Символические значения названий цветов в поэзии Серебряного века
|
Введение 5
Глава 1 Проблема изучения флористической лексики в научной литературе 10
1.1 Понятие флористической лексики и специфика ее
изучения в лингвистике 10
1.2 Цветок как культурно маркированное понятие 17
1.3 Знаковая структура символа с позиции лингвистики 26
Глава 2 Лексико-семантические особенности названий цветов в художественном тексте 33
2.1 Состав названий цветов в поэзии Серебряного века и их
символические значения в поэзии А.А. Ахматовой 33
2.2 Символические значения названий цветов в поэзии
И.Ф. Анненского 41
2.3 Символические значения названий цветов в поэзии
Н.С. Гумилева и И. Северянина 48
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 64
Глава 1 Проблема изучения флористической лексики в научной литературе 10
1.1 Понятие флористической лексики и специфика ее
изучения в лингвистике 10
1.2 Цветок как культурно маркированное понятие 17
1.3 Знаковая структура символа с позиции лингвистики 26
Глава 2 Лексико-семантические особенности названий цветов в художественном тексте 33
2.1 Состав названий цветов в поэзии Серебряного века и их
символические значения в поэзии А.А. Ахматовой 33
2.2 Символические значения названий цветов в поэзии
И.Ф. Анненского 41
2.3 Символические значения названий цветов в поэзии
Н.С. Гумилева и И. Северянина 48
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 64
Предлагаемое исследование посвящено анализу символических значений наименований цветов в произведениях поэтов Серебряного века в лингвопоэтическом аспекте.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что цветок является базовым культурно маркированным понятием во многих национальных лингвокультурах. В поэтических текстах цветы способны формировать символические значения, отражающие различные эмотивные и аксиологические, авторские и культурно-стереотипные смыслы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения флористической лексики в лингвистике рассматривалась с разных позиций:
- как концепт в работах В.В. Колесова [Колесов 2002], Е.С. Кубряковой [Кубрякова 1996], А.И. Молотковой [Молоткова 2006], Ю.С. Степанова [Степанов 2004];
- как функционально-семантическое поле в исследованиях Ю.Д. Апресяна [Апресян 1995], А.К. Башариной [Башарина 2007], У Луцянь [Луцянь 2015], Ю.Н. Караулова [Караулов 1972], Т.Н. Куренковой [Куренкова 2006], А.Л. Новикова [Новиков 2011].
Проблема изучения флористической лексики рассматривалась также в литературоведческих работах Ю.А. Дьяченко, М. Забылина, Н.Ф. Золотницкого, Е.А. Кругловой, С.Ю. Портновой, Л.А. Соколовой и других.
Несмотря на многостороннее исследование особенностей функционирования флористической лексики в художественном тексте, отмечается недостаточная разработанность проблемы выделения символических функций данных единиц в аспекте лингвокультурологии.
Объект исследования - тексты поэтических произведений А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилева и И. Северянина.
Предмет исследования - символические значения названий цветов в обозначенных поэтических произведениях.
Цель бакалаврской работы - определить состав наименований цветов в поэзии Серебряного века и охарактеризовать свойственные им символические значения.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) обобщить существующие в лингвистической литературе подходы к изучению флористической лексики и принципы ее описания;
2) охарактеризовать цветок как культурно маркированное понятие;
3) методом сплошной выборки отобрать из поэтических текстов примеры словоупотреблений наименований цветов из поэтических текстов А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилева и И. Северянина;
4) выполнить тематическую классификацию отобранных наименований цветов;
5) классифицировать символичность индивидуально-авторской
семантики наименований цветов в соотнесении с культурно-стереотипными символами.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования. Общетеоретические методы анализа и синтеза позволили выявить точки зрения различных ученых на проблему исследования, определить базовые понятия и обобщить теоретический материал по данной проблеме, а также сделать соответствующие выводы. Метод сплошной выборки примеров флористической лексики из стихотворений поэтов Серебряного века, метод контекстуального анализа, метод систематизации и классификации языковых единиц позволили выявить и классифицировать символические значения цветов в поэтических текстах.
