Введение 3
1 Анализ уровня техники и известных исследований 7
2 Экспериментальная установка и методика исследований 12
2.1 Экспериментальная установка 12
2.2 Методика проведения эксперимента 15
2.3 Методика обработки сигналов ионного тока 17
2.4 Методика обработки индикаторных диаграмм 18
3 Результаты эксперимента 25
3.1 Зависимости ионизации и скорости распространения пламени от состава
смеси 25
3.2 Зависимости скорости тепловыделения и работы цикла от состава смеси .... 28
3.3 Взаимосвязь проводимости пламени со скоростью сгорания и
работой цикла 32
3.4 Выводы по результатам эксперимента 38
3 Обсуждение результатов эксперимента 39
Заключение 48
Список используемых источников 49
Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) всё ещё являются, и, видимо, в ближайшее время останутся основным источником мощности в транспорте. Их суммарная мощность в несколько раз превышает установленную мощность всех электростанций [1].
Современное развитие ДВС связано с жесткими требованиями к токсичности и топливной экономичности. Эти требования обуславливают необходимость совершенствования процесса сгорания. Совершенствование процесса сгорания ДВС не может быть достигнуто без получения системами управления и диагностики (в том числе в реальном времени) необходимой и достоверной информации о процессе сгорания. Для массово производимых систем управления (СУ) и бортовой диагностики поршневых двигателей основными источниками информации о процессе сгорания являются датчики детонации и содержания кислорода в отработавших газах. Этой информации не всегда достаточно для адекватной диагностики ДВС при постоянном совершенствовании процесса сгорания. Особенно это касается вновь разрабатываемых процессов сгорания, например, таких как самовоспламенение заранее подготовленной гомогенной смеси (HCCI-процесс). Последние достижения в исследовании сгорания в ДВС связаны с применением оптических методов, основанных на взаимодействии лазерного луча и реагирующих молекул и скоростной фотосъёмки [2 - 4]. Но использование дорогих исследовательских методов для целей сервисной диагностики и в системах управления двигателем представляет значительные технические трудности и экономически нецелесообразно. Следовательно, необходимы недорогие дополнительные способы получения информации о процессе сгорания в ДВС.
Кроме применения в СУ ДВС, информативные и недорогие способы получения информации о процессе сгорания необходимы для быстрого экспериментального анализа результатов конструктивных мероприятий, направленных на совершенствование процесса горения, при переводе ДВС на альтернативные топлива. Однако использование оптических методов для экспериментальной диагностики горения в инженерной практике не всегда возможно. Например, при изменении рабочего процесса в серийных камерах сгорания (замена топлива с бензина на природный газ, например) или при исследовании горения в пограничных (пристеночных) слоях (где оптические методы плохо работают). Поэтому для исследования распространения пламени в ДВС и других энергетических установках применяют также неоптические методы, основанные, например, на явлении ионизации пламени углеводородов. Кафедра «Энергетические машины и системы управления» ТГУ регулярно принимает участие в проектах, где необходима адаптация рабочего процесса ДВС к новым смесевым топливам, поэтому развитие новой методики исследования рабочего процесса актуально.
Анализ современных тенденций показал, что перспективным для диагностики сгорания в ДВС является метод ионизационных зондов (ИЗ), основанный на проводимости пламени углеводородных топлив. Явление ионизации пламени было одним из наиболее популярных направлений в фундаментальных исследованиях 1960-1970 гг. [5 - 8]. В дальнейшем ионизация пламени активно использовалась для исследований сгорания и развития СУ ДВС [9 - 15]. Однако данный метод всё ещё находится в стадии исследований [16 - 17]. Это обусловлено значительной сложностью механизмов сгорания. Использование ИЗ для промышленного использования в диагностике ДВС требует исследований и метрологического обоснования.
Таким образом, основные проблемы разработки ДВС, на решение которых направлена настоящая работа:
- жесткие конкурентные ограничения по стоимости и времени вывода новой высокотехнологичной продукции на рынок;
- постоянно ужесточающиеся законодательные и экономические требования к топливной эффективности и токсичности;
- недостаточные возможности диагностики рабочего процесса в каждом цилиндре ДВС.
