Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Авторская телепрограмма «Лаборатория Уткиной» как инструмент формирования медиаграмотности молодежи (творческая работа)

Работа №109457

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Научно-популярная телепрограмма для молодежи как медиаобразовательный ресурс 12
1.1 Медиаграмотность молодежи как актуальная проблема 12
1.2 Научно-популярная программа для молодежи как элемент медиаобразовательного дискурса 21
Глава 2 «Лаборатория Уткиной» - молодежная программа научно-популярного формата 28
2.1 Молодежный телеканал «ТОЛК ТВ» - платформа распространения телепрограммы «Лаборатория Уткиной» 28
2.2 Концепция и этапы работы над авторской молодежной телепрограммой «Лаборатория Уткиной» 31
2.3 Анализ авторской молодежной телепрограммы «Лаборатория Уткиной» 51
Заключение 57
Список используемых источников 60
Приложение 67

Современный человек не может жить и развиваться изолированно от сферы массмедиа. Однако в медиасреде происходят разнообразные явления, зачастую спорные или неоднозначные. Активно развиваются неконтролируемые сегменты, в том числе, закрытые сети, используемые для обмена закрытыми (часто незаконными) данными и их хранения, например, даркнет. Корреспондент «Медузы» Даниил Туровский провел журналистское расследование, общаясь с продавцами даркнета в зашифрованных чатах1. Он выяснил, что на сайтах «теневого Интернета», его называют еще «глубинным интернетом» или «глубокой паутиной», осуществляется нелегальная продажа оружия, наркотиков, поддельных документов. Через YouTube-каналы и стримы информация сомнительного качества попадает к аудитории в режиме прямого эфира без фильтров и без ответственности производителей за характер и качество информации.
Молодежь более активно, чем другие возрастные группы, функционирует в медиасреде. Однако при всей технологической продвинутости, она, в большинстве случаев, абсолютно не готова критически воспринимать и обдумывать содержание информации, не умеет ставить барьеры на пути негативного информационного влияния и не умеет защищать себя от информационного шума и мусора. Например, шумиха вокруг «игры» известной под названиями «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «F57», о которой много говорили в медиа в конце 2016 года и начале 2017, породила множество молодых «последователей», опрометчиво ищущих опасные приключения в сети. Три нападения на школы в разных городах России, произошедшие в 2018 году, массмедиа связали с убийствами в американской школе «Колумбайн», произошедшими в 1999 году. Была высказана точка зрения, что российские школьники совершили свои действия под влиянием сформировавшихся в сети фан-обществ, идеализировавших и романтизировавших образы Эрика и Дилана - двух американских подростков-убийц.
Во втором десятилетии XXI в. учеными и практиками массмедиастала активно подниматься проблема медиаграмотности молодежи. В 2017 году ее обсуждали участники ежегодной Глобальной недели медийной и информационной грамотности. Основная конференция состоялась на Ямайке, но мероприятия проходили по всему миру, в том числе и в Москве. В сети появились медийные проекты журналистов, цель которых - с помощью и на базе средств массовой коммуникации сформировать навыки медиаграмотности молодежи.
Проектов, направленных на развитие медиаграмотности на интернет- площадках, много: печатные тексты, видеолекции, лекции с использованием инфографики, практико-ориентированные «любительские» материалы. Однако среди них нам не удалось найти программы для молодежи, популяризирующие научную информацию о медиа.
Итак, с одной стороны, острота проблемы низкой медиаграмотности молодежи, с другой - необходимость развития проектов, направленных на ее решение, доказывают актуальность бакалаврской работы. Повышение медиаграмотности - приоритетное направление деятельности Молодежного медиахолдинга «Есть talk!» Тольяттинского государственного опорного университета (ТГУ), поэтому у телепрограммы о медиаграмотности «Лаборатория Уткиной» есть заказчик - телевизионная редакция «ТОЛК ТВ» - структурное подразделение молодежного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ.
Объект бакалаврской работы -авторская телепрограмма научно-популярного характера. Предмет - содержательно-формальные характеристики и выразительные ресурсы телепрограммы «Лаборатория Уткиной» как средства формирования основ медиаграмотности студенческой молодежи.
