Методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 6-7 лет средствами художественной гимнастики
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Понятие координационных способностей 7
1.2. Методика развития координационных способностей 10
1.3. Средства развития координационных способностей на занятиях
художественной гимнастикой 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Понятие координационных способностей 7
1.2. Методика развития координационных способностей 10
1.3. Средства развития координационных способностей на занятиях
художественной гимнастикой 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления человека. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность человека к разнообразной деятельности, формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Художественная гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие таких физических качеств, как координация, быстрота, сила, гибкость, выносливость. Систематические занятия гимнастикой воспитывают волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.
Согласно определению Лисицкой Т.С. [18]: «Художественная гимнастика - олимпийский вид спорта для женщин, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом, в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Художественная гимнастика - ациклический (нет стереотипно повторяющихся движений), сложно координационный вид спорта».
Говоря о том, что в гимнастике одним из важнейших факторов является развитие двигательных качеств, хотелось бы уточнить, что самым важным качеством являются координационные способности. Как пишет Петров П.К. [25]: «Координация - это способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой; также - это способность к целесообразной организации мышечной деятельности».
Средства и методы развития координационных способностей в теории и методике спортивной тренировки исследовали многие ученые.
Особенности художественной гимнастики, как вида спорта, рассматривали в научно -методической литературе А.Л. Карпенко, О.Н. Назарова, Т.С. Лисицкая, Л.П. Орлова, Д.А. Сивакова и др.
По убеждению Сиваковой Д.А. [27], «...в художественной гимнастике важна специально - двигательная подготовка - это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами».
Следовательно, изучение координационных способностей и методов ее развития в художественной гимнастике способствует повышению спортивно-технической подготовленности, как здоровых спортсменок, так и гимнасток с нарушением слуха, что является актуальным вопросом спортивной тренировки.
Анализ специальной литературы по теме исследования позволил установить, что полная или частичная потеря слуха обусловливает ограничение внешней информации, искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития. Как пишет Коржова A.A.[14]: «Для двигательной сферы детей с нарушением слуха типичны нарушения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать тот или иной ритм движений».
Исходя из этого, была определена тема выпускной бакалаврской работы: «Методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет на занятиях художественной гимнастикой».
Цель исследования: совершенствование методики развития координационных способностей у слабовидящих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой, имеющих нарушение слуха.
Объект исследования: процесс развития и формирования координации движений у юных гимнасток, имеющих нарушение слуха.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза: предполагается, что применение разработанной методики позволит качественно повысить уровень координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить исходный уровень развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
2. Разработать методику развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет на занятиях художественной гимнастикой.
3. Выявить эффективность применения на практике предложенной методики развития координационных способностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. педагогический эксперимент;
3. длительное включенное наблюдение;
4. контрольные испытания;
5. экспертное оценивание;
6. математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования экспериментальной методики учителями, тренерами и другими заинтересованными лицами, в целях развития координационных способностей у занимающихся разными видами адаптивного спорта.
Выпускная бакалаврская работа включает в себя следующие разделы: введение, анализ литературы, опытно -экспериментальная работа, анализ полученных результатов, заключение, список используемой литературы. В работе объемом 53 страницы машинописного текста содержится 10 таблиц. Список используемой литературы состоит из 34 наименований.
Художественная гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие таких физических качеств, как координация, быстрота, сила, гибкость, выносливость. Систематические занятия гимнастикой воспитывают волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.
Согласно определению Лисицкой Т.С. [18]: «Художественная гимнастика - олимпийский вид спорта для женщин, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом, в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Художественная гимнастика - ациклический (нет стереотипно повторяющихся движений), сложно координационный вид спорта».
Говоря о том, что в гимнастике одним из важнейших факторов является развитие двигательных качеств, хотелось бы уточнить, что самым важным качеством являются координационные способности. Как пишет Петров П.К. [25]: «Координация - это способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой; также - это способность к целесообразной организации мышечной деятельности».
Средства и методы развития координационных способностей в теории и методике спортивной тренировки исследовали многие ученые.
Особенности художественной гимнастики, как вида спорта, рассматривали в научно -методической литературе А.Л. Карпенко, О.Н. Назарова, Т.С. Лисицкая, Л.П. Орлова, Д.А. Сивакова и др.
По убеждению Сиваковой Д.А. [27], «...в художественной гимнастике важна специально - двигательная подготовка - это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами».
Следовательно, изучение координационных способностей и методов ее развития в художественной гимнастике способствует повышению спортивно-технической подготовленности, как здоровых спортсменок, так и гимнасток с нарушением слуха, что является актуальным вопросом спортивной тренировки.
Анализ специальной литературы по теме исследования позволил установить, что полная или частичная потеря слуха обусловливает ограничение внешней информации, искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития. Как пишет Коржова A.A.[14]: «Для двигательной сферы детей с нарушением слуха типичны нарушения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать тот или иной ритм движений».
Исходя из этого, была определена тема выпускной бакалаврской работы: «Методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет на занятиях художественной гимнастикой».
Цель исследования: совершенствование методики развития координационных способностей у слабовидящих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой, имеющих нарушение слуха.
