Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

Работа №109465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников 9
1.1 Сущность и содержание учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Условия формирования учебной мотивации у младших школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 29
2.1 Выявление существующего уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 29
2.2 Разработка комплекса уроков английского языка, направленного на формирование учебной мотивации у младших школьников 40
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Результаты диагностики по критерию «направленность на приобретение знаний» на констатирующем этапе 66
Приложение Б Результаты диагностики по критерию «направленность на отметку» на констатирующем этапе 67
Приложение В Результаты диагностики по критерию «уровень школьной мотивации» на констатирующем этапе 68
Приложение Г Результаты диагностики по критерию «мотивы обучения» на констатирующем этапе 69
Приложение Д Результаты диагностики по критерию «направленность на приобретение знаний» на контрольном этапе 70
Приложение Е Результаты диагностики по критерию «направленность на отметку» на контрольном этапе 71
Приложение Ж Результаты диагностики по критерию «уровень школьной мотивации» на контрольном этапе 72
Приложение И Результаты диагностики по критерию «мотивы обучения» на контрольном этапе 73

Актуальность темы. В современных условиях глобализации всех процессов, интеграции научных областей, усиления международного сотрудничества возрастает важность мотивационных установок человека на постоянное обучение и развитие. Требованиям сегодняшнего дня отвечает личность, обладающая набором социальных, коммуникативных, культурных качеств и способностью действовать в постоянно меняющихся условиях.
Изучение иностранных языков необходимо современному человеку для реализации межкультурного взаимодействия и способности к общему развитию, без ограничения такого роста, на протяжении всей жизни. Сегодня уже доказано, что обучение языкам следует начинать как можно раньше. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста при изучении иностранного языка дают им преимущества.
Рассматриваемый нами в данной работе вопрос формирования учебной мотивации младшего школьника является, на наш взгляд, интересным и актуальным. Актуальность исследования продиктована, во-первых, необходимостью изучения иностранных языков в начальной школе, а во- вторых, требованием соблюдения принципа мотивации младших школьников по отношению к данному процессу как необходимого условия успешного обучения.
Мотивационные способности, начиная с самых ранних лет обучения в школе, служат развитию личности, раздвигая образовательные рамки, расширяя горизонты познания. Чем раньше начинается подобная подготовка, тем больше возможностей это открывает перед человеком.
Младший школьный возраст - это особый период детства человека, когда в психологическом плане в нем соединяются дошкольные и школьные черты. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Современная наука на текущем этапе продолжает изучать возможности, которые помогают младшему школьнику осваивать знания.
Актуальность проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников в изучении английского языка повлекла за собой выявление противоречия между потребностью более эффективного формирования учебной мотивации у младших школьников в изучении английского языка и недостаточной разработанностью содержания учебной программы, направленных на формирование мотивации у младших школьников.
При этом согласно современным стандартам (ФГОС НОО) после девяти обязательных лет обучения учащийся должен осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, активно и заинтересованно познавать мир, уметь учиться и осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог.
Теоретико-методологическую основу данного исследования, в первую очередь, составляют работы, изучающие различные аспекты и факторы мотивации. Психологические характеристики мотивационной сферы учения и их модификации приводятся в научных трудах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина и др.
Теории формирования мотивации на различных этапах взросления личности посвящены исследования Н.Г. Морозовой, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьевой и др. Классификации видов мотивации рассматриваются в работах М.В. Матюхиной, А.К. Марковой, П.М. Якобсона. Роль учителя в организации деятельности по созданию мотивации обозначена в работах ученых-практиков И.А. Шенбергер, О.В. Литвиновой, И.Б. Фомичевой, О.Ю. Денисовой и др.
В области преподавания иностранных языков детям младшего школьного возраста в ряде работ (Т.Г. Гончарова, А.М. Шахнарович, З.Я. Футерман, Т.А. Чистякова и др.) раскрываются психолого-педагогические особенности обучающихся и методологические условия обучения. Однако проблема мотивации в обучении иностранному языку в начальной школе практически не рассматривается. Можно назвать немногочисленные статьи таких авторов, как О.В. Горбушина, Ю.Н. Кулюткин, Е.А. Ленская.
Таким образом, можно увидеть определенное противоречие между желаемым и реальным образом ребёнка, который может и должен быть скорректирован. И формирование правильной мотивации у самого учащегося играет в этом немаловажную роль.
Анализ актуальности и противоречия определили проблему исследования: как улучшить формирование учебной мотивации у младших школьников с помощью английского языка?
Цель работы - разработать комплекс уроков английского языка, направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - формирование учебной мотивации младших школьников на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации будет происходить эффективнее, если:
• выявить критерии, которые способствуют диагностированию уровня сформированности учебной мотивации младших школьников;
• разработать комплекс уроков английского языка, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
• организовать в рамках программы проведение уроков, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность и содержание учебной мотивации;
• проанализировать условия формирования учебной мотивации у младших школьников;
• выявить уровень учебной мотивации у младших школьников в начале эксперимента;
• разработать и внедрить комплекс уроков английского языка, направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников;
• провести контрольное исследование уровня учебной мотивации у младших школьников.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие теоретические и практические методы:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• анкетирование;
• методы обработки и интерпретации данных.
Новизна исследования работы состоит в том, что выявлены критерии уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, разработан и реализован комплекс уроков английского языка, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка.
Практическая значимость: выводы и предложения автора по формированию учебной мотивации, которые позволяют осмыслить и эффективно осуществить процесс формирования мотивации учения младших школьников. Подготовленные диагностические инструменты и учебно-методические материалы, могут использоваться в практике обучения иностранным языкам младших школьников.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе ГБОУ СОШ с. Шигоны, обучающиеся вторых классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлена сущность и содержание мотивации. Мотивация может носить характер внешний и внутренний. Наиболее эффективной является сочетание того и другого вида мотивации. В выработке внутренних мотивов к учению будет полезна игровая, командная форма деятельности. Мотивация у младших школьников представлена набором различных мотивов, которые порой вступают в противоречие друг с другом.
Далее были проанализированы условия формирования учебной мотивации у младших школьников. Формирование учебной мотивации у младших школьников оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Учителю наиболее важно грамотно организовывать педагогический процесс, учитывать аспекты, которые помогут сформировать учебную мотивацию при взаимодействии с обучающимися. В настоящее время, уровень знаний, а также уровень мотивации по отношению к изучению иностранного языка находится на низком уровне.
Несмотря на высокую актуальность изучаемого вопроса, проблема формирования мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка не освящается широко в работах современных педагогов и психологов.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень учебной мотивации у младших школьников в начале эксперимента. Констатирующий этап проведенного эксперимента показал, что в общей структуре мотивации младших школьников преобладают внешние мотивы, а уровень мотивации к изучению иностранного языка в целом имеет низкий уровень. При этом выявлен достаточно высокий уровень направленности на отметку по сравнению с уровнем направленности на получение знаний. Данная ситуация не может обеспечить благоприятные условия для изучения иностранного языка, что приводит к необходимости разработки специальных программ обучения, которые бы создали позитивную ситуацию для повышения мотивации к изучению предмета.
Далее был разработан и внедрен комплекс уроков английского языка, направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников. Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха, когда возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Для реализации программы необходимо непрерывное поддержание положительной атмосферы на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Вследствие этого у ребенка будет расти как познавательный интерес, так и уверенность в себе, снижение отрицательно воздействующих факторов, будет повышаться авторитет учителя. Развивающее, личностно-ориентированное обучение с использованием проблемно-поисковых методов и исследовательских форм деятельности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал. Используемая в рамках эксперимента программа также направлена на тесное сотрудничество преподавателя и родителей, что также является фактором, благоприятно влияющим на повышение мотивации. Кроме того, используются игровые и групповые формы работы для развития мотивов совместной учебной деятельности. Отсутствие цели в обучении часто является главной проблемой, именно поэтому преподавателям и родителям совместно необходимо развивать у младших школьников познавательный интерес, показывать значимость учебной деятельности.
На последнем этапе было проведено контрольное исследование уровня учебной мотивации у младших школьников. Таким образом, была предпринята попытка реализации программы для повышения мотивации учащихся 2-х классов к изучению иностранного языка. Формирующий этап эксперимента, который продолжался в течение 1 учебного года показал значительное повышение мотивации к изучению иностранного языка в контрольной группе в то время, как в контрольной группе также произошли изменения, но менее значительные, объясняемые естественным развитием.
Также в экспериментальной группе было отмечено снижение направленности на отметку в рамках изучения иностранного языка, контрольная же группа показала некоторое увеличение данного показателя.
Кроме того, был проведен анализ мотивов обучения в целом, который также показал низкий уровень учебных мотивов на констатирующем этапе эксперимента. После проведения формирующего этапа, в экспериментальной группе было выявлено больше детей с учебным мотивом. В то время как в контрольной группе изменений практически не произошло.
Таким образом, мотивация учебной деятельности - это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия обусловливают активность ребенка как субъекта образовательного процесса и обеспечивают положительную направленность саморазвития. Показателями сформированности мотивации учебной деятельности школьника являются высокая успеваемость, творческий подход к выполнению учебных заданий, готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний, устойчивое стремление к овладению новыми знаниями. Программа, реализованная в экспериментальной группе, показала свою эффективность в формировании мотивации у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку.
Проведённое эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что цель нашей работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.


