Введение 3
Глава 1 Контрактная система Российской Федерации и проблемы в сфере противодействия коррупционным правонарушениям 7
1.1 Понятие, содержание и правовое регулирование контрактной
системы Российской Федерации 7
1.2 Коррупционное правонарушение в сфере государственных закупок:
понятие, место в системе должностных нарушений и их классификация 14
Глава 2 Коррупция в сфере государственных закупок как угроза национальной безопасности Российской Федерации 21
2.1 Анализ схем коррупции в государственных закупках 21
2.2 Правовые меры, направленные на противодействие коррупции в
сфере государственный закупок, действующий антикоррупционный механизм 28
2.3 Анализ практики привлечения к ответственности по
правонарушениям коррупционной направленности в сфере государственных закупок 36
Глава 3 Проблема и направления совершенствования антикоррупционного механизма в сфере закупок 51
3.1 Проблемы в сфере правового регулирования антикоррупционного механизма в сфере закупок 51
3.2 Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта 55
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72
Борьба с коррупцией - это важное направление в государственной политике нашего государства, в течение последнего десятилетия было разработано много государственных программ и нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупционным проявлениям во всех сферах деятельности современного общества. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [33] (далее - ФЗ-44) разработан, чтобы решать вопросы, связанные с предотвращением применения коррупционных схем в сфере государственной системы закупок, а также обеспечить принципы эффективности и гласности. ФЗ-44 является важной составляющей антикоррупционной системы нашего государства, сущность этого закона определена «Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [35] и способствует реализации Национальной стратегии, утвержденной Президентом Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, направленной на борьбу с коррупцией.
Цель работы - рассмотреть коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками и предложить пути усовершенствования борьбы с ними.
Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть и проанализировать понятие, правовое регулирование и содержание контрактной системы Российской Федерации;
- рассмотреть схемы коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок: понятия, место и классификации в системе должностных злоупотреблений;
- провести анализ коррупционных схем в государственных закупках;
- рассмотреть меры правового регулирования, позволяющие искоренить или снизить процент случаев коррупционных нарушений в сфере государственных закупок, действующий антикоррупционный механизм;
- провести анализ практики привлечения к ответственности за правонарушения коррупционной направленности в сфере госзакупок;
- рассмотреть проблемы правового регулирования антикоррупционного механизма в сфере государственных закупок;
- определить пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при совершении правонарушений коррупционной направленности и прочих случаях проявления коррупционного поведения, возникающих в процессе закупок, проводимых для обеспечения государственных нужд.
Предмет исследования - это правовые нормы, призванные противодействовать коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы.
В первой главе проводится анализ современной российской контрактной системы и проблем в сфере противодействия коррупционным правонарушениям. Во второй главе приводятся основные коррупционные схемы в сфере закупок, описываются механизмы правового противодействия коррупции, исследуются материалы судебной практики о привлечении к ответственности за коррупционные нарушения. Третья глава рассматривает современные проблемы борьбы с коррупцией, зарубежный опыт организации противодействия коррупционным явлениям в закупках, определяются пути повышения эффективности антикоррупционных мер в России.
Исследуемые нами проблемы, ввиду своей актуальности, хорошо изучены и систематизированы. Тем не менее, со временем они не становятся менее острыми. В то же время при постоянном совершенствовании законодательной базы и развитии технических средств, позволяющих контролировать процесс государственных закупок, выявляются как все новые возможности, чтобы сделать данный процесс более прозрачным, так и новые коррупционные схемы. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы проанализировали не только современное состояние системы государственных закупок и наиболее распространенные коррупционные схемы, но и опыт антикоррупционной деятельности стран Евросоюза, выявив наиболее эффективные пути решения проблем коррупции в сфере госзакупок.
