Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование воздействия средств гидрореабилитации на состояние женщин с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа №109492

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЦП ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ (гемипаретическая форма) 8
1.1. Восстановление нарушенных функций инвалидов с последствиями ДЦП
средствами адаптивной физической культуры 8
1.2. Инновационные технологии и методики по совершенствованию двигательных возможностей инвалидов с последствиями ДЦП 13
1.3. Роль воды в коррекции двигательных нарушений у людей с последствиями ДЦП 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПИЛАТЕС С ЖЕНЩИНАМИ, ИМЕЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЦП 27
3.1 Результаты констатирующего эксперимента 27
3.2 Концепция комплексной методики «Пилатес» в воде для женщин-
инвалидов с последствиями ДЦП 31
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ..44
4.1. Динамика результатов морфофункциональных показателей 44
4.2 Динамика результатов двигательных возможностей 46
4.3 Динамика результатов психоэмоционального состояния по опроснику
«Качество жизни» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Актуальность. Особое значение для жизнеспособности и социальной активности лиц с ограниченными возможностями имеет освоение ими ценностей физкультурно-спортивной деятельности: способности рациональной организации своего стиля жизни, внутренней дисциплины, собранности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Согласно учению Попова С.Н, автора учебника «Физическая реабилитация», [60]: «Физическая реабилитация, адаптация к физическим нагрузкам являются отправной точкой для человека с ограниченными возможностями, не только для развития спортивного мастерства, но также являются необходимыми факторами восстановления или компенсации нарушенных функций организма, социальных функций и трудоспособности человека».
Как известно, одним из наиболее комплексных средств воздействия на организм человека являются упражнения в воде. Они позволяют, благодаря свойствам воды, не только воздействовать на физические качества, но и перестроить двигательные навыки, которые формируются на суше.
Так, Галеева О.Б. [12] пишет: «Вода действует на нервные рецепторы, заложенные в коже, повышая подвижность нервных процессов. При этом, снижается усталость, появляется чувство бодрости, прилива сил. Во время занятий по методике «Пилатес» в воде снижается чрезмерное возбуждение, укрепляется нервная система. Вода очищает кожу и одновременно способствует улучшению кожного дыхания».
Данные исследования Морман Д., Хеллер Л. [43] свидетельствуют о том, что «...регулярные занятия в воде усиливают работу сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, ведут к сокращению жировых отложений в организме, укрепляют костно-мышечную систему, развивают физические качества».
В настоящее время существуют различные, хорошо разработанные методики занятий в воде для лиц с последствиями ДЦП: методики обучения
6 плаванию, коррекционные занятия плаванием, занятия аква-аэробикой. Однако, при всем многообразии существующих методик, нами не было выявлено работ, содержащих методику занятий «Пилатес» в воде и описание ее влияния на организм занимающихся.
В связи с этим, актуальной становится проблема разработки методики занятий «Пилатес» в воде для женщин с последствиями ДЦП и выявление особенностей влияния этих занятий на различные функциональные системы занимающихся.
Цель работы состоит в выявлении особенностей влияния занятий по методике «Пилатес» в воде на психофизическое состояние и психоэмоциональную сферу женщин зрелого возраста с последствиями ДЦП, для обеспечения возможности их профессиональной реабилитации и социальной интеграции.
Объектом исследования является процесс физической реабилитации женщин зрелого возраста с последствиями ДЦП.
Предмет исследования - комплексная методика занятий женщин с последствиями ДЦП - «Пилатес» в воде.
Рабочая гипотеза исследования состояла в том, что предлагаемая методика занятий «Пилатес» в воде обеспечит повышение уровня физической работоспособности, рост физических кондиций, коррекцию дефектов психомоторного развития женщин с ДЦП, что, в свою очередь, обеспечит условия для их социализации и профессиональной реабилитации.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности физического развития женщин с ДЦП, а также осуществить анализ существующих специальных методик, направленных на совершенствование их двигательной сферы.
2. Выявить особенности психофизического и психоэмоционального состояния женщин зрелого возраста.
