Введение 3
1 Теоретические аспекты нематериальной мотивации персонала организации
5
1.1 Понятие, сущность и виды нематериальной мотивации персонала 5
1.2 Опыт нематериальной мотивации персонала в России и за рубежом 20
2 Анализ системы нематериальной мотивации сотрудников в АНО
«Конфедерация модельного спорта» 27
2.1 Характеристика деятельности и анализ организационно-экономических
показателей деятельности АНО «Конфедерация модельного спорта» 27
2.2 Анализ системы нематериальной мотивации персонала 37
3 Совершенствование системы нематериальной мотивации сотрудников АНО «Конфедерация модельного спорта» 47
3.1 Решение проблем функционирования предприятия за счет внедрения
мероприятий по совершенствованию системы нематериальной мотивации сотрудников 47
3.2 Социально-экономическая оценка предложенных мероприятий 50
Заключение 54
Список используемых источников 56
Непрерывный рост производительности труда, заинтересованность работников в конечных результатах хозяйствующего субъекта, а также процессы управления персоналом в целом играют огромную роль в условиях современной экономики. Данные вопросы актуальны для всех руководителей хозяйствующих субъектов. Рациональное использование механизмов системы нематериально мотивации сотрудников способствует повышению ответственности персонала к поставленным задачам, что приводит к эффективности воздействия управляющего звена на сотрудников компании. Существует целый ряд методов нематериальной мотивации, каждый из которых даёт возможность стимулировать сотрудников организации к достижению поставленных стратегических целей, а также оказывать влияние на результативность коммерческой деятельности в целом.
Хозяйствующие субъекты, в которых трудятся наиболее мотивированные сотрудники, имеют конкурентное преимущество на рынке и достигают эффективных результатов, несмотря на различные факторы, усложняющие процесс их деятельности. Необходимо отметить, что компании-лидеры абсолютно во всех отраслях непрерывно ищут новые способы мотивации своих служащих и выходят на высший уровень, если находят результативный способ вдохновения сотрудников на продуктивную работу.
Таким образом, тема бакалаврской работы представляется актуальной.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению и совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала на примере АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (АНО) «Конфедерация модельного спорта».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты мотивация персонала;
- провести анализ деятельности и дать оценку действующей системе мотивации сотрудников АНО «Конфедерация модельного спорта»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала и провести их социально-экономическую оценку.
Объект исследования - АНО «Конфедерация модельного спорта».
Предмет исследования - система нематериальной мотивации персонала. Анализ научной литературы, структурный анализ, наблюдение, анкетирование, сопоставление, сравнительный анализ, классификация по различным признакам - методы исследования, используемые в ходе выполнения данной работы. Такие методы как анализ литературных источников, анализ хозяйственной деятельности предприятия, описание, разработка и обоснование проектных предложений в совокупности составили методическую базу выполненной работы.
Труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления персоналом, мотивации труда на современных предприятиях - Веснина В.Р., Варенова А.В., Гаврилова А.Т., Егоршина А.П., Жданкина Н.А., Каржаманова И.В., Кибанова А.Я., Кунц Дж., Латфуллина Г.Р., Шапиро С.А, и др. - являются теоретической основой исследования.
В роли информационной базы бакалаврской работы выступают: положения ТК РФ, а также локальные нормативные акты АНО «Конфедерация модельного спорта» и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что ряд предложенных рекомендаций и результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки планов, программ и проектов, направленных на улучшение системы нематериальной мотивации персонала АНО «Конфедерация модельного спорта». Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Мотивация сотрудников - это комплекс стимулов, внешних и внутренних, которые используются для воздействия на персонал компании, чтобы пробудить желание эффективно выполнять должностные обязанности на высоком уровне. В настоящее время при исследовании мотивационных теорий используются два подхода: связанный с содержанием и связанный с процессом.
Материальная мотивация выражается в денежном вознаграждении, нематериальная - в иных способах поощрения и стимулирования сотрудников, опирающихся на высшие мотивы - потребность в признании, уважении, развитии. Положительная мотивация основана на положительных стимулах, а отрицательная мотивация основана на желании избежать негативных последствий.
Иностранный менеджмент имеет свои особенности в моделях разных стран. Американская модель подчеркивает высокий уровень экономического благополучия и личного успеха для всех. В Германии солидарность, социальная справедливость и экономическая свобода имеют первостепенное значение. В Японии доминирует массовая психология, согласно которой люди и группы неразделимы, конкуренция между группами поощряется, а конкуренция между сотрудниками обречена. В транснациональных компаниях используются только высококвалифицированные кадры, поскольку успех компании напрямую зависит от ее деятельности.
Важно, что Россия использует механизм социального партнерства при разрешении трудовых споров и создании механизмов правовой защиты. Сюда входят работники, работодатели, правительства и местные органы власти. Само партнерство основано на уважении следующих принципов: равенство сторон, свобода выбора при обсуждении проблем, обязательство придерживаться соглашений, поддержка и контроль государства.
Мы проанализировали принципы нематериального стимулирования в компании, занимающейся деятельностью в области образования и спорта - подготовкой юных спортсменов. Недостатками мотивационной политики АНО «Конфедерация модельного спорта» является упор на материальные стимулы и недооценка возможностей нематериальных стимулов. Сотрудники считают недостаточным использовать разные виды морального вознаграждения. Методы нематериального стимулирования сотрудников не регулируются местным законодательством и не учитывают все внутренние возможности организации, мало влияют на ее эффективность.
Для повышения нематериальной мотивации в работе АНО «Конфедерация модельного спорта» предлагаются следующие мероприятия:
- эффективное использование рабочего времени посредством освоения дистанционного обучения;
- создание условий для социальной заинтересованности сотрудников путем создания единой системы мотивации и стимулирования, где должны быть отражены мотивы признания, самооценки, безопасности и комфорта, принадлежности, общения и самореализации;
- разработка и введение в действие Положения о моральном стимулировании работников.
