Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии

Работа №109552

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты тревожности и ее коррекция с помощью арт-терапии у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе 9
1.2 Особенности проявления состояния тревожности у старших дошкольников 15
1.3 Использование методов арт-терапии в коррекции тревожности у старших дошкольников 22
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции тревожности старших дошкольников методами арт-терапии 27
2.1 Организация эмпирического исследования 27
2.2 Диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3 Составление и апробация программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 61
2.4 Подготовка и проведение консультативной и просветительской работы для повышения эффективности коррекции тревожности 65
2.5 Анализ результатов исследования по итогу коррекции тревожности старших дошкольников методами арт-терапии 73
Заключение 82
Список используемой литературы 84
Приложение А Устав МБДОУ №50 87
Приложение Б Лицензия на осуществление образовательной деятельности МБДОУ №50 89
Приложение В Организационная структура персонального в МБДОУ №50 92
Приложение Г Циклограмма работы психолога-педагога МБДОУ №50 на неделю 93
Приложение Д Кабинет педагога-психолога МБДОУ №50 95
Приложение Е Анкета по выявлению тревожности ребенка по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко 96
Приложение Ж Результаты анкетирования для выявления тревожности ребенка по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (девочки) 97
Приложение И Результаты анкетирования для выявления тревожности ребенка по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (мальчики) 98
Приложение К Бланк регистрации результатов по методике «Автопортрет» (девочки) 99
Приложение Л Бланк регистрации результатов по методике «Автопортрет» (мальчики) 101
Приложение М Примеры рисунков детей по методике «Автопортрет» К. Маховер 103
Приложение Н Стимульный материал к методике теста тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки (для мальчиков) 105
Приложение П Стимульный материал к методике теста тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки (для девочек) 106
Приложение Р Индивидуальный протокол регистрации ответов по тесту тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки 107
Приложение С Сводный бланк регистрации результатов по тесту тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки (девочки) 108
Приложение Т Сводный бланк регистрации результатов по тесту тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки (мальчики) 109
Приложение У Стимульный материал к методике «Страхи в домиках» А.С. Захарова и М.А. Панфиловой 110
Приложение Ф Бланк регистрации результатов по методике «Страхи в домиках» (девочки) 111
Приложение Х Бланк регистрации результатов по методике «Страхи в домиках» (мальчики) 112
Приложение Ц План проведения программы коррекции тревожности 113
Приложение Ш Коррекционная программа по снижению уровня тревожности у старших дошкольников с использованием методов арт-терапии 115
Приложение Щ Информационный лист приглашение на групповую консультацию для родителей 132
Приложение Э Информационный буклет для раздачи родителям на групповой консультации 134
Приложение Ю Информационные профилактические листы на доску психолога 135
Приложение Я Обобщенные результаты психологического исследования до и после коррекции 138
Приложение а Сравнительный анализ анкетирования родителей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко до и после коррекции тревожности 139
Приложение b Сравнительный анализ по методике «Автопортрет» до и после коррекционной программы 140
Приложение c Результаты контрольного тестирования по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки 141
Приложение d Сравнительный анализ по методике «Страхи в домиках» до и после коррекционной программы 142

Дошкольный возраст играет важную роль в становление и последующим развитие личности ребенка. Этот период, когда детям необходимо освоить нормы и правила поведения, принятые в обществе, научиться устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками. Этот процесс социализации у многих протекает нелегко в связи с тем, что многие дети испытывают состояние повышенной тревожности. Это может затруднить дальнейшую адаптацию в школе и вызвать проблемы с обучением.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что проблематика детской тревожности в последние годы все больше привлекает внимание педагогов-психологов и родителей детей старшего дошкольного возраста, так как за последние годы, как указывают И.Г. Швец, А.М. Прихожан, А.И. Захаров и другие исследователи, каждый третий ребенок имеет повышенный уровень тревожности. Поэтому необходимо понимать причины возникновения тревожности и особенности проявления данного негативно окрашенного психоэмоционального состояния у дошкольников, чтобы иметь возможность осуществить психологическую коррекционную работу для снижения уровня тревожности с целью дальнейшего гармоничного развития детей.