Теоретической основой магистерской диссертации стали труды ученых Ю.М. Антоняна, Д.И. Аминова, Л.Д. Гаухмана, В.И. Гладких, А.И. Долгова, А.И. Николаева, К.Т. Жунуспаева, Э.А. Прохорова, К.А. Епонешникова, О.В. Синчурина, Д.А. Федотова, Н.П. Зверевой, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
При выполнении работы были использованы теоретические и эмпирические методы. К первым относятся изучение и анализ научных трудов, рассматривающих систему госзакупок и коррупционные правонарушения, совершаемые в данной сфере. Среди эмпирических методов основное место отведено статистическому методу обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе изученности проблемы наличия коррупционной составляющей в сфере государственных закупок и обоснование необходимости внесения изменений в законодательную базу, регулирующую правоотношения в данной сфере.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по мерам предотвращения коррупционных правонарушений в сфере госзакупок.
Некоторые результаты исследования представлены и опубликована в электронной версии журнала «Научный аспект» 2020. № 2.
Положения, выносимые на защиту:
- Сегодня основное внимание уделяется выявлению совершенных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, в то время как для комплексного и эффективного решения данной проблемы в большей степени требуется применение профилактических мер. Ужесточение контроля без системной работы по увеличению правовой грамотности участников госзакупок и развития гражданского общества приведет только к новым схемам коррупционных правонарушений.
- С возникновением новых способов контроля за осуществлением госзакупок недобросовестные участники процесса госзакупок создают новые схемы коррупционных нарушений, желая обойти любые способы контроля. Тем не менее, есть несколько характерных черт, косвенно указывающих на коррупционную составляющую аукционов, такие как нереальность сроков в техническом задании, немотивированные преференции, использование в задании обязательного параметра продукта, не влияющего на его потребительские качества, но указывающего на товар определенной фирмы, невнятное техническое задание, при котором невозможно понять объем работ.
- Существует широкий набор методов снижения коррупционных рисков на каждом этапе государственных и муниципальных закупок в контрактной системе. Его можно свести к трем направлениям: мониторингу, аудиту и контролю исполнения. Для дальнейшего совершенствования данных методов борьбы с коррупционными составляющими в сфере государственных и муниципальных закупок важно постоянно модернизировать применение методов снижения коррупционных рисков с учетом изменений происходящих в Российском обществе и мире.
- В судебной практике нашей страны реальное наказание за коррупционные административные правонарушения часто несоизмеримо малы с размером ущерба. Размер штрафа составляет 1% от стоимости контракта, но имеет верхнее пороговое значение - 50 тысяч рублей, в то время как стоимость контракта может исчисляться в миллионах рублей. Пересмотр наказания в виде штрафа в размере 1% от стоимости контракта, но без порогового значения, может снизить количество коррупционных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.
Коррупция с самых древних времен сопровождает все человечество. Наказание за подобные деяния, как, например, взяточничество, предусматривалось еще законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось также и египетскими фараонами. Пагубное воздействие такого асоциального явления до сих пор весьма ощутимо в любой стране мира, независимо от государственного устройства или сложившихся традиций.
Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из наиболее коррумпированных сфер экономической деятельности. Между тем, достаточно высокий уровень коррупционных правонарушений и злоупотреблений в данной сфере не снижает уровень предложения от коммерческих организаций. Коррупцию, возникающую при осуществлении государственных и муниципальных закупок победить невозможно, однако профессиональное сообщество, его конкретные представители, юридические лица и ИП, участвующие в тендерах, ежедневно противодействуют коррупционным проявлениям на микроуровне. В определенной доле случаев, им удается её избегать, а в определенной доле случаев - бороться с ней. Существуют стратегии и способы избегания недобросовестных тендеров и борьбы коррупционными схемами.
Согласно положениям закона № 273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003, под коррупционными нарушениями, возникающими в сфере государственных закупок следует понимать деяния, обладающие следующими специфическими признаками:
- Подобные действия совершаются специальными субъектами (в данном случае, госслужащими и контрактами управляющими);
- Деяния связаны со злоупотреблением служебным положением;
- Основная цель должностного лица, совершающего данный вид деяний, - получение личной выгоды;
- Действия совершаются в ущерб государственным интересам ;
- Деяния носят умышленный характер;
- Деяния совершаются в интересах лица, которое предлагает
должностному лицу вознаграждение за совершение действий (подготовка документации закупки под конкретного поставщика) или информации.
Коррупция в сфере государственных закупок является одним из самых масштабных и опасных для отечественной экономики проявлений коррупции. Россия существенно уступает развитым зарубежным странам в борьбе с коррупцией.
