ВВЕДЕНИЕ 9
1 Анализ исходных данных и известных решений 11
1.1 Структура учебного плана подготовки бакалавров по направлению
15.03.01 11
1.2 Применение компьютерных обучающих систем 12
1.3 Нюансы использования компьютерных технологий в образовании 14
1.4 Особенности создания компьютерных учебных пособий 17
1.5 Анализ программных средств для создания учебного пособия 21
1.6 Задачи работы 22
2 Разработка сценария обучающей программы 25
2.1 Подбор вида материала для учебного пособия 25
2.2 Структура материала по разделам 26
2.3 Производство электродов 31
3 Разработка теста 37
3.1 Особенности тестового контроля знаний 37
3.2 Требования к тестам 40
3.3 Разработка тестов 41
4 Безопасность и экологичность технического объекта 42
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика рассматриваемого технического объекта 42
4.2 Профессиональные риски на участке 44
4.3. Мероприятия по снижению профессиональных рисков участка сварки . 45
4.4 Пожарная и техногенная безопасность участка сварки 45
4. Безопасность и экологичность технического объекта 47
4.2 Идентификация профессиональных рисков 47
Правильно-Отрезного станка для проволоки 48
4.3 Методы и технические средства снижения профессиональных рисков ... 49
4.4 Обеспечение пожарной и техногенной безопасности рассматриваемого
технического объекта 50
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технического объекта 54
Заключение по разделу 56
5 Экономическая эффективность проекта 57
5.1. Расчет фонда времени работы оборудования, определение
необходимого оборудования и коэффициента загрузки 59
5.2. Расчет затрат на создание электронного учебника 60
5.3. Капитальные затраты, необходимые для разработки компьютерной программы «Электронное учебное пособие по подготовке электросварщиков» 65
5.4. Общие затраты на разработку компьютерной программы 66
5.5. Вывод по разделу: 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В России сейчас, как и в других развитых странах мира, происходит переход к новому типу общественно-экономической формации - постиндустриальному «информационному» обществу. Его главная отличительная черта - переход центра тяжести общественного разделения труда в область обработки и использования информации из области материального производства. Широко внедряются в различные сферы деятельности человека новые информационные технологии, новые способы сбора, обработки, передачи информации, основой которых является применение вычислительной техники.
Поскольку компьютеризация народного хозяйства охватывает и сварочные технологии, то требуется адекватное решение в системе образования бакалавров профиля оборудование и технология сварочного производства. Например, при подготовке бакалавров данного профиля все большее распространение получают системы дистанционного обучения, все шире применяются различного рода обучающие системы.
Так, в Тольяттинском государственном университете имеется библиотека электронных изданий трудов преподавателей университета. Пользоваться электронными учебными пособиями можно как в библиотеке в здании университета, так и при соответствующем доступе по сети из любой точки города, да, пожалуй, и планеты.
Преимущества электронных учебных пособий не только в том, что они практически не занимают места при хранении и доступ к ним возможен откуда угодно (по сети). Главное здесь - возможность анимации, мультипликации, использования видеосюжетов. Следует отметить, что показанный в динамике какой то технологический процесс или работа какого то устройства значительно проще понимается и лучше запоминается обучаемыми.
Кроме того, при использовании электронных учебных пособий для обучения можно привести к минимуму затраты на сам процесс обучения. Например, при дистанционном обучении имеют место большие затраты на командировочные расходы и пр. Применение электронного пособия позволит минимизировать затраты на переезды студентов, обучающихся, по дистанционной форме.
Цель настоящей работы повышение качества обучения и снижение затрат при обучении в рамках направления 15.03.01 Машиностроение, по профилю «Оборудование и технология сварочного производства».
Анализ методических материалов, учебного плана подготовки инженера специальности 150202 показал, что эффективность обучения здесь нуждается в повышении. Одним из вариантов повышения эффективности является разработка электронного учебного пособия. При этом, обеспечивается повышение интереса к профессии, знания становятся глубже. Все вышеперечисленное позволяет более эффективно проводить занятия.
Учитывая, что разработка учебных электронных пособий, особенно мультимедийных, является трудоемкой, требует специфических знаний в области информатики, в рамках данного дипломного проекта решали задачи по разработке сценария будущей обучающей программы.
Анализ предъявляемых к такому виду учебных пособий требований показал, что необходимым является применение всех видов информации: текстовой, видеоинформации, графической, звуковой.
С учетом данных требований и программы обучения разработан сценарий, разработаны алгоритмы в рамках каждого раздела, разработаны тестовые задания.
Учитывая, что работа над созданием электронного учебного пособия будет проходить на персональной электронно-вычислительной машине, проанализированные имеющие место здесь опасные и вредные факторы, разработаны мероприятия по их устранению.
