Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работа №109233

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия 9
1.1 Характеристика организации межгруппового
взаимодействия детей разных возрастных групп 9
1.2 Проблема формирования у детей 6-7 лет навыков
сотрудничества в психолого-педагогических исследованиях 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия ... 27
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
навыков сотрудничества 27
2.2 Содержание и организация и работы по формированию
у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе
межгруппового взаимодействия 43
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
навыков сотрудничества 54
Заключение 63
Список используемой литературы 68
Приложение А Сводные данные результатов исследования на констатирующем этапе 71
Приложение Б Сводные данные результатов исследования на контрольном этапе

Приоритет общечеловеческих ценностей и гуманистический принцип взаимоотношений между субъектами требуют формирования таких типов человеческих отношений, как сотрудничество и умение работать в команде, способствующих становлению личности, способной проявить себя в социальной среде.
Педагогическая наука рассматривает личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество, как одна из ценностей культуры, задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации.
Многие известные исследователи (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и другие ученые), отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются в период дошкольного детства, более интенсивно в старшем дошкольном возрасте, в своих исследованиях ученые, изучая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику, раскрывают процесс становления форм, определяют средства общения и сотрудничества детей.
В исследованиях Ш.А. Амонашвили, В.Г. Моралова, В.А Ситарова сотрудничество рассматривается как процесс межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижения общего результата, изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в сотрудничестве лиц.
В работах Т.П. Бабаевой, А.И. Донцовой, В.К. Котырло, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Г.А. Цукерман, и других ученых доказывается возможность сотрудничества и раскрываются его различные аспекты в дошкольном возрасте.
В работах Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреевой, В.Г. Моралова раскрывается деятельностный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной деятельности, способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста социальной готовности к обучению в школе (Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Моралов и другие ученые).
Проблема формирования сотрудничества дошкольников получила определённое отражение в исследованиях отечественных ученых. Изучены аспекты формирования у дошкольников навыков сотрудничества в труде (Р.С. Буре и другие ученые), в игре (Л.В. Артемова, А.К. Бондаренко), разработана технология сотрудничества дошкольников (Л.С. Римашевская).
Сотрудничество формируется в процессе взаимодействия детей. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей.
Актуальность исследования обусловлена значимостью навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста и определением возможностей межгруппового взаимодействия в этом процессе.
Анализ исследования по проблеме позволил выявить противоречия: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества и недостаточностью разработанных средств эффективного осуществления данного процесса; между возможностями межгруппового взаимодействия в формировании у детей 6-7 лет навыков сотрудничества и недостаточной представленностью теоретических и практических разработок.
Выявленные нами противоречия позволили обозначить проблему исследования: как осуществить формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе межгруппового взаимодействия возможно, если:
- осуществлено межгрупповое взаимодействие детей поэтапно: ознакомительно-мотивационный, информационно-обучающий, действенно-развивающий;
- организовано на информационно-обучающем этапе межгрупповое взаимодействие в рамках блоков сотрудничества: «Поможем малышам», «Поиграем с малышами», «Научим малышей», с вовлечением детей в игровую и познавательно-исследовательскую деятельности;
- осуществлено объединение в процессе межгруппового взаимодействия детей с учетом интересов к содержанию поручений, симпатий к друг другу, уровня сформированности навыков сотрудничества.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить подходы к использованию межгруппового взаимодействия в формировании навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества;
- разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия;
- оценить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Теоретическо-методологической основой исследования явились:
- теоретические положения Я.Л. Коломенского, А.Д. Кошелевой, Т.А. Репиной по изучению межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
- теоретические положения Ш.А. Амонашвили, В.Г. Моралова, В.А Ситарова о сотрудничестве, как процессе межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижения общего результата;
- теоретические положения Е.С. Буре, Л.В. Артемовой, А.К. Бондаренко о формирования у дошкольников навыков сотрудничества в различных видах детской деятельности;
- теоретические положения Л.С. Римашевской о технологии сотрудничества дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 2 «Солнышко» с. Красное Липецкая область. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание межгруппового взаимодействия в рамках блоков: «Поможем малышам», «Поиграем с малышами», «Научим малышей», с вовлечением детей в элементарную трудовую, игровую и познавательно-исследовательскую деятельности.