Механизмы противодействия возникновению коррупционных правонарушений на сегодняшний день отлажены не идеально. Проблема коррупции остро стоит в деятельности практически всех институтов государственной власти, государственных корпораций и организаций, даже в деятельности частного бизнеса присутствует данная проблема. Для ее эффективного решения не достаточно совершенствовать только работу государственных институтов, но и нужно увеличить уровень благосостояния всех слоев населения нашей страны, так как без этого невозможно значительно снизить рост коррупционных нарушений.
1. Аксенов С.Г. К вопросу о противодействии коррупции в сфере государственных закупок (экономико-правовой аспект) // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2018. Т. 10. № 1. С. 89-95.
2. Бастрыкин А. И. Правовые проблемы борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2017. №24. С. 6 - 10.
3. Беликова А.В. Правовое противодействие коррупции в системе государственных и муниципальных закупок как направление повышения эффективности расходования бюджетных средств // В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей: сборник научных статей. 2018. С. 34-37.
4. Беловицкий К.Б., Илюхина А.И. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок // В сборнике: актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономики сборник научных трудов. Москва, 2018. С. 20-27.
5. Будаева Ю.С., Соловьёва А.А., Борякин Д.В. Правовые меры, направленные на противодействие коррупции в сфере государственный закупок // В сборнике: Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. Курск, 2019. С. 41-45.
6. Викулин О.И. Механизмы противодействия коррупции в контрактной системе государственных закупок // В сборнике: Мировая экономика в новых условиях развития: готовность к ответу на вызовы Материалы международной научно-практической конференции. Составители Е.В. Афанасьева, С.И. Союстова . 2019. С. 29-35.
7. Вилкова Н.Г., Гриневич А.С. Особенности правового регулирования контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник современных исследований. 2019. № 1.14 (28). С. 13-17.
8. Волкова А.С. Коррупция в системе государственных закупок // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-4. С. 27-29.
9. Епонешников К.А. Реформа государственных закупок в Российской
Федерации: пути снижения риска коррупции // В книге: Оценка
регулирующего воздействия: стратегическое партнерство органов власти, бизнеса и НКО Сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. 2018. С. 119-123.
10. Жунуспаев К.Т. Механизм противодействия коррупции в системе государственных закупок в России // Научный аспект. 2019. Т. 3. № 2. С. 366- 371.
11. Жучкин Д.В., Жучкин А.В. Противодействие коррупции при осуществлении государственных закупок на управленческие нужды // Плехановский барометр. 2018. № 2. С. 26-29.
12. Зверева Н. П. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Российский следователь. 2017. №24. С. 16-18.
13. Камышанова А.Е., Гордиенко А.А. О контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд в российской федерации // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 1 (29). С. 140-144.
14. Кодекс РФ об Административных Правонарушениях. Редакция с Комментариями по состоянию на 13.11.2020. [Электронный ресурс]: http://koapkodeksrf.ru/
15. Кольчиков А.Н. Борьба с коррупцией в государственных и муниципальных закупках // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 278-280.
16. Кудряшова Е.Р., Халбаева Т.Н. Коррупция в государственных закупках// В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции Сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф.. 2018. С. 44-48.
17. Кузовлева Е.К. Коррупция в системе государственных закупок // Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 107-112.
18. Моргунова Н.В., Нестеренко И.В. Коррупция и способы ее предотвращения в сфере государственных закупок // В сборнике: профессионал года 2019 сборник статей XII Международного научно¬исследовательского конкурса. 2019. С. 66-68.
19. Николаев А.И. Мировой опыт противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок // В сборнике: российское и международное право: общее и особенное Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского. 2019. С. 65-68.
20. Постановление Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 9-АД17-18 [Электронный ресурс]https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27122017-n-9-ad 17-18/
21. Прохоров Э.А. Причины возникновения коррупции в государственных закупках // В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы IV Международной научной конференции. 2018. С. 37¬41.
22. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах».
23. Сервис Контур. Закупки. Электронный аукцион
№0855200000518001127 [Электронный ресурс]
https://zakupki.kontur.ru/0855200000518001127
24. Синчурин О. В. Понятие коррупционных преступлений в сфере закупок и их классификация // Государственная служба и кадры. 2019. №1.
