КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
1.1 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 8
1.2 Игры-драматизации как средство коррекции звукопроизношения
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 14
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 18
2.1 Выявление особенностей звукопроизношения у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 18
2.2 Организация и содержание работы по коррекции
звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 26
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
1.1 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 8
1.2 Игры-драматизации как средство коррекции звукопроизношения
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 14
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 18
2.1 Выявление особенностей звукопроизношения у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 18
2.2 Организация и содержание работы по коррекции
звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 26
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение
Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций является в настоящее время важной, но не до конца изученной проблемой коррекционной педагогики.
Звукопроизношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса. Стоит отметить, что формирование правильного произношения у детей представляет собой достаточно сложный процесс. Особые затруднения появляются при формировании у детей умения управлять собственным артикуляционным аппаратом, при развитии способности к восприятию обращенной речи, а также осуществлять наблюдение за собственной речью и речью других людей. У большинства детей наблюдается задержка процесса формирования правильного звукопроизношения. Звукопроизношение оказывает существенное воздействие на развитие и формирование языковых компетенций и речевых коммуникаций ребенка.
Становление звукопроизношения как важная проблема занимает серьезное место среди других сторон исследования процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Такие ученые, как С.Н. Карпова, Э.И. Труве, И.Н. Колобова, проводя исследования своеобразия умений ребенка разбираться в речи и ее элементах, уделяли особое внимание признакам ведущего вида деятельности и формам общения с окружающими. Понимание детьми звукового состава слова в целом характеризуются тем, что оно неустойчивое и недифференцированное. Нарушенное звукопроизношение свойственно многим детям в дошкольном возрасте. Данная проблема, в логопедии представляет собой хорошо изученный раздел. Методика коррекции таких нарушений на современном этапе разработана в достаточной степени. Однако, несмотря на это есть основания говорить о необходимости проведения дальнейших исследований, позволяющих найти методы и приемы, которые повысят мотивацию самих детей и эффективность коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. Потребность в повышении эффективности коррекционной работы определила актуальность темы бакалаврской работы: «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций».
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с с фонетико-фонематическим недоразвитием и недостаточным использованием потенциала игр-драматизаций в данном процессе. В то время как игры-драматизации могут стать средством обеспечения эффективности коррекционного процесса благодаря активизации интереса и эмоционально положительного отношения самого ребенка к правильному звукопроизношению.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием ?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием будет выше при включении в данный процесс игр-драматизаций.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3) разработать содержание и апробировать в процессе коррекционно-развивающей работы игры-драматизации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; психолого- педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной обработки фактического материала.
Теоретическую основу исследования составили положения о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.Б. Касевич, В.К. Орфинская, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин) и механизмах произношения (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузьмин, Н.И. Лепская).
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5¬6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования учителями-логопедами и воспитателями в работе по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Звукопроизношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса. Стоит отметить, что формирование правильного произношения у детей представляет собой достаточно сложный процесс. Особые затруднения появляются при формировании у детей умения управлять собственным артикуляционным аппаратом, при развитии способности к восприятию обращенной речи, а также осуществлять наблюдение за собственной речью и речью других людей. У большинства детей наблюдается задержка процесса формирования правильного звукопроизношения. Звукопроизношение оказывает существенное воздействие на развитие и формирование языковых компетенций и речевых коммуникаций ребенка.
Становление звукопроизношения как важная проблема занимает серьезное место среди других сторон исследования процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Такие ученые, как С.Н. Карпова, Э.И. Труве, И.Н. Колобова, проводя исследования своеобразия умений ребенка разбираться в речи и ее элементах, уделяли особое внимание признакам ведущего вида деятельности и формам общения с окружающими. Понимание детьми звукового состава слова в целом характеризуются тем, что оно неустойчивое и недифференцированное. Нарушенное звукопроизношение свойственно многим детям в дошкольном возрасте. Данная проблема, в логопедии представляет собой хорошо изученный раздел. Методика коррекции таких нарушений на современном этапе разработана в достаточной степени. Однако, несмотря на это есть основания говорить о необходимости проведения дальнейших исследований, позволяющих найти методы и приемы, которые повысят мотивацию самих детей и эффективность коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. Потребность в повышении эффективности коррекционной работы определила актуальность темы бакалаврской работы: «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций».