Материалом для исследования послужили следующие источники: И.Ф. Анненский «Избранные произведения» [Анненский 1988], А.А. Ахматова «Собрание сочинений в шести томах. Том первый» [Ахматова 1998], А.А. Ахматова «Стихотворения. Поэмы. Автобиографическая проза» [Ахматова 2000], Николай Гумилев «Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 3-4» [Гумилев 1999, 2001], Н.С. Гумилев «Собрание сочинений» [Гумилев 2000], И. Северянин «Тост безответный. Стихотворения. Поэмы. Проза» [Северянин 1999]. В результате анализа текстов данных произведений нами было выявлено 474 примера словоупотребления флористической лексики, с общим количеством лексем - 32 единицы.
В работе использованы ссылки на фундаментальные труды Ю.Д. Апресяна [Апресян 1995], Н.Д. Арутюновой [Арутюнова 1990], Ф.И. Буслаева [Буслаев 2011], А.Н. Веселовского [Веселовский 1898],
В.М. Жирмунского [Жирмунский 1999], Г.И. Климовской [Климовская 2019], И.М. Кобозевой [Кобозева 2000], В.В. Колесова [Колесов 2002], Е.С. Кубряковой [Кубрякова 1996], Ю.М. Лотмана [Лотман 1992], B. П. Москвина [Москвин 2006], Ю.С. Степанова [Степанов 2004].
В ходе исследования мы обратились к следующим словарям символов:
C. А. Токарев «Мифы народов мира» [Токарев 1988], Джеймс Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве» [Холл 1996], «Словарь символов» [Словарь символов 2000].
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наименования цветов являются базовыми культурно маркированными понятиями, что обусловлено важной ролью самих реалий в системе практической жизнедеятельности людей; отражением соответствующего образа в религиозных, мифологических представлениях; воплощением в искусстве и языке в качестве компонентов сравнений, метафор, фразеологизмов, пословиц.
2. Символическое значение с лингвистических позиций рассматривается как предметный образ абстрактного понятия, вызывающий постоянный круг ассоциаций в определённой поэтической системе.
3. В поэзии Серебряного века символические значения наименований цветов имеют как культурно-стереотипный характер, так и ярко выраженные индивидуально-авторские компоненты смысла, обусловленные контекстом и передающие особенности образной системы поэтических произведений.
4. Классификация символической семантики наименований цветов в поэзии Серебряного века предполагает учет характера ассоциаций, лежащих в основе образования символа: эмотивных, субстанциальных и аксиологических.
Научная новизна исследования определяется тем, что в процессе проведенного анализа удалось: 1) сравнить подходы к изучению флористической лексики в когнитивной лингвистике, в лексической семантике, в лингвокультурологии; 2) определить состав наименований цветов в произведениях А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилева и И. Северянина; 3) выявить комплекс индивидуально-авторских символических значений, связанных с образами цветов, в аспекте лингвопоэтики и знаковой теории символа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволят углубить представления о символике наименований цветов за счет выявления окказиональных символических значений в поэзии Серебряного века, не зафиксированных в существующих словарях символов; найти широкое применение в практике школьного и вузовского преподавания русского языка и стилистики.
Апробация исследования осуществлялась:
- во время прохождения производственной (педагогической) практики в форме внеклассного мероприятия в ГБОУ «СОШ №26» г. Сызрань (2020 г.);
- в виде докладов и публикаций на конференциях: Социокультурная роль цветка в национальных лингвокультурах // Сборник материалов Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции. «Молодежь. Наука. Общество», Тольяттинский государственный университет, 5 декабря 2019 г. Тольятти: ТГУ, 2019 (в печати); Символические значения названий цветов в поэзии Серебряного века // Сборник материалов VII научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», Тольяттинский государственный университет, 17 апреля 2020 г. Тольятти: ТГУ, 2020 (в печати);
- в виде подготовки научных статей: Символические функции наименований цветов в аспекте сопоставления поэтических идиостилей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 9 (сентябрь). 0,4 п.л.
Структура бакалаврской работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 73 источника.
Во введении формулируется актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи исследования, определяется методология исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Проблема изучения флористической лексики в научной литературе» дается понятие флористической лексики, определяются признаки цветка как культурно маркированного понятия, раскрывается знаковая структура символа с позиций лингвистики.