Исходя из этих проблем, сформулирована цель работы.
Цель работы - повышение эффективности и снижение токсичности ДВС путём совершенствования контроля и диагностики процесса сгорания.
Основная задача работы - развитие метода диагностики сгорания в ДВС и энергетических установках, сжигающих углеводороды, с помощью ионизации пламени для обеспечения их безотказной, экономичной работы и низкой токсичности.
Совершенство рабочего процесса ДВС во многом определяется скоростью сгорания [1]. В турбулентных условиях физическим параметром, оценивающим скорость горения, считается скорость распространения турбулентного пламени (в западной литературе - turbulent burning velocity). В виду сложности её определения в замкнутом объёме, в теории ДВС принято использовать скорость тепловыделения для оценки скорости сгорания [1]. Скорость сгорания является особенно важным параметром при переводе ДВС на альтернативные топлива (например, сжатый природный газ) и разработке рабочего процесса со сжиганием обедненных смесей. Поэтому перспективной задачей исследование скорости сгорания в условиях ДВС.
Анализ исследований природы ионизации пламени позволил выработать гипотезу исследования: проводимость пламени может служить информационным параметром, достаточно просто и адекватно отражающим скорость сгорания. При этом заранее расчетным образом невозможно предсказать характер данной взаимосвязи и его зависимость от основных факторов, определяющих работу ДВС. Кроме того, для метода ионизационного зонда характерна локализация исследуемой зоны в достаточно малом объёме, определяющимся размером ионизационного зонда. Для ДВС это размер электродов свечи зажигания. Поэтому также не ясно насколько информативным параметром будет являться локально измеряемая проводимость пламени для всего цикла сгорания ДВС.
В связи с этим, конкретные задачи исследования - выявление и анализ взаимосвязи электропроводности пламени со следующими характеристиками сгорания:
- скорость тепловыделения;
- средняя скорость распространения пламени;
- работа цикла.
Проводимость пламени взята как физический параметр, определяемый степенью ионизации пламени.
Решение поставленных задач позволит перейти к разработке основанного на измерении проводимости пламени способа диагностики сгорания в ДВС и энергетических установках.
В результате экспериментов на одноцилиндровом исследовательском ДВС с искровым зажиганием показана возможность анализа процессов горения с помощью ионизации пламени. В условиях ДВС показана степенная взаимосвязь проводимости пламени и скорости сгорания, как в момент сигнала ионного тока, так и средней за цикл, что является очень информативным параметром оценки протекания рабочего процесса ДВС.
Полученный экспериментальный результат соответствует известным представлениям о физике горения, что подтверждается теоретическим анализом и сходимостью с результатами известных исследований. При этом новизна обусловлена впервые выявленными для условий ДВС закономерностями, подтверждающими общность механизмов ионизации углеводородного пламени. Кроме того, закономерности сохраняются и при добавке водорода в ТВС.
Возможность анализа процесса в целом с помощью измерения локального свойства фронта пламени в течение достаточно короткого промежутка времени является результатом, полезным для развития систем диагностики сгорания.
Результаты исследования горения с помощью ионизации пламени в ДВС позволяют развивать методологию диагностики энергетических машин и применять в системах управления и в сервисном обслуживании. Однако для достаточного методологического обоснования метода необходимы углубленные эксперименты.
Намечены пути дальнейшего развития работы. В частности это эксперименты на разных типах камер сгорания.
1. Кавтарадзе, Р.З. Теория поршневых двигателей. Специальные главы: Учебник для вузов. [Текст] / Р.З. Кавтарадзе - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
2. Kohse-Hoinghaus K.. Combustion at the focus: laser diagnostics and control / K. Kohse-Hoinghaus, R. S. Barlow, M. Alden and J. Wolfrum // Proceedings of the Combustion Institute, 30 - 2005 - P. 89-123.
3. Alden M. Visualization and understanding of combustion processes using spatially and temporally resolved laser diagnostic techniques / M. Alden, J. Bood, Z-S Li and M. Richter // Proceedings of the Combustion Institute, 33- 2011 - P. 66-97.
