Разработка организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производственного экологического контроля на машиностроительном предприятии (на примере ПАО «ДНПП»)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие и сущность производственного экологического контроля на машиностроительном предприятии 7
1.1 Понятие производственного экологического контроля 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование производственного экологического контроля 13
1.3 Последствия антропогенного воздействия машиностроительных предприятий на окружающую среду 19
1.4 Особенности производственного экологического контроля на машиностроительных предприятиях (на примере ПАО «ДНПП») 20
2 Исследование организации производственного экологического контроля на машиностроительном предприятии на примере ПАО «ДНПП» 28
2.1 Характеристика деятельности ПАО «ДНПП» 28
2.2 Мероприятия по охране окружающей среды в ПАО «ДНПП» 31
2.3 Система производственного экологического контроля на ПАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» 39
3 Организационно-технические мероприятия по повышению эффективности производственного экологического контроля на машиностроительном предприятии (ПАО «ДНПП) 49
3.1 Комплекс мероприятий по повышению эффективности экологического контроля в ПАО «ДНПП» 49
3.2 Эколого-экономическая эффективность разработанных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Промышленная деятельность любых производственных объектов оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Грамотно организованный производственный экологический контроль на предприятии осуществляется в целях обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На современном этапе сложилась ситуация, когда значительная часть отечественной промышленной продукции неконкурентоспособна на глобальном рынке. В условиях необходимости снижения критического уровня зависимости от импортной продукции, модернизация производств становится крайне актуальной. Анализ причин отставания в конкурентоспособности российских предприятий указывает, прежде всего, на низкий уровень оснащенности производства современными технологиями, а также на наличие рыночных и институциональных ограничений, препятствующих внедрению современных технологий.
Морально устаревшая технологическая база определяет низкую конкурентоспособность секторов российской экономики по уровню затрат энергоресурсов и экологического воздействия относительно мировых лидеров [1]. Так, «удельный показатель выбросов углекислого газа в России составляет 12,2 т/чел/год против 7,4 в ЕС, а загрязнение воды органическими веществам - 0,17 кг/день/работник против 0,14» [2].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду посредством внедрения мероприятий организационно-технического характера, не прибегая при этом к значительным капитальным экономическим затратам.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется масштабная разработка нормативно-правовой базы по регламентации порядка получения комплексных экологических разрешений и внедрения наилучших доступных технологий. Внесены изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 21.07.2014 года №219-ФЗ) в части новых понятий и определений, категорий экологически опасных предприятий, требований по обязательности исполнения программ повышения экологической эффективности, коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Предприятия, попадающие под I и II категорию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относятся к областям применения наилучших доступных технологий и обязаны обеспечить их внедрение в производство. С 1 января 2019 года разрешительная документация на выбросы и сбросы, размещение отходов будет напрямую зависеть от категории (I—III) объекта, который оказывает НВОС.
Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории должны получить комплексное экологическое разрешение. В отношении объектов II категории предусмотрено представление декларации о воздействии на окружающую среду.
Основой для настоящего исследования послужили учебники, учебные пособия и научные статьи в области изучения производственного экологического контроля и нормирования качества окружающей среды. Работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистерским диссертациям.
Объект исследования: производственный экологический контроль.
Предмет исследования: механизм планирования и реализации производственного экологического контроля в Публичном акционерном обществе «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» (ПАО «ДНПП»), в связи с изменениями нормативно-правовой базы.
Цель работы: совершенствование механизма реализации программы производственного экологического контроля путем использования организационно-технических экологических мероприятий на ПАО «ДНПП».
Задачи:
• Проанализировать изменения в законодательстве по нормированию окружающей среды;
• Проанализировать воздействие ПАО «ДНПП» на окружающую среду;
• Изучить организацию охраны окружающей среды на ПАО «ДНПП», оценить эффективность существующего производственного экологического контроля на предприятии;
• Исследовать возможность использования природоохранных организационно-технических мероприятий на ПАО «ДНПП»;
• Разработать предложения по совершенствованию программы производственного экологического контроля.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на предприятии ПАО «ДНПП» проведена комплексная оценка природоохранной деятельности и предложены мероприятия по повышению ее эффективности.
На защиту выносятся следующие положения:
• Производственная деятельность ПАО «ДНПП» оказывает умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
• Действующий механизм реализации производственного экологического контроля не соответствует современным требованиям нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды;
• Оптимизация системы ПЭК в связи с изменениями нормативно - правовой базы минимизирует негативное воздействие ПАО «ДНПП» на окружающую среду.
До настоящего времени программа производственного экологического контроля не являлась самостоятельным документом, не имела юридической силы и формы отчетности. Контроль по проведению ПЭК осуществлялся только внутри предприятия. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль, далее - ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и производственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В настоящее время, в связи с принятием решения о внесении изменений в Федеральное законодательство по охране окружающей среды и разработке положения о производственном экологическом контроле, ПЭК становится основным механизмом контроля за негативным воздействием на окружающую среду на предприятии.
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1. Проанализированы изменения в природоохранном законодательстве в части нормирования воздействия на окружающую среду. В связи с утверждением новых законов и нормативных документов, действующий механизм реализации производственного экологического контроля не соответствует требованиям нормативной базы в сфере охраны окружающей среды. Разработка программы производственного экологического контроля, соответствующей требованиям природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, своевременное предоставление отчетности в природоохранные органы поможет предприятию избежать крупных штрафов. Программа производственного экологического контроля является важнейшим экологическим документом предприятия, часто запрашиваемым в первую очередь при проведении плановых проверок, включает полный анализ контролируемых показателей, описание точек проб и периодичность проведения локального мониторинга, что позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, работать в пределах установленных нормативов и минимизировать экологические риски.