Во второй главе «Лексико-семантические особенности названий цветов в художественном тексте» определяется состав наименований цветов, их символические значения в творчестве поэтов Серебряного века, выявляется индивидуально-авторская семантика названий цветов.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что цветок является базовым культурно маркированным понятием во многих национальных лингвокультурах. В поэтических текстах цветы способны формировать символические значения, отражающие различные эмотивные и аксиологические, авторские и культурно-стереотипные смыслы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения флористической лексики в лингвистике рассматривалась с разных позиций:
- как концепт в работах В.В. Колесова [Колесов 2002], Е.С. Кубряковой [Кубрякова 1996], А.И. Молотковой [Молоткова 2006], Ю.С. Степанова [Степанов 2004];
- как функционально-семантическое поле в исследованиях Ю.Д. Апресяна [Апресян 1995], А.К. Башариной [Башарина 2007], У Луцянь [Луцянь 2015], Ю.Н. Караулова [Караулов 1972], Т.Н. Куренковой [Куренкова 2006], А.Л. Новикова [Новиков 2011].
Проблема изучения флористической лексики рассматривалась также в литературоведческих работах Ю.А. Дьяченко, М. Забылина, Н.Ф. Золотницкого, Е.А. Кругловой, С.Ю. Портновой, Л.А. Соколовой и других.
Несмотря на многостороннее исследование особенностей функционирования флористической лексики в художественном тексте, отмечается недостаточная разработанность проблемы выделения символических функций данных единиц в аспекте лингвокультурологии.
Объект исследования - тексты поэтических произведений А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилева и И. Северянина.
Предмет исследования - символические значения названий цветов в обозначенных поэтических произведениях.
Цель бакалаврской работы - определить состав наименований цветов в поэзии Серебряного века и охарактеризовать свойственные им символические значения.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) обобщить существующие в лингвистической литературе подходы к изучению флористической лексики и принципы ее описания;
2) охарактеризовать цветок как культурно маркированное понятие;
3) методом сплошной выборки отобрать из поэтических текстов примеры словоупотреблений наименований цветов из поэтических текстов А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилева и И. Северянина;
4) выполнить тематическую классификацию отобранных наименований цветов;
5) классифицировать символичность индивидуально-авторской
семантики наименований цветов в соотнесении с культурно-стереотипными символами.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования. Общетеоретические методы анализа и синтеза позволили выявить точки зрения различных ученых на проблему исследования, определить базовые понятия и обобщить теоретический материал по данной проблеме, а также сделать соответствующие выводы. Метод сплошной выборки примеров флористической лексики из стихотворений поэтов Серебряного века, метод контекстуального анализа, метод систематизации и классификации языковых единиц позволили выявить и классифицировать символические значения цветов в поэтических текстах.
Материалом для исследования послужили следующие источники: И.Ф. Анненский «Избранные произведения» [Анненский 1988], А.А. Ахматова «Собрание сочинений в шести томах. Том первый» [Ахматова 1998], А.А. Ахматова «Стихотворения. Поэмы. Автобиографическая проза» [Ахматова 2000], Николай Гумилев «Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 3-4» [Гумилев 1999, 2001], Н.С. Гумилев «Собрание сочинений» [Гумилев 2000], И. Северянин «Тост безответный. Стихотворения. Поэмы. Проза» [Северянин 1999]. В результате анализа текстов данных произведений нами было выявлено 474 примера словоупотребления флористической лексики, с общим количеством лексем - 32 единицы.
В работе использованы ссылки на фундаментальные труды Ю.Д. Апресяна [Апресян 1995], Н.Д. Арутюновой [Арутюнова 1990], Ф.И. Буслаева [Буслаев 2011], А.Н. Веселовского [Веселовский 1898],
В.М. Жирмунского [Жирмунский 1999], Г.И. Климовской [Климовская 2019], И.М. Кобозевой [Кобозева 2000], В.В. Колесова [Колесов 2002], Е.С. Кубряковой [Кубрякова 1996], Ю.М. Лотмана [Лотман 1992], B. П. Москвина [Москвин 2006], Ю.С. Степанова [Степанов 2004].