Общие затраты на создание сценария компьютерной программы составили 9421 руб.
1. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов [Текст] / В.А. Острейковский. - М: Высшая школа, 2000. -511 с.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - № 1.
3. Куркин С.А. Компьютерное проектирование и подготовка производства сварных конструкций: Учеб. пособие для вузов [Текст] / С.А. Куркин, В.М. Ховов, Ю.Н. Аксенов. - М.: Изд-во МГТУ им.
H. Э. Баумана, 2002. - 464 с.
4. Ляхович В.Ф. Основы информатики [Текст] / В.Ф. Ляхович.
- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 608 с.
5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - №I.
6. Бабошин А.Е. Методические указания по составлению тестового материала для проведения компьютерного тестирования [Текст] / А.Е. Бабошин. - Тольятти: ТГУ, 2004. — 34с.
7. Колганов Л. А. Сварочное производство. Учебное пособие [Текст] / Л.А. Колганов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 512 с.
8. Прыкин Б. В. Технология металлов и сварки : учеб. для вузов по спец. "Пр-во строит. изделий и конструкций" / Б. В. Прыкин. - Киев : Вища шк., 1978. - 240 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А.
Фахрутдинов. - М.: ИНФРА - М, 2001.- 672 с.
10. Пейсахов А. М. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учеб. для студентов немашиностроит. специальностей вузов / А. М. Пейсахов, А. М. Кучер. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 406 с.
11. Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах : ПОТ РМ-020-2001 : ввод. в действие с 1 янв. 2002 г. - Москва : [б. и.], 2001. - 58 с..
12. Щекин В. А. Технологические основы сварки плавлением : учеб. пособие для вузов. - Изд. 2-е, перераб / В. А. Щекин - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 345 с.
13. Мейстер Р. А. Нестандартные источники питания для сварки : учеб. пособие / Р. А. Мейстер. - ВУЗ/изд. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2004. - 96 с.
14. Цепенев Р. А. Автоматическое управление процессом сварки : учеб. пособие / Р. А. Цепенев ; ТолПИ ; Каф. "Оборуд. и технология сварочного пр-ва". - Тольятти : ТолПИ, 2001. - 76 с.
15. Корольков П. М. Термическая обработка сварных соединений трубопроводов и аппаратов, работающих под давлением / П. М. Корольков. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Стройиздат, 1987. - 233 с.
16. Акшенцева А. П. Структура и свойства никельмолибденовых коррозионностойких сплавов : (с атласом микроструктур) : справочник / А. П. Акшенцева. - Москва : СП Интермет Инжиниринг, 1999. - 204 с.
17. Изучение сварочного трансформатора : метод. указания к лаб. работе №4 по дисциплине "Электротехнологические установки" / сост. М. А. Бондаренко [и др.] ; науч. ред. В. М. Салтыков ; ТГУ ; Каф. "Электроснабжение промышленных предприятий". - Тольятти : ТГУ, 2003. - 13 с.
18. Косинцев В.И. Основы проектирования химических производств и оборудования / В.И. Косинцев [и др.] - Томск: Томский политехнический университет, 2013. - 395 с.
19. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Пособие. Под общей редакцией В.А. Владимирова. - М.: МЧС России, 1995.
20. Колганов Л. А. Сварочное производство : учеб. пособие / Л. А. Колганов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 504 с.
21. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник [Текст] / Р. А. Фахрутдинов - М.: ИНФРА - М, 2001.- 672 с.
22. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций [Текст] / А. В. Гостюшин. — М.: Изд. «Зеркало», 1995.-288 с.
23. Рыбаков В.М. Дуговая и газовая сварка: Учеб. для сред. ПТУ [Текст] / В.М. Рыбаков. - 2-е изд. перераб.- М.: Высш. школа, 1986.- 208 с.
24. Рыбаков А.М. Сварка и резка металлов. Учебник для средних профессионально-технических училищ [Текст] / А.М. Рыбаков. - М.: Высшая школа, 1977.
25. Чебац В.А. Сварочные работы: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Чебац - 3-е изд. перераб.- Ростов-на-Дону: изд. центр «Феникс», 2006. - 412 с.
26. Красовский А.М. Основы проектирования сварочных цехов [Текст] / А.М. Красовский. - М.: Машиностроение, 1979 - 319 с.
27. Волченко В.Н. Сварка и сварочные материалы, том . 1 [Текст] / В.Н. Волченко. - М.: Машиностроение, 1991 - 527 с.
28. Клюев В.В. Неразрушающий контроль и диагностика [Текст] /В.В. Клюев. - М.: Машиностроение, 1995. - 390 с.
29. Александров А.Р. Источники питания для дуговой сварки [Текст] / А.Р. Александров, В.С. Милютин. - М.: Машиностроение, 1982-427 с.