Введение 8
1. Теоретические аспекты формирования стратегии инновационного
развития предприятия 11
1.1 Понятие и сущность стратегии инновационного развития
предприятия 11
1.2 Этапы формирования стратегии инновационного развития
предприятия 23
2. Анализ стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Металл
Мастер» 33
2.2 Оценка стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер» 37
3. Рекомендации по формированию стратегии инновационного
развития ООО «Металл Мастер» 46
3.1 Мероприятия по техническому развитию и повышению
эффективности производства ООО «Металл Мастер» 46
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 50
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложения 62
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инновации - это одно из важнейших средств обеспечения устойчивого развития предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Инновации различных видов оказывают положительное непосредственное или косвенное влияние на объем производства и продаж продукции, издержки производства и реализации, цены, качественные показатели (качество исполнения и технические характеристики) и эксплуатационные расходы, что проявляется в росте конкурентоспособности продукции и спроса на нее. Эти изменения, в конечном счете, обеспечивают рост прибыли и рентабельности предприятия. Рост объема производства может быть обеспечен инновациями в области технологии производства, производственной мощности, организации и обслуживания производства.
Естественно, эти инновации уместны, если есть устойчивый платежеспособный спрос на продукцию. Рост объема производства влечет за собой увеличение объема реализации продукции и, следовательно, прибыли от реализации. Кроме того, он обеспечивает снижение общих издержек производства за счет экономии постоянных затрат и, как следствие, рост прибыли и рентабельности продукции, а также снижение себестоимости единицы продукции, что создает возможность снижения цены. Рост качественных показателей обеспечивают ресурсные, продуктовые и технологические инновации.
Так инновации, ориентированные на использование новых, высококачественных материалов способствуют улучшению прочностных характеристик, износостойкости, долговечности продукции. Модернизация продукции и освоение новых видов продукции также обеспечивает повышение уровня качественных показателей. Совершенствование действующих и использование прогрессивных технологий преследует не только цель снижения затрат на производство, но и, в первую очередь, повышение качества продукции. Например, использование прогрессивных технологических процессов механической обработки, поверхностного упрочнения, химико-термической обработки способствуют повышению износостойкости, долговечности и прочности. Поэтому инновации, направленные на повышение качества продукции, обеспечивают рост регламентируемых и сопоставительных показателей и снижение некоторых экономических показателей конкурентоспособности (например, эксплуатационных затрат), т.е. увеличению уровня конкурентоспособности продукции, результатом чего является рост спроса.
Объектом исследования является предприятие ООО «Металл Мастер». Предмет исследования -инновационное развитие ООО «Металл Мастер». Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия;
- проанализировать этапы формирования стратегии инновационного развития предприятия;
- провести анализ стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер»;
- разработать мероприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства ООО «Металл Мастер»;
- оценить экономическую эффективность мероприятий.
Теоретической основой исследования явились научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, экономики предприятия, инновационной деятельности, менеджменте инноваций: А.В. Барышева, К.В. Балдина, М.М. Ищенко, Ю.М. Беляева, Л.Е. Басовского, Т.К. Блохиной, О.Н. Быковой, Т.К. Ермоловой, И.А. Василенко, Н.С. Гегедюш, Е.В.
Масленникова, М.М. Мокеева, В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобкова, С.Ю. Наумова, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеева, Р.Ж. Сираждинова, Г.Г. Фетисова, В.П. Орешина, Т. С. Хомяковой, В.Г. Гурлева и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
В работе применены методы исследования, анализа и обработки материала, в том числе анализ, синтез, моделирование, дедукция, экономико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Каждое предприятие, которое работает в условиях рыночной экономики, не может существовать без четко разработанной стратегии. Ключевая задача формирования и обоснования стратегии заключается в поиске путей преодоления конкуренции на рынке и обеспечении высоких темпов экономического развития предприятия при достаточной финансовой устойчивости.
Важной составляющей эффективного управления предприятием является реализация действенной инвестиционной деятельности, как основа разработки инвестиционной стратегии, позволяющей определить не только формы и источники ресурсов, которые планируется использовать предприятием для реализации общей стратегии развития, но и учитывать факторы, влияющие на процессы ее реализации, в свою очередь создавая условия для результативного регулирования инвестиционной деятельности.
Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятия представляет собой ряд последовательных мероприятий с обязательным наличием обратных связей, позволяющих осуществлять корректировку целей и задач, формировать результирующие показатели.
Стратегия инновационного развития предприятия устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, ее контролю и корректировке на основе осуществления текущего мониторинга.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Металл Мастер» организовано в 2008 году. За исследуемый период финансовое положение предприятия ухудшается. Снижение чистой прибыли предприятия связано с экономической нестабильностью, падением доходов населения и соответственно их покупательской способности, а также появлением новых конкурентов на рынке.