В ходе исследования мы обратились к следующим словарям символов:
C. А. Токарев «Мифы народов мира» [Токарев 1988], Джеймс Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве» [Холл 1996], «Словарь символов» [Словарь символов 2000].
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наименования цветов являются базовыми культурно маркированными понятиями, что обусловлено важной ролью самих реалий в системе практической жизнедеятельности людей; отражением соответствующего образа в религиозных, мифологических представлениях; воплощением в искусстве и языке в качестве компонентов сравнений, метафор, фразеологизмов, пословиц.
2. Символическое значение с лингвистических позиций рассматривается как предметный образ абстрактного понятия, вызывающий постоянный круг ассоциаций в определённой поэтической системе.
3. В поэзии Серебряного века символические значения наименований цветов имеют как культурно-стереотипный характер, так и ярко выраженные индивидуально-авторские компоненты смысла, обусловленные контекстом и передающие особенности образной системы поэтических произведений.
4. Классификация символической семантики наименований цветов в поэзии Серебряного века предполагает учет характера ассоциаций, лежащих в основе образования символа: эмотивных, субстанциальных и аксиологических.
Научная новизна исследования определяется тем, что в процессе проведенного анализа удалось: 1) сравнить подходы к изучению флористической лексики в когнитивной лингвистике, в лексической семантике, в лингвокультурологии; 2) определить состав наименований цветов в произведениях А.А. Ахматовой, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилева и И. Северянина; 3) выявить комплекс индивидуально-авторских символических значений, связанных с образами цветов, в аспекте лингвопоэтики и знаковой теории символа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволят углубить представления о символике наименований цветов за счет выявления окказиональных символических значений в поэзии Серебряного века, не зафиксированных в существующих словарях символов; найти широкое применение в практике школьного и вузовского преподавания русского языка и стилистики.
Апробация исследования осуществлялась:
- во время прохождения производственной (педагогической) практики в форме внеклассного мероприятия в ГБОУ «СОШ №26» г. Сызрань (2020 г.);
- в виде докладов и публикаций на конференциях: Социокультурная роль цветка в национальных лингвокультурах // Сборник материалов Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции. «Молодежь. Наука. Общество», Тольяттинский государственный университет, 5 декабря 2019 г. Тольятти: ТГУ, 2019 (в печати); Символические значения названий цветов в поэзии Серебряного века // Сборник материалов VII научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», Тольяттинский государственный университет, 17 апреля 2020 г. Тольятти: ТГУ, 2020 (в печати);
- в виде подготовки научных статей: Символические функции наименований цветов в аспекте сопоставления поэтических идиостилей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 9 (сентябрь). 0,4 п.л.
Структура бакалаврской работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 73 источника.
Во введении формулируется актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи исследования, определяется методология исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Проблема изучения флористической лексики в научной литературе» дается понятие флористической лексики, определяются признаки цветка как культурно маркированного понятия, раскрывается знаковая структура символа с позиций лингвистики.
Во второй главе «Лексико-семантические особенности названий цветов в художественном тексте» определяется состав наименований цветов, их символические значения в творчестве поэтов Серебряного века, выявляется индивидуально-авторская семантика названий цветов.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводам о том, что для русской поэзии Серебряного века символика цветов является ключевой частью поэтического творчества, посредством которой изображаются взгляды поэтов на окружающий мир, а также отображается поиск духовных ценностей писателей или поэтов.
Как показал анализ поэтических текстов поэтов Серебряного века, состав используемых наименований цветов включает 32 единицы, которые распределяются на 2 тематические группы:
1) гипероним цветок - 61 пример словоупотреблений;
2) обозначения видов цветов (роза; лилия; фиалка; ландыш; мак; мимоза; хризантема; нарцисс; тюльпан; маргаритка и другие) - 413 примеров словоупотреблений.
За основу систематизации символических значений наименований цветов в поэзии Серебряного века была принята классификация по характеру ассоциаций, лежащих в основе символизации, принятая в лингвопоэтике. При этом мы исходили из положения, в соответствии с которым символ - представление, вызывающее постоянный круг ассоциаций в определённой поэтической системе.