3. Разработать методику «Пилатес» для женщин зрелого возраста с учетом особенностей их развития.
4. Выявить и оценить влияние занятий по методике «Пилатес» в воде на психофизическое развитие и психоэмоциональную сферу женщин зрелого возраста с последствиями ДЦП.
Научная новизна исследования состоит в:
- обосновании возможности эффективного применения методики «Пилатес» в воде в системе адаптивной двигательной рекреации;
- разработке и внедрении комплексной методики «Пилатес» в воде для обеспечения условий социальной интеграции женщин с ДЦП;
- выявлении особенностей влияния методики «Пилатес» в воде на психофизическое и психоэмоциональное состояние занимающихся.
Практическая значимость заключается во внедрении результатов исследования в системы адаптивной двигательной рекреации специальных образовательных учреждений, системы социальной защиты, а также в курсы адаптивного физического воспитания по подготовке специалистов по образовательной программе - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования подтвердили рабочую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Установлено, что основная задача адаптивной двигательной рекреации состоит в формировании потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, являющимися основой для осуществления здорового образа жизни.
Исследованием обосновано, что оптимальной формой привлечения женщин с ДЦП к доступной для них физкультурно-оздоровительной деятельности является организация занятий по методике «Пилатес» в воде, которые решают не только оздоровительные задачи, но и обеспечивают условия для социальной интеграции и адаптации в общество женщин - инвалидов с ДЦП.
2. На основании данных анализа литературных источников и данных первичного обследования была разработана методика «Пилатес» в воде, основной целью которой было уменьшение мышечных контрактур, укрепление мышц верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и спины, а так же коррекция осанки и ходьбы.
Разработана комплексная программа «Пилатес» в воде, обеспечивающая непрерывность коррекционного воздействия на женщин с ДЦП, способствующая созданию необходимой базы для повышения двигательной работоспособности и возможности социальной адаптации. Программа состоит из комплекса упражнений, воздействующих на мышцы нижних и верхних конечностей, спины.
3. В результате проведенного педагогического эксперимента по методике занятий «Пилатес» в воде с женщинами с последствиями ДЦП были получены следующие результаты:
• выявлена устойчивая тенденция к улучшению морфофункционального состояния испытуемых в экспериментальной группе.
В частности, достоверно увеличились:
Jморфофункциональные показатели: жизненная емкость легких (3248 мл - до и 3584 мл - после); показатель осанки (93,1% - до и 98,5% - после); коэффициент выносливости (17,4 усл. ед. - до и 16,8 усл. ед. -после);
Jдвигательные возможности: динамометрия, тест «быстрота рук», тест на координацию, тест на подвижность в тазобедренном суставе, показатели гониометрии;
Jпсихоэмоциональное состояние по опроснику «Качество жизни» (6,0 балла - до, 6,4 балла - после).
4. Эксперимент подтвердил, что использование новых современных форм двигательной активности - «Пилатес» в воде, основанной на системе укрепления и растягивания мышц позвоночника, улучшения координации, тренировки глубинных мышц занимающегося, оказывает высокий оздоровительный, коррекционный и тренирующий эффект на организм женщин зрелого возраста с последствиями ДЦП, обеспечивая условия для их наиболее эффективной социальной адаптации и интеграции в общество.



1. Адамова И.В. Влияние комбинированных занятий ритмической гимнастикой и плаванием на коррекцию форм тела у женщин зрелого возраста // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2017. - С. 72-76.
2. Анкин В. А., Галаева О. В. Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать. //Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6 - С. 58.
3. Аyкcтep Д. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации : моногр. - 10-e изд. - М. : Краун Хилл ; Нью-Йорк, 2015. - 240 с.
4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведен. физ. культуры. / Под ред. Мякинченко Е.Б., Шестакова М.П. - М.: СпортАкадемПресс, 2016. - 303 с.
5. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина.- Киев: Здоровье, 1988 - 326 с.
6. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 50-56.
