Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня описательной связной речи 11
1.1 Общее недоразвитие речи как психолого-педагогическая
проблема 11
1.2 Особенности развития описательной связной речи у детей
шестого года жизни нормы и детей с ОНР 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей шестого года жизни с ОНР III уровня описательной связной речи посредством серии сюжетных картинок 38
2.1 Компоненты и показатели развития описательной связной
речи у детей шестого года жизни с ОНР 38
2.2 Апробирование серии сюжетных картинок, направленных
на развитие описательной связной речи у детей шестого года жизни с ОНР III уровня 52
2.3 Оценка динамики изменения развития описательной
связной речи у детей шестого года жизни с ОНР III уровня... 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 72
Приложение Б Результаты диагностики уровня развития описательной связной речи у детей экспериментальной группы... 73
Приложение В Результаты диагностики уровня развития описательной связной речи у детей контрольной группы 74
Приложение Г Результаты констатирующего эксперимента экспериментальной группы 75
Приложение Д Результаты констатирующего эксперимента контрольной группы 76
Приложение Е Расположить картинки в правильном порядке и составить рассказ «Ежик» 77
Приложение Ж Рассказ «Пушок и Машка» 78
Приложение К Рассказ «Снежный колобок» 79
Приложение Л Сюжетная картина «Теремок» 80
Приложение М Серия сюжетных картин «Жадина» 81
Приложение Н Серия сюжетных картин «Богатый Урожай» 82
Приложение П Серия сюжетных картин «Как солнышко сапожок нашло» 83
Приложение Р Серия сюжетных картин «Семейный ужин» 84
Приложение С Серия сюжетных картин «Как мы общаемся» 85
Приложение Т Серия сюжетных картин «Заяц и морковка» 86
Приложение У Серия сюжетных картин «Одни дома» 87
В настоящее время проблема развития языковых способностей детей дошкольного возраста является актуальной и часто обсуждаемой в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к этой проблеме далеко не случаен, так как у воспитателей, педагогов и психологов, возникают затруднения, которые определены не только недостаточностью изученности этого явления, но и сложностью самого предмета - процесса развития языковых способностей детей дошкольного возраста.
Неоценимый вклад в изучение этой проблемы внесли следователи О. И.Соловьева, Т. А.Маркова, A. M. Бородич, В. В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи - Л. С. Выготский, В. И. Ядэшко и др. Полученный результат педагогов в исследовании - наличие выявленных звеньев механизма познания связной речи ребенком.
Связная речь наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это полученный результат развития всех сторон речи: звуковой культуры, объем словарного запаса и грамматического строя речи.
Связанная речь отображает связанность мыслей, в ней формируется логика мышления, способность понимать и осознавать окружающую реальность. Развитие связной речи тесно связано с улучшением психических процессов: восприятия (навыка наблюдения, умения замечать особенности окружающей действительности), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Словесно-логическое мышление у детей дошкольного возраста формируется именно в период процесса развития связной речи.
Развитие речи детей является одним из самых важных достижений в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа обучения и общения детей.
Речь - это инструмент развития высших отделов психики. Формирование личности, как в целом, так и во всех психических механизмах, связано с развитием речи. Обучение детей дошкольного возраста родному языку должно быть одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Одним из важных приобретений дошкольника является овладение родным языком. В настоящее время дошкольное образование рассматривает речь как одну из основ обучения и воспитания.
Исходя из ФГОС, важную роль играет развитие речи дошкольника. Накопленный огромный опыт в игровой, познавательной, речевой деятельности, приобретенный запас представлений, развитое мышление и фантазия, дают детям полноценно, творчески использовать богатство родного языка.
В своих работах исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих навыков, постоянное совершенствование речи, изучение литературного зыка, является важными показателями образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому, развитие связной речи, развитие умения грамотно и логично выстраивать высказывание, являются одной из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Для дошкольника правильная связная речь - это залог успешного обучения грамоте и развития. Если у ребенка правильная речь, тем проще высказывать ему свои мысли и становится больше его возможность в познании окружающей действительности. У дошкольника, становятся, более содержательны и полноценны взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и активнее происходит его психическое развитие. Именно поэтому необходима своевременная забота о развитии и формировании речи детей, о ее правильности, исправляя и предупреждая различные речевые нарушения, с которыми проявляются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Количество детей, страдающих общим недоразвитием речи, увеличивается с каждым годом. В данном вопросе важно понимать, что дефекты речи отрицательно влияют на развитии письменной речи у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Умения связывать слова в предложения позволяет высказывать и понимать смысл сказанн ого. Навык составления лексически и синтаксически правильных предложений - именно это основа коррекционной работы.
Логопедия, как наука, изучает речевые расстройства, предупреждает их и помогает преодолеть в процессе воспитания и обучения дошкольника.
Развитие связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Как показывает практика, самостоятельно, без специализированной помощи, дети не могут обучиться таким сложным видам речевой деятельности, как описательная и контекстная. В педагогической практике она считается более сложными, чем разговорно - обиходная речь.
На данный момент разработаны методики, имеется ряд научных трудов, а также статей и монографий по развитию речи детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, В.В. Воробьёва, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов, Г. В. Чиркина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкова и др.).
Исследователи в своих работах подчеркивают, что развитие связной речи в процессе коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, имеет особое значение из-за особенностей структуры дефекта. Поэтому перед логопедом ставится не простая задача, ведь для достижения конечной цели всего коррекционного процесса, необходима длительная, усердная работа не только логопеда, но и воспитателей, родителей и ребенка.
Процесс изучения особенностей развития связной речи у дошкольников, а также анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить противоречие: между необходимостью развития у детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня описательной связной речи и недостаточностью использования такого педагогического средства как сюжетные картинки.