Социально-экономический расчет предлагаемых мероприятий показывает, что затраты на внедрение предлагаемой системы невелики (49000 руб.), а результатом является повышение производительности труда (рентабельности компании), повышение лояльности сотрудников и как следствие уменьшение текучести кадров.
Таким образом, все задачи бакалаврской работы решены, цель достигнута. Перспективой исследования является долгосрочное наблюдение и анализ результативности предлагаемой системы.
1. Аникин Б.А. Логистика производства. Теория и практика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 454 с.
2. Бодак Ю.А. Методологические аспекты системы развития кадрового потенциала организационных структур // Белгородский государственный университет. 2019. С. 124-126.
3. Варенов А. В., Исаев С.Ю. Мотивация персонала. Игра или работа М.: Речь, 2017. 160 c.
4. Варенов А.В. Мотивация персонала: игра или работа. Что мы делаем в рабочее время на рабочем месте? М.: Речь, 2016. 726 c.
5. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика. М.: Проспект, 2017. 688 с.
6. Ветлужских Е.Д. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. М.: Альпина Паблишер, 2018. 152 c.
7. Володина Н.В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы. М.: Эксмо, 2014. 240 c.
8. Волосский А.А. Мотивация и стимуляция труда. М.: Техносфера, 2018. 524 с.
9. Гаврилов А.Т. Мотивация персонала: денежная и иная (проблемы
документального оформления, учета, налогообложения). Выпуск 7. М.:
Российская газета, 2015. 494 c.
10. Гаудж П. Исследование мотивации персонала. М.: Гостехиздат, 2014. 272 с.
11. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организации: Учебное пособие. М.: ГАУ, 1997. 99 с.
12. Джерри У. 151 быстрая идея. Как вдохновить персонал на работу. М.: Диля, 2017. 587 c.
13. Дементьева О.Н. Особенности формирования мотивационных механизмов в системе муниципального управления // Актуальные проблемы теории и практики управления социальными системами: сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 24-28.
14. Дуракова И.Б. Управление персоналом. М.: ИНФРА,2016. 569 c.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом: учеб. пособие. Н. Новгород: Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса. 2016. 624 с.
16. Жадан С.В. Мотивация и трудовая активность персонала. Мюнхен: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 196 c.
17. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. Учебно-практическое пособие. М.: Дело и сервис (ДиС), 2016. 409 c.
18. Журавлев П. В. Менеджмент персонала. М.: Экзамен, 2016. 448 c.
19. Иванова С. Н. Мотивация на 100%. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. 288 c.
20. Иванова С. Н. Искусство подбора персонала. Как оценить правильно человека за час. М.: Харвест, 2018. 192 c.
21. Каржаманов И.В. Виды и способы нематериальной мотивации // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука», 2020. С. 156-159.
22. Кеннет Б.К. Выше и лучше, или Уроки мотивации, вдохновения и определения целей. М.: Попурри, 2017. 760 c.
23. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов. 4-е издание. М: ИНФРА-М, 2018. 638 c.
24. Кирхлер Э. Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология. М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2014. 195 c.
25. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. М.: Гуманитарный центр, 2015. 144 c.
26. Кобьелл К. Мотивация в стиле экшн. М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 192 с.
27. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2016. 364 c.
28. Лукьянова Н.А. Мотивационный менеджмент. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 106 с.
29. Материалы сайта: Теоретические аспекты нематериальной
мотивации [Электронный ресурс]. URL:
https://studbooks.net/1311956/menedzhment/teoreticheskie_aspekty_nematerialnoy_motivatsii (дата обращения 16.04.2021)
30. Материалы сайта: Сведения о компании АНО «Конфедерация модельного спорта» [Электронный ресурс]. URL :https:// https://www.list- org.com/company/2498330/report(дата обращения 20.05.2021)
31. Материалы сайта: ТК РФ Статья 40. Коллективный договор
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/4455716c5ba80793d60d1b7dbd5b0c3e1854b608/ (дата обращения 30.04.2021)
32. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала. М.: Феникс, МарТ, 2018. 272 c.
33. Мурахтанова Н.М., Шевлякова Е.М., Александрова Н.В. Организационное проектирование производственных систем: учебник. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 290 с.
34. Никифорова Н.А. Управление персоналом. Краткий курс. М.: Окей- книга, 2017. 128 c.
35. Фёдорова Н.В. Управление персоналом: учебник. М.: КноРус, 2018. 224 c.
36. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник. М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2014. 160 с.
37. Шапиро С.А. Основы трудовой мотивации. М.: Кнорус, 2016. 268 с.
38. Barba-Sanchez Virginia, Atienza-Sahuquillo Carlos. Entrepreneurial motivation and self-employment: evidence from expectancy theory // International Entrepreneurship and Management Journal. 2017. Pp. 1097 - 1115
39. Krzemien Erih. Problems of Incentives for Employees in the Quality Management of the Service Sector // Quality & Quantity. 2007. Pp. 749 - 756.
40. Kunz Jennifer. Corporate Social Responsibility and Employees Motivation - Broadening the Perspective // Schmalenbach Business Review. 2020. Pp. 159 - 191.
41. Rombach Meike, Kang Eunkyung, Bitsch Vera. Good deeds revisited motivation and boundary spanning in formal volunteering // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2018. Pp. 105 - 126.
42. Shannon L. Navy. Theory of Human Motivation - Abraham Maslow // Science Education in Theory in Practice. 2020. Pp. 17-28.
43. Stewart Henry. Do happy staff make for happy customers and profitable companies // Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 2010. Pp. 275 - 280.