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с с фонетико-фонематическим недоразвитием и недостаточным использованием потенциала игр-драматизаций в данном процессе. В то время как игры-драматизации могут стать средством обеспечения эффективности коррекционного процесса благодаря активизации интереса и эмоционально положительного отношения самого ребенка к правильному звукопроизношению.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием ?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием будет выше при включении в данный процесс игр-драматизаций.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3) разработать содержание и апробировать в процессе коррекционно-развивающей работы игры-драматизации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; психолого- педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной обработки фактического материала.
Теоретическую основу исследования составили положения о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.Б. Касевич, В.К. Орфинская, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин) и механизмах произношения (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузьмин, Н.И. Лепская).
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5¬6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования учителями-логопедами и воспитателями в работе по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы относительно возможности игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН.
При проведении констатирующего и контрольного этапов эксперимента мы опирались на исследования Н.И. Озерецкого Е.В. Мазановой, Г.А. Волковой. На основе их работ мы выделили показатели звукопроизношения детей 5-6 лет и особенностей динамического и орального праксиса:
- уровень развития общей моторики;
- уровень развития координации рук;
- уровень развития ритмического чувства;
- уровень развития артикуляционной моторики;
- уровень развития звукопроизношения.
Изучение данных показателей осуществлялось с помощью комплекса подобранных нами диагностических методик: «Состояние общей моторики» (Н.И. Озерецкий), «Динамический праксис» (Н.И. Озерецкий), «Музыкальное эхо» (Г.А. Волкова.), «Артикуляционная моторика» (Е.В. Мазанова.), «Исследование фонетической стороны речи» (Е.В. Мазанова).
Анализ данных, полученных при выявлении уровня сформированности динамического и орального праксиса, а также особенностей звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН показал, что у детей присутствуют искажения и пропуски звуков, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, а также отмечена слабость общей и мелкой моторики. На этапе констатирующего эксперимента мы определили, что лишь у 52% детей развитие звукопроизношения, динамического, артикуляционного праксиса приближено к норме.
• Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента мы определили цель формирующего эксперимента: осуществление работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН посредством игр-драматизаций. Программа формирующего эксперимента предполагала поэтапную работу. При выделении этапов, мы учитывали: особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН в онтогенезе, их связь с двигательным праксисом, а также результаты индивидуальной диагностики звукопроизношения каждого ребенка, участвующего в экспериментальной работе.
Показателем эффективности коррекционной работы с использованием игр-драматизаций стало повышении уровня сформированности динамического и орального праксиса, а также повышении качества звукопроизношения у детей 5-6 лет экспериментальной группы.
Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и эффективность использования игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения детей 5-6 лет с ФФН.
При проведении констатирующего и контрольного этапов эксперимента мы опирались на исследования Н.И. Озерецкого Е.В. Мазановой, Г.А. Волковой. На основе их работ мы выделили показатели звукопроизношения детей 5-6 лет и особенностей динамического и орального праксиса:
- уровень развития общей моторики;
- уровень развития координации рук;
- уровень развития ритмического чувства;
- уровень развития артикуляционной моторики;
- уровень развития звукопроизношения.
Изучение данных показателей осуществлялось с помощью комплекса подобранных нами диагностических методик: «Состояние общей моторики» (Н.И. Озерецкий), «Динамический праксис» (Н.И. Озерецкий), «Музыкальное эхо» (Г.А. Волкова.), «Артикуляционная моторика» (Е.В. Мазанова.), «Исследование фонетической стороны речи» (Е.В. Мазанова).
Анализ данных, полученных при выявлении уровня сформированности динамического и орального праксиса, а также особенностей звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН показал, что у детей присутствуют искажения и пропуски звуков, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, а также отмечена слабость общей и мелкой моторики. На этапе констатирующего эксперимента мы определили, что лишь у 52% детей развитие звукопроизношения, динамического, артикуляционного праксиса приближено к норме.
• Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента мы определили цель формирующего эксперимента: осуществление работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН посредством игр-драматизаций. Программа формирующего эксперимента предполагала поэтапную работу. При выделении этапов, мы учитывали: особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН в онтогенезе, их связь с двигательным праксисом, а также результаты индивидуальной диагностики звукопроизношения каждого ребенка, участвующего в экспериментальной работе.
Показателем эффективности коррекционной работы с использованием игр-драматизаций стало повышении уровня сформированности динамического и орального праксиса, а также повышении качества звукопроизношения у детей 5-6 лет экспериментальной группы.
Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и эффективность использования игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения детей 5-6 лет с ФФН.



