Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению модернизации системы российского образования 14
1.1. Модернизация образования как социальный феномен 14
1.2. Социальное самочувствие как предмет социологического анализа 20
Глава 2. Специфика социального самочувствия преподавателей в образовательной модернизации 30
2.1. Особенности социального самочувствия преподавателей университетов Самарской области в реалиях изменяющегося общества 30
2.2. Оценка степени готовности педагогических кадров к модернизации системы образования 43
Заключение 48
Список используемой литературы и источников 50
Приложение 1 55
Приложение 2 63
Приложение 3 74
Актуальность исследования. В последнее время мы очень часто слышим и произносим эти слова «Модернизация образования, внедрение новых технологий и личностно-ориентированной педагогики». На сегодняшний день стремительно идет процесс разработки и внедрения в образовательной сфере новых педагогических идей и технологий, способных объединить всех преподавателей, с целью становления человека свободного, энергичного, коммуникабельного, высокомотивированного, заинтересованного в получении знаний. Так как знания, навыки, компетенции, полученные в процессе образования, являются основой всех видов человеческой деятельности.1
Модернизирование образования - это попытка осовременить данный процесс ради соответствия требованиям, которые выдвигаются обществом и государством в политике, социальной сфере и в области применения инноваций. Это процесс непростой и неоднозначный, охватывающий перемены на различных уровнях образования согласно различным тенденциям. А, как известно, эпицентром данного процесса является - педагог.
Преподаватель осуществляет уникальную миссию, характеризующую настоящее и будущее индивида, несмотря на глобальные перемены информационного пространства, непрерывное улучшение образовательных технологий, применение инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии формированию личности по-прежнему принадлежит - преподавателю.2
Непосредственно он, как личность и специалист, гарантирует вхождение обучаюшегося в образовательную среду вуза. Педагог оказывает особое воздействие на выбор обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития. Он принимает непосредственное участие в течении формирования у обучающегося «Я-концепции», образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, природе и обществу, бытию в целом.
Сегодня прослеживается все возрастающий интерес к проблемам, связанных с профессиональным становлением преподавателя в институте, в том числе и ведомственном, требования к его профессиональной деятельности в целом.
Очевидно, это связано с тем, что концепция педагогического образования призвана, с одной стороны, отвечать задачам личностно-профессионального развития педагога, с другой - соответствовать вызовам современного этапа формирования науки и общества, учитывать ведущие тенденции в динамике профессиональной подготовки преподавателя, быть нацеленной на перспективы её дальнейшего совершенствования.
В условиях современных тенденций развития образования, необходимо формирование общей образовательной среды в вузе, обеспечивающей подготовку не только лишь выпускников ведомственного вуза, эффективно реализующих себя в дальнейшей профессиональной деятельности, но и самих педагогов в их профессиональном становлении.
В основе этой образовательной среды - профессионально организованное взаимодействие педагога с обучающимися, содержащее все элементы учебно-воспитательной работы, стратегической целью которого является развитие компетентности участников образовательного процесса, определяющий их подготовленность успешно функционировать в условиях мобильности процесса обучения.3
Тенденции развития высшей школы, которые формируются в современной социокультурной ситуации, требует от преподавателя университета не только совершенствования своего профессионализма, но и поиск, разработку и реализацию новых подходов к организации повышения квалификации начинающих педагогов вуза.
На сегодняшний день перед преподавателем стоит важная задача, нацеленная на отбор содержания образования, разработку методов и форм обучения, воспитания, соответствующие задачам формирования личности обучающегося в условиях инновационной системы образования, а также создание моделей новых и совершенствование уже применяемых педагогических технологий, форм, средств и методов обучения.
Создание новейших моделей образования, механизм их реализации, выдвигает новые требования и к профессорско-преподавательскому составу вуза.
В настоящее время социумом востребован такой педагог, который стремиться к личностно-творческой самореализации в профессии, учитывает индивидуальные особенности, личностные качества обучающегося, его способности и проблемы.
Кроме того, деятельность преподавателя в институте многогранна, он должен обладать способностью и принимать участие в разработке электронных средств образовательного назначения, активно применять в своей профессиональной деятельности автоматические и электронные ресурсы с целью контроля и оценки уровня знаний обучающихся.
