Введение 4
Глава 1. Теоретические основы саморегуляции эмоциональных состояний и экзаменационной тревоги у студентов вуза 7
1.1 Тревожность и тревога как индивидуальная психологическая
особенность 7
1.2 Специфика эмоциональных состояний в студенческом возрасте в
контексте учебно-профессиональной деятельности 14
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний и экзаменационной тревоги у стедентов вуза 20
2.1 Выборка и методика исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
2.3 Разработка программы саморегуляции экзаменационной тревоги 28
2.4. Оценка эффективности разработанной программы саморегуляции экзаменационной тревоги 31
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложения
Актуальность исследования. Проблема экзаменационного стресса относится к числу наиболее актуальных проблем студенчества. Вместе с этим, в отечественной и зарубежной науке прослеживается дефицит исследований, посвящённых когнитивной составляющей экзаменационного стресса студентов. Актуальность исследования данного феномена связана с тем, что экзамен является причиной возникновения психоэмоционального напряжения, которое в свою очередь оказывает существенное влияние на все системы организма, влияя на результаты экзаменационной сессии.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследование состояний тревожности студента является актуальной проблемой современной психологической науки. Вопросами, связанными с изучением уровней тревожности, занимались как отечественные, так и зарубежные психологи, так как, А. Прихожан, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор, Е.А. Горшков, Л. Д. Коротина и др.
Изучению различных аспектов психологии юношеского возраста, которые, так или иначе, связаны с феноменом эмоциональной устойчивости, посвящены работы Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, С.С. Занюка, И.С. Кона, A. Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, М. Розенберга, С.Л. Рубинштейна, B. Слободчикова, В.Э. Чудновского, Э. Шпрангера, Э. Эриксона и других исследователей.
Целью исследования является выявление способов саморегуляции эмоциональных состояний в ситуации экзамена у студентов вуза.
Объект исследования: эмоциональные состояния в ситуации экзамена.
Предмет исследования: способы саморегуляции эмоциональных состояний в ситуации экзамена у студентов вуза.
Гипотеза исследования: доказать, что способы субъективного механизма преодоления экзаменационного стресса снижает уровень тревоги в ситуации экзамена у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы саморегуляции эмоциональных состояний и экзаменационной тревоги у студентов вуза.
2. Подобрать методики исследования.
3. Провести эмпирическое исследование эмоциональных состояний в ситуации экзамена у студентов вуза проанализировать полученные результаты исследования.
4. Разработать программу саморегуляции эмоциональных состояний и экзаменационной тревоги у студентов высшего учебного заведения.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы
2. Диагностическим инструментарием для выявления уровня стресса у студентов послужила «Шкала психологического стресса PSM-25», авторы Л. Лемур, Р. Тесье, Л. Филлион, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
3. Методика Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности».
4. «Когнитивная оценка ситуационных характеристик экзамена» А.Ю. Маленовой.
5. Корреляционный анализ. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: В исследовании приняло участие 30 человек, студентов ТГУ, направление подготовки «Журналистика».
Практическая значимость: Результаты исследования могут применяться при подготовке семинаров, при составлении программ для работы со студентами, имеющими высокий уровень степени тревожности во время и после сессии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Одним из структурных элементов учебного процесса является экзаменационная сессия. Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент.
Проблема психических состояний в обучении имеет важное практическое значение. Понимание учащимися своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя.
В нашем в исследовании приняло участие 30студентов факультета «Журналистики» ТГУ.
Проведенное нами исследование выявило наличие психоэмоционального напряжения у большинства студентов в ситуации экзамена. При этом психоэмоциональное состояние оказывает большее влияние на переключаемость внимания - повышение психоэмоционального напряжение приводит к увеличению переключаемости внимания. Как известно, переключаемость внимания зависит от подвижности нервных процессов и лабильности нервной системы. Возможно, при психоэмоциональном напряжении сопровождающейся повышенной тревожностью происходит увеличение подвижности нервных процессов, которая и приводит к повышению переключаемости внимания.
Нами разработана программа саморегуляции эмоционального состояния в ситуации экзамена. Мы доказали, что способы саморегуляции эмоциональных состояний влияют на уровень экзаменационной тревоги у студентов вуза в ситуации экзамена.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Институт психотерапии, 2017. - 224 с.
2. Аракелов, Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Г.Г. Аркелов, Н.Е. Лысенко // Психологический журнал. - М. :Юнити, 2017. - №2. - С.65.
3. Аракелов, Г.Г. Тревожность: методы ее диагностики и
коррекции[Текст] / Г.Г. Аркелов, Н.Р. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. - М.: Эксмо, 2013. - №1. - С. 18.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. - М.:
Юнити, 2014. - 160 с.
