Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 8
1.1 Психолого - педагогические аспекты развития эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста с умственной отсталостью ... 8
1.2 Потенциальные возможности восприятия художественной литературы и фольклора в коррекции эмоциональной сферы детей
5-6 лет с умственной отсталостью 15
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет
с умственной отсталостью 26
2.2 Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы у детей
5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 38
2.3 Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей 5 -6 лет
с умственной отсталостью 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение 62
Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в том, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, так как общение ребенка не будет эффективным, если он не будет способен определять эмоциональное состояние собеседника и управлять своими эмоциями [25, с.51].
Формирование эмоциональной сферы ребенка является важнейшим звеном в процессе становления личности ребенка при постоянном обогащении жизненного опыта. Этому процессу постоянно способствует окружение ребенка, его семья, друзья [4, с.25].
Научные исследования показывают, что незрелость личности ребенка с умственной отсталостью отчетливо проявляется в недостаточном развитии и специфических особенностях его эмоциональной сферы.
Изучение данного вопроса дало возможность установить, что основной проблемой в развитии эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью является чувство собственной неполноценности, которое к тому же часто осложняется инфантилизмом, неблагоприятным окружением и другими факторами.
Л.С. Выготский считал, что природу умственной отсталости следует воспринимать как взаимосвязь и соотношение интеллектуальной и эмоциональной стороны. Таким образом, вопрос изучения коррекции эмоциональной сферы у умственно отсталых детей представляется важным и актуальным [14, с.58].
Эмоциональная сфера играет важную роль в процессе получения знаний, умений и навыков, при общении с окружающими и в социальной адаптации ребенка. Важная роль эмоциональной сферы в жизни ребенка в процессе получения социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной теме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы [36, с.120].
Проблема коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с легкой степенью умственной отсталости нашла отражение в работах Г.Ф. Бреслава, Л.В. Занкова, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, П. Милнера, П. Фресса, К. Изарда, Д.Б. Эльконина, М.С. Певзнера, и многих других выдающихся ученых.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Коррекция эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора».
Анализ психолого - педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью и недостаточным использованием восприятия художественной литературы и фольклора.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности использования восприятия художественной литературы и фольклора в коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора .
Объект исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Предмет исследования: коррекция эмоциональной сферы у детей 5 - 6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора.
Гипотеза исследования: коррекция эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора возможно, если:
— отобраны произведения художественной литературы и фольклора в соответствии с принципами (наглядности, доступности)
— включено восприятие художественной литературы и фольклора в совместную деятельность педагога и детей;
— обогащена развивающая предметно-пространственная среда художественной литературой, разнообразными игрушками, предметами интерьера, элементами костюмов сказочных персонажей
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
3. Экспериментально проверить эффективность коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого - педагогической литературы; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: исследования по профилактике, диагностике и коррекции недостатков эмоционального развития дошкольников (М.Э. Вайнер); положения о влиянии художественной литературы на эмоции ребёнка (Л.П. Стрелкова); исследование по диагностике развития и педологической клинике трудного детства (Л.С. Выготский).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования восприятия художественной литературы и фольклора в коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью; определены показатели и уровни развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Практическая значимость: разработано и апробировано содержание работы по коррекции эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью в процессе восприятия художественной литературы и фольклора. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями и дефектологами в работе с детьми.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад №16» ГБОУ СОШ №9 города Сызрани.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 наименований источников), 2 приложения, 9 таблицы. Работу иллюстрируют 5 рисунков.
Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
Нами были рассмотрены теоретические основы исследования проблемы формирования эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с умственной отсталостью, изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме и определена роль использования произведений художественной литературы и фольклора в данном процессе.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с легкой степенью умственной отсталости. Проанализировав полученные в ходе проведения диагностических методик данные, мы пришли к следующему выводу: высокий уровень развития эмоциональной сферы у детей из контрольной и экспериментальной групп выявлен не был. У 5 детей (60%) из контрольной группы был продиагностирован средний уровень развития эмоциональной сферы; а в экспериментальной группе таких детей было 4 (50%). У 3 детей (40%) из контрольной группы и у 4 детей (50%) из экспериментальной - диагностирован низкий уровень развития эмоциональной сферы.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, была определена цель формирующего этапа работы: экспериментально проверить эффективность коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с легкой степенью умственной отсталости в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора. Нами были отобраны произведения художественной литературы и фольклора в соответствии с принципами (наглядности, доступности); включено восприятие художественной литературы и фольклора в совместную деятельность педагога и детей; обогащена развивающая предметно-пространственная среда художественной литературой, разнообразными игрушками, предметами интерьера, элементами костюмов сказочных персонажей.
