Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования готовности студентов педагогического образования к самообразованию 12
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 12
1.2 Самообразование как аспект профессиональной деятельности 16
1.3 Изучение уровня готовности студентов педагогического
образования к самообразованию 21
Глава 2 Экспериментальная работа, направленная на формирование готовности студентов педагогического образования к самообразованию. 30
2.1 Критерии, показатели и уровни готовности к
самообразованию студентов педагогического образования 30
2.2 Реализация программы, направленной на формирование
готовности студентов педагогического образования к самообразованию 43
2.3 Выявление динамики формирования готовности студентов
педагогического образования к самообразованию 50
Заключение 61
Список используемой литературы 66
Приложение А Списки студентов, принимающих участие в эксперименте 72
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 74
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 76
Актуальность исследования. В законе «Об образовании Российской Федерации» сформулирована основная цель профессионального образования: подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. «В соответствии с данными документами и требованиями международных стандартов результаты высшего профессионального образования формулируются в категории компетентности, понимаемой как специфические ожидания студента, связанные с его успехами в профессиональной деятельности. В условиях современного общества студенты вузов испытывают потребность в систематическом повышении и углублении знаний, в овладении ими достижениями науки и техники, в способности быстро и эффективно усваивать поток постоянно обновляющейся информации, перерабатывать и творчески применять ее в учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности» [1]. А вследствие того, что количество аудиторных занятий значительно меньше, нежели количество времени, отведенное на самостоятельную работу, студент должен обладать готовностью к самосовершенствованию, к самообразованию. Поэтому проблема сформированности готовности к самообразовательной деятельности является актуальной на современном этапе.
В педагогике самообразование обеспечивает готовность обучающихся к непрерывному образованию и характеризуется одной из функций обучения (А.Е. Аргунов, А.В. Усова и др.). «Сущность, функции и особенности самообразования определены Т.А. Вороновой, А.К. Громцевой и др. Средства и пути формирования потребности и стремления к самообразованию исследованы Л.А. Земской, Б.Ф. Райским и др. Проблемами профессионального самообразования будущего учителя занимались ученые Т.Е. Климова, О.Е. Лебедев, Е.Г. Скворцова. Проблемам самообразования студентов вузов посвящены диссертационные исследования Т.П. Лизневой, А.С. Павловой, Г.Н. Серикова. Самообразованию студентов и целенаправленной подготовке студентов к самообразованию посвящены работы авторов А.Я. Айзенберг, Г.Н. Серикова. Большинство диссертационных исследований проведено в условиях технического вуза (С.П. Архипов, С.В. Паршина.). Изучена связь самообразования с самовоспитанием личности (В.Б. Бондаревский, А.Г. Ковалев и др.); готовность обучающихся к самообразованию и признаках этой деятельности (Н.Д. Иванова, Н.А. Половникова)» [21].
При анализе психолого-педагогической литературы мы обратили внимание на определение понятий «готовность» и «готовность к самообразованию».
«В словарях русского языка слово «готовность» имеет различные смысловые значения. В. Даль определяет готовность - как состояние или свойство готового к действиям человека» [15]. В словаре С.И. Ожегова под готовностью понимается состояние, при котором человек все сделал, готов для чего-нибудь. Т.А. Воронова понимает под самообразованием - деятельность по самообучению, результатом которой являются интеллектуальные изменения, происходящие в субъекте. Ю.Н. Кулюткин считает что «самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим обучающимся» [53]. «В Большом энциклопедическом словаре готовность характеризуется как подготовленность к чему-либо, способность что-то сделать. А.К. Громцева понимает самообразование как основу совершенствования подготовки студентов, процесс становления его личности, в основе которого лежит интерес в сочетании с самостоятельным изучением материала как заданное содержание самообразовательной деятельности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным» [14]. На основе этих определений можем сделать вывод, что готовность - это особое состояние человека, способного, подготовленного к выполнению какого-либо дела» [36].
В научной литературе часто под готовностью к деятельности подразумевается хорошая развитость тех качеств (психических, физических, интеллектуальных), которые необходимы для ее выполнения.