Так, по мнению, Козаченка В.В., в учебных заведениях, при совершенствовании учебного процесса, на первый план выдвигаются технические и организационные моменты, а педагогическая подготовка начинающего преподавателя находится на периферии внимания руководителей. Между тем главным тормозом умелого и широкого внедрения инноваторских педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс является непринятие педагогом современных средств обучения и их психолого-преподавательская неподготовленность.4
Важность исследования данного вопроса связано с тем, что в современной педагогике, имеет место исследования направленные в основном на изучение вопросов связанных с проблемами ведомственного профессионального образования и его, непосредственного образовательного процесса; акцентируется внимание на проблемных зонах в организации образовательной деятельности обучающихся ведомственного университета, а изучение вопросов, связанных с организацией профессиональной деятельности преподавателя в ведомственном вузе пока недостаточно, либо исследуется, в рамках рассмотрения отдельных элементов образовательного процесса в вузе.
В условиях модернизации российского образования значимую роль играют сведения о состоянии и направлениях развития и изменения социальной составляющей образовательного процесса. В связи с этим возрастает научное и практическое значение социологии.
Несмотря на достаточно пристальное внимание социологии образования к проблемам педагогов как особой социально-профессиональной группы, которой принадлежит ведущая роль в формировании трудового и научного потенциала современного российского общества, данная проблематика остается злободневной и актуальной.
Анализ социального самочувствия преподавателей, выявление факторов, оказывающих большое влияние на него, даст возможность внести коррективы в региональную политику и уменьшить социальную напряженность в сфере образования.
Степень научной разработанности. Научному исследованию социального самочувствие было положено в середине прошлого столетия, а к 70-80-м годам ХХ века данная проблематика стала разрабатываться в социологическом ключе. Так, Парыгин Б.Д. сделал попытку анализа взаимосвязи социального самочувствие отдельных членов коллектива и особенностей социально-психологического климата5.
Более широко рассматривал вопрос социального самочувствия И.Т. Левыкин, который анализировал проблему в контексте исследования образа жизни6.
В рамках Всесоюзного исследования, проведенного в 28 регионах СССР, исследователями были разработаны индикаторы и показатели образа жизни, которые в той или иной степени затрагивали проблему социального самочувствия советских граждан7.
Развитие социологического подхода получило в работах О. Барской8. В работах В.М. Шепеля были проанализированы вопросы, связанные с гражданским самочувствием9.
Рубеж XX-XXI вв. отмечен обилием кандидатских диссертаций, которые посвящены весьма разнообразным аспектам изучения проблемы: теоретико-методологические, социальные и психологические аспекты. Не остались без внимания и региональные особенности социального самочувствия10.
Результаты эмпирических исследований социального самочувствия отдельных групп населения можно найти в статьях таких социологов, как Г. Л. Воронин, Е.И. Головаха, В.Б. Жигенёв, Н.В. Панина, Ж.Т. Тошенко, С.В. Харченко11. Неоспоримой заслугой этих работ стола то, что в них нашли свое отражение наиболее острые вопросы социального и экономического положения преподавателей. Помимо этого, ученые предложили ряд рекомендаций, направленных на повышение правовой защиты преподавателей.
Неотъемлемой частью социального самочувствия является удовлетворенность трудом. Этот аспект в своих работах затрагивали Ф.Н. Ильясов, В.В. Кревневич, АЭ. Левин, АИ. Страхов, К.Р. Хаав, и другие.12
Следует отметить, что в зарубежных исследованиях проблема социального самочувствия была неразрывно связана с понятием качества жизни13. С позиции ученых, социальное самочувствие - это некая система, элементами которой являются в первую очередь субъективное состояние индивида14.
Экономическая нестабильность, а также неустойчивая внешнеполитическая ситуация, снижение уровня и качества жизни, трансформация ценностей современного российского общества привели к ухудшению социального самочувствия населения в целом и отдельных социальных групп, в частности.
