Разработка мероприятий по формированию стратегии инновационного развития предприятия (на примере ООО «Металл Мастер»)
|
Введение 8
1. Теоретические аспекты формирования стратегии инновационного
развития предприятия 11
1.1 Понятие и сущность стратегии инновационного развития
предприятия 11
1.2 Этапы формирования стратегии инновационного развития
предприятия 23
2. Анализ стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Металл
Мастер» 33
2.2 Оценка стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер» 37
3. Рекомендации по формированию стратегии инновационного
развития ООО «Металл Мастер» 46
3.1 Мероприятия по техническому развитию и повышению
эффективности производства ООО «Металл Мастер» 46
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 50
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложения 62
1. Теоретические аспекты формирования стратегии инновационного
развития предприятия 11
1.1 Понятие и сущность стратегии инновационного развития
предприятия 11
1.2 Этапы формирования стратегии инновационного развития
предприятия 23
2. Анализ стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Металл
Мастер» 33
2.2 Оценка стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер» 37
3. Рекомендации по формированию стратегии инновационного
развития ООО «Металл Мастер» 46
3.1 Мероприятия по техническому развитию и повышению
эффективности производства ООО «Металл Мастер» 46
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 50
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложения 62
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инновации - это одно из важнейших средств обеспечения устойчивого развития предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Инновации различных видов оказывают положительное непосредственное или косвенное влияние на объем производства и продаж продукции, издержки производства и реализации, цены, качественные показатели (качество исполнения и технические характеристики) и эксплуатационные расходы, что проявляется в росте конкурентоспособности продукции и спроса на нее. Эти изменения, в конечном счете, обеспечивают рост прибыли и рентабельности предприятия. Рост объема производства может быть обеспечен инновациями в области технологии производства, производственной мощности, организации и обслуживания производства.
Естественно, эти инновации уместны, если есть устойчивый платежеспособный спрос на продукцию. Рост объема производства влечет за собой увеличение объема реализации продукции и, следовательно, прибыли от реализации. Кроме того, он обеспечивает снижение общих издержек производства за счет экономии постоянных затрат и, как следствие, рост прибыли и рентабельности продукции, а также снижение себестоимости единицы продукции, что создает возможность снижения цены. Рост качественных показателей обеспечивают ресурсные, продуктовые и технологические инновации.
Так инновации, ориентированные на использование новых, высококачественных материалов способствуют улучшению прочностных характеристик, износостойкости, долговечности продукции. Модернизация продукции и освоение новых видов продукции также обеспечивает повышение уровня качественных показателей. Совершенствование действующих и использование прогрессивных технологий преследует не только цель снижения затрат на производство, но и, в первую очередь, повышение качества продукции. Например, использование прогрессивных технологических процессов механической обработки, поверхностного упрочнения, химико-термической обработки способствуют повышению износостойкости, долговечности и прочности. Поэтому инновации, направленные на повышение качества продукции, обеспечивают рост регламентируемых и сопоставительных показателей и снижение некоторых экономических показателей конкурентоспособности (например, эксплуатационных затрат), т.е. увеличению уровня конкурентоспособности продукции, результатом чего является рост спроса.
Объектом исследования является предприятие ООО «Металл Мастер». Предмет исследования -инновационное развитие ООО «Металл Мастер». Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия;
- проанализировать этапы формирования стратегии инновационного развития предприятия;
- провести анализ стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер»;
- разработать мероприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства ООО «Металл Мастер»;
- оценить экономическую эффективность мероприятий.
Теоретической основой исследования явились научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, экономики предприятия, инновационной деятельности, менеджменте инноваций: А.В. Барышева, К.В. Балдина, М.М. Ищенко, Ю.М. Беляева, Л.Е. Басовского, Т.К. Блохиной, О.Н. Быковой, Т.К. Ермоловой, И.А. Василенко, Н.С. Гегедюш, Е.В.
Масленникова, М.М. Мокеева, В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобкова, С.Ю. Наумова, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеева, Р.Ж. Сираждинова, Г.Г. Фетисова, В.П. Орешина, Т. С. Хомяковой, В.Г. Гурлева и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
В работе применены методы исследования, анализа и обработки материала, в том числе анализ, синтез, моделирование, дедукция, экономико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Естественно, эти инновации уместны, если есть устойчивый платежеспособный спрос на продукцию. Рост объема производства влечет за собой увеличение объема реализации продукции и, следовательно, прибыли от реализации. Кроме того, он обеспечивает снижение общих издержек производства за счет экономии постоянных затрат и, как следствие, рост прибыли и рентабельности продукции, а также снижение себестоимости единицы продукции, что создает возможность снижения цены. Рост качественных показателей обеспечивают ресурсные, продуктовые и технологические инновации.
