Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №109203

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ориентации в макросоциальном окружении посредством моделирования 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Анализ психолого-педагогической практики по проблеме формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ориентации в макросоциальном окружении 17
1.3 Характеристика моделирования как средства формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ориентации в макросоциальном окружении 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении посредством моделирования 29
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении посредством моделирования 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 53

Дошкольники с задержкой психического развития отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. У них наблюдается недостаточная познавательная активность, которая нередко сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью, что серьезно тормозит эффективность развития и обучения ребенка.
Дети с задержкой психического развития отличаются пониженной умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности. Им свойственны недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, более низкая способность к приему и переработке перцептивной информации. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. (И.И. Мамайчук, 1978). Присутствуют недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и распределения внимания, сужение объема.
Дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, при выделении существенных признаков, их абстрагировании от несущественных, при переключении с одного признака классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия.
Все эти особенности затрудняют процесс ознакомления дошкольников с макросоциальным окружением. Их жизненный опыт беден в силу возраста и указанных выше психологических особенностей. Им трудно запомнить предметы, объекты, явления, которые они не видели, не слышали, не пробовали. Поэтому при знакомстве детей с новыми понятиями, обобщающими словами, необходимо использовать различные приемы, которые позволят вызвать эмоциональный отклик, интерес к сообщаемому материалу. Известно, что лучше запоминается тот материал, который заинтересовал, «зацепил» малыша. Большой интерес у детей вызывает использование моделирования. Все это положительно сказывается на усвоении нового материала по ознакомлению с макросоциальным окружением.
В связи с вышесказанным, актуальность проблемы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ориентации в макросоциальном окружении посредством моделирования определила выбор темы нашей бакалаврской работы.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности моделирования в формировании у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность моделирования как средства формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении.
Предмет исследования: моделирование как средство формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование моделирования при проведении формирующей работы, создаст положительный настрой и повысит интерес к занятиям, будет способствовать формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ориентации в макросоциальном окружении.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении посредством моделирования.
Теоретическую основу исследования составляют:
• психологические и педагогические исследования в области развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, О.В. Защиринская, И.А. Коробейников, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Сленович, У.В. Ульенкова);
• психолого-педагогические подходы к формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко).
В исследовании использовались следующие методы:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта);
• эмпирические (беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы экспериментальных данных).
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности моделирования в формировании у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования, могут быть использованы при изучении особенностей ориентации детей 6-7 лет с задержкой психического развития в макросоциальном окружении. Апробированные содержание и методы работы могут быть использована в работе учителя-дефектолога при решении задачи формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении посредством моделирования.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 16 приложений. В тексте представлены 11 рисунков и 1 таблица.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной выпускной квалификационной работы заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности моделирования как средства формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о макросоциальном окружении.
По результатам изучения научной литературы по проблеме исследования и анализа результатов констатирующего этапа эксперимента были определены особенности развития ориентации в макросоциальном окружении у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, на основании которых был составлен комплекс упражнений.
В экспериментальном исследовании диагностировались уровни сформированности представлений о макросоциальном окружении, о направлениях пространства, о пространственных отношениях между предметами, об окружающем мире ребенка. Было выявлено, что все эти компоненты ориентации в макросоциальном окружении развиты у детей недостаточно.
У детей возникали трудности при дифференцировке предметов по форме, построении различных геометрических фигур по вербальной инструкции и памяти, ориентировки относительно собственного лица, рук, тела в целом. Была отмечена недостаточная сформированность представлений о схеме собственного тела. Наибольшие затруднения вызвало задание на пространственное расположение предметов относительно друг друга. Сложности также возникали при необходимости рассказать о проделанной работе.
Составленный комплекс упражнений был направлен на развитие у детей 6-7 лет с ЗПР всех компонентов ориентации в макросоциальном окружении.
Главным методом развития ориентации в макросоциальном окружении являлось моделирование.
По результатам контрольного этапа эксперимента отмечено значительное улучшение уровня сформированности ориентации в макросоциальном окружении у обследуемых: у детей стали складываться представления о себе, ближайшем окружении, окружающем мире.
Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.
Следует отметить, что уровень результатов экспериментальной группы не достиг уровня нормы. Очевидно, что коррекционное воздействие должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей 6-7 лет с ЗПР к усвоению школьной программы.


1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 302 с.
2. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение [Текст] / Б.Г. Ананьев. • Л.: ЛГУ, 1955. - 186 с.
3. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст] / В.М. Блейхер, И.В. Крук; под ред. С.Н. Бокова. - Воронеж : МОДЭК, 1995. - 639 с.
4. Блинова, Л.И. Диагностика и коррекция образования детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.
5. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 18-30.
6. Венгер, Л.А. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. • 1982. - №3.
7. Ветрова, Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Н.И. Ветрова // Сб.: Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - Л., 1976.
8. Власова, Т А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
9. Дунаева, З.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития [Текст] / З.М. Дунаева // Проблемы диагностики задержки психического развития. - 1985. - С. 189-201.
10. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / З.М. Дунаева - М. : Советский спорт, 2006. - 144 с.
11. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст] : Словарь. 3-е изд. / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М. : Деловая книга, 2005. - 214 с.
12. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
13. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : АПН, 1960. - 430 с.
14. Иванова, А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения: детская энциклопедия [Текст] / А.И. Иванова. - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
15. Истомина, З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте [Текст] / З.М. Истомина // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - 1995. - С. 70-88.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