Введение 3
Глава I Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка 10
1.1 Сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к определению интеллектуальных способностей 10
1.2 Потенциальные возможности изучения английского языка в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 18
Глава II Экспериментальная работа по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка 27
2.1 Выявление уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Организация и содержание работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка 46
2.3 Определение динамики развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 58
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 77
Приложение Б Стимульный материал для проведения диагностики 78
Приложение В Методический конструктор упражнений для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 81
Значимость проблемы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях английского языка для педагогики и детской психологии обусловлена тем, что овладение иностранной речью теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием личности. Отмечается также благотворное «влияние на развитие родного языка, на общее психическое развитие детей, на выработку у них способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях» [15], а «также на овладение впоследствии вторым и третьим языками» [15]. В «воспитательном и информационном плане ранее обучение иностранному языку обеспечивает и более раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке» [8]. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
В настоящее время обучение детей дошкольного возраста английскому языку является предметом интереса педагогов, психологов, родителей. Однако, педагоги-практики, практические психологи отмечают и негативные последствия интенсивного раннего освоения иностранного языка, связанные с интеграцией двух символических систем. В связи с этим актуальным является изучение влияния освоения иностранного языка на становление интеллектуальных способностей ребенка.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на взглядах на проблему раннего обучения целого ряда исследователей, таких как Л. С. Выготский [6], Дж. Брунер, Б. Уайт [39]; также на взглядах авторов, рассматривающих раннее обучение иностранному языку (Е.И. Негневицкая [18], В.С. Мухина [16], Н.Д. Гальскова [7]).
«Изучение научных работ позволило выделить следующие направления исследований развития интеллектуальных способностей детей. Актуальные проблемы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста отражены в работах» [23]: Ж. Пиаже, А. А. Барташникова, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Э. Р. Киселевой, З. А. Михайловой. Особенности развития интеллектуальных способностей детей в процессе усвоения английского языка представлены в работах Е. И. Негневицкой, В. С. Мухиной, Ю. Б. Юдовиной.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне исходит из проблемы реализации новых дидактических подходов, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях английского языка.
Развитие интеллектуальных способностей является продолжительным и сложным процессом, поэтому педагоги используют различные приемы обучения, чтобы мотивировать детей и повысить эффективность их развития. В «каждом возрастном периоде стоят свои задачи развития, решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов» [14] для данного возраста. Таким образом, выбор старшего дошкольного возраста не случаен. Именно в старшем дошкольном возрасте психологами отмечается прочность запоминания языкового материала, а также активное развитие интеллектуальных способностей, познавательной деятельности детей (А.А. Леонтьев, Е.Ю. Протасова, Н.В. Рыбакова).
Развитие интеллектуальных способностей является одним из важнейших аспектов развития детей старшего дошкольного возраста. В сложившихся условиях в практике дошкольного образования идет поиск альтернативных путей развития интеллектуальных способностей детей, поиск способов повышения эффективности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Таким решением могут выступить занятия английским языком. Однако, роль изучения английского языка недостаточно исследована в области развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречия:
• между возрастающей потребностью социума в повышении подготовки молодого поколения к жизни в обществе в условиях глобализации и недооценкой значимости влияния английского языка на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
• между необходимостью уточнения раннее разработанных аспектов интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и внедрением новых дидактических средств, повышающих эффективность интеллектуального развития детей в процессе усвоения английского языка.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы возможности процесса усвоения английского языка в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка».
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально доказать возможность развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка.
Объект исследования - процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка.
В основу исследования положена гипотеза о том, развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка возможно, если:
• разработано содержание образовательного процесса по раннему обучению английскому языку;
• процессуальный компонент образовательного процесса строится на использовании педагогом на занятиях английского языка методического конструктора;
• методический конструктор включает блоки упражнений на английском языке метапредметного характера, направленные на развитие определенных интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить показатели, определить диагностический инструментарий и выявить исходный уровень развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать содержание и методический конструктор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы, определить эффективность развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• работы, раскрывающие содержание и сущность понятия «интеллектуальные способности» (П.Я. Гальперин, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодная);
• исследования способов, приемов и методов, способствующих интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста (А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков, А.А. Столяр);
• работы исследователей, объясняющие роль английского языка в развитие детей старшего дошкольного возраста (Н.Д. Гальскова, З.Я. Футерман, Ю.Б. Юдовина);
• положения теории множественного интеллекта Г. Гарднера.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретический анализ объекта и предмета исследования; тестирование, психолого-педагогический эксперимент; методы обработки фактических данных.
Экспериментальная база исследования: языковой центр «Тип Топ» г.о. Тольятти, МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
На подготовительном этапе нами была определена проблема, выявлены объект и предмет исследования, обозначена цель. Также нами были определены задачи, сформулирована гипотеза и отобраны методы дальнейшего исследования. Были подобраны дидактические материалы, методические средства и приемы для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях английского языка.
На собственно исследовательском этапе мы выявили уровень интеллектуальных способностей детей на момент начала эксперимента. Затем была проведена экспериментальная часть исследования с использованием подобранных методических средств и приемов. В конце исследовательского этапа проведен контрольный тест, регистрация качественных и количественных изменений, обработка и анализ полученных результатов.
На заключительном этапе сформулированы выводы, определен круг нерешенных вопросов и оформлены итоги исследования.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что обоснована возможность развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка; определено содержание и блоки методических приемов (упражнений) для развития определенных интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях английского языка.