5. Афанасьев,С.П. 300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых [Текст] / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. - М.: Юнити, 2016. - 256с.
6. Битянова, М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2015. - 298 с.
7. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 440 с.
8. Бойко, В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Эксмо, 2017. - 153 с.
9. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний [Текст]/ Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. - 2017. - №1. - С. 104-113.
10. Бурлачук, А.Ф. Психодиагностика [Текст] А.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - М.: Юнити, 2019. - 528 с.
11. Вегнер, А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов
развития личности детей и подростков [Текст] / А.Л. Вегнер. - М.: Эксмо,
2014. - 125 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-и томах [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 597 с.
13. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] / Г.Ш. Габдреева. - М.: Эксмо, 2014. - 180 с.
14. Гаранян, Н.Г., Холмогорова, А.Б. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств. Московский психотерапевтический журнал [Текст] / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова. - М.: Эксмо, 2016. - 597 с.
15. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Юнити, 2014. - 107 с.
16. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 2016 - 208 с.
17. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Эксмо, 2012. - 348 с.
18. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / И.В. Имедадзе // Психологические исследования [Текст]. - М.: Эксмо, 2017. - С. 49-57.
19. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Эксмо, 2014. - 608 с.
20. Кочубей, Б.И. Лики и маски тревоги [Текст] / Б.И. Клчубей // Воспитание школьника. - М.: Эксмо, 2017. - С. 34-41.
21. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В.Новикова. - М.: Эксмо, 2016. - 80 с.
22. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Эксмо, 2017. - 208 с.
23. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2010. - 343 с.
24. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Речь, 2011. - 190 с.
25. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева. - М.: Речь, 2017. - 248 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 607 с.
27. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Мэй Ролло. - М.: Эксмо, 2011. - 416 с.
28. Неймарк, М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления [Текст] / М.З. Неймарк // Российская педагогика. - М.: Эксмо, 2017. - №5 - С.38-40.
29. Немов, Р.С. Психология: психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Эксмо, 2015. - 640 с.
30. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М.: Эксмо, 2016. -160 с.
31. Панюкова, Ю.Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе [Текст] / Ю.Г. Панюкова // Вопросы психологии. - М.: Эксмо, 2017. - C. 132-138.
32. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - М.: Эксмо, 2019. - С. 1-7.
33. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Эксмо, 2014. - 304 с.
34. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Эксмо, 2011. - С. 144-156.
35. Роджерс, К. Науке о личности [Текст] / К. Роджерс // История зарубежной психологии. - М.: Эксмо, 2016. - 248 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Эксмо, 2011. - 712 с.
37. Салливен, Г.С. Психопатология личности [Текст] / Г.С. Салливен. -
М.: Эксмо, 2017. - 230 с.
38. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением [Текст] / Л.С. Славина. - М.: Эксмо, 2016. - 150 с.
39. Слепичева, О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников. дис. канд. псих. наук: 19.00.07 [Текст] / О.А. Слепичева. - М.: Эксмо, 2013. - 173 с.
40. Спилбергер, Ч. Изучение оценочной тревожности [Текст] / Ч. Спилбергер, В.Н. Карандышев, М.С. Лебедева. - М.: Эксмо, 2014. - 80 с.
41. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 2015. - 208 с.
42. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.
43. Терешкина, И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ [Текст] / И.Б. Терешкина // Практическая психология в школе. - М.: Эксмо, 2014. - C. 57-59.
44. Gardner, R. C. On Motivation, Research Agendas, and Theoretical Frameworks [Text] / R. C. Gardner, P. F. Tremblay // Modern Language Journal. - 78, III (1994): 359-368.
45. Gardner, R. C. Towards a Full Model of Second Language Learning: An Empirical Investigation [Text] / R. C. Gardner, P. F. Tremblay, A. M. Masgoret // The Modern Language Journal. - 81, III (1997): 344-362.
46. Horwitz, E. K., Horwitz, M. B., Cope, J. Foreign Language Classroom Anxiety [Text] // Modern Language Journal. - 1986. - 70 (2). - p. 125-132.
47. Macintyre, P. D. Conceptualizing Willingness to Communicate in a L2: A Situational Model of L2. Confidence and Affiliation [Text] / P. D. Macintyre, Z. Dornyei, R. Clement, et al. // The Modern Language Journal. - 82, IV (1998): p. 545-562.
48. Towards a Full Model of: An Empirical Investigation [Text] / R. C. Gardner, P. F. Tremblay, A. M. Masgoret // Journal. - 81, III (1997): 125р.