В результате проведенного анализа отобранной флористической лексики было установлено, что в поэзии А.А. Ахматовой регулярно употребляются такие наименования цветов, как гвоздика, георгин, нарцисс, роза, тюльпан, фиалка, хризантема.
Их символические значения выражают преимущественно эмотивные ассоциации и классифицируются следующим образом:
а) «психологический мир героини» («Я говорю сейчас словами теми, / Что только раз рождаются в душе. /Жужжит пчела на белой хризантеме, / Так душно пахнет старое саше / <...> Последний луч, и желтый и тяжелый, / Застыл в букете ярких георгин / И как во сне я слышу звук виолы / И редкие аккорды клавесин» [Ахматова 1998: 45]);
б) «разновидности и оттенки любви»:
- «страстная любовь» («В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, / Светила нам только зловещая тьма, / Свое бормотали арыки, / И Азией пахли гвоздики» [Ахматова 2000: 89]);
- «жертвенная любовь» («Бывало, я с утра молчу, / О том, что сон мне пел. / Румяной розе и лучу, / И мне - один удел» [Ахматова 1998: 257]);
- «трагическая любовь» («Вижу я сквозь зеленую муть / И не детство мое, и не море, / И не бабочек брачный полет / Над грядой белоснежных нарциссов / В тот какой-то шестнадцатый год... / А застывший навек хоровод /Надмогильных твоих кипарисов» [Ахматова 1998: 415]).
В поэзии И.Ф. Анненского символическим знаками становятся такие наименования цветов, как азалия, гиацинт, лилия, роза, тубероза, хризантема.
Их символические значения классифицируются по двум типам передаваемых ассоциаций - эмотивным и аксиологическим:
а) внутренний мир лирического субъекта:
1) «цветок - умеренность, благоразумие лирического героя» («Золотя заката розы, / Клонит солнце лик усталый, / И глядятся туберозы / В позлащенные кристаллы. / Но не надо сердцу алых, - / Сердце просит роз поблеклых, / Гиацинтов небывалых, / Лилий, плачущих на стеклах» [Анненский 1988: 58]);
б) аксиологические ассоциации:
2) «цветок - искусственная / подлинная жизнь» («Где белел Эрот бескрылый / Меж искусственных азалий. / Там, качаяся, лампады / Пламя трепетное лили, / Душным ладаном услады / Там кадили чаши лилий» [Анненский 1988: 43]);
3) «цветок - поэтический мир» («Цветов мечты моей мятежной / Забыв минутную красу, / Одной лилеи белоснежной / Я в лучший мир перенесу /И аромат, и абрис нежный» [Анненский 1988: 139]);
4) «цветок - поэтическое слово» («В постель скорее!.. Там теплей, / А ты, волшебница, налей / Мне капель чуткого забвенья, / Чтоб ночью вянущих лилей / Мне ярче слышать со стеблей / Сухой и странный звук паденья» [Анненский 1988: 52]);
5) «цветок - смерть» («Это было поздним летом / Меж ракит и на песке, / Перед бледно-желтым цветом / В увядающем венке, / И казалось мне, что нежной / Хризантема головой / Припадает безнадежно / К яркой крышке гробовой» [Анненский 1988: 38]).
Классификация символических значений наименований цветов в поэзии Н.С. Гумилева основана на эмотивных, субстанциальных и аксиологических ассоциациях, связанных со следующими понятиями:
а) эмотивные смыслы:
1) «многогранность любви» («А на высотах, столь совершенных, / Где чистых лилий сверкают слезы, / Я вижу страстных среди блаженных, /На горном снеге алеют розы» [Гумилев 2000: 49]);
6) субстанциальные смыслы:
2) «противопоставление стихии» («Как учитель среди шалунов, иногда / Океанский проходит средь них пароход, / Под винтом снеговая клокочет вода, / А на палубе - красные розы и лед» [Гумилев 2001: 14]);
3) «совершенство» («Я, что мог быть лучшей из поэм, / Звонкой скрипкой или розой белою, / В этом мире сделался ничем, / Вот сижу и ничего не делаю» [Гумилев 1999: 166]);
4) «знак идеального мира» («В серебрящейся мантии крыльев / Сотворил отражение рая: / Он раскинул тенистые рощи / Прихотливых мимоз и акаций» [Гумилев 2001: 24]);
5) «недостижимая мечта» («И если в этом мире не дано / Нам расковать последнее звено, / Пусть смерть приходит, я зову любую! / Я с нею буду биться до конца / И, может быть, рукою мертвеца / Я лилию добуду голубую» [Гумилев 2000: 117]).
