Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
1.1 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 8
1.2 Игры-драматизации как средство коррекции звукопроизношения
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 14
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 18
2.1 Выявление особенностей звукопроизношения у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 18
2.2 Организация и содержание работы по коррекции
звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 26
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение
Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций является в настоящее время важной, но не до конца изученной проблемой коррекционной педагогики.
Звукопроизношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса. Стоит отметить, что формирование правильного произношения у детей представляет собой достаточно сложный процесс. Особые затруднения появляются при формировании у детей умения управлять собственным артикуляционным аппаратом, при развитии способности к восприятию обращенной речи, а также осуществлять наблюдение за собственной речью и речью других людей. У большинства детей наблюдается задержка процесса формирования правильного звукопроизношения. Звукопроизношение оказывает существенное воздействие на развитие и формирование языковых компетенций и речевых коммуникаций ребенка.
Становление звукопроизношения как важная проблема занимает серьезное место среди других сторон исследования процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Такие ученые, как С.Н. Карпова, Э.И. Труве, И.Н. Колобова, проводя исследования своеобразия умений ребенка разбираться в речи и ее элементах, уделяли особое внимание признакам ведущего вида деятельности и формам общения с окружающими. Понимание детьми звукового состава слова в целом характеризуются тем, что оно неустойчивое и недифференцированное. Нарушенное звукопроизношение свойственно многим детям в дошкольном возрасте. Данная проблема, в логопедии представляет собой хорошо изученный раздел. Методика коррекции таких нарушений на современном этапе разработана в достаточной степени. Однако, несмотря на это есть основания говорить о необходимости проведения дальнейших исследований, позволяющих найти методы и приемы, которые повысят мотивацию самих детей и эффективность коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. Потребность в повышении эффективности коррекционной работы определила актуальность темы бакалаврской работы: «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций».
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с с фонетико-фонематическим недоразвитием и недостаточным использованием потенциала игр-драматизаций в данном процессе. В то время как игры-драматизации могут стать средством обеспечения эффективности коррекционного процесса благодаря активизации интереса и эмоционально положительного отношения самого ребенка к правильному звукопроизношению.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием ?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием будет выше при включении в данный процесс игр-драматизаций.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3) разработать содержание и апробировать в процессе коррекционно-развивающей работы игры-драматизации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; психолого- педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной обработки фактического материала.
Теоретическую основу исследования составили положения о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.Б. Касевич, В.К. Орфинская, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин) и механизмах произношения (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузьмин, Н.И. Лепская).
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5¬6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования учителями-логопедами и воспитателями в работе по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы относительно возможности игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН.
При проведении констатирующего и контрольного этапов эксперимента мы опирались на исследования Н.И. Озерецкого Е.В. Мазановой, Г.А. Волковой. На основе их работ мы выделили показатели звукопроизношения детей 5-6 лет и особенностей динамического и орального праксиса:
- уровень развития общей моторики;
- уровень развития координации рук;
- уровень развития ритмического чувства;
- уровень развития артикуляционной моторики;
- уровень развития звукопроизношения.
Изучение данных показателей осуществлялось с помощью комплекса подобранных нами диагностических методик: «Состояние общей моторики» (Н.И. Озерецкий), «Динамический праксис» (Н.И. Озерецкий), «Музыкальное эхо» (Г.А. Волкова.), «Артикуляционная моторика» (Е.В. Мазанова.), «Исследование фонетической стороны речи» (Е.В. Мазанова).
Анализ данных, полученных при выявлении уровня сформированности динамического и орального праксиса, а также особенностей звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН показал, что у детей присутствуют искажения и пропуски звуков, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, а также отмечена слабость общей и мелкой моторики. На этапе констатирующего эксперимента мы определили, что лишь у 52% детей развитие звукопроизношения, динамического, артикуляционного праксиса приближено к норме.
• Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента мы определили цель формирующего эксперимента: осуществление работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФН посредством игр-драматизаций. Программа формирующего эксперимента предполагала поэтапную работу. При выделении этапов, мы учитывали: особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН в онтогенезе, их связь с двигательным праксисом, а также результаты индивидуальной диагностики звукопроизношения каждого ребенка, участвующего в экспериментальной работе.
Показателем эффективности коррекционной работы с использованием игр-драматизаций стало повышении уровня сформированности динамического и орального праксиса, а также повышении качества звукопроизношения у детей 5-6 лет экспериментальной группы.
Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и эффективность использования игр-драматизаций в коррекции звукопроизношения детей 5-6 лет с ФФН.
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.: Метод. Пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений [Текст] / Е.А. Алябьева. - М., Сфера, 2003.
- 90 с.
2. Бадаян, Л.О. Невропаталогия [Текст] / Л.О. Бадаян. - М., 1982. - 186 с.
3. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И. Богомолова. - СПб, Библиополис., 1995. - 208 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховской. - М., Владос, 2003. 175 с.
5. Галкина, В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов [Текст] / В.Б. Галкина // Дефектология. - 1999. - с. 37-42.
6. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи [Текст] / В.П. Дудьев // Дефектология. - 1999. - Вып. 4. - с. 50-54.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) :Кн. Для логопедов. [Текст] / Л.Н. Ефименкова.
- М., Просвещение. 1981. - 112 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б, Филичива. - 2-е изд., перераб. и доп. - М-, Поросвещение.1990. - 239 с.
9. Безруких, М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. - М., «Дрофа», 2000. - 94с.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс., 2005. - 95 с.
11. Горохова, И.А. Речевая гимнастика для малышей : Учимся говорить правильно [Текст] / И.А. Горохова. - СПб.: Питер, 2010. -175с.
12. Громова, О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. [Текст] / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. М., Гном-Пресс, 2002. - 97 с.
13. Волкова, Г.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. [Текст] / Г.А. Волкова, М.А Илюк. - СПБ., 2002. - 109 с.
14. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи [Текст] / В.П. Дудьев // Дефектология. -1999. - №4. - С. 86-91.
15. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период) [Текст] / Е.И. Исенина. - Иваново: Изд-во ун-та, 1983. - 78с.
16. Касицина, М.А. Коррекционная ритмика: Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего возраста с ЗПР [Текст] / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. - М. [ГНОМ и Д]. 2007. - 215 С.
17. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р.А. Кирьянова. - СПб., 2002. - 368 с.
18. Коноваленко, В.В., Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопеда. [Текст] / В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М., ГНОМ и Д., 2004. - 153 с.
19. Крупенчук,О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. [Текст] / О.И. Крупенчук. С-Пб., - 2004. - 74 с.
20. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить - М.: «Сов. Россия», 1973. - 106 с.
21. Крылова, Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей. [Текст] / Н.Л. Крылова // Дефектология. - 1985. - № 2. - С. 23-47.
22. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. - М., 2004. - 106 с.
23. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб.метод.рекомендаций. [Текст] / СПб., 2006. -243 с.
24. Мазанова,Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в старшей группе ДОУ [Текст] / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ, 2014. - 30 с.
25. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркина. - М., АРКТИ, 2003.
26. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн.для логопеда. [Текст] / С.А. Миронова. - М., Просвещение.1991.
- 204 с.
27. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников : Учебно-методическое пособие. Часть 1 [Текст] / В.Н. Макарова. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
28. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб., Детство-пресс, 2001. - 85 с.
29. Новиковская, О.А. Логоритмика. [Текст] / О.А. Новиковская. С-Пб,
- 2005. - 84 с.
30. Озерецкий, Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н.И. Озерецкого [Текст] / Н.И. Озерецкий. - М., 1930. - 58 с.
31. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Левиной. М., Просвещение.1967. -366 с.
32. Практикум по детской логопедии [Текст] / Под ред. В,И. Селиверстова. - 2-е изд. - М., Владос.1995. - 270 с.
33. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. [Текст] / Н.А. Рычкова. М.,
- 2000. - 185 с.
34. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб.пособие для пед.вузов/ с.н. Сазонова. - М., ACADEMIA. 2003. - 143с.
35. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. [Текст] / Л.П. Савина. АСТ., 1999. - 79 с.
36. Семёнович, А.Л. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие. [Текст] / А.Л. Семёнович. - М., 2002. - 204 с.
37. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практ.пособие/ [2-е изд., испр.и доп.]. [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.. АРКТИЙ 2009. - 59 с.
38. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учеб.метод.пособие [Текст] / Ф.А. Сохин. - М., Изд-во МПСИ, 2002. - 223с.
39. Тютюнова, В.И. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами [Текст] / В.И. Тютюнова // Херсонская академия непрерывного образования. Отдел образования Новокаховского городского совета. Городской методический кабинет. ДНЗ Детский сад №1 компенсирующего типа для детей с недоразвитием речи. - Новая Каховка, 2012.
40. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М., МГОПИ, 1993. - 37с.
41. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.3- е изд., перераб. И доп. [Текст] / М. Ф. Фомичев. - М., Просвещение. 1980. - 240с.
42. Шипилова, Е.В. Основы логопсихологии: учеб.пособие для студ.пед.вузов [Текст] / Е.В. Шепилов. - Ростов н/Д: Феникс,2007. - 223с.
43. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. [Текст] / М. Е. Хватцев. - М. -Аквариум; СПб.Дельта, 1996. - 384с.
44. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст] / В.В. Цвынтарный. - СПб., «Лань», 2000. - 84 с.
45. Ястребова, А.В., Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. [Текст] / А.В. Ястребова., О.И. Лазаренко. М.,2000 - 6 с.