чувствительна критика, которую делает действующему законодательству в области образования, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Сырых В.М. в своей статье «Федеральный закон «Об образовании в РФ» как предтеча Кодекса РФ об образовании: шаг вперед и три назад» он обличает действующий закон в неполноте, ввиду большого количества отсылок на другие нормативно-правовые акты, а законодателя осуждает за передачу своих полномочий Федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики в сфере образования.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день научная полемика вокруг законодательства в сфере образования незакончена. В образовательном законодательстве существует ряд вопросов, в том числе вопросов о юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений, требующих грамотного решения.
Цель исследования состоит в выявлении пробелов в действующем законодательстве и комплексной теоретической разработке мер юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений в образовательной организации среднего общего образования. Поставленная цель достигается посредством разрешения поставленных задач.
Задачи исследования:
1. Исследовать действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере образования;
2. Исследовать и определить особенности юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений;
3. Выявить проблематику в реализации мер юридической ответственности в отношении субъектов образовательных правоотношений;
4. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства в сфере образования, касающегося мер юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений.
Объектом исследования является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений при реализации права на среднее общее образование несовершеннолетними лицами, являющимися гражданами Российской Федерации.
Предметом исследования выступает система правовых норм, предусматривающих меры привлечения к юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений, а также правоотношения, складывающиеся в процессе реализации права на получение среднего общего образования.
Структура работы разбита на введение, одну теоретическую и одну практическую главы, а также заключение.
Первая глава теоретическая, посвящена она изучению аспектов юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений. Глава состоит из трёх параграфов. В первом параграфе будет раскрыта сущность и виды юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений. Во втором - правовой статус участников образовательных правоотношений. В третьем параграфе будут рассмотрены особенности реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами.
Вторая глава практическая. В ней проведён анализ правонарушений и юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений. Глава также состоит из трёх параграфов. В первом дана общая характеристика объекта исследования. Второй посвящен исследованию практики правонарушений и юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений за период 2017 - 2020 годов на примере образовательных учреждений и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрена судебная практика по категории дел о лишении родительских прав и уголовных преступлений, совершенных несовершеннолетними. В третьем параграфе описывается выявленная проблематика в реализации мер юридической ответственности в отношении субъектов образовательных правоотношений. Даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в сфере образовательных правоотношений.
Мы рассмотрели важную проблему, существующую в сфере общественных отношений, затрагивающую всех без исключения граждан России - проблему юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений при реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами.
Нами было проведено исследование действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере образовательных правоотношений. В ходе работы мы определили особенности юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений, определили правовой статус участников образовательного процесса.
Мы провели анализ практики правонарушений в данной сфере и практики юридической ответственности за их совершение, выявили пробелы в действующем законодательстве, касающиеся проблемы юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений. Поэтому считаем цель нашего исследования достигнутой.
В заключительной части работы мы провели комплексную теоретическую разработку мер, направленных на усовершенствование действующего законодательства в сфере образовательных правоотношений.
Мы постарались разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности мер юридической ответственности и снижению количества правонарушений, затронув также другие, не менее важные, вопросы, которые в комплексе способствуют решению главной задачи - усовершенствованию всего законодательства в важнейшей сфере государственных интересов.
1. Алексеев В.М. Кодекс об образовании как основной закон о праве человека на полезные знания // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77 [Электронный ресурс] -
http: //www.trinitas .ru/rus/doc/0012/001a/00120227.html
2. Алёхина Е.В. Родительский экстремизм как фактор развития негативных образовательных отношений в инклюзивной школе / ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет. Социальное воспитание, 2017 - Том 1 - с. 32-38.
3. Байков Н.М., Джибилова Е.Г. Права и свободы детей в системе объективных условий и субъективных факторов / Власть и управление на Востоке России, 2015 - № 2 - с. 1-10
4. Бекетов О.И. Соловей Ю.П., Куликова Т.Б. Кодекс РФ об образовании как основа административно-правового регулирования образовательной деятельности / Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2017. - Том 12. - с.
5. Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность - стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права / А.С. Бондарев - СПб: Р. Арслапова «Юридический центр Пресс», 2008 - 187 с.
6. Булгакова Е.Е., Вилачева М.Н., Морозов Г.Б., Тумалевич Г.С. Профессия «учитель»: опасности от злоупотребления обучающимися своими правами / Педагогическое образование в России, 2012. - Том 6. - с. 158-163.
7. Бунтов С.Д. О некоторых проблемах административной ответственности за нарушения образовательного законодательства / Вестник удмуртского университета, 2015 - Том 3 (25). - 99-103.
8. В Бирском районе в школе под тяжестью снега обрушилась крыша / Информационное сообщение государственного информационного агентства Республики Башкортостан «Башинформ» [Электронный ресурс] - URL: https://www.bashinform.rU/news/615915-v-birskom-rayone-v-shkole-pod-tyazhestyu-snega-obrushilas-krysha/
9. В Бирском районе учитель уволен за просмотр порнофильмов на уроке / Информационное сообщение государственного информационного агентства Республики Башкортостан «Башинформ» [Электронный ресурс] - URL: https://www.bashinform.ru/news/618007-v-birskom-rayone-uchitel-uvolen- za-prosmotr-pornofilmov-na-uroke/? sphrase_id=15966259
10. Выступление начальника Отдела МВД России по Бирскому району подполковника полиции А.Ф. Зубаирова на заседании Совета Муниципального района Бирский район по вопросу «О состоянии борьбы с преступностью на территории Бирского района в 2019 году» [Электронный ресурс] -
https://02.мвд.рф/slujba/Otcheti_dolzhnostnih_lic/Otcheti_rukovoditelej_territoria lnih_otd/омвд-россии-по-бирскому-району
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ принят Государственной Думой 21 октября 2001 года) (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 № 427-ФЗ) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ принят Государственной Думой 22 декабря 2001 года) (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 № 489-ФЗ) [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76306/14cd0b88151158c79e 8a4d1838f1c9a6e5d63ac4/#dst100046
13. Дацко Н.П. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации. / Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия Право, 2016 - Том 1 - с. 67-72.
14. Дащинская З.П. Родители (законные представители) как участники образовательных правоотношений / Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2013. — Том 8. — С. 88 - 96.
15. Дело № 5-40/2016 от 14 марта 2016 года / Архив суда судебного участка № 31 п. Усть-Камчатск Камчатского края // [Электронный ресурс] - URL: https: //sudact.ru/magistrate/doc/GpJHKgNWyBbm/
...