ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Понятие координационных способностей 7
1.2. Методика развития координационных способностей 10
1.3. Средства развития координационных способностей на занятиях
художественной гимнастикой 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления человека. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность человека к разнообразной деятельности, формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Художественная гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие таких физических качеств, как координация, быстрота, сила, гибкость, выносливость. Систематические занятия гимнастикой воспитывают волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.
Согласно определению Лисицкой Т.С. [18]: «Художественная гимнастика - олимпийский вид спорта для женщин, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом, в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Художественная гимнастика - ациклический (нет стереотипно повторяющихся движений), сложно координационный вид спорта».
Говоря о том, что в гимнастике одним из важнейших факторов является развитие двигательных качеств, хотелось бы уточнить, что самым важным качеством являются координационные способности. Как пишет Петров П.К. [25]: «Координация - это способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой; также - это способность к целесообразной организации мышечной деятельности».
Средства и методы развития координационных способностей в теории и методике спортивной тренировки исследовали многие ученые.
Особенности художественной гимнастики, как вида спорта, рассматривали в научно -методической литературе А.Л. Карпенко, О.Н. Назарова, Т.С. Лисицкая, Л.П. Орлова, Д.А. Сивакова и др.
По убеждению Сиваковой Д.А. [27], «...в художественной гимнастике важна специально - двигательная подготовка - это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами».
Следовательно, изучение координационных способностей и методов ее развития в художественной гимнастике способствует повышению спортивно-технической подготовленности, как здоровых спортсменок, так и гимнасток с нарушением слуха, что является актуальным вопросом спортивной тренировки.
Анализ специальной литературы по теме исследования позволил установить, что полная или частичная потеря слуха обусловливает ограничение внешней информации, искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития. Как пишет Коржова A.A.[14]: «Для двигательной сферы детей с нарушением слуха типичны нарушения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать тот или иной ритм движений».
Исходя из этого, была определена тема выпускной бакалаврской работы: «Методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет на занятиях художественной гимнастикой».
Цель исследования: совершенствование методики развития координационных способностей у слабовидящих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой, имеющих нарушение слуха.
Объект исследования: процесс развития и формирования координации движений у юных гимнасток, имеющих нарушение слуха.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза: предполагается, что применение разработанной методики позволит качественно повысить уровень координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить исходный уровень развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
2. Разработать методику развития координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет на занятиях художественной гимнастикой.
3. Выявить эффективность применения на практике предложенной методики развития координационных способностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. педагогический эксперимент;
3. длительное включенное наблюдение;
4. контрольные испытания;
5. экспертное оценивание;
6. математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования экспериментальной методики учителями, тренерами и другими заинтересованными лицами, в целях развития координационных способностей у занимающихся разными видами адаптивного спорта.
Выпускная бакалаврская работа включает в себя следующие разделы: введение, анализ литературы, опытно -экспериментальная работа, анализ полученных результатов, заключение, список используемой литературы. В работе объемом 53 страницы машинописного текста содержится 10 таблиц. Список используемой литературы состоит из 34 наименований.
В заключении исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Первоначальное тестирование (сентябрь 2017 года) включало в себя следующие тесты: «мост» на коленях; кувырок боком вправо и влево; шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; кувырок через плечо на одно колено; «эшапе» скакалкой; прыжки назад; бросок мяча и обруча. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что слабослышащие девочки контрольной и экспериментальной групп показали слабые результаты, в связи с низкой координационной подготовленностью, на данном этапе достоверных отличий между группами не наблюдалось (р<0,05).
На основе анализа научно-методической литературы, изучения педагогической практики проведения занятий по художественной гимнастике с коррекционными группами начальной подготовки были внесены коррективы в методику занятий со слабослышащими девочками 5-6 лет. Основой экспериментальной методики развития координационных способностей было применение на каждом тренировочном занятии большого количества новых упражнений.
2. Для проведения повторного исследования (февраль 2018 года) в качестве тестов были взяты новые виды упражнений, так как прежние задания были освоены слабослышащими девочками на достаточно качественном уровне. «Мост» из положения стоя; переворот в сторону («колесо»); шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; тест с кувырками; «винт» скакалкой; двойные прыжки; отбив и ловля мяча за спиной; бросок обруча.
3. Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей слабослышащих девочек 5-6 лет показывает, что отмечаются достоверные (при р<0,05) различия средних оценок контрольной и экспериментальной групп в показателях по тестам «колесо», шпагат с перекатом.
В тесте с кувырками, двойными прыжками, броске обруча и отбиве мяча показываемые результаты не стабильны (р>0,05), значительно отличаются в контрольной и экспериментальной группах.
Девочки экспериментальной группы показали более стабильные (при р<0,05) результаты в выполнении шпагата с перекатом, тесте с кувырками броске обруча и отбиве мяча.
В тестах «мост» из положения стоя, «винт» со скакалкой и упражнении без предмета достоверных различий средних оценок в контрольной и экспериментальной группах не наблюдается, но девочки экспериментальной группы показывают более стабильные (при р <0,05) результаты.
4. Таким образом, применение разработанной методики позволило качественно повысить уровень координационных способностей у слабослышащих девочек 5-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
1. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. - М.:
Физкультура и спорт, 2-ое изд. испр. и доп., 2014. - С. 135 - 146.
2. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. - М.:
Физкультура и спорт, 1967. - С. 12-14.
3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.:
Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
4. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2011.- изд.3-е испр. и доп. - С.22-29.
5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 54-55.
6. Гужаловский А.А. Основы теории методики физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1986. - С. 71.
7. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 3-е изд.доп. , 2015. - С.24 - 35.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 2010.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 287с.
9. Журавина М.Л. Гимнастика. - М.: Физическая культура, 2002. - С. 293- 318.
10. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 12-29.
11. Карпеев А.Г. Развитие координации у лиц женского пола на этапе интенсивного онтогенеза (от 4 до 20 лет) //Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 12.
12. Карпенко Л.А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. - М.: Советский спорт, 2014. - 204с.
13. Карпенко Л.А. Отбор в гимнастике и начальная подготовка. - СПб: Нева, 2015. - С. 4-18.
14. Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
15. Кечеджиева Л. Обучение детей художественной гимнастике. - М.: Физическая культура и спорт, 2-ое изд перераб. и доп., 2013. - С. 11- 22.
16. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. - М.: Академия, 2016. -13-ое изд. - С.67-70.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1999. - С. 141-142.
18. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. - М.: Физическая
культура и спорт, 3-ое изд. , 2014. - С.80-88.
19. Лях В.И. Координационные способности школьников. - М.:
Физическая культура и спорт, 1989. - С. 8-10.
20. Мавромати Д.П. Упражнения художественной гимнастики. - М.: Физкультура и спорт, 2-ое изд перераб. и доп. , 2013. - С. 23- 30.
21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. -544с.
22. Назарова О.Н. Методика проведения занятий по художественной гимнастике. - М: РГАФКиС, 2001. - С.5- 7.
23. Назаров В.П. Координация у детей школьного возраста. - М.: Физическая культура и спорт, 4-ое изд перераб. и доп., 2014. - С. 9-23.
24. Орлова Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физическая
культура и спорт, 2013. - 2-ое изд. - 209с.
25. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. - М: Издательский центр «Владос», 2000. - С. 27- 31.
26. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2008. - С. 22-30.
27. Сивакова Д.А. Уроки художественной гимнастики. - М.:
Физическая культура и спорт, 3-ое изд перераб. и доп., 2014. - С. 130-140.
28. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культ./ под ред. Я.М. Коца.- М.: Физкультура и спорт, 2015.- 3-ое изд перераб. и доп. - 240 с.
29. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей. - Омск: СибГУФК, 2013. - С. 7 -14.
30. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ИФК. /Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 2015. - 4-е изд., стер. - С.88 - 95.
31. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд. - М.: Сов. спорт, 2014. - 463 с.
32. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: Физическая культура и спорт, 1978. - 266с.
33. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.:
Физическая культура и спорт, 1987. - С. 103.
34. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физическая культура и спорт, 1971. - С. 213.
35. Холодов Ж.К. Т еория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 46-47.
36. Художественная гимнастика /Под общ. ред. Карпенко Л. А. - М.: Физическая культура и спорт, 2013. - С. 125-150.
37. Шлемина А.М. Юный гимнаст. - М.: Физическая культура и спорт, 2-ое изд перераб. и доп., 2013. - С.102-114.
38. Яшкова И.В. Наглядное мышление глухих детей. - М.: Психология детства, 2008.- С.33-42.