Цель: разработать концепцию и подготовить пилотный выпуск программы научно-популярного формата, направленной на развитие медиаграмотности студенческой молодежи.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1) учитывая целевые установки учредителя, актуальные запросы молодежной аудитории и тренды научно-популярного телевидения, разработать концепцию программы в научно-популярном формате;
2) подготовить режиссерский сценарий;
3) снять выпуск телепрограммы;
4) разместить программу на платформе YouTube, получить обратную связь от целевой аудитории.
В современной научной литературе проблемы медиаобразования в целом и медиаграмотности в частности поднимаются часто.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы, посвященные вопросам медиаобразования: А.П. Короченского, Р.П. Баканова, А.В. Федорова,Л.А. Ивановой, М.А. Мясниковой, А.В. Шарикова, И.В. Григорьева, А.А. Журина, И.В. Жилавской, Г.Р. Биккуловой.
Для решения поставленных в работе задач были использованы общенаучные методы (систематизация, классификация, обобщение) и методы, используемые в журналистской науке: функциональный - для определения и оценки внешних факторов, влияющих на содержательно-формальные характеристики телепрограммы; типологический - для характеристики формата программы; семантико-синтаксический анализ использовался для профессиональной рефлексии авторской программы; структурный - для оценки адекватности формы и содержания программы. Концепция телевизионной программы разрабатывалась по аналогии с алгоритмом, предложенным профессором И.М. Дзялошинским для характеристики концепции периодических изданий. С помощью метода классификации были систематизированы проблемы медиаобразования. Метод критического осмысления информации стал одним из основных при проведении фактчекинга интернет-публикаций в СМИ.
Для составления режиссерского сценария и синопсиса мы опирались на исследование-сравнение «Youngandyounger» коммуникационного агентства PBN H+K и независимой исследовательской компании MAGRAM MR, в котором сравниваются интересы и медиапривычки представителей двух молодых поколений: X (18-35 лет) и Y (14-18 лет)2.
Во время работы над авторской телевизионной программой использовались логические и творческие методы. Содержание программы основано на результатах анализа научных и журналистских публикаций по проблемам медиаобразования. Во время написания режиссерского сценария, съемок и монтажа использовались систематизированные данные о трендах развития форматов молодежных телепрограмм. Для получения обратной связи от аудитории программы использовался метод интернет-анкетирования на видеохостинге YouTube.
Эмпирическую базу работы составили медиатексты на тему медиаграмотности, размещенные на интернет-ресурсах: «АфишаОаПу», «Meduza», «Лапшечноснималочная», «TexTerra», «ЖурОом», «Mediamedia», «Журналист», «DragonNews», «Pravmir.ru», «MediaNavigator»; выпущенные в эфир телеканалов «NationGeographic», «Discovery», «BBC», «Культура», «Наука 2.0», «Живая планета», «СТС»; на видеохостинге YouTube: «Медиаразвитие», «Минобрнауки России», «TED-Ed», «AlbertVirnin», «ImpactHubOdessa», «EAVI - MediaLiteracyforActiveCitizenship». Некоторые из этих каналов являются англоязычными, но доступны молодому русскоговорящему зрителю, потому что в этих видеоматериалах есть специально подготовленные субтитры.
Хронологические рамки работы. В период разработки концепции программы «Лаборатория Уткиной» с 03.09.17 г. по 01.10.17 г. нами было найдено и изучено более 100 материалов разных форматов и жанров по теме медиаграмотности; а также проанализированы научно-популярные программы различной тематики для понимания того, что представляет собой данный формат на телевидении и в интернете.
Пилотный выпуск авторской ТВ-программы «Лаборатория Уткиной» опубликован на YouTube-канале «ТОЛК ТВ» и активно продвигается в социальных сетях.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в приобретении автором бакалаврской работы знаний, умений, навыков, необходимых для создания молодежной телевизионной программы, а также в разработке и реализации проекта программы, соответствующей современным вызовам и трендам медиаобразовательного дискурса. После выхода пилотного выпуска проект будет продолжен силами сотрудников и студентов молодежного медиахолдинга «Есть talk». На этапе подготовки бакалаврской работы модель программы была апробирована, осмыслена и принята для дальнейшей реализации на отдельном YouTube-канале. Некоторые материалы бакалаврской работы были представлены на Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2018», где успешно прошли апробацию3.