На предприятие оказывают влияние как политические и экономические, так и социокультурные и технологические факторы. Среди политических факторов наиболее существенное влияние на деятельность ООО «Металл Мастер» могут оказать такие факторы, как политическая нестабильность в стране, а также существенное изменение норм законодательства. К экономическим факторам, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, были отнесены инфляция, экономическая нестабильность в стране, колебания курсов валют, снижение доходов населения.
Кроме того, на деятельность ООО «Металл Мастер» существенно оказывает влияние падение платежеспособного спроса населения на продукцию предприятия. Технологические факторы наиболее влияют на качество продукции ООО «Металл Мастер» и в целом его деятельность. Так, использование новейших технологий при производстве продукции может стать несомненным конкурентным преимуществом предприятия.
Основные конкуренты предприятия (ООО «Альфа», ООО «Стимул», ООО «Ореанд») используют при производстве продукции новейшие технологии и оборудование, что позволят им удерживать средний уровень цен на продукцию, при постоянном повышении ее качества.
Под воздействием инновационной деятельности изменяются практически все подсистемы производственного предприятия, выходя на качественно новый уровень. Вместе с тем современные условия экономического развития требуют от производственных предприятий не только активизации инновационной деятельности, но и совершенствования методов ее организации, в частности, за счет выявления и использования резервов, направленных на повышение эффективности ее проведения.
Эффективность производства на большинстве предприятий напрямую связана со сложностью и длительностью производственного цикла. Чем длительнее этот цикл, чем большее количество вспомогательных и обслуживающих производств в нем задействовано, тем менее эффективным оказывается производство в целом. Объясняется эта закономерность очевидной необходимостью затрачивать массу усилий на координацию всех действий по бесперебойному обеспечению основного производства сырьем, энергоносителями, по обслуживанию оборудования, по транспортировке и складированию продукции, погрузке-выгрузке. Неисправность оборудования на одном технологическом этапе может привести к сбоям в работе всего производства, вплоть до полной его остановки. Таким образом, особо важным для повышения эффективности и достижения наилучших результатов становится решении проблемы стабильного функционирования всей производственной системы.
В ООО «Металл Мастер» при разработке новой продукции наибольший удельный вес имеют следующие затраты: проектирование; подготовка технической документации; разработка эксплуатационной документации; маркетинговые.
Опыт внедрения CALS-технологий на зарубежных предприятиях показывает, что: затраты на проектирование сокращаются на 20%; время вывода новых услуг на рынок сокращаются на 55%; затраты на подготовку технической документации сокращаются на 40%; затраты на разработку эксплуатационной документации сокращаются на 30%.
В ООО «Металл Мастер» проектированием занимается 2 сотрудника (60% рабочего времени). Среднее время, затрачиваемое ими на проектирование, занимает 6 мес. Внедрение CALS-технологий позволит сократить это время на 24 дня (с 6 мес. до 4,2 мес.
Сумма инвестиций всего составляет 3134 тыс. руб. Затраты операционные - агрегированный показатель затрат, включающий накладные затраты на общие и административные нужды, затраты на маркетинг и реализацию продукции, на исследования и разработки. Достаточно большой объем занимают затраты на оплату труда персонала. Так как значение чистого дисконтированного дохода положительное, индекс доходности больше 1, срок окупаемости составляет 4,6 мес., проект является прибыльным и за счёт его реализации организация получит дополнительную прибыль.
Инвестиционно-инновационная стратегия должна разрабатываться во взаимосвязи с другими стратегиями предприятия и обеспечивать их эффективное сочетание для достижения стратегической цели организации. В связи с этим, мы считаем, что инвестиционно-инновационная стратегия состоит из таких элементов, как: направления, способы и средства осуществления действий по реализации миссии и достижения долгосрочных целей предприятия.
Способ действий определяет основные инструменты осуществления инновационного развития и, как правило, реализуется в виде стратегии научно - исследовательских и проектно-конструкторских разработок (НИПКР). Выбор способа реализации инновационной стратегии зависит от внутренних факторов (уровень инновационного и финансового потенциала предприятия) и внешних факторов, определяющими из которых являются уровень конкуренции, стадия жизненного цикла отрасли, уровень и скорость научно-технического прогресса в определенной сфере деятельности.