Так инновации, ориентированные на использование новых, высококачественных материалов способствуют улучшению прочностных характеристик, износостойкости, долговечности продукции. Модернизация продукции и освоение новых видов продукции также обеспечивает повышение уровня качественных показателей. Совершенствование действующих и использование прогрессивных технологий преследует не только цель снижения затрат на производство, но и, в первую очередь, повышение качества продукции. Например, использование прогрессивных технологических процессов механической обработки, поверхностного упрочнения, химико-термической обработки способствуют повышению износостойкости, долговечности и прочности. Поэтому инновации, направленные на повышение качества продукции, обеспечивают рост регламентируемых и сопоставительных показателей и снижение некоторых экономических показателей конкурентоспособности (например, эксплуатационных затрат), т.е. увеличению уровня конкурентоспособности продукции, результатом чего является рост спроса.
Объектом исследования является предприятие ООО «Металл Мастер». Предмет исследования -инновационное развитие ООО «Металл Мастер». Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия;
- проанализировать этапы формирования стратегии инновационного развития предприятия;
- провести анализ стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер»;
- разработать мероприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства ООО «Металл Мастер»;
- оценить экономическую эффективность мероприятий.
Теоретической основой исследования явились научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, экономики предприятия, инновационной деятельности, менеджменте инноваций: А.В. Барышева, К.В. Балдина, М.М. Ищенко, Ю.М. Беляева, Л.Е. Басовского, Т.К. Блохиной, О.Н. Быковой, Т.К. Ермоловой, И.А. Василенко, Н.С. Гегедюш, Е.В.
Масленникова, М.М. Мокеева, В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобкова, С.Ю. Наумова, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеева, Р.Ж. Сираждинова, Г.Г. Фетисова, В.П. Орешина, Т. С. Хомяковой, В.Г. Гурлева и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
В работе применены методы исследования, анализа и обработки материала, в том числе анализ, синтез, моделирование, дедукция, экономико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития ООО «Металл Мастер».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Каждое предприятие, которое работает в условиях рыночной экономики, не может существовать без четко разработанной стратегии. Ключевая задача формирования и обоснования стратегии заключается в поиске путей преодоления конкуренции на рынке и обеспечении высоких темпов экономического развития предприятия при достаточной финансовой устойчивости.
Важной составляющей эффективного управления предприятием является реализация действенной инвестиционной деятельности, как основа разработки инвестиционной стратегии, позволяющей определить не только формы и источники ресурсов, которые планируется использовать предприятием для реализации общей стратегии развития, но и учитывать факторы, влияющие на процессы ее реализации, в свою очередь создавая условия для результативного регулирования инвестиционной деятельности.
Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятия представляет собой ряд последовательных мероприятий с обязательным наличием обратных связей, позволяющих осуществлять корректировку целей и задач, формировать результирующие показатели.
Стратегия инновационного развития предприятия устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, ее контролю и корректировке на основе осуществления текущего мониторинга.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Металл Мастер» организовано в 2008 году. За исследуемый период финансовое положение предприятия ухудшается. Снижение чистой прибыли предприятия связано с экономической нестабильностью, падением доходов населения и соответственно их покупательской способности, а также появлением новых конкурентов на рынке.
На предприятие оказывают влияние как политические и экономические, так и социокультурные и технологические факторы. Среди политических факторов наиболее существенное влияние на деятельность ООО «Металл Мастер» могут оказать такие факторы, как политическая нестабильность в стране, а также существенное изменение норм законодательства. К экономическим факторам, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, были отнесены инфляция, экономическая нестабильность в стране, колебания курсов валют, снижение доходов населения.
Кроме того, на деятельность ООО «Металл Мастер» существенно оказывает влияние падение платежеспособного спроса населения на продукцию предприятия. Технологические факторы наиболее влияют на качество продукции ООО «Металл Мастер» и в целом его деятельность. Так, использование новейших технологий при производстве продукции может стать несомненным конкурентным преимуществом предприятия.
Основные конкуренты предприятия (ООО «Альфа», ООО «Стимул», ООО «Ореанд») используют при производстве продукции новейшие технологии и оборудование, что позволят им удерживать средний уровень цен на продукцию, при постоянном повышении ее качества.
Под воздействием инновационной деятельности изменяются практически все подсистемы производственного предприятия, выходя на качественно новый уровень. Вместе с тем современные условия экономического развития требуют от производственных предприятий не только активизации инновационной деятельности, но и совершенствования методов ее организации, в частности, за счет выявления и использования резервов, направленных на повышение эффективности ее проведения.
