Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования детских страхов и их коррекции средствами сказкотерапии 10
1.1 Понятие страха в психологии 10
1.2 Причины и виды детских страхов 16
1.3 Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей 27
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности сказкотерапии в коррекции страхов у детей дошкольного возраста 44
2.1 Психодиагностические методики для выявления страхов у детей дошкольного возраста 44
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента для выявления уровня тревожности у детей и родителей 57
2.3 Коррекционная программа для формирующего эксперимента 66
2.4 Анализ результатов формирующего эксперимента 78
Заключение 90
Список используемой литературы 94
Современное общество стремительно развивается, каждый день жизнь ставит перед человеком все новые вызовы, с которыми ему становится все труднее справляться. Количество людей, постоянно испытывающих различные страхи, растет с каждым днем, а вместе с тем растет и количество детей дошкольного возраста, испытывающих страхи.
Актуальность проблемы страхов у детей требует решения, как в научном, так и в практическом аспекте. Страх является неотъемлемой частью человеческой жизни. Состояние страха знакомо каждому человеку. Чувство страха является природным механизмом, который помогает человеку выжить в случаях опасности. И этот механизм помогал нашим первобытным предкам выживать в условиях, когда им со всех сторон грозила гибель от хищных зверей и неблагоприятных природных условий. За всю историю развития человечества менялись условия жизни, менялись опасности, которые подстерегали людей, но механизм запуска эмоции страха и его последствий не менялся. Когда организму угрожает опасность для выживания, то срабатывает природный инстинкт «бей или беги». Человеческий мозг воспринимает любую опасность как реальную. Проблема в том, что в современном обществе люди научились бояться мнимой опасности.
Актуальность исследования на социально-психологическом уровне обусловлена множеством проблем, связанных с такими факторами как индивидуальное различие, личностная неопределенность детей дошкольного возраста, межличностные внутрисемейные отношения. Общая невротизация общества привела к тому, что увеличилось количество стрессовых факторов, с каждым днем возрастает экономическая, социальная и геополитическая нестабильность во всем мире. Взрослая часть общества является для детей наглядным примером взаимодействия с окружающим миром. Естественно, что беспокойство и страховые состояния взрослых, которые транслируются через родителей, родственников, СМИ передаются детям и становятся их повседневной реальностью. Число детей с различными страхами и тревожными состояниями увеличивается с каждым днем и за это несут ответственность взрослые.
Страх, как эмоция, является самой разрушительной силой для психики и тела человека, потому что она запускает в теле человека биохимические процессы, которые неизбежно ведут к физиологическим изменениям в организме человека. Страх обездвиживает человека, сужает сознание, вызывает психосоматические болезни. Своевременная коррекция страхов является залогом позитивных перемен в жизни человека и профилактикой от различных болезней, имеющих психогенную природу, а также важным фактором, меняющим общее настроение в обществе с минуса на плюс.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью обоснования метода сказкотерапии как одного из основных методов для коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Обзор литературы по данной проблематике показал, что тема детских страхов и применение сказкотерапии для коррекции страхов не получили широкого развития, теоретическая база представлена научными трудами всего лишь нескольких авторов, на которые ссылается большинство исследователей этой темы.
Наиболее известный исследователь темы детских страхов, чьи научные изыскания были использованы в данной работе - это профессор А.И. Захаров, который внес неоценимый вклад в исследования данной темы и пролил свет на данную проблему. Связь сильных негативных переживаний, таких как страх и тревога с процессами, происходящих в человеческой психике описали в своих научных работах В.Н. Мясищев, Ю.А. Александровский, В.И. Гарбузов, Д.И. Дубровский, З. Фрейд, Ф. Шапиро, К.Е. Изард, И.П. Павлов и другие.
Анализ литературы по теме коррекции детских страхов у дошкольников показал, что существует противоречие между увеличением количества детских страхов в условиях современного нестабильного общества и скудностью методов эффективно корректирующих страх у детей, а возможности применения такого метода как сказкотерапия, разработаны недостаточно. Для разрешения данного противоречия в теории и практике была сформулирована проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии для коррекции детских страхов при сочетании с современными, пока еще широко не используемыми методами краткосрочной терапии, такими как ДПДГ (десенсибилизация переработка движениями глаз) Френсин Шапиро, аутогенная тренировка по Г. Шульцу.
