Реферат 5
Введение 7
1 Теоретические подходы к продвижению товаров на рынок 9
1.1 Сущность и роль продвижения в комплексе маркетинга 9
1.2 Методы воздействия на потребителей на рынке В2В и В2С 24
1.3 Специфика продвижения продовольственных товаров на рынок 32
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия на рынке
продовольственных товаров 35
2.1 Организация маркетинговой деятельности на предприятии 35
2.2 Анализ маркетинговой среды предприятия 42
2.3 Анализ российского рынка муки и зерновых 49
3 Специфика продвижения продовольственных товаров (на примере ОАО АК
«Томские мельницы») 57
3.1 Особенности продвижения мукомольной продукции Томской области... 57
3.2 Анализ товарного ассортимента на основе АВС-анализа 68
3.3 Разработка комплекса продвижения продукции ОАО «Томские
мельницы» 71
4 Социальная ответственность 78
Заключение 85
Список используемых источников 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результат исследовательского среза по объемам потребляемой муки предприятиями Томска и Томской области 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ABC-анализ ОАО «АК Томские мельницы» 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структурная схема организации маркетинга 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ассортимент продукции ОАО «АК Томские мельницы» .... 96
В современных условиях, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. И для облегчения этой задачи необходимо продвижение товара, которое способствует также и выживанию фирмы на рынке.
Производитель, с помощью рычагов продвижения, таких как реклама, личные продажи, пропаганда и стимулирования сбыта, старается добиться преимущества над конкурентами и добиться расположения у потребителей. Успех организации определяется не только размером начального капитала, но и качеством деловых коммуникаций, таких как: конференции, выставки, семинары, презентации, пресс-конференции, интервью, круглые столы, деловые обеды, переговоры и т.д.
Цель работы - рассмотреть рынок мукомольной продукции, особенности продвижения товара на рынок, проанализировать маркетинговую деятельность предприятия, дать рекомендации и разработать комплекс продвижения продукции ОАО «АК Томские мельницы»
1. определить место и роль комплекса продвижения в маркетинг-
миксе;
2. показать элементы, применяемые для продвижения товаров;
3. рассмотреть современные способы продвижения;
4. проанализировать специфику продвижения продовольствия на рынок;
5. подвергнуть анализу сложившуюся ситуацию на российском рынке зерна и муки;
6. провести АВС-анализ;
7. разобрать стратегию продвижения мукомольной продукции;
8. разработать комплекс продвижения продукции ОАО «Томские мельницы»;
9. определить возможные пути развития предприятия.
Объектом исследования является предприятие ОАО «АК «Томские мельницы»
Работа состоит из трех глав: в первой главе рассматриваются особенности и новшества в комплексе продвижения и его составляющих, а также роль продвижения в маркетинг-микс. Во второй главе описывается специфика продвижения продовольственных товаров на российском рынке муки и зерна, который мы подвергли анализу. В частности на мукомольном рынке Томской области, на примере ОАО «АК «Томские мельницы», рассматривается стратегия продвижения продукции данного предприятия. Третья глава показывает специфику продвижения товара, в том числе и для российского потребителя, сформулированы и даны рекомендации.
При решении поставленных задач была использована информация из учебников, интернет ресурсов, официальных документов, периодических изданий, а также информация предоставленная ОАО «АК «Томские мельницы».
Следует решительно опровергать недостаточно аргументированное мнение о том, что хороший товар в продвижении не нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар нуждается в продвижении, а продвижение товара плохого качества приводит к огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия. На восстановление репутации в этом случае уйдут годы, а также значительные финансовые затраты.
Проанализировав продвижение продовольствия, мы пришли к следующим выводам:
Комплекс продвижения играет значительную роль в маркетинг-миксе, путём использования всех возможных инструментов коммуникации с потребителями: персональных продаж, акций продвижения, связей с общественностью, рассылок, участия в выставках различного уровня, рекламы и спонсорских акций.
Эффективность продвижения достигается путем использования совокупности инструментов комплексного инструментария продвижения, каждому из которых присущи собственные специфические приемы.
В современных условиях, когда высокие технологии приобретают все большую роль в повседневной жизни людей, возникают новые, более эффективные способы продвижения продукции с использованием интернета и различных аудиовизуальных способов.
Специфика продвижения продовольствия во многом зависит от сложности российского рынка продовольствия. Размытость которого, характеризуется большим разнообразием продуктов и нерегулярностью их потребления, зависящего от сезонности и других факторов, за исключением таких первоочередных продуктов как хлеб, молоко и т.д.
