ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА, ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ И ЗАКОННОСТЬЮ 5
1.1. Понятие правопорядка 5
1.2. Соотношение правопорядка и общественного порядка 11
1.3. Связь законности с правопорядком 17
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПОРЯДКА 23
2.1. Структура правопорядка 23
2.2. Принципы правопорядка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие «здоровье» всего общественного организма и его индивидов.
В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
Формирование правового порядка участвует все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка.
Общественный порядок, как юридическая цель и направление движения общества и государства имеет сложившуюся систему функций и принципов.
Для их выделения при анализе общественного порядка необходимо вычленить и его основные функциональные нагрузки. Вопрос о его функциях есть проявление основных свойств и их значение в способе существования, которые проявляются во внешних и внутренних связях, обеспечивающих устойчивость и взаимодействие с другими образованиями.
Функции целого затрагивают область внешнего – взаимодействие с большими системами, в которые он входит на правах элемента. Функции частей затрагивают область внутреннего – взаимодействие частей объекта между собой и целым. Функции частей и функции целого находятся в упорядоченной взаимозависимой связи, ибо действует целостный «организм».
При рассмотрении функций общественного порядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Общественный порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Он выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и общественный порядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление – деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.
Цель данной работы – исследовать понятие правопорядка, его содержание и принципы.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью;
– осветить содержание и принципы правопорядка.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Правопорядок – это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.
Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия – общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).
Правопорядок – необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на «диктатуре» права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость – питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.
Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.
В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент исторического развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима (капитализм, социализм, тоталитаризм, демократия и т.д.). В этом плане общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последовательно такие категории, как: установленные государственный порядок, порядок управления и общественный порядок в узком административно-организационном смысле.
Общественный порядок в узком (юридическом, а не социально-политическом) значении и в собственном административно-организационном смысле представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (поведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятельности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового скопления людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница), по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых. Правила общественного порядка распространяются и на рабочие (служебные) помещения, если там совершаются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т.д.).
Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это – результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: ФЗ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями от 31 июля 2020 г.) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3302.
3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая: ФЗ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изменениями от 27 декабря 2019 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ: ФЗ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями от 31 июля 2020 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Специальная литература
5. Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Право, 2018. – 244 c.
6. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2015. – 188 с.
7. Безруков А.В. Конституционно-правовые поощрение и принуждение как средства обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 6. – С. 94-103.
8. Безруков А.В. Реализация идеи конституционализации правопорядка в условиях выявления, минимизации и устранения конституционных рисков / А.В. Безруков // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 5. – С. 44-56.
9. Безруков А.В. Конституционно-правовое принуждение в системе средств обеспечения правопорядка / А.В. Безруков // Современное право. – 2018. – № 5. – С. 17-22.
10. Безруков А.В. Выявление, минимизация и устранение конституционных рисков как средство обеспечения правопорядка / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 11. – С. 20-24.
11. Беляева О.М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. – М.: Феникс, 2016. – 448 c.
12. Бурдина Е.В. Интересы судей как элемент нормативно-правовой конструкции судейского сообщества в Российской Федерации / Е.В. Бурдина // Администратор суда. – 2013. – № 1. – С. 27-29.
13. Василенко А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. – М.: Книжный мир, 2018. – 384 c.
14. Васильева М.В. Нотариальное оформление документов для граждан и организаций / М.В. Васильева. – М.: ИНФРА, 2014. – 602 с.
15. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
16. Гагиев А.К. Некоторые предложения по реформированию органов судейского сообщества / А.К. Гагиев // Российский судья. – 2016. – № 12. – С. 56-58.
17. Горшенева И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 675 c.
18. Гриб В.В. Органы судебной власти России как особый объект общественного контроля / В.В. Гриб // Российский судья. – 2016. – № 8. – С. 35-41.
19. Гриненко А.В. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) / А.В. Гриненко, Ю.А. Костанов, С.А. Невский. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 748 с.
20. Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны / А.Ю. Гулягин // Журнал российского права. – 2014. – № 7. – С. 12-18.
21. Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности / А.Ю. Гулягин // Российская юстиция. – 2018. – № 11. – С. 44-49.
22. Дорошков В.В. Съезды судей Российской Федерации как вехи развития судебной власти в России / В.В. Дорошков // Мировой судья. – 2016. – № 9. – С. 3-13.