Необходимо сказать, что, несмотря на пристальный интерес к проблематике социального самочувствия, среди ученых так и не сложилось единое толкование термина. Нет и четкого разделения понятий социальное самочувствие и социальное настроение. В ряде случаев ученые используют их в качества синонимичных, подразумевая комплексную оценку внутреннего эмоционального состояния индивида, социальной или профессиональной группы, общества в целом.
Если зарубежными социологами использовано понятие «субъективное благополучие» в контексте теории идентификации, то отечественными исследователями понятие социального самочувствия сопряжено с психологическими концепциями, а также с теориями общественного сознания, образа жизни.
Разница между западными и отечественными трактовками социального самочувствия заключается в том, что западные социологи основываются на самооценку материального положения по сравнению с другими социальными группами, тогда как отечественные ученые концентрируют свое внимание на социально-психологических аспектах.
Сложность определения термина «социальное самочувствие» обусловлена сложностью и многоаспектностью явления. Так, Н.П.Медведев отмечает, что измерение социального самочувствия сопряжено с выделением основных факторов, обусловливающих жизнь индивида15.
Весьма спорным остается вопрос о слагаемых социального самочувствия. Одну из классификаций таких факторов предложил Э. Кэмпбелл, который обозначил следующие слагаемые: семейные отношение, экономическое благополучие и стабильность, привлекательность внешней среды, в которой живет индивид16. Другой взгляд на определение факторов, детерминирующих социальное самочувствие, предлагает Л.И. Михайлова. К таким факторам исследователь относит состояние здоровья, бытовые условия, включенность в различные сферы общественной жизни, доступность социальных благ17.
В последнее время, несмотря на отсутствие согласованной системы индикаторов, отражающих социальное самочувствие, а также методики интерпретации результатов, наблюдается всплеск эмпирических исследований данной проблемы. Несмотря на разногласия среди исследователей, большая часть исследования рассматривает следующие аспекты:
1. Оценка материального положения;
2. Оценка изменения материального положения за последние несколько лет;
3. Уровень адаптации к трансформационным процессам общества18.
Среди дополнительных факторов, обусловливающих социальное самочувствие, анализируются жизненные ценности, удовлетворённость трудом, уровень притязаний.
Цель бакалаврской работы - изучение социального самочувствия преподавателей высших учебных учреждений.
Объектом исследования является социальное самочувствие как социальный феномен. Предмет исследования - социальное самочувствие преподавателей высших учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Определить социальное самочувствие преподавателей в вузах г. Тольятти;
2. Выявить основные факторы, обусловливающих мотивацию к трудовой деятельности педагогов региональной системы образования;
3. Проанализировать демотивационные факторы, детерминирующие трудовую деятельность педагогов;
4. Определить отношение педагогов к модернизации образования.
Рабочая гипотеза. Социальное самочувствие преподавателей вузов есть производная от оценки удовлетворенности социально-политическими, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, удовлетворённости служебной деятельностью, а также состоянием личного здоровья.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Философский подход - акцент делается на изучении личности, её жизнеощущения, жизнеотношения (Е.А. Ануфриев, В.Э. Бойков, Б.А. Грушин и др.). При этом теряется социальная детерминация данного феномена, что не может обеспечить комплексного подхода к изучению феномена социального самочувствия.
2. Психологический подход предполагает рассмотрение социального самочувствия как социально-психологического феномена, обусловленного объективными факторами жизнедеятельности, как на макро-, так и на микроуровне (Е.И. Головаха, О.В. Коротеева, Р.В. Панина, А.А. Русалинова, Н.Е. Симонович).19 Психологический подход тесно связывает рассмотрение социального самочувствия с настроением, однако эти понятия не тождественны. Так, настроение - это эмоциональная реакция индивида на те или иные события, практики, их последствия, в силу чего оно не является константным феноменом. Самочувствие представляет собой более устойчивую реакцию социального субъекта на события социальной жизни, отражающую комфортность или дискомфортность его внутреннего состояния в целом.