Таким образом, можно сделать вывод, что готовность к самообразованию определяется базовой культурой личности, способностью творческого применения знаний и умений при решении познавательных и практических задач; уровнем владения умениями, используемыми в процессе осуществления самообразования (организационно-исполнительский
компонент); положительным отношением к самообразованию и собственному совершенствованию; наличием мотивов (внутренних и внешних); особенностями восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств (психологический компонент); личными способностями.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом противоречий между:
- осознанием студента необходимости самообразования и недостаточностью знаний об этом процессе;
- важностью обеспечения условий непрерывного развития личности в период всей жизни и теоретической не разработанностью вопросов самообразования.
Данные противоречия детерминированы проблемой исследования: какие педагогические условия позволят сформировать готовность студентов педагогического образования к самообразованию.
Таким образом, необходимость устранения противоречий и решения проблемы обусловила тему исследования: «Формирование готовности студентов педагогического образования к самообразованию».
Цель исследования: сформировать готовность студентов педагогического образования к самообразованию
Объект исследования: процесс формирования готовности студентов педагогического образования к самообразованию.
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности студентов педагогического образования к самообразованию.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности к самообразованию у студентов педагогического образования возможен если будет:
- раскрыта структура и содержание понятия «готовность к самообразованию» и показана его роль в системе подготовки студентов педагогического образования;
- определены критерии, показатели и уровни готовности к самообразованию у студентов педагогического образования;
- разработана и внедрена программа, направленная на формирование
готовности студентов педагогического образования к самообразованию.
Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ состояния проблемы формирования готовности студентов к самообразованию и раскрыть сущность и содержание понятия «готовность к самообразованию»;
2) определить критерии, показатели и уровни готовности к самообразованию студентов педагогического образования;
3) разработать программу, направленную на формирование готовности студентов педагогического образования к самообразованию
4) реализовать программу, направленную на формирование готовности студентов педагогического образования к самообразованию
В соответствии с поставленными задачами в работе использован комплекс методов исследования:
- теоретический (изучение и анализ философских, социологических, психологических, педагогических трудов по проблеме формирования готовности к самообразованию);
- эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседы, изучение документации и результатов деятельности студентов и преподавателей вуза; опытно-экспериментальная работа со студентами);
- статистический (методы обработки результатов констатирующего и формирующего педагогического эксперимента).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1) современные теории самообразования и концепции целенаправленной подготовки обучающихся к самообразованию (А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков, В.Н. Туманов, и др.);
2) теория непрерывного образования (A.M. Новиков, В.Г. Онушкин и др.);
3) теория активизации познавательной деятельности, формирования познавательных интересов, развития самостоятельности в процессе познания (Б.Г. Ананьев, Б.П. Есипов, B.C. Ильин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Г.Н. Щукина и др.);
4) личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.О. Котлярова, O.A. Сиротин, И.С. Якиманская и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование выполнялось на базе ФГБОУ ВО ТГУ по направлению «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования».
Организация и основные этапы исследования. Исследование проходило с сентября 2018 г. по июнь 2020 г. И состояло из 3 этапов.
Первый этап (сентябрь 2018г. - апрель 2019 г.)- поисково-теоретический - был направлен на изучение психолого-педагогической литературы. Были определены цель, объект, предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза. Проводился ее сравнительный анализ, осуществлялось изучение опыта в контексте проблемы исследования, определялись исходные параметры работы. Изучался накопленный в педагогической науке за последние годы материал по проблеме формирования готовности студентов к самообразованию.
Второй этап (апрель 2019 г. - декабрь 2019 г.) - опытно-экспериментальный. Включал разработку методики и программы эксперимента, проводился констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности готовности к самообразованию студентов. Проводился формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована программа, позволяющая формировать готовность к самообразованию студентов психолого-педагогического направления.