4. Graf N. In-Cylinder Combustion Visualization in an Auto-Igniting Gasoline Engine using Fuel Tracer- and Formaldehyde-LIF Imaging / N. Graf., J. Gronki, C. Schulz, T. Baritaud, J. Cherel, P. Duret, J. Lavy // SAE paper - 2001-01-1924
5. Калькот Г. Процессы образования ионов в пламени [Текст] / Г. Калькот // Вопросы ракетной техники. - 1958. - №4. - С. 78-94.
6. Соколик А. С. О природе хемиионизации пламен [Текст] / А. С. Соколик, С. Е. Семенов // Журнал физической химии. - 1964. - №7. - С. 1784-1789.
7. Лоутон Дж. Электрические аспекты горения [Текст] / Дж. Лаутон, Ф. Вайнберг - М.: Энергия, 1976. - 194 с.
8. Степанов Е. М. Ионизация в пламени и электрическое поле / Е. М. Степанов, Б. Г. Дьячков // М.: Металлургия - 1968 - С. 311.
9. Shimasaki, Y. Kanehiro, M, Baba, S. Maruyama, S., Hisaki, T. and Miyata, S. (1993). Spark Plug Voltage Analysis for Monitoring Combustion in an Internal Combustion Engine. SAE paper 930461.
10. L. Eriksson, L. Nielsen, and J. Nytomt, “Ignition Control by Ionization Current Interpretation”, SAE paper 960045 presented at the International Congress and Exposition, Detroit, Michigan, March 1-March 5, 1996.
11. Saitzkoff A. In-Cylinder Pressure Measurements Using the Sparg Plug as an Ionization Sensor // A. Saitzkoff , R. Reinmann, F. Mauss and M. Glavmo // SAE 970857.
12. Yoshiyama, S., Tomita, E., and Hamamoto, Y., "Fundamental Study on Combustion Diagnostics Using a Spark Plug as Ion Probe," SAE Technical Paper 2000-01-2828, 2000, doi:10.4271/2000-01-2828.
13. Yoshiyama, S. and Tomita, E. Combustion Diagnostics of a Spark Ignition Engine Using a Spark Plug as an Ion Probe. SAE Paper Number 2002-01-2838.
14. GAZIS, A. et al, Computationally inexpensive methods of ion current signal manipulation for predicting the characteristics of engine incylinder pressure. International Journal of Engine Research, 2006, 7 (3), pp. 271-282.
15. Malaczynski G. W. Ion-Sense-Based Real-Time Combustion Sensing for Closed Loop Engine Control / G. W. Malaczynski, G. Roth, D. Johnson // SAE Int. J. Engines 6(1):2013, doi:10.4271/2013-01-0354.
16. Yintong Liu, Jun Deng, Zongjie Hu, Liguang Li In-cycle combustion feedback control for abnormal combustion based on digital ion current signal 2017 International Journal of Engine Research 19(2):146808741773165 DOI: 10.1177/1468087417731653
17. Guangyu Dong, Yulin Chen, Liguang Li, Zhijun Wu, Robert Dibble. (2017) A skeletal gasoline flame ionization mechanism for combustion timing prediction on HCCI engines. Proceedings of the Combustion Institute 36:3, pages 3669-3676.
18. H. F. Calcote, “Ion and Electron Profiles in Flames”, 9th International Symposium on Combustion, pp. 622 - 637, 1962.
19. J. A. Green, and T. M. Sugden, “Some Observations on the Mechanism of Ionization in Flames Containing Hydrocarbons”, 9th International Symposium on Combustion, pp. 607-621, 1962.
20. Nair, S., Rajaram, R., Meyers, A.J., Lieuwen, T. C., Tozzi, L. and Benson,K. (2005). Acoustic and ion sensing of lean blowout in an aircraft combustor simulator. AIAA paper 2005-0932.
21. Corcione F. E. Evaluation of Knocking Combustion by an Ion-current System and Optical Diagnostics of Radical Species / F. E. Corcione, B. M. Vaglieco, S. S. Merola // Proceeding on 6th COMODIA Symposium. - 2004. - №6. 487-495.