В связи с доминирующей ориентацией на крупных покупателей, производители мукомольной промышленности определяют специфичный взгляд на продвижение, заключающийся в персональном подходе к каждому покупателю, путем предоставления скидок и поиск таковых через участие в различных ярмарках и выставках, подачу рекламы в СМИ. Затраты, направленные на продвижение, в размере от одного до двух миллионов рублей, в целом дают положительный эффект, как в привлечении новых, так и усиления роли прежних потребителей мукомольной продукции.
Рассмотрев особенности продвижения на российских рынках, можно сказать, что на сегодняшний день продвижение в самой значительной мере способствует встрече товара с потребителем и как производной - выживанию фирмы на рынке. Без продвижения, в частности нового товара, даже будь он самым качественным и полезным, товар потерпит фиаско, из-за незнания его и консервативности взглядов на новшества, большинства российских потребителей.
Для того чтобы более эффективно работать на рынке, необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре, иметь информацию о конкурентах, и в том числе их политику продвижения, постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии решения о способах продвижения своего предприятия.
Эффективность деятельности во многом определяется маркетинговой деятельностью предприятия.
ОАО «Томские мельницы», стремясь занять выгодную позицию на рынке по отношению к конкурентам, постоянно нацелено на создание конкурентных преимуществ. Из основных направлений достижения конкурентного преимущества предприятие выбрала продуктовое и качественное лидерство.
Маркетинговая стратегия, которая была принята Компанией, указывает, на каких именно потребителей будет нацелена выпускаемая продукция, и как сможет фирма ответить на потребности своих клиентов, так же укажет производителей конкурентов.
В организационной структуре ОАО «Томские мельницы» имеется отдел маркетинга и рекламы, что доказывает серьезность подхода фирмы удовлетворять имеющийся спрос на продукцию Компании.
Можно смело утверждать, что формирование ассортимента изготавливаемой продукции диктуется мировыми тенденциями, что собственно понятно.
Главной целью маркетинговой политики компании является формирование лояльности потребителей, за счет развития бренда компании, информировании потребителей о высоком стандартизированном качестве и конкурентоспособных ценах. В пределах этой стратегии, компания практикует нижеприведенные маркетинговые мероприятия:
1. понижение цен на самые востребованные товарные позиции;
2. выпуск каталогов с выгодными ценами на продукцию и проведение рекламных акций с ведущими продавцами товаров ОАО «Томские мельницы»;
3. провидение опросов среди покупателей с целью обнаружения предпочтений целевых групп потребителей;
4. проведение праздничных акций путем предоставления скидок или вручения специальных подарков.
Успешность Компании ОАО «Томские мельницы» достигается благоприятными межличностными взаимоотношениями между производителем и его партнерами. Именно такое отношение к своему делу удерживают компанию на лидирующих позициях рынка.
За счет больших объемов продаж и крупных складских запасов Компанию может себе позволить постоянно устраивать для своих покупателей акции, предоставлять различные скидки и баловать приятными бонусами.
Проведенный АВС-анализ показал, что продукция групп А и В (пшеничная мука 1 и 2 сорта и отруби пшеничные) обеспечивают основной объем продаж ОАО «Томские мельницы». Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие.
Сегодня первостепенная задача маркетинговой деятельности ОАО «Томские мельницы» - создать основу для улучшения производственно - экономических показателей деятельности предприятия.
Исходя из организационной структуры ОАО «Томские мельницы» можно сделать вывод, что отделу маркетинга отводится второстепенная ин- формационно-советующая роль. В отделе маркетинга есть начальника отдела и 3 специалиста по рекламе. Функция маркетинга отделена от функции сбыта. Маркетинговая деятельность не интегрируется в процесс управления предприятием и не носит целенаправленного характера. Области маркетинга не разрабатываются тактические решения, стратегии и планы. Также не проводятся регулярные, систематические маркетинговые исследования.
Функции формирования ассортимента, разработки торговых марок и продуктовых линий сосредоточены в службе качества ОАО «Томские мельницы», а не в отделе маркетинга. Поэтому их выполнение носит в основном технологический характер. Из-за этого не происходит необходимая ориентация на выявление потребностей и спрос обслуживаемых региональных рынков.
В процессе написания работы разработана система мер, которая поможет развитию деятельности отдела маркетинга в ближайшие годы.
Функциональная структура службы маркетинга (см. приложение Б) предусматривает формирование группы планирования маркетинга, маркетинговых исследований, разработки товара и ассортимента, ценовой политики и ценообразования, маркетинговых коммуникаций (стимулирование продаж и реклама).
Для рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении маркетинговых функций разработана линейная карта. Матрица отражает объем и характер полномочий и обязанностей каждого должностного лица, особенно когда их деятельность пересекается.
Применяя матричный метод, предприятие получает возможность комплексно развивать производство продукции, ее переработку и реализацию с учетом имеющихся мощностей и спроса покупателей, уменьшить потери, а главное - повысить эффективность ОАО «Томские мельницы».
1. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга» / С.Н. Аникеев. - М. : Фолиум, 2005.
2. Афанасьев М.П. Маркетинговая стратегия и практика фирмы. - М. : Приор, 2009.
3. Багиев Г.Л. Экономика / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. - М. : 1999. - 693 с.
4. Барышев А.В. Эффективное продвижение на В2В-рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования - 2007. - №6. - С. 24 - 29.
5. Башкирова Е.И. Тестирование продукта в маркетинговых исследованиях // Маркетинг в России и за рубежом - 2001. - №6. - С. 37 - 42
6. Бурдей К., Троян Н. Выведение нового продукта на рынок. Этапы и информационная поддержка // Журнал YES! - 1999. - №1. - С. 23 - 27
7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара // Маркетинг в России и за рубежом - 2002. - №4.- С. 45 - 48
8. Информационный обзор рынка зерна и продуктов его переработки [Электронный ресурс] // Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий: некоммерческая организация. - Электрон. дан. - URL: www.sojuzmuka.ru (дата обращения 08.04.2010).
9. Карпухина И.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации в бизнесе // Материалы тренинга, 2007
10. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - Спб. : изд-во Питер, 2000. - 733 с.
11. Лекции по маркетингу [Электронный ресурс] // Тарефер : база работ. - Электрон. дан. - URL: http://works.tarefer.ru/48/100274/index.html (дата обращения: 06.02.2010).
12. Marketing mix комплекс маркетинга [Электронный ресурс] // Независимый консультант Сурин Алексей : маркетинг консалтинг. - Электрон. дан. - URL: http://surin.marketolog.biz/4p.htm (дата обращения: 25.02.2010).
13. Мелешина К. Использование аудиовизуальных средств в продвижении продуктов питания // Продвижение продовольствия. PROD&PROD . - 2010 - № 1. - С. 14-19.
14. ОАО «АК «Томские мельницы» [Электронный ресурс] // Акционерное общество. - Электрон. дан. - URL: http://www.tomskmins.ru/ (дата обращения: 09.03.2010).
15. Обзор Российского рынка муки [Электронный ресурс] // ИКАР: информ. бюро. - Электрон. дан. - URL: http://www.ikar.ru (дата обращения 17.12.2009).
16. Основы маркетинга. Реклама. Продвижение товаров на рынок. [Электронный ресурс] // Открытые курсы бизнеса и экономики. - Электрон. дан. - URL: http://conege.ru/economics/part3/33.html (дата обращения: 06.02.2011).
17. Организация коммерческой деятельности / под ред. Л.А. Брагина.
- М.: Академия, 2006.
18. Петриченко В.Итоги 1-ой половины сезона 2009-2010, взгляд на его окончание и урожай 2010 года / В. Петриченко // Зимняя зерновая конференция, Белокуриха, февраль 2010/ ООО ПроЗерно.
19. Природа маркетинговых коммуникаций и управление продвижением товара [Электронный ресурс] // MD маркетинг : консалтинговая группа.
- Электрон. дан. - URL: http://www.md-
marketing.ru/articles/html/artide10165.html (дата обращения: 25.02.2010)
20. Сизов А.Е. Российский рынок зерна: Особенности текущего сезона, перспективы нового [Электронный ресурс]. // А.Е. Сизов. / Центр «СовЭкон»: Анализ Российских аграрных рынков. - Электрон. дан. - URL: http://www.sovecon.ru (дата обращения 05.04.2010)
21. Статистика производства муки [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства. - электрон. дан. URL:
http: //www.mcx .ru/dep_do c. html?he_id=
797&doc_id=20833 (дата обращения 17.12.2009)
22. Сэмплинг [Электронный ресурс] // BTL-PROMOTION : рекламное промо-агентство. - Электрон. дан. - URL: http://www.btl- promotion.ru/page40.htm (дата обращения: 25.02.2010).
23. Сэмплинг [Электронный ресурс] // Эволюция : рекламное агентство. - Электрон. дан. - URL: http://www.evolution- spb.ru/sampling.html?7d36734e24a4c56e37fde17ee
65ab2b6 =ebb608d8adf801af789538b08db3bb3d (дата обращения: 25.02.2010).
24. Только 2% Россиян всегда покупают новинки продуктов питания [Электронный ресурс] // Институт проблем предпринимательства: негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации. - Электрон. дан. - URL: http://www.inventech.ru/lib/ cost/cost-0042/ (дата обращения: 12.03.2010).
25. Томпсон А.А., Стрэнд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрэнд. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 480 с.
26. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2009.
27. Эллвуд Ян. 100 приемов эффективного брендинга. - СПб. : Питер, 2002.
28. Яненко М. Торговые марки в товарной политике фирмы. - СПб: Питер, 2007.