Третий этап (январь 2020 г. - июнь 2020 г.) - заключительно-оценочный. Осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе экспериментальной работы результатов, сформулированы выводы по работе, оформлены результаты магистерского диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- уточнено понимание «готовности к самообразованию», которое рассматривается как способность творческого применения знаний и умений при решении познавательных и практических задач, а также как владение умениями, используемыми в процессе осуществления самообразования;
- раскрыт и обоснован компонентный состав «готовности к самообразованию»: коммуникативный, гностический, мотивационный, когнитивный;
- выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к самообразованию бакалавров педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании комплекса педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию, в уточнении понятий «готовность к самообразованию», «формирование готовности к самообразованию». Осуществленные в исследовании обобщения позволяют увидеть динамику развития у студентов готовности к самообразованию.
Практическая значимость заключается в разработке и реализации программы, направленной на формирование готовности к самообразованию, разработаны отдельные лекции (проблемная лекция, лекция провокация, лекция-визуализация, тренинг, учебная дискуссия), раскрывающие специфику реализации выделенных педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к самообразованию. Разработанные автором формы и методы работы могут быть использованы в образовательных учреждениях высшего и послевузовского образования.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявление проблематики, определении понятия «готовность к самообразованию», разработке и характеристики компонент готовности к самообразованию, а также разработки программы, способствующей формированию готовности студентов к самообразованию.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в течение всего периода исследования. Его результаты докладывались на:
- Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество» г. Тольятти в 2019 году;
- студенческих научно-практических конференций «Студенческие Дни науки в ТГУ» в 2019-2020 годах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. «Готовность к самообразованию» это способность студентов к творческому применению знаний и умений при решении познавательных и практических задач, а также владение умениями, используемыми в процессе осуществления самообразования. Готовность к самообразованию рассматривается как способность творческого применения знаний и умений при решении познавательных и практических задач и как вид самостоятельной деятельности, направленной на усвоение и преобразование информации объективной реальности в субъективные знания, а также как уровень владения умениями, используемыми в процессе осуществления самообразования;
2. Готовность к самообразованию в исследование представлено
компонентами:
- когнитивный компонент проявляется в базовой культуре личности, a также включает систему знаний об особенностях организации самообразовательной, познавательной деятельности, о приемах работы с источниками информации и способах повышения эффективности данного процесса;
- мотивационный компонент предполагает наличие положительных, устойчивых внутренних мотивов, осознание значимости образования и самообразование, положительное отношение бакалавра к данному виду деятельности, а также проявление самостоятельности, трудоспособности и воли, четкое представление о методах, формах, приемах самообразования, и знания о самообразовании вообще;
- коммуникативный компонент представляет собой способность хорошего взаимодействия в коллективе, группе, также способность использовать опыт самообразовательной деятельности.
- гностический компонент представляет собой гибкость и оперативность мышления, наблюдательность, также способность к анализу деятельности (рефлексии), к обобщению, синтезу, креативность, проявляющаяся в деятельности, наличие удовлетворенности от познания, умение переносить знания в новые ситуации.
3. Разработанная программа, направленная на формирование готовности к самообразованию позволила изменить отношение студентов к самообразованию. Программа содержит: проблемную лекцию «Теоретические и методологические основы готовности к самообразованию. Что значит быть готовым к самообразованию?»; лекцию-провокацию «Характеристика компонентов самообразования»; лекцию-визуализацию «Субъект самообразования»; тренинга «Межличностное учебное общение»; деловую игру «Самообразование в профессиональной деятельности» и учебную дискуссию «Роль и значение самообразования в аспекте профессиональной деятельности».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 16 рисунков, 12 таблиц, список использованной литературы (57 источников), трех приложений. Основной текст работы изложен на 77 страницах.
Таким образом, в проделанной работы изучался важный компонент - самообразование с психологической точки зрения - это не только совершенствование личностью системы знаний, а также совершенствование своей деятельности, т.е. умения управлять ею, изменять ее и перестраивать, даже совершенствовать мотивы и цели этой деятельности.
Первый параграф посвящён анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить понятие таких определений как «самообразование» и «готовность к самообразованию». Также была рассмотрена структура самообразовательной деятельности и определены компоненты готовности студента к самообразованию. В качестве, которых выделяются: когнитивный, коммуникативный, мотивационный, гностический.