Цель исследования:
• изучить причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста;
• обосновать применение сказкотерапии как эффективного метода для коррекции страхов у детей;
• выявить возможности применения сказкотерапии с современными методами краткосрочной терапии для коррекции страхов у взрослых людей.
Объект исследования - страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - страхи детей дошкольного возраста и их коррекция с помощью сказкотерапии.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
• большинство детей дошкольного возраста испытывают различные страхи;
• родителей детей с выраженными страхами также характеризуются тревожными состояниями;
• сказкотерапия является эффективным инструментом для коррекции страхов у детей, так как ребенок в дошкольном возрасте обладает развитым воображением и наглядно-образным мышлением.
Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать современные научные подходы к решению исследуемой проблемы, теоретическое состояние проблемы детских страхов, уточнить практические аспекты коррекции страхов;
• определить диагностический инструментарий для выявления страхов и тревожных состояний у детей и родителей;
• провести констатирующий эксперимент с участием детей и родителей;
• разработать коррекционную программу для решения проблемы страхов у детей с помощью сказкотерапии;
• провести формирующий эксперимент на основе коррекционной программы;
• выявить динамику страховых и тревожных реакций после формирующего эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили - научные работы отечественных исследователей феномена страха, таких как И.П. Павлов, С.Т. Шацкий, А.С. Спиваковской, В.И. Гарбузова, В.В. Лебединский, В.В. Ковалев, Д.Ю. Соколов;
исследования отечественных и зарубежных психологов:
• научные работы А.И. Захарова, который внес неоценимый вклад в исследования данной темы и пролил свет на проблему детских страхов;
• патогенетическая теория неврозов В.Н. Мясищева;
• научные работы В.Я. Проппа о структуре и морфологии сказки;
• практические наработки зарубежных исследователей, таких как Виржиния Экслайн, Мелани Кляйн, Джесс Тафти, Д. Морено, Фредерик Аллен;
• методологические аспекты практического применения сказкотерапии, отраженные в работах Т.Д Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова;
• теория Френсин Шапиро о десенсибилизации и переработке движениями глаз;
• метод аутогенной тренировки Г. Шульца.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические (сбор информации и анализ научных работ по данной проблематике, и исследование опыта применения методов сказкотерапии в практической деятельности детских психологов);
• эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент на малой выборке).
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования находилась в ДОУ №103 города Алматы. В эксперименте приняли участие группа из 30 детей дошкольного возраста и 30 родителей.
Организация и основные этапы исследования
Исследование проходило в три этапа: теоретико-поисковый (сентябрь 2020 г - октябрь 2021 г), экспериментальный (ноябрь 2021 г - апрель 2022 г), заключительный (май 2022 г - июнь 2022 г).
На первом этапе осуществлялся поиск, изучение и анализ теоретического и эмпирического материала, проверка степени научной разработанности исследуемой темы, составлялся план исследования. На этом этапе формулировалась тема, рабочая гипотеза, определялся объект, предмет, задачи исследования. Был подобран диагностический материал, разработана программа для констатирующего и формирующего экспериментов, подготовлен необходимый инструментарий для проведения эксперимента.
На втором этапе производился поиск экспериментальной базы и получение разрешения со стороны администрации ДОУ и родителей детей на проведение констатирующего и формирующего экспериментов, а также на обработку результатов эксперимента. На этом этапе были проведены констатирующий и формирующий эксперименты с детьми дошкольного возраста и их родителями.
На заключительном этапе проводились анализ и обработка полученных во время экспериментов результатов, формировались выводы, оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования заключается в обосновании метода сказкотерапии как главного метода при коррекции детских страхов. Обзор литературы по данной проблематике выявил, что такой естественный и простой инструмент как сказка, для коррекции детских страхов, не получил заслуженного внимания и изучения среди психологов, что дает широкое поле для самостоятельного исследования в этом направлении.
Теоретическая значимость заключается в уточнении показателей эффективности применения сказкотерапии совместно с методами краткосрочной терапии. Для обоснования эффективности сказкотерапии была разработана коррекционная программа для групповой работы и проведена апробация программы на малой выборке из 30 человек.