23. Ермошин Г.Т. Органы судебной власти и органы правосудия в судебной системе России: проблемы дефиниции / Г.Т. Ермошин [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – 2013.
24. Захаренко М.С. Органы судейского сообщества как неотъемлемый компонент судебной деятельности / М.С. Захаренко // Современное право. – 2017. – № 4. – С. 122-126.
25. Киселев А.К. Изменения в управлении полицейскими структурами / А.К. Киселев // Административное право и процесс. – 2016. – № 2. – С. 60-66.
26. Клеандров М.И. Судейское сообщество: структура, организационно-правовое развитие: монография / М.И. Клеандров. – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – 352 с.
27. Клименко А.В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. – 224 c.
28. Коновалов А.В. Действие принципов права и их роль в формировании правопорядка / А.В. Коновалов // Lex russica. – 2018. – № 10. – С. 9-17.
29. Корякин Е.А. Судопроизводство в Российской Федерации / Е.А. Корякин // Российский судья. – 2013. – № 2. – С. 7-8.
30. Костенников М.В. Полиция и социальное государство / М.В. Костенников, А.В. Куракин // Российская юстиция. – 2018. – № 6. – С. 17-23.
31. Кострова О.В. Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции: быть или не быть? / О.В. Кострова // Российский судья. – 2019. – № 5. – С. 8-12.
32. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс / П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2017. – 160 с.
33. Кульмашева И.Ф. Актуализация праворазъяснительной и правопросветительской деятельности прокуратуры / И.Ф. Кульмашева // Законность. – 2013. – № 9. – С. 14-21.
34. Летушева Н.И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. – М.: Академия, 2018. – 208 c.
35. Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – М.: ТетраСистемс, 2015. – 144 c.
36. Малько А.В. Судебное право как важнейший элемент судебной системы / А.В. Малько, Д.С. Семикин // Российская юстиция. – 2012. – № 3. – С. 51-58.
37. Марасанова С.В. Совершенствование судебной системы Российской Федерации – дань времени или необходимость? / С.В. Марасанова // Уголовное судопроизводство. – 2012. – № 4. – С. 56-62.
38. Мельник В.В. Судебная защита. Научно-практическое пособие / В.В. Мельник. – М.: НОРМА-М, 2010. – 590 с.
39. Миронов Н.Р. Укрепление законности и правопорядка / Н.Р. Миронов. – М.: Юридическая литература, 2015. – 574 с.
40. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: монография / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, О.В. Макарова и др.; отв. ред. В.П. Кашепов. – М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. – 240 с.
41. Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. – 390 с.
42. Паньшин Д.И. Классификация субъектов реализации принципа гласности в избирательном процессе в условиях современного конституционного правопорядка / Д.И. Паньшин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 3. – С. 45-48.
43. Переплеснина Е.М. Судебная власть и правосудие в конституционно-правовой системе современной России / Е.М. Переплеснина // Российская юстиция. – 2012. – № 5. – С. 68-75.
44. Полякова Е.И. Взаимодействие государства и общества в процессе социализации правоохранительной деятельности / Е.И. Полякова // Общество и право. – 2017. – № 1. – С. 4-8.
45. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 434 с.
46. Соколова О.С. Объекты унификации норм законодательства о правоохранительной службе / О.С. Соколова // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 8. – С. 814-820.
47. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках / Ю.А. Артемьева, Е.А. Борисова, Е.П. Ермакова и др. – М.: Инфотропик Медиа, 2017. – 424 с.
48. Ступаченко Е.В. К вопросу совершенствования правовой регламентации координационной деятельности по обеспечению правопорядка / Е.В. Ступаченко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 7. – С. 50-55.
49. Султанов К.А. Пределы компетенции сотрудников полиции по рассмотрению сообщений о нарушениях законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях / К.А. Султанов // Российская юстиция. – 2019. – № 1. – С. 20-24.
50. Феденко Е.В. Концепция судебного права в правовой системе современной России / Е.В. Феденко // Мировой судья. – 2012. – № 3. – С. 25-32.
51. Фетисов А.К. Принцип законности в решении задачи укрепления правопорядка / А.К. Фетисов // Арбитражный и гражданский процесс. – 2017. – № 6. – С. 3-6.