Теоретическая значимость исследования: заключается в характеристике подходов к использованию межгруппового взаимодействия в формировании у детей 6-7 лет навыков сотрудничества; уточнении показателей и характеристики уровней сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества; в обосновании поэтапного содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается: в характеристике подходов к использованию межгруппового взаимодействия в формировании у детей 6-7 лет навыков сотрудничества; в уточнении показателей и характеристики уровней сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества; в обосновании поэтапного содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия.
Практическая значимость: заключается в том, что разработано содержание поэтапной работы по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия, которое могут использовать в своей работе педагоги подготовительных к школе и вторых младших групп в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 70 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сотрудничество определяется как согласованная деятельность с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощи друг другу, способствующей достижению целей каждого и общей цели совместной деятельности.
Для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом. Сотрудничество как межсубъектное взаимодействие концентрирует в себе сложные социально-психологические механизмы, которые требуют определенной степени готовности и зрелости субъекта. Первоосновы сотрудничества складываются в период дошкольного детства и, прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты, и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты.
Отношения сотрудничества у детей не могут сложиться стихийно. Существенную роль в их формировании играет активная позиция и детей, и педагога. Для возникновения и формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков сотрудничества нужна специальная организация педагогом ситуаций межгруппового взаимодействия, в которых дети смогут приобрести опыт взаимодействия по типу сотрудничества.
Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря педагогу. Объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий позволяет формировать у них навыки сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Это способствует укреплению сотрудничества у дошкольников.
Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества возможно на основе следующих показателей, выделенных на основе проведенного теоретического исследования работ В.К. Котырло, В.Г. Моралова, А.Г. Рузской, В.А. Ситарова:
- умение понимать правила и способы взаимоотношений со сверстниками;
- умение понимать чувства и переживания в конкретной ситуации взаимодействия со сверстниками;
- умение объединяться для выполнения социально-значимой задачи;
- умение согласовывать свои действия и достигать взаимопонимания, добиваясь общего результата;
- умение согласовывать свои действия в процессе организации и осуществления сотрудничества.
По результатам констатирующего этапа исследования:
- низкий уровень сформированности навыков сотрудничества был выявлен у 5 детей (25 %);
- средний уровень сформированности навыков сотрудничества был выявлен у 12 детей (60 %);
- высокий уровень сформированности навыков сотрудничества был выявлен у 3 детей (15 %).
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
В ходе исследования были определены следующие подходы к организации межгруппового взаимодействия детей 6-7 лет и детей 3-4 лет:
- межгрупповое взаимодействие детей осуществляется поэтапно:
ознакомительно-мотивационный, информационно-обучающий, действенно-развивающий;
- на информационно-обучающем этапе межгрупповое взаимодействие организовано в рамках блоков: «Поможем малышам», «Поиграем с малышами», «Научим малышей», с вовлечением детей в элементарно трудовую, игровую и познавательно-исследовательскую деятельности;
- в процессе межгруппового взаимодействия дети объединяются с учетом интересов к содержанию поручений, симпатий к другим, уровня сформированности навыков сотрудничества;
- осуществляется скоординированное взаимодействие педагогов подготовительной к школе и второй младшей групп.
Работа по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия включала в себя три этапа: ознакомительно-мотивационный, информационно-обучающий, действенно-развивающий.
Целью первого этапа было формирование у детей 6-7 лет желания взаимодействовать с детьми другой группы, представлений об особенностях детей второй младшей группы. Работа была организована в двух блоках. Первый блок «Давайте познакомимся». Второй блок «Что и как, будем делать?». На ознакомительно-мотивационном этапе у детей 6-7 лет появилось желание взаимодействовать с детьми второй младшей группы. Дети 6-7 лет получили представления об особенностях детей 3-4 лет, у них появились четкие представления об их будущем взаимодействии с детьми 3-4 лет: о том, что и каким образом они будут совместно делать.
Целью второго этапа было формирование у детей 6-7 лет представлений о сотрудничестве в процессе межгруппового взаимодействия с детьми 3-4 лет при организации элементарной трудовой, игровой и познавательно- исследовательской деятельности. Дети были вовлечены в три блока сотрудничества: «Поможем малышам», «Поиграем с малышами», «Научим малышей». Таким образом, на информационно-развивающем этапе у детей 6-7 лет под руководством педагога: формировалось представление о сотрудничестве в процессе межгруппового взаимодействия с детьми 3-4 лет; формировалось умение составлять план работы, которого следует придерживаться; формировалось умение осуществлять сотрудничество как межгрупповое взаимодействие.