В соответствии с целью и решаемыми задачами структура бакалаврской работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка используемых источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы бакалаврской работы, определяются цель и задачи, характеризуется методологическая и теоретическая базы, а также ее структура.
В первой главе «Научно-популярная телепрограмма для молодежи как медиаобразовательный ресурс» воссоздается генезис научного и профессионального знания в сфере медиаобразования молодежи, молодежь рассматривается как активный потребитель медиаконтента, представлена характеристика научно-популярного формата телевизионной программы; анализируется деятельность по проверке информации - «фактчекинг» - как базовая компетенция медиаграмотного человека.
Во второй главе «Лаборатория Уткиной» -молодежная программа научно-популярного формата» представлен режиссерский сценарий телепрограммы, описан процесс работы над пилотным выпуском, а также даны результаты профессионального самоанализа с точки зрения критериев медиаграмотности и современных телетрендов, ориентированных на молодежь.
В заключении формулируются основные выводы по работе. Список используемых источников включает 50 наименований. В приложении представлена справка-подтверждение заявки от заказчика программы (подписанное главным редактором «ТОЛК ТВ»), а также диск с записью научно-популярной авторской программы «Лаборатория Уткиной».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире, где с каждым днём становится все больше информации, закрытых сетей для обмена данными, стримов и прямых трансляций в социальных сетях, проблема медиаграмотности людей стоит остро. Уязвимее всех перед неконтролируемыми информационными потоками остается молодежь как активный, но при этом плохо подготовленный участник медиадискурса. У молодых людей - постоянных пользователей Интернета - есть рядпроблем: они не всегда способны защитить себя от информационного шума и мусора, не умеют самостоятельно проводить фактчекинг информации, у них отсутствует развитое критическое мышление. Над решением этих проблем работают не только теоретики в сфере медиаобразования, но и практики, в том числе журналисты.
Одной из приоритетных задач деятельности молодежного медиахолдинга (МХ) «Есть talk!» - структурного подразделения Центра гуманитарных технологий и медиакоммуникаций Тольяттинского государственного университета - является формирование медиаграмотности у студентов вуза. Авторская телевизионная программа о медиаграмотности «Лаборатория Уткиной» была создана по заказу телевизионной редакции «ТОЛК ТВ» (подразделения МХ «Есть talk!» ТГУ) и направлена на решение задач МХ по отношению к студенческой аудитории.
Автором была разработана концепция программы, с учетом установок заказчика (конкретно ТОЛК ТВ), а также актуальных запросов молодежной аудитории и трендов телевидения.
Научно-популярный формат стал «оберткой» для программы «Лаборатория Уткиной». Экстраполяция формата научно-популярной тележурналистики на программу медиаобразовательного толка оказалась возможной по причине схожести задач двух направлений.
В программе были использованы методы инфотеймента, интерактивности, геймификации, storytelling-как самые действенные и популярные среди молодежной аудитории.
Инфотеймент и геймификация были применены для «легкой», «игровой» подачи сложного материала, направленного и на героев программы, и ее зрителей на YouTube. Это обеспечило программе развлекательный характер, привычный для молодежи.
Storytelling применялся в программе на протяжении всего времени. В выпуске есть истории пятерых героев и ведущего, которые делятся личными ожиданиями, и которые в финале программы делают выводы об участии в необычном эксперименте. А также storytellingлег в основу творческого задания для героев программы: написания заметки о событиях, происходящих с Золушкой. Это обеспечило программе развитие сюжета и «живость».
Смешение таких телевизионных жанров, как телевизионная лекция, интервью, реалити-шоу позволили в полной мере решить творческие задачи, обозначенные в концепции творческого проекта.
Жанр телевизионной лекции стал основным элементом программы, несущим содержание медиобразовательного толка и реализующим цель программы.