Второй параграф посвящён анализу понятия самообразованиякак аспекта профессиональной деятельности. Приведено определение, что самообразование с психологической точки зрения - это не только совершенствование личностью системы знаний, а также совершенствование своей деятельности, т.е. умения управлять ею, изменять ее и перестраивать, даже совершенствовать мотивы и цели этой деятельности. За основу было взято мнение М.М. Гумеровой, которая выделяет четыре компонента готовности к самообразованию. Рассмотрим их подробнее:
Когнитивный компонент проявляется в базовой культуре личности, a также включает систему знаний об особенностях организации самообразовательной, познавательной деятельности, о приемах работы с источниками самообразования, и способах повышения эффективности данного процесса.
Мотивационный компонент предполагает наличие положительных, устойчивых внутренних мотивов, осознание значимости образования и самообразование, положительное отношение бакалавра к данному виду деятельности, а также проявление caмocтoятeльнocти, тpудocпocoбнocти и воли, четкое пpeдcтaвлeниe о методах, фopмaх, пpиeмaх caмooбpaзoвaния, и знания о caмooбpaзoвaнии вообще.
Коммуникативный компонент пpeдcтaвляeт собой cпocoбнocть хоpошeго взаимодействия в коллективе, группе, также способность использовать опыт сaмообpaзовaтeльной деятельности [13].
Гностический компонент пpeдстaвляeт собой гибкость и опepaтивность мышления, наблюдательность [27]. Также способность к анализу деятельности (peфлeксии), к обобщению, синтезу, кpeaтивность, проявляющаяся в деятельности, наличие удовлетворенности от познания, умение переносить знания в новые ситуации.
В третьем параграфе представлено изучение уровня готовности студентов педагогического образования к самообразованию, где указано, что в условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, функциональная важность и нуждаемость традиционных методов обучения уменьшаются. Цель самообразования - в знании и понимании единой, нераздельной жизни - жизни как единого целого, жизни. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Изучать эти последние отдельно необходимо лишь для того, чтобы возможно скорее сложить их все вместе, ради знания и понимания жизни как единого целого.
Вторая глава «Экспериментальная работа по формированию готовности студентов педагогического образования к самообразованию» состоит из трех параграфов, в которых описана экспериментальная работа по формированию готовности студентов педагогического образования к самообразованию.
Первый параграф второй главы содержит критерии, показатели и уровни готовности к самообразованию студентов педагогического образования. В соответствии с компонентами и показателями были сформулированы, уровни наличия каждого из компонентов готовности к самообразованию.
Высокий уровень - такие студенты стараются саморазвиваться и реализовываться как в учебной, так и профессиональной деятельности. Они умеют применять полученные теоретические знания на практике. У студентов сформированы все компоненты и ярко выражены потребность в дальнейшем самообразовании. Такие студенты имеют ярко выраженные компоненты к педагогическому общению и саморазвитию. Такие студенты имеют ярко выраженные компоненты к саморазвитию.
Средний уровень - такие студенты, имеют потребности в саморазвитии, однако не могут реализовать их в полной мере. Они довольно не уверенны собой и не всегда понимают, как применять теоретические знания в педагогическом процессе. У студентов заметны проявления таких компонентов самообразования как когнитивного. Недостаточная сформированность мотивационного, коммуникативного и гностического компонентов самообразования.
Низкий уровень — студенты не мотивированы к формированию когнитивного, мотивационного, коммуникативного и гностического компонентов самообразования, прилагают незначительные усилия для саморазвития. Они не понимают, как соотносить практические знания с теоретическими знаниями. У студентов проявляется отсутствие отдельных компонентов самообразования, а также потребность в их самосовершенствовании. У таких студентов проявляются отсутствие отдельных компонентов педагогического общения, а также потребность в их формировании, в профессиональном самосовершенствовании.
Второй параграф второй главы содержит разработку и реализацию программы, направленной на формирование готовности студентов педагогического образования к самообразованию. Целью формирующего эксперимента является формирование готовности к самообразованию бакалавров педагогики.