Средства реализации обозначают необходимые объемы ресурсов, за счет которых предприятие может реализовать выбранную инновационную стратегию (финансовые, информационные; кадровые; материально-технические, энергетические) и источники их обеспечения. В связи с тем, что финансовые ресурсы являются ключевыми в инвестиционной деятельности, способ финансового обеспечения инновационного процесса в данном исследовании определяется как инвестиционная стратегия. Основными источниками инвестиционных ресурсов выступают: собственные средства (прибыль, амортизация, специализированные фонды развития) и привлеченные средства в виде инвестиций, кредитов, государственного или регионального бюджета и т.п.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом
поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. - N 31. - 1998. - ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Часть 2 (в ред. 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. - N 167. - 1996.
6. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 123444/
7. Абилова М.Г. Теоретические и практические исследования экономического развития современных организаций [Текст]: коллективная монография - Санкт-Петербург: Изд-во «Инфо-Да», 2016. - 153 с.
8. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 с.
9. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 400 с.
10. Алклычев А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика теория и практика. - 2014. - № 3 (330). - С. 2-9.
11. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для
бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2016. - 220 с.
12. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией: Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2015. - 432 с.
13. Баранчеев В. П. Управление инновациями : учебник. - М. : Юрайт ,
2013. - 711 с.
14. Барышева А. В. Инновации : учебное пособие. - М. : Дашков и К° ,
2014. - 380 с.
15. Вотчель Л.М. Инновационная предпринимательская активность: сущность и условия реализации// Современные технологии управления. - №4 (76). - 2017 // Режим доступа:http: //sovman.ru/article/7604/
16. Вотчель Л.М. Предпринимательство как способ коммерциализации
инновационных проектов /монография/ Вотчель Л.М., М.В. Кузнецова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. - 122с.
17. Викулина В.В., Вотчель Л.М., Ахмеджанова Т.А. Противоречивость как источник функционирования и развития предпринимательской деятельности/ Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сери: Экономика и управление. - 2016. - №1 (24). - С.19-23.
18. Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент. Техология принятия управленческих решений / Е.П. Голубков. - М.: ДиС, 2014. - 464 с.
19. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков . - М.: Вузовский учебник, ИНФРА- М, 2014. - 461 с.
20. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 311 с.
21. Гридин В.Г. Экономика, организация, управление природными и техногенными ресурсами: Учебное пособие / В.Г. Гридин, А.Р. Калинин; Под ред. А.А. Кобяков, В.А. Харченко. - М.: Горная книга, 2014. - 752 с.
22. Донцова О.И. Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования: учебное пособие / О. И. Донцова, С.А. Логвинов. - М.: Альфа - М. : ИНФРА - М, 2015. - 208 с.
23. Инновационный менеджмент. Учебник. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 391 с.
24. Инновационный менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 с.
25. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник.
Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. С.Д.
Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 335 с.
26. Инновационный менеджмент. 4-е изд., перераб и доп. Учебник.
Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Под ред. С.Д.
Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 391 с.
27. Инновационный менеджмент. Учебник. Гриф УМЦ
«Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки (Серия «Magister»). / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 391 с.
28. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер.с англ. [Текст] / Котлер Ф. — М.: Вильямс, 2009. - 944 с.
29. Калинина Н.М. Инновационная активность промышленных
экономических систем: необходимость внедрения интегрированного
контроллинга // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый,
2014. - С. 125-131.
30. Коокуева В. В., Конева Д. А., Яковлева В. Н. Инновационная деятельность предприятия // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 402-404.
31. Леонтьева М. С. Принятие управленческих решений в области руководства предприятием - / М. С. Леонтьева // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 168-170.
32. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 340-343.
33. Переходов В. Н. Основы управления инновационной деятельностью. - М.: Инфра-М , 2015. - 221 с.
34. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст]: учебник / Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 2008. - 576 с.
35. Тараканова К. Л., Тараканов С. И. Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2015. - №20.- С. 296-298.
36. Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 9. - С. 75-83.
37. Фасхиев Х. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2015.- № 4. - С. 44-53
38. Хаустова К.М. Роль инвестиционно-инновационной стратегии в обеспечении развития предприятия// Современные технологии управления - №11 (47). - 2014 // Режим доступа:http://sovman.ru/article/4712/
39. Худякова М. А. Инновационная деятельность в российской экономике // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 587-589.
40. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учебник и
практикум. 3-е изд., пер. и доп. / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c
41. Царев В. Е., Вершина Д. А. Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 673-676.
42. Шершнева С. Е. Стратегическое управление [Текст] / Шершнева З. Е. - 4-е изд., Перераб. и доп. - К.: КНЕУ, 2010. -699 с.
43. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности : учеб. пособие по специальности «Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)». - СПб. и др. : Питер , 2011. - 448 с.
44. Федеральная служба государственной статистики. Статистика
инноваций в России [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.gks.ru/free doc/new site/business/nauka/ind 2020/pril4.pdf.