На контрольном этапе мы выявили динамику уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с легкой степенью умственной отсталости, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель высокого уровня развития эмоциональной сферы остался неизменным - дети с высоким уровнем развития эмоциональной сферы в обеих группах отсутствуют. Это объясняется особенностями развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Показатель среднего уровня развития эмоциональной сферы в контрольной группе остался без изменений - 60% (5 детей), а в экспериментальной группе увеличился до 75 % (6 детей). Показатель низкого уровня развития эмоциональной сферы у детей контрольной группы остался неизменным - 40% (3 ребенка), а в контрольной группе снизился до 25% (2 ребенка).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы уровень развития эмоциональной сферы возрос.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
Итак, проблему развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с легкой степенью умственной отсталости можно считать, безусловно, актуальной в наше время. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений и дефектологами с целью решения задач по коррекции эмоциональной сферы у детей 5 - 6 лет с легкой степенью умственной отсталости.
1. Ахметова, С.Л. Особенности изучения и коррекции эмоциональной
сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации для студентов [Текст] / С.Л. Ахметова.- Анжеро-Судженск: ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический
колледж», 2007. - 45 с.
2. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст [Текст] / Е.Р. Баенская.- Альманах института коррекционной педагогики РАО, 2001. - 56 с.
3. Белкин, А.С. Нравственное воспитание умственно отсталого ребенка: Учебник [Текст] / А.С. Белкин. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - 398 с.
5. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно - методическое пособие [Текст] / М.Э. Вайнер. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128 с.
6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
7. Власова, Е.П. Эмоциональное воспитание детей. [Текст] / Е.П. Власова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №5. - С. 23-28.
8. Воронкова, Н.В. Сюжетно - ролевые игры, программы, беседы в кругу детей [Текст] / Н.В. Воронкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 88 с.
9. Гладкова, Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников [Текст] / Л.В. Гладкова // Справочник воспитателя. - 2008. - №4. - С. 44-48.
10. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Ежкова. - К.: ВЛАДОС, 2010. - 315 с.
11. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М., 2010. - 122 с.
12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М., 2009. - 234 с.
13. Заброцкий, М.М. Основы возрастной психологии. Учебное пособие [Текст] / М.М. Заброцкий. - Учебная книга - Богдан, 2008г. - 112 с.
14. Запорожец, А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблем эмоций [Текст] / А.В. Запорожец. // Отечественная психология. Классические труды. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2009. - 102 с.
15. Захаров, А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2006. -157 с.
16. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. - 350 с.
17. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] / Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко. - Москва: Национальный книжный центр, 2016. - 110 с.
18. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
19. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. - М.: «АСВ»,
2008. - 227 с.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
21. Ильюченко, Р.Ю. Эмоции и память: Учебник. [Текст] / Р.Ю. Ильюченко. - М: Велби, 2007. - 480 с.
22. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. - Спб.: Речь, 2007. - 392 с.
23. Коротаева, Е.В. Условия создания эмоционально - развивающей среды дошкольного учреждения [Текст] / Е.В. Коротаева // Детский сад от А до Я. - 2007. - №1. - С. 24-29.
24. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и
младшего школьного возраста: Методические рекомендации для
педагогической и психокоррекционной работы [Текст] / Л.Д. Короткова. - М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. - 125 с.
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] /
А.Д. Кошелева. - М.: Аркти, 2003. - 156 с.
26. Лебединская, К.С. Особенности эмоционально -волевой регуляции при умственной отсталости [Текст] / К.С. Лебединская. - М.: Просвещение, 2002. - 225с.
27. Левин, В.Л. Нестандартный ребенок [Текст] / В.Л. Левин // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С. 13-17.
28. Леонтьев, А.Н. Потребности, Мотивы, Эмоции: Тесты [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
29. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики: Учебник [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
30. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов [Текст] /
B. И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М.: Алитейа, 2006. - 371 с.
31. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок. [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 2010. - 263 с.
32. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: Академия, 2003. - 45 с.
33. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире.
Европа: Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.:
Просвещение, 2009. - 112 с.
34. Миланич, Ю.М. Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.М. Миланич. - СПб., 1997. - 124 с.
35. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2009. - 56 с.
36. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей: Учебник [Текст] / Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 2008. - 243 с.
37. Немов, Р.С. Психология: Учебник. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
38. Никифорова, Е.В. Развитие социальных эмоций у умственно отсталых детей [Текст] / Е.В. Никифорова // Дефектология. - 2007. - №3. - С. 7 - 9.
39. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2003. - 85 с.
40. Певзнер, М.С. Дефектология [Текст] / М.С. Певзнер. - М.: Академия Естествознания, 2008. - 480 с.
41. Пенькова, В.А. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушением интеллекта [Текст] / В.А. Пенькова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №4. С. 23¬25.
42. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
43. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224.
44. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. - М.: Просвещение, 2006. - 231 с.
45. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии: Учебник. [Текст] /
С.Я. Рубинштейн. - М.: Геотар Медиа, 2007. - 640 с.
46. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2001. - 263 с.
47. Саблина, Л.С. Организация воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми [Текст] / Л.С. Саблина, В.Н. Синев. - М.: Просвещение,2009. - 314 с.
48. Соколова, Н.Д. Особенности игровых действий [Текст] / Н.Д. Соколова // Дефектология. - 2002. - №2. - С.13-16.
49. Урунтаева, Г.А. Детская психология. [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. - 366 с.
50. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 160 с.
51. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О.А. Шорохова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.