Была разработана программа, направленная на формирование готовности к самообразованию. Она состоит из трех этапов:
- Адаптационный (выполнял организационную функцию, обучающую (приобретение знаний, умений) и воспитательную (развитие качеств и способностей личности, необходимых для самообразования))
- Накопление опыта (позволил развивать умения по самообразовательной деятельности у студентов группы ННОб-1701)
- Заключительный (состоит в оценке своей деятельности, рефлексии и самооценки)
Третий параграф второй главы направлен на выявление динамики сформированности готовности студентов педагогического образования к самообразованию. На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что разработанная и апробированная программа по развитию уровня готовности к самообразованию позволила выявить положительную динамику уровня развития мотивационного, коммуникативного и гностического компонентов самообразования у студентов группы ННОб-1701.
Согласно полученным данным, можно сделать заключение о том, что гипотеза подтвердилась, а проведённая экспериментальная работа оказалась эффективной и позволила повысить уровень готовности к самообразованию студентов педагогического образования.
В заключении сформулированы следующие выводы:
- уточнено понимание «готовности к самообразованию», которое рассматривается как способность творческого применения знаний и умений
при решении познавательных и практических задач, а также как владение умениями, используемыми в процессе осуществления самообразования;
- раскрыт и обоснован компонентный состав «готовности к
самообразованию»: когнитивный, коммуникативный, мотивационный, гностический.
- выявлена совокупность педагогических условий,
обеспечивающих формирование готовности к самообразованию бакалавров педагогики;
- разработана программа, направленная на формирование готовности к самообразованию позволила изменить отношение студентов к самообразованию. Содержание занятий положительно повлияло на познавательную и творческую сферы обучающихся.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М. : Проспект, 2017. 160 с.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, ред. от 24.09.2015 URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/.(16.02.2020)
3. Амбалова С. А. Формирование профессиональной культуры студентов-будущих преподавателей // учебно-методическое пособие - М.: Издательский дом «МПА-Пресс», 2014. 148 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 2014. 230 с.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 2006. 380 с.
6. Абакумова Е. Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе. // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2474/(дата обращения: 22.05.2020).
7. Баранов С. П. Педагогика М., Просвещение. 2008. 154 с.
8. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной
познавательной деятельности студентов М., 2007. 132 с.
9. Байлук В. В. Человекознание. Самообразовательная и
самовоспитательная реализация личности как законы успеха. Екб., Урал. гос. пед. ун-т, ин-т социал. Образования. 2012. 154 с.
10. Варакса А. М. Саморазвитие образования и науки как результат экономической глобализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2014. №11-12. С. 105-108.
11. Вербицкий А. А. Формирование профессиональной мотивации. М., 2013. 143 с.
12. Гинецинский В. И. Пропедевтика психологического
самообразования : учеб. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский
государственный институт психологии и социальной работы, 2013. 64 c.
13. Герасименко Н. А. Организация непрерывного
профессионального образования на основе интеграции систем общего и дополнительного образования // Наука и современность. 2011. № 10-1. С. 191-195
14. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М. : Просвещение, 1983. 144 с.
15. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. 736 с.
16. Ефремкина И. Н. Психолого-педагогические условия
формирования готовности к самообразованию студентов вуза // АНИ: педагогика и психология. 2016 №3 (16). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskie-usloviya- formirovaniya-gotovnosti-k-samoobrazovaniyu-studentov-vuza(дата обращения: 22.05.2020).
17. Жуйкова Т П. Самостоятельная работа как средство
формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов. : Педагогика // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). URL:
https:ZZmoluch.ru/archiveZ127Z35045Z (дата обращения: 07.04.2020).
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., Издат. корпорация «Логос», 2000. 384 с.
19. Иванова И. В. Саморазвитие личности. Психолого¬
педагогический аспект : монография. Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2013. 266 с.
20. Карпова О. Л. Теоретические основания развития
самообразовательной деятельности студентов вуза. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2013. №3(28). С. 60-67.
21. Калинина А. И. Сущность понятия “самообразование” // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-ponyatiya-samoobrazovanie(дата обращения: 27.05.2020).
22. Климова Т. Е., Хабибулин Д. А. Отражение проблем мотивации самообразовательной деятельности студентов в отечественной литературе второй половины XX века. // Вестник ВЭГУ. 2011. № 5 (55). С. 16-23
23. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Альфа, 1993. 117 с.