22. Aithal S. M. Numerical Investigation of Ion and Radical Compositions in Fuel-Air Mixtures for High-Speed Flows 20th AIAA International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference. 2015.
23. Wilstermann H. Ignition System Integrated AC Ion Current Sensing for Robust and Reliable Online Engine Control / H. Wilstermann, A. Greiner, P. Hohner, R. Kemmler, R.R. Maly and J. Shenk // SAE - 2000-01-0553.
24. Franke A. Application of advanced laser diagnostics for the investigation of the ionization sensor signal in a combustion bomb. Appl. Phys. B 81, 1135-1142 (2005).
25. R. Reinmann, A. Saitzkoff, and F. Mauss, "Local Air-Fuel Ratio Measurements Using the Spark Plug as an Ionization Sensor", SAE paper 970856, March 1997.
26. А. М. Старик, Н. С. Титова Кинетика образования ионов при объемной реакции метана с воздухом. Физика горения и взрыва 2002, №3 Стр. 3-20.
27. Saitzkoff, A., Reinmann, R., Berglind, T. and Glavmo, M. (1996). An Ionization Equilibrium Analysis of the Spark Plug as an Ionization Sensor. SAE Paper Number: 960337.
28. Naoumov, V., Demin, A., Andersson, I. and Sokolov, A. (2002). Modeling of Combustion and Non-Equilibrium Ionization in Spark Ignition Engines. SAE Paper Number: 2002-01-0009.
29. Yamashita, K. Karnani, S. and Dunn-Rankin, S. (2009). Numerical Prediction of Ion Current from a Small Methane Jet Flame. Combustion and Flame, 156, 1227.
30. Aithal S. Analysis of the current signature in a constant-volume combustion chamber Combustion Science and Technology Volume 185, 2013 - Issue 2.
31. Талантов А.В. Основы теории горения /А.В. Талантов // Издательство КАИ им. А.Н.Туполева, Казань, 1975. - С. 252.
32. Peters N. Turbulent Combustion. Cambridge University Press, 2004 p. 322 p.
33. Иноземцев Н. Н. Ионизация в ламинарных пламенах / Н. Н. Иноземцев // Известия АН СССР, ОТН, Энергетика и автоматика. - 1960. - №2,. - С. 59¬66.
34. Семенов Е. С., Соколик А. С. Исследование ионизации в сферических пламенах методом зондовых характеристик // ЖТФ. 1962. Т. 32. Вып. 9. С. 1074.
35. Аравин Г. С. О связи между скоростями химической ионизации и реакции горения в ламинарном пламени / Г. С. Аравин, Е. С. Семенов // ФГВ 1979, №5, стр. 40-46.
36. Ясников И.С. К вопросу о турбулентном распространении пламени в замкнутом объеме / И.С. Ясников, П.В. Ивашин, А.П. Шайкин // Журнал технической физики, 2013, том 83, вып. 11, стр. 39-43.
37. Merker G.P Simulation of combustion and pollutant formation for engine-development / Gunter P. Merker, Christian Schwarz, Gunnar Stiesch, Frank Otto. Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2006.
38. Стечкин Б. С. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя [Текст] / Б. С. Стечкин, К. И. Генкин, В. С. Золотаревский и др. - М.: АН СССР, 1960. - 198 с.
39. Парселл Э. Берклеевский курс физики. — Издание 3-е, исправленное. — М.: Наука, 1983. — Т. II. Электричество и магнетизм. — С. 137-138. — 416 с.
40. Матвеев А.Н. Молекулярная физика. - М.: Высшая школа, 1981.— 400 с.
41. Шайкин А.П. Скорость распространения и ионизация пламени при сжигании бензина и метана с добавкой водорода / А. П. Шайкин, П. В. Ивашин, И. Р. Галиев // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета №2 (40) 2013 г. стр. 140 - 148.
42. Heywood J.B. Internal Combustion Engine Fundamentals. McGraw-Hill, N.Y., 1988.
43. Poinsot T. Theoretical and Numerical Combustion 2nd Ed. / T. Poinsot, D. Veynante // R.T. Edwards, Philadelphia, USA (2005).