Теоретическая значимость исследования определяется конкретизацией положений дошкольной педагогики о роли освоения английского языка в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста; расширением теории и методики преподавания иностранного языка методическим подходом к развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку.
Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы педагогами на занятиях по иностранному языку для активизации интеллектуальной деятельности, оптимизации развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дошкольной педагогики и детской психологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании выражается в изучении состояния проблемы; в определении диагностической методики; в разработке и апробации методического конструктора упражнений на английском языке, направленных на развитие показателей интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Усвоения английского языка на занятиях способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста вербальных и невербальных интеллектуальных способностей: способность к обобщению понятий на основе определения признаков; способность к выявлению логических несоответствий; способность устанавливать причинно-следственные связи; способность к зрительной перцепции.
2. Стимулирование развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка обеспечивается применением на занятиях методического конструктора. Методический конструктор включает в себя блоки методических приемов (упражнений на английском языке) для развития определенных способностей (способность к обобщению понятий на основе определения признаков; способность к выявлению логических несоответствий; способность устанавливать причинно-следственные связи; способность к зрительной перцепции).
3. Методический конструктор носит метапредметный характер: методические приемы (упражнения на английском языке) в составе блоков могут быть выстроены на содержании конкретной темы занятия по английскому языку.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (39 наименований) и 3 приложений. Текст содержит 9 рисунков, 31 таблицу. Основной текст работы изложен на 76 страницах.
Изучение и анализ теоретических аспектов проблемы развития интеллектуальных способностей детей, лингвистической литературы, а также результатов экспериментального исследования позволили сформулировать следующие выводы.
Проблема развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста актуальна в связи с реализацией задач познавательного развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО, а также в связи с заинтересованностью родителей в качественном образовании детей. В настоящее время обучение детей дошкольного возраста английскому языку является предметом интереса педагогов, психологов, родителей. Однако, педагоги-практики, практические психологи отмечают и негативные последствия интенсивного раннего освоения иностранного языка, связанные с интеграцией двух символических систем. В связи с этим актуальным является изучение влияния освоения иностранного языка на становление интеллектуальных способностей ребенка.
В исследовании теоретически обоснована, экспериментально доказана возможность развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка. Конкретизированы положения дошкольной педагогики о роли освоения английского языка в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория и методика преподавания иностранного языка дополнена методическим подходом к развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку.
Разработанный методический конструктор для осуществления образовательного процесса по раннему обучению английскому языку в условиях дополнительного образования детей прошел успешно апробацию.
Стимулирование развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения английского языка обеспечивается применением на занятиях методического конструктора. Методический конструктор включает в себя блоки методических приемов (упражнений на английском языке) для развития определенных способностей (способность к обобщению понятий на основе определения признаков; способность к выявлению логических несоответствий; способность устанавливать причинно-следственные связи; способность к зрительной перцепции). Методический конструктор носит метапредметный характер: методические приемы (упражнения на английском языке) в составе блоков могут быть выстроены на содержании конкретной темы занятия по английскому языку.
Результаты апробации методического конструктора, данные контрольного эксперимента показали его эффективность, что позволяет его использовать педагогами на занятиях по иностранному языку с детьми старшего дошкольного возраста для активизации интеллектуальной деятельности, оптимизации развития интеллектуальных способностей.
Таким образом, поставленные задачи были решены, а цель исследования достигнута. В перспективе дальнейшей работы представление материалов исследования в методическом пособии для оптимизации деятельности преподавателей английского языка, комплексного решения задач обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку и развитию их интеллектуальных способностей.
1. Акимова М. К., Гуревич К. М.. Психологическая диагностика. СПб. : Питер, 2003. 652 с.
2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. 3-е изд., стереотип. М. : Когито-центр, 2009.
3. Беляева Е. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №3 (5). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gotovnost-mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu- inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole-1 (дата обращения: 11.05.2022).
4. Бернштейн Н.А. Последовательные картинки [Электронный ресурс]. URL: https:ZZinfopedia.su/28x160f0.html (дата обращения: 11.05.2022).
5. Венгер Л. А. Психолог в детском саду. М. : ИНТОР, 1995. 64 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб : Перспектива, 2018. 224 с.
7. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Акимова Н. К. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2017. 350 с.
8. Дольникова Р. А. Обучение детей английской речи в детском саду. Дис. кан. фил. наук. Ленинград, 1975.
9. Дьяченко О. М., Булычева А. И. Рекомендации по выявлению умственно-одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой. М. : Серия «Психологическая диагностика», 1996. 104 с.
10. Забрамная С. А. Разрезные картинки [Электронный ресурс]. URL: https:ZZinfopedia.suZ30x16c51.html (дата обращения: 11.05.2022).
11. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М. : Наука, 1998. 276 с.
12. Козлова А. Ю. Развитие у дошкольников познавательного интереса к культуре других стран мира в процессе изучения английского языка // Educatio. 2015. № 10(17). С. 17. ISSN 2413-5348. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/296484 (дата обращения: 01.04.2021). Режим доступа: для авториз. пользователей.
13. Короткова И. П. Новые стандарты в обучении иностранному языку в младшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №24-2. картинки [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-standarty-v-obuchenii-inostrannomu- yazyku-v-mladshey-shkole (дата обращения: 11.05.2022).
14. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2019. 432 с.
15. Ломакина Г. Р., Лаер А. А. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы // Молодой ученый. 2014. №20. С. 597-599.
...