Жанр телеинтервью был использован для фиксирования искренней реакции героев до и после телевизионной лекции и творческого задания.
Элементы реалити-шоу, а также телевизионного эксперимента помогли создать иллюзию реальности эксперимента, втянуть зрителя в пространство «Лаборатории».
В результате участия в пилотном выпуске у пятерых героев программы изменились представления о фейках, появилась базовая медиакопетенция - умение самостоятельно проводить фактчекинг. Об этом свидетельствуют утверждения героев в постинтервью, а также результаты дополнительного задания (уже после публикации программы), где участникам было предложено проверить пять заметок на достоверность. С этим заданием успешно справились все герои пилотного выпуска.
Жанрово-форматная модель программы, разработанная и реализованная ее автором, принята редакционным коллективом Молодежного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ и будет использована в последующих телепрограммах медиаобразовательной тематики, так как доказана ее эффективность в плане решения задач МХ по формированию медиаграмотности студентов Тольяттинского государственного опорного университета, а также в плане воздействия на сознание студенческой аудитории.


1. Evaluating Information: The Cornerstone of Civic Online Reasoning // Wine burg, Sam and McGrew, Sarah and Breakstone, Joel and Ortega, Teresa. 2016. - https://purl.stanford.edu/fv751yt5934.
2. Masterman, L. Teaching the Media / L.Masterman. - London: Comedia Publishing Group, 1985.-P. 341.
3. Semali, L.M.Literacy in Multimedia America / L.M Semali. -NewYork - London: Falmer Press, 2000. -Р. 243.
4. Silverblatt, A. Media Literacy / A.Silverblatt. - Westport, Connecticut - London : Praeger, 2001. -Р. 449.
5. StopFake. Группа в социальной сети Вконтакте [Электронный ресурс].- Режимдоступа: https://vk. com/stopfake360.
6. Адама и Еву изгнали из рая из-за фейковых новостей. Объясняет папа римский [Электронный ресурс] // Медуза. - 2018. - 24 января. - Режим доступа к журн.: https://meduza.io/feature/2018/01/24/adama-i-evu-izgnali-iz-raya- iz-za-feykovyh-novostey-ob-yasnyaet-papa-rimskiy.
7. Бердникова, Э.Н. Феномен информационной зависимости в студенческой среде: сб. ст. [Текст] / Э.Н. Бердникова // Problemsof formation of a professional: theoretical analysis principles and practical solutions, 2017.-С. 49-54.
8. Вартанова, Е.Л. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи [Текст] / Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1.: Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. Донцова А.И., Засурского Я.И., Матвеевой JI.B., Подольского А.И. - Москва, 2002. - С. 8-38.
9. Викторова, А.С. Социальные сети и молодежь [Электронный ресурс] / А.С. Викторова, И.А. Свертков // Территория науки. - 2013. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-i-molodezh.
10. Владимирова, Т.Н. Технология «Мастерские» как форма организации медиаобразовательной деятельности факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова [Текст] / Т.Н. Владимирова // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере :сборник трудов международного форума/ Под общей редакцией И. Жилавской, И. Фатеевой.- Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. - С. 135-143.
11. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 96-105.
12. Гегелова, Н.С. Научно-популярное телевидение на российских телеканалах: реалии и проблемы [Текст] / Н.С. Гегелова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2017. - № 3. - С. 544-552.
13. Дзялошинский, И.М. Медиаиндустрия как источник угроз: модели защиты [Текст] / И.М.Дзялошинский// Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: сборник трудов международного форума/ Под общей редакцией И. Жилавской, И. Фатеевой.-Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. - С. 5-11.
14. Егоров, В.В. Телевидение: теория и практика [Текст] / В.В. Егоров. - М.: Международный независимый эколого-политологичесеий университет, 1993. - 121 с.
15. Жилавская, И.В. Медиа-информационная грамотность: новый концепт [Текст] / И.В. Жилавская // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере : сборник трудов международного форума/ Под общей редакцией И. Жилавской, И. Фатеевой. -Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. - С. 58-66.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