Объект исследования: процесс развития и формирования координации движений у юных гимнасток, имеющих нарушение слуха.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза: предполагается, что применение разработанной методики позволит качественно повысить уровень координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить исходный уровень развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
2. Разработать методику развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет на занятиях художественной гимнастикой.
3. Выявить эффективность применения на практике предложенной методики развития координационных способностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. педагогический эксперимент;
3. длительное включенное наблюдение;
4. контрольные испытания;
5. экспертное оценивание;
6. математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования экспериментальной методики учителями, тренерами и другими заинтересованными лицами, в целях развития координационных способностей у занимающихся разными видами адаптивного спорта.
Выпускная бакалаврская работа включает в себя следующие разделы: введение, анализ литературы, опытно -экспериментальная работа, анализ полученных результатов, заключение, список используемой литературы. В работе объемом 53 страницы машинописного текста содержится 10 таблиц. Список используемой литературы состоит из 34 наименований.
В заключении исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Первоначальное тестирование (сентябрь 2017 года) включало в себя следующие тесты: «мост» на коленях; кувырок боком вправо и влево; шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; кувырок через плечо на одно колено; «эшапе» скакалкой; прыжки назад; бросок мяча и обруча. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что слабослышащие девочки контрольной и экспериментальной групп показали слабые результаты, в связи с низкой координационной подготовленностью, на данном этапе достоверных отличий между группами не наблюдалось (р<0,05).
На основе анализа научно-методической литературы, изучения педагогической практики проведения занятий по художественной гимнастике с коррекционными группами начальной подготовки были внесены коррективы в методику занятий со слабослышащими девочками 5-6 лет. Основой экспериментальной методики развития координационных способностей было применение на каждом тренировочном занятии большого количества новых упражнений.
2. Для проведения повторного исследования (февраль 2018 года) в качестве тестов были взяты новые виды упражнений, так как прежние задания были освоены слабослышащими девочками на достаточно качественном уровне. «Мост» из положения стоя; переворот в сторону («колесо»); шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; тест с кувырками; «винт» скакалкой; двойные прыжки; отбив и ловля мяча за спиной; бросок обруча.
3. Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей слабослышащих девочек 5-6 лет показывает, что отмечаются достоверные (при р<0,05) различия средних оценок контрольной и экспериментальной групп в показателях по тестам «колесо», шпагат с перекатом.
В тесте с кувырками, двойными прыжками, броске обруча и отбиве мяча показываемые результаты не стабильны (р>0,05), значительно отличаются в контрольной и экспериментальной группах.
Девочки экспериментальной группы показали более стабильные (при р<0,05) результаты в выполнении шпагата с перекатом, тесте с кувырками броске обруча и отбиве мяча.
В тестах «мост» из положения стоя, «винт» со скакалкой и упражнении без предмета достоверных различий средних оценок в контрольной и экспериментальной группах не наблюдается, но девочки экспериментальной группы показывают более стабильные (при р <0,05) результаты.
4. Таким образом, применение разработанной методики позволило качественно повысить уровень координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
1. Первоначальное тестирование (сентябрь 2017 года) включало в себя следующие тесты: «мост» на коленях; кувырок боком вправо и влево; шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; кувырок через плечо на одно колено; «эшапе» скакалкой; прыжки назад; бросок мяча и обруча. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что слабослышащие девочки контрольной и экспериментальной групп показали слабые результаты, в связи с низкой координационной подготовленностью, на данном этапе достоверных отличий между группами не наблюдалось (р<0,05).
На основе анализа научно-методической литературы, изучения педагогической практики проведения занятий по художественной гимнастике с коррекционными группами начальной подготовки были внесены коррективы в методику занятий со слабослышащими девочками 5-6 лет. Основой экспериментальной методики развития координационных способностей было применение на каждом тренировочном занятии большого количества новых упражнений.
2. Для проведения повторного исследования (февраль 2018 года) в качестве тестов были взяты новые виды упражнений, так как прежние задания были освоены слабослышащими девочками на достаточно качественном уровне. «Мост» из положения стоя; переворот в сторону («колесо»); шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; тест с кувырками; «винт» скакалкой; двойные прыжки; отбив и ловля мяча за спиной; бросок обруча.
3. Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей слабослышащих девочек 5-6 лет показывает, что отмечаются достоверные (при р<0,05) различия средних оценок контрольной и экспериментальной групп в показателях по тестам «колесо», шпагат с перекатом.
В тесте с кувырками, двойными прыжками, броске обруча и отбиве мяча показываемые результаты не стабильны (р>0,05), значительно отличаются в контрольной и экспериментальной группах.
Девочки экспериментальной группы показали более стабильные (при р<0,05) результаты в выполнении шпагата с перекатом, тесте с кувырками броске обруча и отбиве мяча.
В тестах «мост» из положения стоя, «винт» со скакалкой и упражнении без предмета достоверных различий средних оценок в контрольной и экспериментальной группах не наблюдается, но девочки экспериментальной группы показывают более стабильные (при р <0,05) результаты.
4. Таким образом, применение разработанной методики позволило качественно повысить уровень координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.