Символические значения наименований цветов в поэзии И. Северянина классифицируются вокруг эмотивных и аксиологических ассоциаций:
а) «разделенная любовь» («Январский воздух на Кавказе / Повеял северным апрелем. / Моя любимая, разделим / Свою любовь, как розы - в вазе» [Северянин 1999: 273]);
б) «трагический мир тоскующей души» («Уродливым кактусом роза / Сменилась для моды. Коза / К любви призывалась. И поза / Назойливо лезла в глаза» [Северянин 1999: 228]);
в) «жизненный цикл» («В те времена, когда роились грезы / В сердцах людей, прозрачны и ясны, / Как хороши, как свежи были розы / Моей любви, и славы, и весны! /Прошли лета, и всюду льются слезы... / Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране. /Как хороши, как свежи ныне розы /Воспоминаний о минувшем дне! / Но дни идут - уже стихают грозы. / Вернуться в дом Россия ищет троп / Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб» [Северянин 1999: 327]);
г) «внутренний автопортрет» («Не повезут поэта лошади - / Век даст мотор для катафалка. / На гроб букеты вы положите: / Мимоза, лилия, фиалка» [Северянин 1999: 50]).
Классификация символичности индивидуально-авторской семантики наименований цветов в соотнесении с культурно-стереотипными символами цветов позволила установить следующие авторские контекстуальные коннотации центральных символов-фитонимов:
- роза у А.А. Ахматовой - символ жертвенной и неразделенной любви;
- лилия у И.Ф. Анненского расширяет свои контекстуальные значения как символ поэтического мира и слова;
- роза у Н.С. Гумилева приобретает наибольшее количество символических значений, в некоторых случаях амбивалентных: от символа порочной страсти до символа совершенства;
- роза для И. Северянина становится символом жизненного цикла (зарождение - цветение - увядание - новое расцветание).
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. К лексико-семантическим особенностям наименований цветов в поэтических текстах относится их активное функционирование в качестве символического знака, реализующего как культурно-стереотипные значения, закрепленные за тем или иным цветком, так и индивидуально-авторские смыслы, отражающие специфику индивидуального мировидения поэта.
2. В индивидуально-авторских трансформациях символических значений наименований цветов в поэзии А.А. Ахматовой проявляются особенности авторской эстетической коммуникации с читателем, с которым можно поделиться своими эмоциональными переживаниями и получить отклик.
3. В творчестве И.Ф. Анненского преобладают аксиологические символические смыслы. Каждый цветок, используемый поэтом, отображает взаимосвязь природного, человеческого и духовного начал, их взаимозависимость.
4. Н.С. Гумилев наделяет фитонимы новыми многозначными субстанциальными смыслами, заключающими глубокие философские вопросы: смысл жизни, идеал и действительность, противоречия души и тела.
5. Символика фитонимов в творчестве И. Северянина репрезентирует оценочность поэтической картины мира автора. И. Северянин остро переживает весь тот мрак и упадок, настигший современный мир и, возможно, мир будущего.
Как показал анализ поэтических текстов поэтов Серебряного века, состав используемых наименований цветов включает 32 единицы, которые распределяются на 2 тематические группы:
1) гипероним цветок - 61 пример словоупотреблений;
2) обозначения видов цветов (роза; лилия; фиалка; ландыш; мак; мимоза; хризантема; нарцисс; тюльпан; маргаритка и другие) - 413 примеров словоупотреблений.
За основу систематизации символических значений наименований цветов в поэзии Серебряного века была принята классификация по характеру ассоциаций, лежащих в основе символизации, принятая в лингвопоэтике. При этом мы исходили из положения, в соответствии с которым символ - представление, вызывающее постоянный круг ассоциаций в определённой поэтической системе.