Эффективность производства на большинстве предприятий напрямую связана со сложностью и длительностью производственного цикла. Чем длительнее этот цикл, чем большее количество вспомогательных и обслуживающих производств в нем задействовано, тем менее эффективным оказывается производство в целом. Объясняется эта закономерность очевидной необходимостью затрачивать массу усилий на координацию всех действий по бесперебойному обеспечению основного производства сырьем, энергоносителями, по обслуживанию оборудования, по транспортировке и складированию продукции, погрузке-выгрузке. Неисправность оборудования на одном технологическом этапе может привести к сбоям в работе всего производства, вплоть до полной его остановки. Таким образом, особо важным для повышения эффективности и достижения наилучших результатов становится решении проблемы стабильного функционирования всей производственной системы.
В ООО «Металл Мастер» при разработке новой продукции наибольший удельный вес имеют следующие затраты: проектирование; подготовка технической документации; разработка эксплуатационной документации; маркетинговые.
Опыт внедрения CALS-технологий на зарубежных предприятиях показывает, что: затраты на проектирование сокращаются на 20%; время вывода новых услуг на рынок сокращаются на 55%; затраты на подготовку технической документации сокращаются на 40%; затраты на разработку эксплуатационной документации сокращаются на 30%.
В ООО «Металл Мастер» проектированием занимается 2 сотрудника (60% рабочего времени). Среднее время, затрачиваемое ими на проектирование, занимает 6 мес. Внедрение CALS-технологий позволит сократить это время на 24 дня (с 6 мес. до 4,2 мес.
Сумма инвестиций всего составляет 3134 тыс. руб. Затраты операционные - агрегированный показатель затрат, включающий накладные затраты на общие и административные нужды, затраты на маркетинг и реализацию продукции, на исследования и разработки. Достаточно большой объем занимают затраты на оплату труда персонала. Так как значение чистого дисконтированного дохода положительное, индекс доходности больше 1, срок окупаемости составляет 4,6 мес., проект является прибыльным и за счёт его реализации организация получит дополнительную прибыль.
Инвестиционно-инновационная стратегия должна разрабатываться во взаимосвязи с другими стратегиями предприятия и обеспечивать их эффективное сочетание для достижения стратегической цели организации. В связи с этим, мы считаем, что инвестиционно-инновационная стратегия состоит из таких элементов, как: направления, способы и средства осуществления действий по реализации миссии и достижения долгосрочных целей предприятия.
Способ действий определяет основные инструменты осуществления инновационного развития и, как правило, реализуется в виде стратегии научно - исследовательских и проектно-конструкторских разработок (НИПКР). Выбор способа реализации инновационной стратегии зависит от внутренних факторов (уровень инновационного и финансового потенциала предприятия) и внешних факторов, определяющими из которых являются уровень конкуренции, стадия жизненного цикла отрасли, уровень и скорость научно-технического прогресса в определенной сфере деятельности.
Средства реализации обозначают необходимые объемы ресурсов, за счет которых предприятие может реализовать выбранную инновационную стратегию (финансовые, информационные; кадровые; материально-технические, энергетические) и источники их обеспечения. В связи с тем, что финансовые ресурсы являются ключевыми в инвестиционной деятельности, способ финансового обеспечения инновационного процесса в данном исследовании определяется как инвестиционная стратегия. Основными источниками инвестиционных ресурсов выступают: собственные средства (прибыль, амортизация, специализированные фонды развития) и привлеченные средства в виде инвестиций, кредитов, государственного или регионального бюджета и т.п.
Важной составляющей эффективного управления предприятием является реализация действенной инвестиционной деятельности, как основа разработки инвестиционной стратегии, позволяющей определить не только формы и источники ресурсов, которые планируется использовать предприятием для реализации общей стратегии развития, но и учитывать факторы, влияющие на процессы ее реализации, в свою очередь создавая условия для результативного регулирования инвестиционной деятельности.
Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятия представляет собой ряд последовательных мероприятий с обязательным наличием обратных связей, позволяющих осуществлять корректировку целей и задач, формировать результирующие показатели.
Стратегия инновационного развития предприятия устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, ее контролю и корректировке на основе осуществления текущего мониторинга.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Металл Мастер» организовано в 2008 году. За исследуемый период финансовое положение предприятия ухудшается. Снижение чистой прибыли предприятия связано с экономической нестабильностью, падением доходов населения и соответственно их покупательской способности, а также появлением новых конкурентов на рынке.
На предприятие оказывают влияние как политические и экономические, так и социокультурные и технологические факторы. Среди политических факторов наиболее существенное влияние на деятельность ООО «Металл Мастер» могут оказать такие факторы, как политическая нестабильность в стране, а также существенное изменение норм законодательства. К экономическим факторам, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, были отнесены инфляция, экономическая нестабильность в стране, колебания курсов валют, снижение доходов населения.
