Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы судебной защиты прав несовершеннолетних членов семьи

Работа №109252

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Общее содержание прав несовершеннолетних членов семьи 7
1.1. Понятие термина «несовершеннолетний член семьи» 7
1.2. Виды и объем прав несовершеннолетнего члена семьи 15
Глава 2. Судебная защита прав несовершеннолетних членов семьи 23
2.1. Органы, имеющие компетенцию осуществлять защиту прав несовершеннолетних членов семьи 23
2.2. Проблемы при определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей 28
2.3. Проблемы разрешения дел о лишении или восстановлении родительских прав 34
2.4. Анализ судебной практики по вопросам отобрания ребенка 43
Заключение 49
Список используемой литературы 53

Тема о проблемах судебной защиты прав несовершеннолетних членов семьи представляется чрезвычайно актуальной ввиду целого ряда факторов. Ребенок - это не сформировавшийся гражданин своего государства как с биологической, так и с социальной и психологической точек зрения. Ввиду отсутствия жизненного опыта и багажа правовых знаний ребенок не может отстоять свои права и защитить свои интересы самостоятельно, в этом ему, как правило, должны помогать родители. Однако жизнь не всегда складывается позитивным образом, и родители не всегда в состоянии осознать свою ответственность перед маленьким человеком, протянуть ему руку помощи и защиты. Встречаются даже случаи, когда родители действуют против интересов ребенка. В такие моменты государство в лице компетентных органов вмешивается в семью с целью защиты прав ребенка и последующим улучшением условий его проживания и содержания. В этой связи чрезвычайно важно грамотно и точно понять сложившуюся ситуацию и поступить именно так, как будет лучше для ребенка, а не для опекуна или одного из его родителей. Вопрос выбора правильного пути с учетом мнения ребенка представляется очень сложным для суда, органов опеки и самих родителей. Исходя из актуальности темы исследования становится очевидной и сама цель.
Цель бакалаврского исследования - провести разносторонний анализ правовых ситуаций, в которых, как правило, возникают вопросы при осуществлении защиты прав несовершеннолетних членов семьи и, по возможности, предложить пути их оптимизации. Для достижения данной цели сформированы следующие задачи по ходу исследования:
1. Необходимо определиться с содержанием термина «несовершеннолетний член семьи» и очень подробно проследить объем прав, которыми он обладает.
2. Необходимо проанализировать различные проблемы, которые наиболее часты в судебной практике при осуществлении правосудия - это проблемы при определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей и проблемы разрешения дел о лишении или восстановлении родительских прав и вопросы отобрания ребенка.
Предметом исследования будет правовое положение несовершеннолетнего члена семьи, а объектом - общественные отношения, в которые вступает ребенок осознанно, или фактически, и которые могут породить правовые несогласия и в последующем - правонарушения с одной из сторон-участников правоотношений.
При написании работы использовались различные методы, такие как исторический, сравнительно-правовой, индукции, дедукции, а также анализа и синтеза. Больше всего был задействован метод обобщения после анализа судебной практики по различным проблемам, которые порождаются при защите прав несовершеннолетних членов семьи.
Степень разработанности проблемы о судебной защите прав несовершеннолетних членов семьи довольно таки хороша, но вместе с тем, всегда имеются индивидуальные примеры, которые не подходят под сложившееся решение и которое порождает новое мнение и новый путь решения.
Данное проведенное исследование представляет собой целостный анализ проблем по заявленной тематике и возможно к пользованию при более глубоком исследовании данной проблемы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на шесть параграфов и списка используемых источников. Общий объем работы составляет 56 листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая весь объем полученных знаний после проведенного исследования, можно подвести следующие итоги. Термин «несовершеннолетний член семьи» по российскому законодательству означает лицо, то есть ребенка, который не достиг порога в 18 лет и не обладает всем объемом прав и обязанностей, которые существуют в правовом поле государства. Вопрос же о возрастной планке совершеннолетия каждое государство должно принимать индивидуально, основываясь на историческом развитии своего народа, его нравов и обычаев.
По действующему в настоящее время отечественному законодательству ребенок - это лицо, не достигшее возраста в восемнадцать лет. Это указано в статье 54 СК РФ, а статья 28 ГК РФ конкретизирует, что несовершеннолетний, который не достиг возраста в четырнадцать лет - это малолетний ребенок. Статья 1 Конвенции о правах ребенка также закрепляет, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста».
Для несовершеннолетнего члена семьи, то есть ребенка объем прав возрастает поэтапно, при достижении определенного жизненного и возрастного периода. При рождении ребенка у него сразу имеется комплекс личных и имущественных прав. Так, ребенок сразу имеет право на имя, отчество и фамилию; право на проживание и воспитание в его семье; право на получение необходимого объема медицинской и социальной помощи; право на получение необходимого содержания со стороны родителей и воспитание.