25. Синчурин О. В. Совершенствование социальных и правовых мер при проведении государственных закупок // Государственная служба и кадры. 2016. №2. С. 87-89.
26. Смирнов К.С. Коррупция в сфере государственных и муниципальных закупок // В сборнике: Органы народовластия на Костромской земле. Опыт прошлого и перспективы будущего (к 25-летию Конституции Российской Федерации, Костромской областной Думы и Думы города Костромы) Сборник трудов XV Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме. Всероссийская научно-практическая конференция. Ответственные редакторы Г.Г. Бриль, В.В. Груздев. 2019. С. 330-334.
27. СудАкт.ру Приговор № 1-8/2019 1-83/2018 от 15 февраля 2019 г. по
делу № 1-8/2019 [Электронный ресурс]
https://sudact.ru/regular/doc/ZTbgRANWQ 1 bX/?regular-txt=®ular-
case doc=®ular-lawchunkinfo=ч.+2+ст.+285+УК+РФ+и+ч.+2+ст.+286+УК+РФ®ular-date from=14.06.2018®ular-date to= 14.06.2018®ular-workflow stage=®ular-area=®ular-court=Яшкинский+районный+суд+%28Кемеровская+область%29®ular-judge=&=1583229702045
28. СудАкт.ру. Приговор № 1-11/2015 1-2/2018 1-3/2017 1-573/2013 1-6/2016 1-72/2014 от 22 мая 2018 г. по делу № 1-11/2015 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/regular/doc/3E0MYxJ6GxHV/?regular-txt=®ular-
case doc=1+11 ®ular-lawchunkinfo=®ular-date from=22.05.2018®ular-date to=&re gular-workflow stage=®ular-area=&re gular-court=Первореченский+районный+суд+г.+Владивостока+%28Приморский+край%29®ular-judge=&=1583228762035
29. Телкова Е.А., Чумак Г.В. Оценка риска коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок // В сборнике: российская экономика: взгляд в будущее материалы IV Международной научно - практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 168-174.
30. Туркин Ю.В. Особенности коррупции в сфере государственных закупок // Вестник современных исследований. 2018. № 3.2 (18). С. 236-238.
31. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
32. Федеральная антимонопольная служба России [Электронный ресурс] https://fas.gov.ru
33. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / / Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
34. Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» / Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, №30 (ч. 1), ст. 4571.
35. Федеральный закон от 23 декабря 2008г. №273-Ф3 «О
противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008. -№4823.
36. Федотов Д.А. Принципы контрактной системы государственных закупок // Вектор экономики. 2019. № 1 (31). С. 76.
37. Bertot, J. C., Jager, P. T., & Grimes, J. M. (2010). Using ICTs to create a culture of transparency: E-government and social media as openness and anti-corruption tools for societies. Government Information Quarterly, 27, 264-271.
38. Goel, R. K., & Nelson, M. A. (2011). Estimates of corruption and determinants of US corruption. Economics of Governance, 12, 155-176.
39. Mungiu-Pippidi, A., Loncaric, M., Vaz Mundo, B., Sponza Braga, A. C., Weinhardt, M., Pulido Solares, A., Skardziute, A., Martini, M., Agbele, F., Jense, M. F., Von Soest, C., & Gabedava, M. (2011). Contextual choices in fighting corruption: lessons learned. Oslo: Norwegian Agency for Development and Cooperation.
40. Постановление Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 9-АД17-18 [Электронный ресурс]https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27122017-n-9-ad 17-18/
41. European Anti-Fraud Office | European Commission [Электронный ресурс]https: //ec.europa.eu/anti-fraud/home en
42. «Forbes Russia» [Электронный ресурс]https://www.forbes.ru
43.Official Journal - EUR-Lex - European Union [Электронный ресурс] https://translate.googleusercontent.com/translate c?depth=1&hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.ru&sl=en&sp=nmt4&u=https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/%3Fqid%3D1536757592690%26uri%3DCELEX:32018R1046&usg=ALkJrhgLOpxRc8uJImsXC4tXRqiFGPn Hg