ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевой игры у
детей седьмого года жизни с ЗПР 8
1.2 Организации психолого-педагогического сопровождения развития
сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 21
2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого
года жизни с ЗПР 21
2.2 Разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения
развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 32
2.3 Определение динамики развития сюжетно-ролевой игры у детей
седьмого года жизни с ЗПР 38
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложения 55
Глава 1. Теоретические основы развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевой игры у
детей седьмого года жизни с ЗПР 8
1.2 Организации психолого-педагогического сопровождения развития
сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 21
2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого
года жизни с ЗПР 21
2.2 Разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения
развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР 32
2.3 Определение динамики развития сюжетно-ролевой игры у детей
седьмого года жизни с ЗПР 38
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложения 55
Актуальность исследования основывается на том, что дошкольный период - самый плодотворный период в формировании детей. Основная психолого-педагогическая проблема задержки психического развития у детей дошкольного возраста - это проблема своевременного выявления детей с ЗПР, а в настоящее время не всегда возможно вовремя заметить и выявить поэтому, педагогически правильно заниматься этим именно в дошкольный период жизни детей.
Существенной причиной этого является слабое изучение основного вида деятельности, направлений его развития и поведения, особенности прохождения ЗПР в его границах, то есть, в достаточно натуральных обстоятельствах для психических процессов.
Решение вопроса устранения ЗПР можно основывать на разборчивом уяснении конструкции и содержания игр как главного занятии детей и знании вариантов ее установления у дошкольников этой данной категории.
Характерное влияние сюжетно - ролевой игры на формирование дошкольников состоит в том, что, во-первых, игра проходит у ребенка во внутреннем, фантазийном направлении, следовательно, развивается план представлений, а во-вторых, во внешнем направлении происходят замена реального на вымышленное (предметы-заместители, принятие роли, игровая речь, схематичные поступки) играют роль основной материальной конфигурации при создании действий фантазийного направления.
Л.С. Выготский писал: «Игра - это основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний.»[12, с. 56].
Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР и недостаточной разработанностью психолого-педагогического сопровождения эффективного осуществления данного процесса в условиях ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР?
В соответствии с темой были определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогического сопровождения на развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Объект исследования - процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР будет эффективным в процессе психолого-педагогического сопровождения, если:
- будут определены этапы работы по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми седьмого года жизни с ЗПР;
- осуществить подбор адекватных ЗПР методов, приемов и средств развития сюжетно-ролевой игры;
- поэтапно изменять тактику психолого-педагогического сопровождения детей седьмого года жизни с ЗПР в развивающейся сюжетно-ролевой игре: партнер-координатор - наблюдатель.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
2. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
3. В ходе экспериментальной работы определить особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР и доказать его эффективность.
Теоретическая основа исследования явилась:
- теория о специфических особенностях отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с ЗПР (Н.Ю. Борякова, A. Бооркес Де Бустаманте, Б. Диас Гонсалес, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. А. Коробейников, А. Д. Кошелева, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Лутонян, B. Л. Подобед, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова и другие).
- изучение теории игры в воспитании дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- определение особенности, места и значения игровой деятельности у детей с задержкой психического развития в педагогическом процессе (В.Р. Беспалова, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.);
- влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание детей с ЗПР (Н.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина и др.).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
- психолого-педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- охарактеризованы показатели, уровни развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР;
- определены особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР через психолого-педагогическое сопровождение;
- разработано содержание психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что разработанное содержание психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР может быть использовано в практике дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой исследования явился МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок». В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы - 10 детей в экспериментальной группе и 10 детей в контрольной группе.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), приложения. Работа содержит 13 рисунков и 1 таблицу.
Существенной причиной этого является слабое изучение основного вида деятельности, направлений его развития и поведения, особенности прохождения ЗПР в его границах, то есть, в достаточно натуральных обстоятельствах для психических процессов.
Решение вопроса устранения ЗПР можно основывать на разборчивом уяснении конструкции и содержания игр как главного занятии детей и знании вариантов ее установления у дошкольников этой данной категории.
Характерное влияние сюжетно - ролевой игры на формирование дошкольников состоит в том, что, во-первых, игра проходит у ребенка во внутреннем, фантазийном направлении, следовательно, развивается план представлений, а во-вторых, во внешнем направлении происходят замена реального на вымышленное (предметы-заместители, принятие роли, игровая речь, схематичные поступки) играют роль основной материальной конфигурации при создании действий фантазийного направления.
Л.С. Выготский писал: «Игра - это основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний.»[12, с. 56].
Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР и недостаточной разработанностью психолого-педагогического сопровождения эффективного осуществления данного процесса в условиях ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР?
В соответствии с темой были определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогического сопровождения на развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Объект исследования - процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР будет эффективным в процессе психолого-педагогического сопровождения, если:
- будут определены этапы работы по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми седьмого года жизни с ЗПР;
- осуществить подбор адекватных ЗПР методов, приемов и средств развития сюжетно-ролевой игры;
- поэтапно изменять тактику психолого-педагогического сопровождения детей седьмого года жизни с ЗПР в развивающейся сюжетно-ролевой игре: партнер-координатор - наблюдатель.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
2. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
3. В ходе экспериментальной работы определить особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР и доказать его эффективность.