Статьей 21 ГК РФ устанавливается возрастной порог совершеннолетия - восемнадцать лет. Именно по достижению данной возрастной планки гражданин получает возможность управлять автотранспортным средством, вступать в брак, занимать должности на государственных службах, принимать участие в выборах, нести полную ответственность за свои действия и последствия которые вслед за ними наступают. Конечно же, из общепринятых стандартов имеются исключения, например, эмансипация - то есть объявление полностью дееспособным гражданина до его фактического достижения восемнадцати лет (статья 27 ГК РФ). Эмансипированным гражданин может стать не ранее шестнадцати летнего возраста и только по решению суда или органов опеки и попечительства. Следовательно, в соответствии с правилами законодательства, несовершеннолетними членами семьи можно назвать граждан, которые не достигли возраста вступления в совершеннолетие - то есть всех граждан, которые младше восемнадцати лет. В обществе таковых граждан еще принято называть детьми или ребенком.
Государство прямо заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих юных граждан. Поэтому, хотя главным образом защитой прав детей должны заниматься их родители, существует государственная система органов, отвечающих за практическую реализацию этой защиты, в том числе при необходимости и от их собственных отца и/или матери. В эту систему включены четыре ключевых фигуры.
Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:
1. правоохранительные органы - сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
2. органы опеки и попечительства - основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.
В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.
Одной из классических правовых конструкций в сфере брачно-семейного законодательства являются нормативные предписания, определяющие место жительство несовершеннолетних детей с родителями. Юридическая практика демонстрирует чрезвычайное распространение споров между родителями по данному вопросу, сложившиеся представления судов о способе его разрешения.
Однако это не снимает ряда проблем, привлекших наше внимание, и решение которых способно стать мотивом для совершенствования как нормативных предписаний, так и правоприменительной позиции судов при толковании действующего закона.
Таким образом, если родители ребенка вследствие прекращения брака проживают раздельно, то правомерность требований об определении места жительства ребенка зависит напрямую от наличия доказательств того, что проживание ребенка со вторым родителем нецелесообразно и создает угрозы правам и интересам ребенка. По аналогии, именно на этом основана практика передачи ребенка на воспитание от родителя, лишенного или ограниченного в родительских правах.
Недопустимо указание в судебном решении, что ребенок нуждается в отцовской или материнской любви и ласке, как основание передачи ребенка на воспитание соответственно отцу или матери, что противоречит ст. 54 СК РФ, указывающей, что ребенок имеет право на заботу обоих родителей.
Приведенное обоснование убедительно показывает, что требования об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей могут признаваться правомерными лишь в исключительных случаях, когда существует реальная угроза нарушения прав и гарантированных законом интересов ребенка. И если истец не привел доказательств наличия такой угрозы, в иске надлежит отказать, в том числе по мотивам отсутствия спора о праве, поскольку имущественное либо иное различие супругов, не может явиться достаточным основанием для решения вопроса о месте жительства ребенка.
Орган опеки и попечительства фактически может отобрать ребенка у родителей только в том случае, если родители уже состояли на учете в данном органе, с ними проводилась соответствующая профилактическая работа, которая не дала своих результатов. В противном случае, суд откажет в удовлетворении иска о лишении/ограничении прав, а также вынесет частное определение о нарушении органом опеки и попечительства законодательства, кроме того представление о том же вынесет и прокурор, участвующий в деле.
Мы считаем, что право быть родителями должно быть ценно для каждого гражданина. Каждый должен осознавать и дорожить правом быть родителем для своего ребенка по закону. Если же гражданин в силу своего недобросовестного поведения теряет это право, он не должен получать его вновь. Ребенок - это вещь, которую может отобрать, а позднее вернуть хозяину. Подобные передачи ребенка то в дом ребенка, то обратно в семью, то снова в дом ребенка, если родители снова забыли о своих обещаниях весьма негативно сказываются на психике ребенка. Поэтому родитель должен осознавать, что они могут потерять право опеки над своим ребенком и не допускать подобного.


1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об опеке и попечительстве» // "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
10. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 11.07.1991, N 28, ст. 959.
11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
12. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета, N 166, 04.09.2009.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2018.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от26.12.2017)»О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета, N 110, 10.06.1998.
15. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 06.12.2017) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ, 11.11.2013, N 45, ст. 5829.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