2. Проанализировано воздействие ПАО «ДНПП» на компоненты окружающей среды. Производственная деятельность ПАО «ДНПП» оказывает умеренное негативное воздействие на окружающую среду, предприятие отнесено ко II категории объектов. Анализ многолетней динамики выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятия показывает, что объем выбросов сокращается ежегодно на 5-7%, что связано с регулярным обновлением парка автомобилей и переводом их на газомоторное топливо. Годовой выброс всех загрязняющих веществ в атмосферу составляет - 136,89968 т. Суммарный максимально разовый выброс составляет - 14,841317 г/с.
Основным видом воздействия ПАО «ДНПП» на земельные ресурсы является образование отходов в результате хозяйственной и производственной деятельности. Наибольшую часть отходов составляют отходы IV и V классов опасности (96,3%). Анализ динамики образования отходов с 2015 по 2017 годы показывает, что количество отходов, отправляемых на места временного хранения, снизилось почти в 2 раза, в связи с увеличением объемов для вторичного использования.
3. Изучена организация охраны окружающей среды на ПАО «ДНПП», оценена эффективность существующего производственного экологического контроля на предприятии. В основу системы контроля положено определение величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников и сравнение их с величинами ПДВ. Для контроля за охраной водных объектов составлены план-графики наблюдений за очищенными сточными водами.
Комплекс природоохранных мероприятий, осуществляющихся на производственной территории предприятия, включает как мероприятия технического характера (эксплуатация газоочистного оборудования), так и организационного (в частности, проведение визуального осмотра мест накопления отходов).
Технические мероприятия, реализуемые в ПАО «ДНПП» прежде всего направлены на снижение количественных показателей, поступающих в окружающую среду.
4. Исследована возможность использования природоохранных организационно-технических мероприятий на ПАО «ДНПП». Исследована деятельность предприятия в области реализации ПЭК. При этом приоритетными направлениями является осуществление лабораторного контроля состояния атмосферного воздуха на границе СЗЗ, а также контроля за очищенными сточными водами. Контроль в области обращения с отходами сводится к соблюдению санитарно-гигиенических и экологических требований при хранении и своевременной их утилизации в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
5. При разработке мероприятий существенным принципом является комплексный подход, который основан на внедрении различных мероприятий как по характеру, так и по направлениям деятельности. В рамках данной работы был предложен следующий ряд мероприятий, различных как по характеру, так и по направлению деятельности: внедрение Системы экологического менеджмента на ПАО «ДНПП»; внедрение НДТ в отношении очистки ливневых сточных вод; установка автоматизированной системы контроля загрязнений атмосферного воздуха на контрольных точках СЗЗ; организационные мероприятия на источниках выбросов в малярно-гальваническом производстве; внедрение основных положений системы РОП (расширенной ответственности производителей) в отношении отходов, образующихся в результате процесса растаривания сырья, материалов или готовых изделий. Общая сумма экономической эффективности разработанных мероприятий составит 72 459,28 руб.
1. Харина, С.Г. Управление техносферной безопасностью : учеб. пособие / С.Г. Харина. - СПб. : ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. - 157 с.
2. The World Bank / What a waste. A global review of solid waste management // The Urban Development Series Knowledge papers. Washington, DC, USA. - 2012. - №15. - P. 12-17. — URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/18027 (дата обращения: 01.03.2019).
3. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60683/ (дата обращения: 01.03.2019).
4. Scarlet, N. Evaluation of energy potential of Municipal Solid Waste from African urban areas / N .Scarlet, V. Motola, J.F. Dallemand and others // Elsevier Science Publish. - 2015. - №50. - P. 2-4. — URL: https://istina.msu.ru/publishers/40971372/ (дата обращения: 01.03.2019).
5. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15234/ (дата обращения: 01.03.2019).
6. Данилина, Н.Е. Производственная безопасность: электронное учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / Н.Е. Данилина, Л.Н. Горина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2017. - 1 оптический диск. ISBN 978-5-8259-1141-0.
7. Экология и охрана окружающей среды. Практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.В. Денисов [и др.]. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 440 с. — URL: https://edanbook.com/book/91305. (дата обращения: 20.10.2018).
8. Бочкарева, И.И., Борисова, А.В. Организация производственного экологического контроля на промышленном предприятии / И.И. Бочкарева, А.В. Борисова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2017. - №2. - C. 25 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proizvodstvennogo-kologicheskogo- kontrolya-na-promyshlennom-predpriyatii (дата обращения: 24.12.2018).
9. The World Bank / What a waste. A global review of solid waste management // The Urban Development Series Knowledge papers. Washington, DC, USA. - 2012. - №15. - P. 12-17. — URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/18027. (дата обращения: 20.10.2018).
10. Бринчук, М.М., Саморукова, О.И. Производственный экологический контроль как мера охраны природы / М.М. Бринчук, О.И. Саморукова // Экологическое право. - 2007. - №3. - С. 12-17. - URL: http://ecologypravo.ucoz.ru/. (дата обращения: 20.11.2018).
11. Кочуров, Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б.И. Кочуров. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 336 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011445-3.
12. Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 294871/. (дата обращения: 01.03.2019).
13. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/ (дата обращения: 01.03.2019).
14. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 22971/ (дата обращения: 01.03.2019).
15. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 22481/. (дата обращения: 01.03.2019).
...