В результате проведенного анализа отобранной флористической лексики было установлено, что в поэзии А.А. Ахматовой регулярно употребляются такие наименования цветов, как гвоздика, георгин, нарцисс, роза, тюльпан, фиалка, хризантема.
Их символические значения выражают преимущественно эмотивные ассоциации и классифицируются следующим образом:
а) «психологический мир героини» («Я говорю сейчас словами теми, / Что только раз рождаются в душе. /Жужжит пчела на белой хризантеме, / Так душно пахнет старое саше / <...> Последний луч, и желтый и тяжелый, / Застыл в букете ярких георгин / И как во сне я слышу звук виолы / И редкие аккорды клавесин» [Ахматова 1998: 45]);
б) «разновидности и оттенки любви»:
- «страстная любовь» («В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, / Светила нам только зловещая тьма, / Свое бормотали арыки, / И Азией пахли гвоздики» [Ахматова 2000: 89]);
- «жертвенная любовь» («Бывало, я с утра молчу, / О том, что сон мне пел. / Румяной розе и лучу, / И мне - один удел» [Ахматова 1998: 257]);
- «трагическая любовь» («Вижу я сквозь зеленую муть / И не детство мое, и не море, / И не бабочек брачный полет / Над грядой белоснежных нарциссов / В тот какой-то шестнадцатый год... / А застывший навек хоровод /Надмогильных твоих кипарисов» [Ахматова 1998: 415]).
В поэзии И.Ф. Анненского символическим знаками становятся такие наименования цветов, как азалия, гиацинт, лилия, роза, тубероза, хризантема.
Их символические значения классифицируются по двум типам передаваемых ассоциаций - эмотивным и аксиологическим:
а) внутренний мир лирического субъекта:
1) «цветок - умеренность, благоразумие лирического героя» («Золотя заката розы, / Клонит солнце лик усталый, / И глядятся туберозы / В позлащенные кристаллы. / Но не надо сердцу алых, - / Сердце просит роз поблеклых, / Гиацинтов небывалых, / Лилий, плачущих на стеклах» [Анненский 1988: 58]);
б) аксиологические ассоциации:
2) «цветок - искусственная / подлинная жизнь» («Где белел Эрот бескрылый / Меж искусственных азалий. / Там, качаяся, лампады / Пламя трепетное лили, / Душным ладаном услады / Там кадили чаши лилий» [Анненский 1988: 43]);
3) «цветок - поэтический мир» («Цветов мечты моей мятежной / Забыв минутную красу, / Одной лилеи белоснежной / Я в лучший мир перенесу /И аромат, и абрис нежный» [Анненский 1988: 139]);
4) «цветок - поэтическое слово» («В постель скорее!.. Там теплей, / А ты, волшебница, налей / Мне капель чуткого забвенья, / Чтоб ночью вянущих лилей / Мне ярче слышать со стеблей / Сухой и странный звук паденья» [Анненский 1988: 52]);
5) «цветок - смерть» («Это было поздним летом / Меж ракит и на песке, / Перед бледно-желтым цветом / В увядающем венке, / И казалось мне, что нежной / Хризантема головой / Припадает безнадежно / К яркой крышке гробовой» [Анненский 1988: 38]).
Классификация символических значений наименований цветов в поэзии Н.С. Гумилева основана на эмотивных, субстанциальных и аксиологических ассоциациях, связанных со следующими понятиями:
а) эмотивные смыслы:
1) «многогранность любви» («А на высотах, столь совершенных, / Где чистых лилий сверкают слезы, / Я вижу страстных среди блаженных, /На горном снеге алеют розы» [Гумилев 2000: 49]);
6) субстанциальные смыслы:
2) «противопоставление стихии» («Как учитель среди шалунов, иногда / Океанский проходит средь них пароход, / Под винтом снеговая клокочет вода, / А на палубе - красные розы и лед» [Гумилев 2001: 14]);
3) «совершенство» («Я, что мог быть лучшей из поэм, / Звонкой скрипкой или розой белою, / В этом мире сделался ничем, / Вот сижу и ничего не делаю» [Гумилев 1999: 166]);
4) «знак идеального мира» («В серебрящейся мантии крыльев / Сотворил отражение рая: / Он раскинул тенистые рощи / Прихотливых мимоз и акаций» [Гумилев 2001: 24]);
5) «недостижимая мечта» («И если в этом мире не дано / Нам расковать последнее звено, / Пусть смерть приходит, я зову любую! / Я с нею буду биться до конца / И, может быть, рукою мертвеца / Я лилию добуду голубую» [Гумилев 2000: 117]).