Теоретическая основа исследования проблемы коррекции тревожности с помощью методов арт-терапии представлена в работах Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой, Т.М. Грабенко, В.Г. Колягиной, А.А. Вороновой, М.В. Киселевой, А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой и других.
Как утверждают авторы, арт-терапия является эффективным методом гармонизации психического состояния ребенка [2, 3, 39, 46].
Исследователи выделяют наиболее значимые результаты применения арт-терапевтических методов в коррекции тревожности старших дошкольников, такие как опыт позитивной как личной, так и совместной деятельности, развитие коммуникативной активности детей, раскрытия их творческого потенциала, высвобождение внутренних энергетических резервов, снятие напряжения, проживание негативных эмоций через продукт творчества в безопасной обстановке.
Цель исследования: проанализировать работу педагога-психолога по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста и доказать ее эффективность.
Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционная работа педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования строиться на предположении, что применение таких арт-терапевтических средств, как изотерапия, музыкотерапия, сказкатерапия, песочная терапия, игротеропия, пластелинотерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий, продуктивны и способствуют снижению уровня тревожности старших дошкольников по средствам уменьшения социальных и биологических страхов.
В ходе исследования планируется выполнение следующих задач:
• рассмотреть понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе;
• охарактеризовать причины и особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
• очертить использование методов арт-терапии в коррекции тревожности у старших дошкольников;
• провести экспериментальное исследование тревожности детей дошкольного возраста;
• разработать и апробировать программу коррекции и профилактики тревожности;
• провести анализ динамики психологического состояния детей после коррекционных арт-терапевтических занятий.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 50». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, двух подготовительных групп в количестве 46 детей, из них 23 мальчика и 23 девочки. В исследовании так же принимали участие родители испытуемых детей.
В процессе исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:
• анализ научной литературы,
• наблюдение,
• констатирующий эксперимент,
• анализ результатов творческой деятельности,
• проективный рисуночный тест,
• математические методы анализа.
В качестве диагностических методик исследования тревожности старших дошкольников использовались:
• анкета по выявлению тревожности ребенка по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко,
• рисуночный проективный тест «Автопортрет» К. Маховер,
• тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки,
• тест «Страхи в домиках» А.С. Захарова и М.А. Панфиловой [4, 18, 44].
В эмпирическом исследовании для проверки эффективности коррекции тревожности старших дошкольников средствами арт-тарапии были выбраны и применены следующие методы:
• изотерапия,
• песочная терапия,
• музыкотерапия,
• пластелинотерапия,
• сказкотерапия,
• игротерапия.
Новизна исследование состоит в получении новых экспериментальных данных по гендерным особенностям проявления тревожности у старших дошкольников и степени эффективности применении ее коррекции с помощью арт-терапии в ходе применения апробированных диагностических и коррекционных методик.
Научная значимость данного исследования заключается сборе и систематизации теоретических представлений зарубежных и отечественных исследователей о возрастной характеристике старших дошкольников и особенностях проявления у рассматриваемой категории детей проявления тревожности, ее причинах и путях ее снижения средствами арт-терапии. В работе теоретически описаны арт-терапевтические методы, а так же определена их психотерапевтическая роль, как средства психокоррекции дошкольников. Так же в данной работе экспериментальным путем исследованы показатели тревожности дошкольников и ее причины с учетом гендерного различия детей. Повторной диагностикой было установлено, что составленная программа психокоррекционных занятий с использованием методов арт-терапии является эффективной для снижения уровня тревожности старших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами- психологами ДОУ. А именно, может быть внедрен и использован цикл составленных и показавших эффективность занятий для коррекции детской тревожности, а так же могут быть применены педагогом-психологом предложенные меры для просвещения и профилактики по проблеме тревожности дошкольников.