24. Конев Д. Б., Овечкин В. П. Основания и условия формирования компетентности самообразования студентов // Вестник Удмуртского университета Серия Философия Психология Педагогика. 2016. №2. С. 157¬162.
25. Корвяков В. А. Самообразовательная деятельность студентов как
педагогическая проблема // Вестник ОГУ. 2003. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/samoobrazovatelnaya-deyatelnost-studentov-kak- pedagogicheskaya-problema(дата обращения: 22.05.2020).
26. Кривченко Т. А. Особенности исследовательской работы в вузах Германии // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 8. С. 105-112.
27. Конев Д. В., Овечкин В. П. Основания и условия формирования компетентности самообразования студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2 С.157-162.
28. Лавриненко Е. В. Готовность к самообразованию как ключевое личностное качество ученика вечерней школы в контексте организации самообразовательной деятельности // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 595-601.
29. Ликсина Е. В. Проблема формирования рефлексивных умений студентов в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. №6 (28). С. 108-112.
30. Любушкина Л. А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.2014. № 4 (5). С. 62-64.
31. Мальчукова Н. Н. Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2017. № 10 (144).С. 434-436.
32. Медведев И. Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3 С.42-46.
33. Милорадова Н. Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент. М., Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. 109 с.
34. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития : учебник. М., ФЛИНТА, 2016. 480 с.
35. Медведев И. Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3 С.42-46.
36. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. 944 с.
37. Платонов К. К. Структуры и развитие личности М., АН РФ, Ин-т психологии 2006. 254 с.
38. Проблемы профессионального самоопределения абитуриентов. / Куликова С. В. // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: Сборник научных трудов SWorld. Одесса, 2013. Вып. 4. Том 21. С. 77-80.
39. Рубан А. В., Хазова С. А Психолого-педагогические условия
формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика
и психология. 2016. № 3 (183) С.74-80.
40. Санина Е. И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий М., Российский университет дружбы народов, 2012. 168 с.
41. Самообразование как часть системы непрерывного образования / Мальчукова Н. Н., Куликова С. В. // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы XXV международной и научно-практической конференции 26-27 ноября 2015 г. В 2 т. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». М., Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо»,2015. с. 418.
42. Сергеева Г. В. Компоненты готовности студента педагогического
вуза к самообразовательной деятельности // Вестник ТГПУ. 2013. №9 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-gotovnosti-studenta-
pedagogicheskogo-vuza-k-samoobrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2020).
43. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
44. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека: моногр. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
45. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 222 - 223.
46. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности : сб. науч. тр. / Академический Проект ; под ред. В. Г. Маралов. М., Фонд «Мир», 2017. 191 с.
47. Тихохов Б. А. Педагогические основы построения современной одели специалиста. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 131-137
48. Третьякова Е. М., Жданова Е. Ю. Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 77-78.
49. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установок / Д. Н. Узнадзе. Томск, 1966. 386 с.
50. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое
самообразование : учеб. пособие. Владимир : ВГПУ, 2010. 131 с.
51. Юдакова С. В. Готовность студентов вуза к профессионально-педагогическому самообразованию Владимир : ВИТ-принт, 2013. 148 с.
52. Яковец Т. Я.. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 : Курган, 1999 175 с.
53. Holec H. Autonomy and Foreign Language. - Oxford, 1979. P.3-8.
54. Langenscheidts Taschenworterbuch der russischen und deutschen Sprachen in 2 Teilen. Neubearbeitung von H. Orschel, M. Braun, K. Pollak - Berlin; Miinchen: Langenscheidt, 1990.- S.122.
55. Little D. Learner Autonomie. Dublin, 1991. - P. 4-10.
56. Muller M. Autonomes und partnerschaftliches Lernen. Modelle und Beispiele aus dem Fremdsprachenunterricht. Fremdsprachenunterricht in Theorie und Praxis. Berlin; Miinchen; Wien; Zurich; New.Jork, Langenscheidt, 1989. - 208 S.
57. Neuner G., Kriiger M, Grewer U. Ubungstypoligie zum kommunikativen Deutschunterricht. Berlin; Miinchen, Langenscheidt, 1981. - 181 S.