1. Анохина З.А. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования // Молодой ученый. 2018. №46. С. 263-265.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности: учебник. М.: Мысль, 2017. 158 с.
3. Баранова Г.А. Формирование личностных универсальных учебных действий у учеников начальных классов средствами учебника // Известия Тульского государственного университета. 2018. № 4. С. 427-432.
4. Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой учёный. 2019. № 8. С 156-160.
5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник статей. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. 468 с.
7. Болотова С.А. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа»: программа. М.: Русское слово, 2017. 88 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: ОЛМА-ПРЕСС, 2018. 672 с.
9. Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий в учебном процессе: методическое пособие. СПб.: ГОУ ДПО «Центр повышения квалификации специалистов Санкт- Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2017. 101 с.
10. Вавилов Ю.П. Профессионально-личностное становление учителя начальных классов: автореферат дис. на соискание учёной степени доктора пед. наук. Ярославль, 2016. 44 с.
11. Варносова А.Н. Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка // Молодой учёный. 2016. № 28. С. 847-849.
12. Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2017. № 3. С. 64-81.
13. Горбушина О.В. Формирование мотивации младших школьников к изучению иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovaniemotivatsii- mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka#ixzz5jrKFxGcy (дата обращения: 25.06.2021).
14. Ермаков С.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. 2018. № 2. С. 87-100.
15. Жаворонкова Ю.М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №3. С. 18-20.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