3. Социологический подход, представители которого анализируют социальное самочувствие в контексте концепции образа жизни (О.Л. Барская, Б.А. Грушин, Э.А. Орлова, А.К. Уледов). Концепция образа жизни предполагает изучение способа жизнедеятельности индивида в определенных социально-экономических условиях с учетом его региональных, демографических, профессиональных, ценностных характеристик. В рамках социологического подхода рассматриваются преимущественно внешние детерминанты самочувствия - социальные, экономические, политические и социокультурные особенности жизнедеятельности людей в рыночных реалиях.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей социальное самочувствие преподавателей вузов в условиях модернизации системы образования, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. По типу выборка - целевая, где единицами отбора выступают преподаватели высших учебных учреждений г. Тольятти, которые разделены по гендерному признаку. Также для получения более подробной информации о социальном самочувствии в условиях модернизации было проведено полуформализованное индивидуальное интервью с некоторыми педагогами.
Методы исследования: анкетный опрос, полуформализованное индивидуальное интервью.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы и приложения.
Модернизация современного российского образования проходит весьма противоречивый путь. Имеет как неоспоримые достоинства, так и существенные недостатки.
Реформы высшего образования очень остро переживается преподавателями. Это обусловлено тем, что трансформационные процессы затрагивают не только содержание труда, но и качество жизни преподавателей. Изменения претерпевают не только личный и профессиональный статус, но и престиж профессии. Несмотря на достаточно позитивное отношение к процессам модернизации, тревожность преподавателей вызывает снижение материального достатка и уровня жизни, что порождает отток высококвалифицированных профессиональных кадров из сферы образования, усиление миграционных настроений, что представляет угрозу снижения научного и человеческого потенциала региона и страны в целом.
Сами преподаватели отмечают среди наиболее болезненных сторон модернизации - снижение уровня жизни, повышение бюрократии, отсутствие самостоятельности в принятии решений, снижение качества образования за счет количественных показателей успешности профессиональной деятельности, перекладывание полной ответственности на преподавателей за качество образования.
Стимулирующими факторами могут стать повышение заработной платы, не зависящей от эпизодических научных и педагогических достижений или принадлежности к органам управления образовательным учреждением. К базовой заработной плате могут добавляться различного рода выплаты и льготы, компенсация расходов по изданию научных трудов.
Демотивирующими факторами выступают низкий престиж профессии, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отношение преподавателей с учащимися, отсутствие достойной системы повышение квалификации, отсутствие самостоятельности при принятии решений, наличие непрофессионалов в системе образования.
Основными механизмами повышение престижа профессии педагога является повышение уровня материального благосостояния, формирование нормативно-правовой базы, наличие социальных льгот, а также формирование позитивного образа педагога в средствах массовой информации.
1. Бабкина, Т.А. Молодой преподаватель вуза: становление педагогической позиции: монография /Т.А. Бабкина, Ю.И. Куницкая. - Гродно: ГрГУ, 2005. - 256 с.
2. Батурова Е.Ю. Критический анализ подходов к измерению социального самочувствия: дис. ... магистра социологии Манчестерского университета. М., 2005.
3. Борзин Л.П., Осипов Г.В. Стратегия и тактика развития Российского государства: 2002-2012. М., 2012. С. 7-9.
4. Возьмитель А.А. Актуальные социально-политические проблемы модернизации России. Том XIX // Мир России. 2010. № 4. С. 53-68.
5. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев, 1997.
6. Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение // Социологические исследования. 2009. № 12.
7. Готлиб А.С., Запорожец О.Н., Хасаев Г.Р. Социально-экономическая адаптация в постсоветской России: публичные и приватные практики // Социс. 2004. № 8.
8. Дзуцев Х.В. Социальная адаптация населения республик ЮФО РФ: этносоциологический анализ: в 5-ти книгах. М., 2008. Кн. 1.
9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2011.
10. Дулина Н.В. Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности региональной власти // Социокультурные основания стратегии развития регионов России: материалы Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». Смоленск, 2009. С. 89-95.
11. Зябина О.В. Особенности социального самочувствия студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник, Том II - 2011. - № 4. - С. 249-252.
12. Капица С.М. Формирование механизмов социальной адаптации трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда. СПб, 2009.
13. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 73-79.
14. Козаченок, В.В. Информатизация учебного процесса в высшей школе: педагогические аспекты /В.В. Козаченок. - Минск: Высшая школа: 2012, №2. -70с.
15. Козырева П.М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков. М., 2004.
...