Практическая значимость результатов исследования состоит в расширении возможностей диагностики страхов у детей, способов коррекции страхов у детей, а также совмещении сказкотерапии с современными методами краткосрочной терапии, предназначенных для взрослых людей.
Результаты коррекционной программы будут полезны для детских психологов, социальных педагогов, воспитателей детских садов, методистов и родителям.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии, адекватностью и комплексностью методов исследования, соответствующих предмету, целям задачам исследования и личным участием автора в исследовании и получении научных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
• сказкотерапия в силу своей родственности с метафорой, являясь мостом, который связывает сознательную и бессознательную области психики ребенка, выступает не только в качестве усвоения социального опыта, но и в качестве эффективного средства уменьшения страховых и тревожных состояний у детей дошкольного возраста. Главным результатом сказкотерапии является трансформация, где некто, который вначале сказки был слабым, трусливым к концу сказки обретает силу и мужество;
• одним из основных негативных факторов возникновения страхов у детей являются родители детей и социальное окружение. Неадекватное использование взрослыми эмоции страха в педагогических целях приводит к негативным результатам, как для ребенка, так и для родителей;
• комплексное использование сказкотерапии с современными методами краткосрочной терапии позволяет эффективно снимать уровень страховых и тревожных состояний, улучшать эмоциональное состояние ребенка, улучшать межличностные отношения со сверстниками и членами семьи.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы (62 наименования). Для иллюстрации текста используется 4 таблицы, 14 рисунков. Основной текст изложен на 93 страницах.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что проблемы детских страхов сегодня приобретают все большую актуальность. Такое положение связано с тем, что в современном мире исчезло такое явление как стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также бурное развитие информационных технологий, бешеный ритм жизни в мегаполисах, негативное информационное освещение в СМИ, рост числа природных стихий, экономических, политических проблем и много других причин. Количество детей и взрослых, испытывающих тот или иной страх, постоянно увеличивается. В отечественной и зарубежной психологии накоплен достаточный опыт, для того чтобы эффективно влиять на коррекцию страхов у детей. В то же время, во время исследования замечено, что тема коррекции детских страхов и знания в этой области разработаны недостаточно полно, для того чтобы эффективно решать проблему страхов у детей. В век высоких технологий, когда родители заняты проблемами выживания в потребительском обществе, где главной ценностью являются деньги, зачастую детям приходится оставаться в одиночестве или в обществе посторонних людей или интернета, все это не идет на пользу ребенку.
Во время исследования было выявлено, что страх одиночества у детей находится в первой пятерке страхов. При составлении коррекционной программы ставилась задача найти краткосрочные методы и подходы, чтобы за несколько занятий стабилизировать состояние детей, испытывающих страх.
Выбор сказкотерапии для коррекции детских страхов был неслучаен, так именно сказка служит тем, мостиком между настоящей реальностью и воображаемой, сказочной. Если взять любого человека, будь это ребенок или взрослый, то можно заметить одну и ту же особенность работы сознания человека. Эта особенность заключается в том, как приходят образы и мысли к человеку. При исследовании этого вопроса, было установлено, что сознание человека сначала посылает ему образ, потом мысль, после этого возникает реакция на этот образ или мысль в виде эмоции, после того как появляется эмоция, запускаются биохимические и физиологические процессы. Поэтому в сказкотерапии, основной целью является изменить образ пугающего явления или предмета на дружественный, безопасный.
Перед исследованием нами были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, а также теоретическая и практическая новизна исследования. Целью теоретической части работы было познакомиться с работами отечественных и зарубежных психологов, связанных с темой детских страхов и их коррекции методами сказкотерапии, а также подобрать методики для диагностирования страхов у детей.
Практическое исследование состояло из констатирующего и формирующего эксперимента. Для проведения эмпирической части исследования, была подобрана группа из 30 детей и их родителей. Эксперименты проводились на базе детского сада. По результатам констатирующего эксперимента было выявлено 15 детей со средней степенью страхов, 10 детей с сильными страховыми переживаниями. Целью формирующего эксперимента было составление коррекционной программы для снижения страховых реакций у детей.