Кроме того, на деятельность ООО «Металл Мастер» существенно оказывает влияние падение платежеспособного спроса населения на продукцию предприятия. Технологические факторы наиболее влияют на качество продукции ООО «Металл Мастер» и в целом его деятельность. Так, использование новейших технологий при производстве продукции может стать несомненным конкурентным преимуществом предприятия.
Основные конкуренты предприятия (ООО «Альфа», ООО «Стимул», ООО «Ореанд») используют при производстве продукции новейшие технологии и оборудование, что позволят им удерживать средний уровень цен на продукцию, при постоянном повышении ее качества.
Под воздействием инновационной деятельности изменяются практически все подсистемы производственного предприятия, выходя на качественно новый уровень. Вместе с тем современные условия экономического развития требуют от производственных предприятий не только активизации инновационной деятельности, но и совершенствования методов ее организации, в частности, за счет выявления и использования резервов, направленных на повышение эффективности ее проведения.
Эффективность производства на большинстве предприятий напрямую связана со сложностью и длительностью производственного цикла. Чем длительнее этот цикл, чем большее количество вспомогательных и обслуживающих производств в нем задействовано, тем менее эффективным оказывается производство в целом. Объясняется эта закономерность очевидной необходимостью затрачивать массу усилий на координацию всех действий по бесперебойному обеспечению основного производства сырьем, энергоносителями, по обслуживанию оборудования, по транспортировке и складированию продукции, погрузке-выгрузке. Неисправность оборудования на одном технологическом этапе может привести к сбоям в работе всего производства, вплоть до полной его остановки. Таким образом, особо важным для повышения эффективности и достижения наилучших результатов становится решении проблемы стабильного функционирования всей производственной системы.
В ООО «Металл Мастер» при разработке новой продукции наибольший удельный вес имеют следующие затраты: проектирование; подготовка технической документации; разработка эксплуатационной документации; маркетинговые.
Опыт внедрения CALS-технологий на зарубежных предприятиях показывает, что: затраты на проектирование сокращаются на 20%; время вывода новых услуг на рынок сокращаются на 55%; затраты на подготовку технической документации сокращаются на 40%; затраты на разработку эксплуатационной документации сокращаются на 30%.
В ООО «Металл Мастер» проектированием занимается 2 сотрудника (60% рабочего времени). Среднее время, затрачиваемое ими на проектирование, занимает 6 мес. Внедрение CALS-технологий позволит сократить это время на 24 дня (с 6 мес. до 4,2 мес.
Сумма инвестиций всего составляет 3134 тыс. руб. Затраты операционные - агрегированный показатель затрат, включающий накладные затраты на общие и административные нужды, затраты на маркетинг и реализацию продукции, на исследования и разработки. Достаточно большой объем занимают затраты на оплату труда персонала. Так как значение чистого дисконтированного дохода положительное, индекс доходности больше 1, срок окупаемости составляет 4,6 мес., проект является прибыльным и за счёт его реализации организация получит дополнительную прибыль.
Инвестиционно-инновационная стратегия должна разрабатываться во взаимосвязи с другими стратегиями предприятия и обеспечивать их эффективное сочетание для достижения стратегической цели организации. В связи с этим, мы считаем, что инвестиционно-инновационная стратегия состоит из таких элементов, как: направления, способы и средства осуществления действий по реализации миссии и достижения долгосрочных целей предприятия.
Способ действий определяет основные инструменты осуществления инновационного развития и, как правило, реализуется в виде стратегии научно - исследовательских и проектно-конструкторских разработок (НИПКР). Выбор способа реализации инновационной стратегии зависит от внутренних факторов (уровень инновационного и финансового потенциала предприятия) и внешних факторов, определяющими из которых являются уровень конкуренции, стадия жизненного цикла отрасли, уровень и скорость научно-технического прогресса в определенной сфере деятельности.
Средства реализации обозначают необходимые объемы ресурсов, за счет которых предприятие может реализовать выбранную инновационную стратегию (финансовые, информационные; кадровые; материально-технические, энергетические) и источники их обеспечения. В связи с тем, что финансовые ресурсы являются ключевыми в инвестиционной деятельности, способ финансового обеспечения инновационного процесса в данном исследовании определяется как инвестиционная стратегия. Основными источниками инвестиционных ресурсов выступают: собственные средства (прибыль, амортизация, специализированные фонды развития) и привлеченные средства в виде инвестиций, кредитов, государственного или регионального бюджета и т.п.
Подобные работы
- Разработка мероприятий повышения эффективности системы управления предприятием сырьевой отрасли (на примере ОАО «Русал Ачинский глиноземный комбинат»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