Целью третьего этапа было формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия с детьми 3-4 лет. Работа была организована в двух блоках. В рамках первого блока у детей 6-7 лет формировали умение наглядно изображать план деятельности до начала сотрудничества - оформлять график сотрудничества. В рамках второго блока у детей 6-7 лет формировали умение самостоятельно взаимодействовать с младшими детьми в соответствии с составленным планом и оформленным графиком сотрудничества.
Общим итогом формирующей работы следует считать расширение возможностей детей 6-7 лет осуществлять межгрупповое взаимодействие с детьми 3-4 лет в ходе совместной деятельности старшего ребенка с младшим ребенком.
Чтобы оценить проделанную на формирующем этапе работу, мы провели контрольный срез.
Результаты контрольного эксперимента показали, что низкий уровень сформированности навыков сотрудничества был диагностирован у 2 детей (10 %), средний уровень сформированности навыков сотрудничества был диагностирован у 13 детей (65 %), высокий уровень сформированности навыков сотрудничества был диагностирован у 5 детей (25%).
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества, была выявлена следующая динамика:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 15 %,
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 5 %,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10 %.
Таким образом, можно говорить о положительном влиянии межгруппового взаимодействия на формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
- у детей появились выраженное стремление к участию в социально - значимых делах и умение объединяться для выполнения социально - значимой задачи с учетом правил и способов взаимоотношений со сверстниками;
- дети стали более уверенны в вопросах согласования своих действий, чтобы добиться общего результата в процессе организации и осуществления сотрудничества;
- дети стали лучше ориентироваться в эмоциональных состояниях других людей, понимать чувства и переживания в конкретной ситуации взаимодействия со сверстниками.
Итоги диагностики показали, что работа по сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в процессе межгруппового взаимодействия дала положительный результат, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.



1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М. : Издательство «Университетское», 1990. 173 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2018. 362 с.
3. Артемова Л. В. Игра дошкольника. М. : Просвещение, 2006. 286 с.
4. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в
детском саду [Электронный ресурс]. URL:
https://bookree.org/reader?file=753446 (дата обращения 11.07.2021).
5. Бахтин М. М. Рroetcontra: личность и творчество СПб. : Русь 2001. 551 с.
6. Белкин В. Н. Уровни взаимодействия детей дошкольного возраста
со сверстниками [Электронный ресурс]. URL:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004570786_175961/ (дата обращения 11.07.2021).
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. 287 с.
8. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 2016. 215 с.
9. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового
воспитания. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rulit.me/books/doshkolnik-i-trud-teoriya-i-metodika-trudovogo- vospitaniya-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnyh-uchrezh-read-308974-1(дата обращения 30.06.2021).
10. Венгер Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М. : Просвещение, 2017. 356 с.
11. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до шести. М. : Владос, 2017. 301 с.
12. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Электронный ресурс]. URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/234/2335985(дата обращения 05.07.2021).
13. Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников:
характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10584(дата обращения 27.06.2021).
14. Коломинский Я. А. О взаимоотношениях в группе детей // Дошкольное воспитание. 1986. № 1. С. 17-21.
15. Котырло В. К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям // Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. М. : Педагогика, 1987. С. 8-22.
16. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения [Электронный ресурс]. URL: https://bookree.org/reader?file=1411455&pg=2(дата обращения 30.06.2021).
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. 384 с.
18. Лисина, М. И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. СПб. : Речь, 2017. 318 с.
19. Маралова В. Г. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям. М. : Аркти, 2019. 136 с.
20. Недоспасова В. А. О некоторых особенностях перехода от игровой творческой деятельности к учебной // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М. : Просвещение, 2020. 284 с.
21. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей :
монография. М. : МОДЭК МПСИ, 2014. 296 с.
22. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей
в процессе обучения [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=85897 (дата обращения 11.07.2021).
23. Рудовская И. А. Развитие сотрудничества в совместной деятельности / Дошкольное воспитание. 2019. № 11. С. 33-37.
24. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М. : Академия, 1999. 274 с.
25. Смирнова Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников: развитие общения и отношения к сверстнику в раннем и дошкольном возрасте // Дошкольное образование. 2016. № 20. С. 11-18.
26. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Избранные труды. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. 208 с.
27. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, И. В. Груздова, А. Ю. Кузина. Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2009. 114 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