Символические значения наименований цветов в поэзии И. Северянина классифицируются вокруг эмотивных и аксиологических ассоциаций:
а) «разделенная любовь» («Январский воздух на Кавказе / Повеял северным апрелем. / Моя любимая, разделим / Свою любовь, как розы - в вазе» [Северянин 1999: 273]);
б) «трагический мир тоскующей души» («Уродливым кактусом роза / Сменилась для моды. Коза / К любви призывалась. И поза / Назойливо лезла в глаза» [Северянин 1999: 228]);
в) «жизненный цикл» («В те времена, когда роились грезы / В сердцах людей, прозрачны и ясны, / Как хороши, как свежи были розы / Моей любви, и славы, и весны! /Прошли лета, и всюду льются слезы... / Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране. /Как хороши, как свежи ныне розы /Воспоминаний о минувшем дне! / Но дни идут - уже стихают грозы. / Вернуться в дом Россия ищет троп / Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб» [Северянин 1999: 327]);
г) «внутренний автопортрет» («Не повезут поэта лошади - / Век даст мотор для катафалка. / На гроб букеты вы положите: / Мимоза, лилия, фиалка» [Северянин 1999: 50]).
Классификация символичности индивидуально-авторской семантики наименований цветов в соотнесении с культурно-стереотипными символами цветов позволила установить следующие авторские контекстуальные коннотации центральных символов-фитонимов:
- роза у А.А. Ахматовой - символ жертвенной и неразделенной любви;
- лилия у И.Ф. Анненского расширяет свои контекстуальные значения как символ поэтического мира и слова;
- роза у Н.С. Гумилева приобретает наибольшее количество символических значений, в некоторых случаях амбивалентных: от символа порочной страсти до символа совершенства;
- роза для И. Северянина становится символом жизненного цикла (зарождение - цветение - увядание - новое расцветание).
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. К лексико-семантическим особенностям наименований цветов в поэтических текстах относится их активное функционирование в качестве символического знака, реализующего как культурно-стереотипные значения, закрепленные за тем или иным цветком, так и индивидуально-авторские смыслы, отражающие специфику индивидуального мировидения поэта.
2. В индивидуально-авторских трансформациях символических значений наименований цветов в поэзии А.А. Ахматовой проявляются особенности авторской эстетической коммуникации с читателем, с которым можно поделиться своими эмоциональными переживаниями и получить отклик.
3. В творчестве И.Ф. Анненского преобладают аксиологические символические смыслы. Каждый цветок, используемый поэтом, отображает взаимосвязь природного, человеческого и духовного начал, их взаимозависимость.
4. Н.С. Гумилев наделяет фитонимы новыми многозначными субстанциальными смыслами, заключающими глубокие философские вопросы: смысл жизни, идеал и действительность, противоречия души и тела.
5. Символика фитонимов в творчестве И. Северянина репрезентирует оценочность поэтической картины мира автора. И. Северянин остро переживает весь тот мрак и упадок, настигший современный мир и, возможно, мир будущего.
Подобные работы
- Символика названий цветов в поэзии русского модернизма (литературоведческий и методический аспекты)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Лексико-семантическая группа «Цветы» в русской женской поэзии первой половины ХХ века на фоне китайской поэзии: семантико-стилистический аспект
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПОЭТИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА (НА ФОНЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ НОМИНАЦИИ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ПОЭТИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА (НА ФОНЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ НОМИНАЦИИ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР «ШАРМАНКИ» ЕЛЕНЫ ГУРО В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Символика цвета в творчестве А.С. Грина
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ЦВЕТ И МУЗЫКА В РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА
«АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЦВЕТООБРАЗ СОМАТИЗМА «ГЛАЗА» КАК КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП В РУССКОМ ПОЭТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (на материале данных национального корпуса русского языка)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЗА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ХАРАКТЕР И СПОСОБЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