Данная исследовательская работа включает в себя введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической главе исследовательской работы были рассмотрены точки зрения зарубежных и отечественных авторов определения понятия тревожности. Обобщив эти утверждения можно утверждать, что тревожность как негативно окрашенное психическое состояние, которое вызывается предчувствием возможными или ожидаемыми неприятностями. Тревожные состояния у детей могут быть вызваны как внешними причинами, такими как детско-родительские отношения, среда общения, так и внутренними личностными особенностями. Психологическая коррекция тревожности с применением методов арт-терапии, таких как изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкатерапия, пластилинотерапия, является уникальным инструментом в психологической работе с детьми.
Арт-терапия обеспечивает не только коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, но и развивает его способности к самопознанию и самовыражению, способствует гармонизации личности.
В эмпирической части проведена описанная ниже работа на базе ДОУ:
Была проведена психологическая диагностика 46 детей в возрасте 6-7 лет, которая показала, что более половины детей имеют средний и высокий уровень тревожности;
Составлена и апробирована групповая арт-терапевтическая программа, состоящая из 10 занятий по 30 минут, для коррекции и профилактики тревожности у детей, которые направлены на понимание своих эмоций, снятие психоэмоционального и физического напряжения, на снижение различного рода переживаний, на повышение самооценки, на сплочение группы, на умение эффективно общаться, гармонизацию отношений с родителями, а так же релаксацию;
Были подготовлены и проведены две групповые консультации с родителями, дети которых принимали участие в исследовании. Всем был роздан информационный буклет памятка с рекомендациями;
С целью психологического просвещения был оформлен информационный стенд педагога-психолога, находящийся около его кабинета, специально подготовленными и проиллюстрированными листовками формата А4 на темы:
• детская тревожность (причины и рекомендации),
• портрет тревожного ребенка,
• профилактика детской тревожности.
После всех коррекционных и профилактических мероприятий была произведена повторная контрольная диагностика уровня тревожности.
Результаты диагностики показали положительную динамику изменений по всем методикам, а именно:
• контрольное анкетирование по выявлению тревожности ребенка по Г.П. Лаврентьевой, Т.М.Титаренко показало снижение количество детей с высоким уровнем тревожности на 5%, со средним на 17% и увеличение на 27% детей с низким уровнем;
• повторное рисование «Автопортрета» по К. Маховер выявило снижение высокой тревожности у детей на 5%, со средним на 16% и низкий уровень увеличился на 21%;
• итоговое тестирование по методике теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) выявило снижение высокого уровня тревожности на 8% среднего на 16% и увеличение детей с низким уровнем на 26%;
• контрольное применение методики «Страхи в домиках» выявило снижение количества страхов выше нормы на 23%, дети с нормой страха увеличилось на 27%, так же наблюдается снижение детей со страхами ниже нормы на 4%.
Таким образом, мы видим снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста по всем методикам. Из этого можно утверждать, что поставленная гипотеза можно считать верной.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов. М.: Академический Проект, 2001. 323 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей - 2-е изд. СПб., Питер, 2004. 224 с.
3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2008. 145 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., АСТ, 2008. 228 с.
5. Волков Б.Г. Задачи и упражнения по детской психологии. М.; Просвещение, 2010. 410 с.
6. Волкова Е.О. Специфика взаимодействия с тревожными детьми. Дошкольное воспитание. 2005. № 10. с. 39 - 45.
7. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. М.; Феникс, 2006. 106 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.; Питер, 1997. 300 с.
9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.; Речь, 2010. 215 с.
10. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества. М.; МПСИ, 2011. 160 с.
11. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. Минск.; 2005. 317 с.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.; Речь, 2005. 320с.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.; Просвещение, 2003. 115 с.
14. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.; Педагогика, 2006. 64 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник. СПб.; Питер, 2006. 116 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