7. Булгакова Ж.Н., Васильева И.А. Аквааэробика.- М.: РГАФК, 4-ое изд.перераб. и доп. - 2016. - 176с.
8. Башкирова М. М. Спорт для инвалидов и Олимпийское движение / Новое мышление и олимпийское движение: Тез. докл. Всесоюз. науч. -практ. конф - 1989 - С. 203-208.
9. Бортфельд С. А. ЛФК и массаж при ДЦП. - СПб.: Нева, 4-ое изд.перераб. и доп. - 2016. - 214 с.
10. Виноградов П. А., Гуськов С. И. Рекреация по-американски.- М.: Знание, 1990. - С. 181-189.
11. Вретельник Е.Н., Козупица Г.С. Физиологическая оценка изменений сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации к физическим нагрузкам у
56 лиц различного пола и возраста. // Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности. - СПб.:ГАФКиС им. П.Ф. Лесгафта, 3-е изд. - 2017. - С. 21 - 28.
12. Галеева О.Б. Гидроаэробика и гибкость // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов / Сиб. гос. акад. физ. культуры. - Омск: СибГУФК, 2016. - С. 141-143.
13. Городинская Н. Э. Реабилитация детей с ДЦП. - М.: Медицина, 3-е изд. - 2016. - 277 с.
14. Грец Г. Н. Инновационные педагогические технологии физической реабилитации при различных заболеваниях // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 3. - С. 20-22.
15. Григоренко В. Г. Теория и методика физического воспитания инвалидов. - Одесса : [б. и.], 1991. - 98 с.
16. Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Советский спорт, 2000.- 224 с.
17. Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин - влияние времени //Теория и практика физической культуры. - 1998. - №2 - С. 52.
18. Дмитриев В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: моногр. - М.: ВНИИФК, 2001. - 240 с.
19. Дмитриев С.В. Семантика тела, артпластика, эстетотерапия в технологиях образовательного развития человека с инвалидностью // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 4. - С. 21-26.
20. Добровольская Т.А. Основные направления и методы реабилитационной психологической работы с инвалидами молодого возраста вследствие ДЦП / Методико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП.-М., 1991. - С. 112-120.
21. Довгань В. И. Механотерапия.- М.: Медицина, 4-е изд.перераб. и доп. - 2018.- 218 с.
22. Жилeнкoвa В. П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры. - СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. - 83 с.
23. Жадаев С.Т. Здоровье женщины. Энциклопедия. - М.: Знание,
2002. - 244 с.
24. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2000.- 152 с.
25. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О.В., Солодков A.C. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга. - СПб.: НГУФК им.П.Ф.Лесгафта, 2016. - 175 с.
26. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова - М.: Советский спорт, 2000 - 240 с.
27. Канищев В. М. Реабилитация средствами искусства // Адаптивная физическая культура. - 2005. - № 3. - С. 10-11.
28. Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М. : Академия, 2005. - 330 с.
29. Котешева И. Особенности женского организма. М.: Знание, 2015.-190с.
30. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре : учебное пособие / Под ред.. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Сов. спорт,
2003. - 184 с.
31. Курдыбайло С.Ф. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры, спорта и рекреации инвалидов с поражением спинного мозга // Адаптивная физическая культура. - 2005. - № 2 (22). - С. 20-29.
32. Курдыбайдо С. Ф. Лечебная физическая культура в реабилитации инвалидов после ампутации конечностей: Учебное пособие. - СПб., 1997 - 149 с.
33. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Советский спорт, 2015.-192 с.
34. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей / под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 397 с.
35. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. Том I.- М.: Физическая культура и спорт, 2016. - 230 с.
36. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. Том II.- М.: Физическая культура и спорт, 2017. - 216 с.
37. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде /пер. с англ./. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. - 256с.
38. Максимова Т.В. Аквааэробика - теория и практика / Т.В. Максимова // Медицина и спорт. - 2005. - № 2. - С. 42-43.
39. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для высш. спец. физкультурн. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : РГАФК, 2002. - 177 с.
40. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с детским
церебральным параличом: младенч., ранний и дошк. возраст.-М.:
Просвещение, 3-е изд. - 2016.-199с.
41. Мелихов В. В. Адаптивная двигательная рекреация - один из главных способов социальной интеграции инвалидов // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 4. - С. 27-29.
42. Меньшуткина Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами: Монография / СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2016. - 192с.
43. Морман Д., Хеллер Л. Физиология сердечно-сосудистой системы: Пер. с англ. - СПб.: «Питер», 2000. - 256с.
44. Насонова Л. Приглашение на акваданс// Физическая культура и спорт. - 2005. - №6 - С. 10.
45. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: учеб. для вузов физ. культуры/ Иваницкий Михаил Федорович. - [6-изд.]. - М.: Терра-спорт- Олимпия пресс, 2003. - 623с.
46. Прикладное плавание: учебник для вузов/Под ред. Ж.Н.Булгаковой - М.: Советский спорт, 3-е изд., 2017. - С.56-60.
47. Ратов И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления).- Минск: Бел.ГИФКиС, 2014.- 198 с.
48. Робинсон Л., Томсон Г. Управление телом по методу Пилатеса /Пер. с англ. П.А. Самсонов.-2-е изд.-Мн.: ООО «Попурри», 2014.- 128с.
49. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / Под ред. А. Н. Беловой - М., 1998 - Том 1.-247 с.
50. Сермеев Б. В. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе коррекции двигательных нарушений у детей, страдающих церебральным параличом // Физическое воспитание детей в специальных школах - Горький, 1990 - С. 86-98.
51. Сулимцев Т.И. Методические основы немедикаментозной реабилитации и оздоровления: Учебное пособие. - Малаховка: МГАФК- ВИНИТИ, 1994.- 139 с.
52. Суханов А. И. Основные направления и условия использования физкультурно-оздоровительных коррекций физического состояния людей с различной патологией // 100 лет физической культуре и спорту в Санкт- Петербургском государственном университете: тез. докл. Bcepoc. науч.- практ. конф.. - СПб., 2001. - С. 82.
53. Тапилина В. С. Социально-экономический статус и здоровье населения // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 127-137.
54. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред.
С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и дoп. - М.: GOB.спорт, 2005. - 296 c.
55. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / под общ. ред. С.П. Евсеева. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Сов. спорт, 2005. - 276 с.
56. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2004. - 230 с.
57. Тренажеры в оздоровительной физической тренировке / Л. С. Гузман, И. П. Чабан и др.- Киев: Высш. шк., 2017.-177 с.
58. Укстин А.В. Влияние занятий аква-аэробикой на физическое состояние женщин 40-55 лет // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., 26-28 марта 2003 г. - Хабаровск: Дальневост.ГАФК, 2003. - С. 214-217.
59. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 3-ое изд. - 2015. - 492с.
60. Физическая реабилитация /Под ред. Попова С.Н. - Ростов/нД., 3-е изд. - 2015. - 278 с.
61. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/ Под. ред. Н. А. Гросс -М.: Советский спорт, 2014.-154с.
62. Финни Р. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Е. В. Клочковой - М.: Медицина, 2016. - 333 с.
63. Храмов В.В. Методы изучения и оценки физической работоспособности инвалидов c поражением опорно-двигательного аппарата: учебно-методические рекомендации. - Саратов: Изд-во Саратов. гос. мед. ун-та, 2013. -119 с.
64. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
65. Чeпик В.Д. Структура и содержание физической культуры и спорта инвалидов // Физическая реабилитация и спорт инвалидов / под peд. А. В. Царик. - М.: Сов. спорт, 2000. - С. 498-499.
66. Шабалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста: Учебное пособие. - СПб.: «Питер», 2017. - 139с.
67. Шамарин Т. Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. - Элиста: Здоровье, 2018. - 168 с.
68. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. / Под ред. проф. С. П. Евсеева. -М.: Советский спорт, 2001.-152 с.
69. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич.
- СПб.: Дидактика плюс. - 2001. - 134 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