При составлении коррекционной программы учитывались такие параметры как простота применяемых методик для выявления страхов у детей, конкретность заданий, основной акцент был направлен на групповую работу, чтобы каждый ребенок мог принимать активное участие в занятиях.
Коррекционная программа состояла из шести занятий, каждый из которых подготавливал детей к следующему занятию. Групповая динамика в процессе занятий заметно улучшалась. Если при первой встрече участников программы наблюдалась неорганизованность, пассивность, зажатость, стеснительность некоторых детей. То уже на третьем занятии, дети свободно общались друг с другом, появились первые признаки сплоченности и активности группы. По результатам тестов Люшера, которые проводились после третьего занятия, можно сделать вывод, что еще до применения сказкотерапии психоэмоциональное состояние улучшилось.
Дети с интересом слушали сказку о Трусливом Зайце, активно включались в обсуждение сказки, желающих сыграть в сказке было много. Результаты анализа формирующего эксперимента показали устойчивое снижение степени страха с «очень страшно» до «не очень страшно».
Очень хорошие результаты были получены после проигрывания сказки о Снежинке, где сказка была совмещена с методом ДПДГ. Этот метод показал свою эффективность как вариант краткосрочной терапии, способный убрать или снизить страховые реакции у ребенка за один или два сеанса. Также этот показал хорошие результаты при работе с родителями.
В целом, коррекционная программа и комплексный подход к решению проблемы коррекции страхов у детей с помощью сказкотерапии дала заметные положительные сдвиги в эмоциональной сфере участников программы. Беседа с родителями детей после окончания занятий показала, что у детей исчезли страхи, личностный статус сдвинулся в позитивную сторону, улучшились взаимоотношения в семье и со сверстниками, дети стали более открытыми к новым контактам. Все эти данные подтверждают гипотезу исследования об эффективности сказкотерапии в коррекции детских страхов. Кроме того, активное участие родителей совместно с детьми в коррекционной программе, также способствовали эффекту фасилитации, которое помогает эффективно корректировать страх у детей. Таким образом, можно сделать вывод, что:
Сказкотерапия эффективно корректирует страх, что подтверждают выдвинутую гипотезу.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что основными страхами у детей являются страх сказочных персонажей, животных, высоты, крови, одиночества, воды и врачей. Основным связующим элементом во всех страхах является страх смерти своей или родителей. Страх смерти лежит в основе всех других страхов.
Получено экспериментальной подтверждение, что совместное участие родителей и детей в терапии, дает хороший результат.
Групповая работа с детьми положительно влияет на психологическую составляющую детей и способствует успешной социализации детей.
Математический анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что между степенью страха у детей и коррекцией методами сказкотерапии существует прямая положительная статистически значимая взаимосвязь.
Таким образом, проведенная коррекционная программа, главным методом которой явилась сказкотерапия, показала свою эффективность в коррекции детских страхов.
Полученные в ходе теоретического и практического исследования результаты, позволяют дать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности психологов детского сада. Применение коррекционной программы поможет психологу создать сплоченную группу, улучшить взаимоотношения между детьми, корректировать тревожные и страховые реакции у детей, а также дает возможности совместного участия в программе детей и родителей что также окажет позитивное влияние на всех участников процесса.
1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М. : Медицина, 1993.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М. : Ось- 89, 2007. 144 с.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста : В 6т., 4 т. М., 1983.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л. : Издательство Ленинградского ун-та , 1984. 176 с.
5. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб. : АО «Сфера», 1994. 160 с.
6. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребёнком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях, с. 87-93.
7. Гарбузов В. И. Неврозы у детей и подростков // К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986, С. 39-41.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. Изд. 2-е. Т.1 Пер.с франц. М. : Мир, 1996.
9. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг: философский анализ проблемы в связи с актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики. М. : Издательство «Наука»,1971. - 376 с. (второе доп. издание). М. : ЛЕНАНД, 2021. 400 с.
10. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л. : Медицина, 1988.
11. 3ахаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л : Медицина, 1982.
12. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., 1993. 192 с.
13. 3ахаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
14. Захаров А. И. Детские неврозы // Психологическая помощь 141 родителей детям. СПб. : РЕСПЕКС, 1995. 191 с.
15. Захаров А. И. Неврозы и пограничные состояния // К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. Л., 1972, С. 53-55.
...