Теоретическая основа исследования явилась:
- теория о специфических особенностях отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с ЗПР (Н.Ю. Борякова, A. Бооркес Де Бустаманте, Б. Диас Гонсалес, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. А. Коробейников, А. Д. Кошелева, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Лутонян, B. Л. Подобед, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова и другие).
- изучение теории игры в воспитании дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- определение особенности, места и значения игровой деятельности у детей с задержкой психического развития в педагогическом процессе (В.Р. Беспалова, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.);
- влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание детей с ЗПР (Н.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина и др.).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
- психолого-педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- охарактеризованы показатели, уровни развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР;
- определены особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР через психолого-педагогическое сопровождение;
- разработано содержание психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что разработанное содержание психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР может быть использовано в практике дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой исследования явился МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок». В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы - 10 детей в экспериментальной группе и 10 детей в контрольной группе.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), приложения. Работа содержит 13 рисунков и 1 таблицу.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР и пришли к выводу, что дети с ЗПР характеризуются повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью, рассеянностью. Для поддержания активного интереса к сюжетно-ролевой игре, они отличаются эмоциональной неразвитостью, их речь бедна, невыразительна, монотонна по звучанию, им часто недоступны эмоционально-экспрессивная окрашенность и правильное интонирование текста. Устранению таких дефектов способствуют сюжетно-ролевые игры, когда дети не просто выполняют то или иное задание, а перевоплощаются в персонажей со своими характерами, речью, системой взаимоотношений. Использование приема «вживание в роль» позволяет снять скованность, учит умению держаться перед аудиторией. Сюжетно-ролевые игры способствуют ростку творческих и интеллектуальных способностей детей, накоплению определенных социальных навыков, позволяющих детям успешно адаптировать в реальной действительности.
Сюжетно-ролевую игру используют для развития игровых умений у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Игровые умения- это преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.
Проанализировав теоретические основы развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР приступили к опытно-экспериментальной работе. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития у детей седьмого года жизни с ЗПР игровых умений.
Рассмотрим выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР. Опираясь на исследования Д. Б. Эльконина мы выделили показатели развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР, а также осуществили отбор и разработку диагностических заданий.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень развития у детей седьмого года жизни с ЗПР игровых умений в ЭГ не был выявлен, а на низком уровне находится 6 детей 60% всех испытуемых. Это говорит нам о том, что эти дети имеют не достаточное развитие игровых умений. В КГ, высокий уровень так же не выявлен, низкий уровень показали 4 ребенка (40%). Полученный результат доказывает необходимость проведения формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы. На основании результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования, направленный на развитие игровых умений у детей с ЗПР. На данном этапе был разработан План сюжетно-ролевых игр для развития у детей седьмого года жизни с ЗПР игровых умений
После формирующего этапа провели контрольный срез, который позволил выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Итогом сравнения констатирующего и контрольного этапов эксперимента представили, что высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР в экспериментальной группе после того, как был проведен формирующий этап, трансформировался в сторону улучшения.
Психолого-педагогическое сопровождение было организованны таким образом, чтобы развивать сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР, результаты показали, что10% дошкольников переместились с низкого уровня на средний и 40% детей перешли со среднего уровня на высокий. В контрольной группе показатели оказались заметно ниже. Только 1 ребенок (10%) перешел на высокий уровень и 10% детей перешли с низкого на средней.
Можно отметить, что разработанные психолого-педагогическое сопровождение было подобрано правильно в соответствии с возрастными особенностями детей с задержкой психического развития.
Сюжетно-ролевую игру используют для развития игровых умений у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Игровые умения- это преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.
Проанализировав теоретические основы развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР приступили к опытно-экспериментальной работе. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития у детей седьмого года жизни с ЗПР игровых умений.
Рассмотрим выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР. Опираясь на исследования Д. Б. Эльконина мы выделили показатели развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР, а также осуществили отбор и разработку диагностических заданий.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень развития у детей седьмого года жизни с ЗПР игровых умений в ЭГ не был выявлен, а на низком уровне находится 6 детей 60% всех испытуемых. Это говорит нам о том, что эти дети имеют не достаточное развитие игровых умений. В КГ, высокий уровень так же не выявлен, низкий уровень показали 4 ребенка (40%). Полученный результат доказывает необходимость проведения формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы. На основании результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования, направленный на развитие игровых умений у детей с ЗПР. На данном этапе был разработан План сюжетно-ролевых игр для развития у детей седьмого года жизни с ЗПР игровых умений
После формирующего этапа провели контрольный срез, который позволил выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Итогом сравнения констатирующего и контрольного этапов эксперимента представили, что высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР в экспериментальной группе после того, как был проведен формирующий этап, трансформировался в сторону улучшения.
Психолого-педагогическое сопровождение было организованны таким образом, чтобы развивать сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР, результаты показали, что10% дошкольников переместились с низкого уровня на средний и 40% детей перешли со среднего уровня на высокий. В контрольной группе показатели оказались заметно ниже. Только 1 ребенок (10%) перешел на высокий уровень и 10% детей перешли с низкого на средней.
Можно отметить, что разработанные психолого-педагогическое сопровождение было подобрано правильно в соответствии с возрастными особенностями детей с задержкой психического развития.