Обнаруженное противоречие позволило выявить проблему исследования, какие серии сюжетных картинок необходимо использовать, чтобы развить у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня описательную связную речь.
Выявленная проблема определила актуальность темы исследования «Развитие у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, описательной связной речи, посредством серии сюжетных картинок».
Цель исследования - развитие описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - процесс развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - серия сюжетных картинок, направленных на развитие описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня будет результативным, если:
- будут выявлены особенности развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- определены компоненты и показатели развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработаны и апробированы серии сюжетных картинок, направленных на развитие описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью, проблемой, предметом, объектом и гипотезой установлены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Определить критерии, показатели и уровни развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать и апробировать серию сюжетных картинок, для определения особенностей развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, серию сюжетных картинок для развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить динамику развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной дефектологической литературы, обобщение изученного материала;
- экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседы с педагогами и родителями, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования, заложенные в трудах отечественных педагогов и психологов К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др., посвященные изучению описательной связной речи детей;
- исследования, посвященные развитию связной речи детей дошкольного возраста и отраженные в работах М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой;
- методики обучения и содержания монологической речи, в детском учреждении, представленные в трудах Н. Ф. Виноградовой, А. М. Бородич, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Н. А. Орлановой, Э. П. Коротковой, Н. Г. Смольниковой, Е. А. Смирновой, Л. Г. Шадриной, О. С. Ушаков.
База исследования: исследование проводилось в МБУ д/с № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей с общим недоразвитием речи III уровня (10 детей - экспериментальная группа и 10 детей - контрольная группа).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, посредством серии сюжетных картинок.
Практическая значимость заключается в том, что серия сюжетных картинок по развитию описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников); 15 приложений. Работа содержит 6 рисунков, 11 таблиц.
Проведенное в ходе экспериментальной работы исследование позволило сделать следующие выводы. Анализ теоретических аспектов и логопедических приемов и методов работы показал, что проблема развития описательной связной речи у детей 6 года жизни с ОНР III уровня является актуальной. Актуальность объясняется тем, что увеличивается количество детей с нарушениями речи, появляется необходимость разработки эффективных подходов развития описательной связной речи. Необходимо учитывать возрастные, а также индивидуальные особенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что определяет дифференциацию коррекционно-образовательной работы, уникальность содержания, методов и приемов коррекционно-развивающей работы.
Эти положения определили выбор в исследовании конкретного возраста детей и уровня общего недоразвития речи - дети 6 лет с ОНР III уровня.
В ходе работы состоятельность положений гипотезы была доказана:
- в работе выявлены особенности развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- в работе определены компоненты и показатели развития описательной связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- в ходе работы были разработаны и апробированы серии сюжетных картинок.
Экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития описательной связной речи у детей 6 года жизни с ОНР III уровня (в экспериментальной и контрольной группах) по критериям: содержательность, логическая последовательность, грамматическая правильность построения предложений, структурирование текста, точность речи. Было выявлено, что у детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладает низкий уровень развития описательной связной речи.
В ходе формирующего эксперимента были проверены положения выдвинутой гипотезы. Развитие у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи III уровня описательной связной речи осуществлялось с использованием серии сюжетных картин, разработанных по лексическим темам. Были подраны серии сюжетных картин для поэтапного развития у детей 6 года жизни с ОНР III уровня описательной связной (описательный рассказ - рассказ по сюжетной картинке - рассказ по серии сюжетных картинок - пересказ - рассказ из личного опыта). Серии сюжетных картин были использованы как на групповых, так и индивидуальных логопедических занятиях, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах.
Контрольный этап исследования был направлен на выявление динамики изменения развития описательной связной речи у детей 6 года жизни с ОНР III уровня. Более высокие показатели положительной динамики уровня развития описательной связной речи у детей экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности проведенной работы в процессе формирующего эксперимента. Так, количество детей, имеющих высокий уровень, составило 3 человека (30%), средний уровень - 5 человека (50%), низкий уровень2 человека (20%).
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981.256 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пединститутов [по специальности «Дошкольная педагогика и психология»]. М. : Просвещение, 1974. 288 с.
3. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб.-метод. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений ; под ред. Т. В. Волосовец. М. : Академия, 2000. 200 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - [5-е изд., испр.]. М. : Лабиринт, 1999. 352с.
5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 2013. 121 с.
6. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. М. : Просвещение, 2008. 211с.
7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии // Главы I, II, III, VIII. М. : Просвещение, 1967.
8. Мельникова И. И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. Ярославль : Академия развития, 2002. 144 с.
9. Ронин Д. Б. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1999. 343 с.
10. Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Научно методический электронный журнал Молодой учёный. 2015. №6. С 682684. URL: https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 18.02.2020).
11. Смирнова Е. А., Ушакова О. С. Использование серии сюжетных
картин в развитии связной речи старших дошкольников. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду ; под редакцией Ф. А. Сохина., О. С. Ушаковой. М. 1987. С 40-62.
12. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1976. 224 с.
13. Тихеева Ю. Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : учеб. пособие для воспитателей детского сада / Ю. Е. Тихеева [5-е изд.] ; под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1981. 159 с.
14. Усова О. Л. Развитие речи дошкольников. М. : Институт
психотерапии, 2011. 322 с.
15. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. М. : Сфера, 2011. 210 с.
16. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : ВЛАДОС, 2014. 288 с.
17. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. 1999. С. 8798., С. 137250.
18. Фомичева М Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений; под редакцией Т. В. Волосовец. М. : Академия, 2002. 200 с.
19. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. : АРКТИ, 2000. 55 с.
20. Шашкина Г. Р. Исторический аспект проблемы недоразвития речи детей. / Материалы шестого международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология : современные проблемы теории, истории, методологии». М. 2014. С. 248-253.