Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №109127

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала 8
1.1 Развитие мыслительных операций у дошкольников 8
1.2 Роль занимательного математического материала в развитии у детей 5-6 лет мыслительных операций 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет мыслительных операций 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала 36
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет мыслительных операций 49
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 65

Актуальность темы исследования. Мыслительные операции представляют собой инструмент познания человеком окружающего мира, действительности, в связи с этим, развитие мыслительных операций представляется важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность логически мыслить, четко и ясно излагать свои мысли в наше время требуется повсеместно каждому человеку. Данные качества необходимы в любой профессии, в них нуждаются как врач, так и руководитель организации, рабочий и инженер, продавец и юрист, и многие другие. Научно доказано, что логическое мышление формируется приблизительно к 5-6 летнему возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, которые необходимы для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций достаточно мало.
Решение подобной проблемы заключается в поиске новых путей, форм и методов организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Е.А. Батурина отмечает, что основной целью использования занимательного материала является формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Занимательный по содержанию, направленный на развитие мышления, внимания, памяти, воображения - этот материал способствует проявлению у детей познавательной активности.
И.В. Дубровина отмечает, что на первый план должны выходить логические упражнения и игры, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических упражнений, задач и игр можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет мыслительных операций и недостаточной разработанностью занимательного математического материала для этих целей.
Учитывая все вышесказанное можно сформулировать проблему нашего исследования: каковы возможности занимательного математического материала в развитии у детей 5-6 лет мыслительных операций?
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет мыслительных операций.
Предмет исследования: занимательный математический материал как средство развития у детей 5-6 лет мыслительных операций.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности использования занимательного материала в развитии у детей 5-6 лет мыслительных операций.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала будет проходить эффективно, если:
• отобран занимательный математический материал для детей 5-6 лет в соответствии с показателями мыслительных операций;
• включен занимательный математический материал в непрерывную образовательную деятельность и в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты;
• организованы интерактивные мероприятия с родителями по развитию у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала.
На основе цели и гипотезы сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет мыслительных операций;
3) разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала;
4) оценить эффективность содержания работы по развитию у детей 5 - 6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
• исследования, посвященные изучению психологических особенностей детей 5-6 лет Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Е.В.Захаровой, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой;
• исследования, посвященные изучению развития у детей 5-6 лет мыслительных операций, Л.В. Белоусовой, Е.Ч. Запасника, Р.С. Немова;
• исследования возможностей применения занимательного математического материала в развитии у детей 5-6 лет мыслительных операций О.В. Бухариной, Н.А. Забродиной, О.А. Зареченской, З.А. Михайловой, С.В. Потапенко, И.Н. Самковой.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей занимательного математического материала в развитии у детей 5-6 лет мыслительных операций.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития у детей 5-6 лет мыслительных операций; в разработке и обосновании содержания работы с использованием занимательного математического материала, которое может составить основу для более широких научных представлений о методах и средствах развития у детей 5-6 лет мыслительных операций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала воспитателями, педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Болоховский детский сад № 3 «Улыбка». В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 источник). Работа содержит 14 таблиц, проиллюстрирована 4 рисунками, включает в себя 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Педагогами и психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством занимательного математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач и упражнений: овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос о роли занимательного математического материала в развитии мыслительных операций дошкольников.
Теоретический анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость занимательного математического материала в развитии мыслительных операций ребенка, но и обнаружить недостаточное использование его возможностей для их развития.
По результатам контрольного эксперимента произошла положительная динамика показателей развития мыслительных операций детей 5-6 лет: на 4% (1 ребенок) повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности умения разделять целое на части или мысленно выделять из целого отдельный его признак; на 13% (3 детей) повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности умения соединять отдельные элементы, части или признаки в единое целое; на 8 % (2 ребенка) повысилось количество детей с высоким уровнем развития умения устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками; на 33% (8 детей) повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности умения мысленно выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств; на 13% (3 детей) повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности умения распределять предметы какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала будет проходить успешно, если:
• отобран занимательный математический материал для детей 5-6 лет в соответствии с показателями мыслительных операций;
• включен занимательный математический материал в непрерывную образовательную деятельность и в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты;
• организованы интерактивные мероприятия с родителями по развитию у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала.
Проведенная работа по развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет, посредством применения занимательного математического материала, которая включает в себя содержание, методы и приемы обучения, позволяет реализовать такие способы интенсификации образовательного процесса, как психолого-педагогическая поддержка, дифференцированная помощь детям в процессе выполнения различных видов деятельности, охват детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми.
Выполненное нами исследование возможности развития мыслительных операций у детей 5-6 лет посредством применения занимательного математического материала вносит определенный вклад в разрешение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Возможность развития у детей 5-6 лет мыслительных операций посредством занимательного математического материала доказана.


1. Батунина, Е. Особенности развития мыслительных операций у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. Батунина // Международный образовательный портал MAAM.RU. - 2015. Режим доступа: URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-myslitelnyh-operacii-u doshkolnikov.html (дата обращения: 01.06.2019).
2. Белоусова, Л.В. Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста через организацию центра занимательной математики с учетом ФГОС. [Электронный ресурс] / Л.В. Белоусова // Электронный журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» № 5 за Февраль 2016 года. - Режим доступа: URL: https://publikacia.net/archive/2016/2/5/7 (дата обращения: 01.06.2019).
3. Бухарина, О.В. Занимательный математический материал и его роль в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.В. Бухарина // Социальная сеть работников образование nsportal.ru - 2017. - Режим доступа: URL:
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/04/23/zanimatelnyy matematicheskiy-material-i-ego-rol-v (дата обращения: 01.06.2019).
4. Галкина, Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Н. Галкина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 6. - С. 32-37.
5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст]/ Н.И. Гуткина // 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2000. - 184 с.
6. Дубровина, И.В. Мыслительные операции [Электронный ресурс] / И.В. Дубровина // Электронный журнал «Психология» 2011. - Режим доступа: URL: http://psixologiya.org/obshhaya/myshlenie/1576-myslitelnye (дата обращения: 01.06.2019).
7. Забродина, Н.А. Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников. [Электронный ресурс] / Н.А.Забродина // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. - Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60100 (дата обращения: 01.06.2019).
8. Запасник, Е.Ч. Изучение особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ч. Запасник // «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», - г. Гродно, 2018. - Режим доступа: URL: http://psixologiya.org/obshhaya/myshlenie/1576-myslitelnye (дата обращения: 01.06.2019).
9. Зареченская, О.А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста. [Текст]/ О.А. Зареченская // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. - № 2. - С. 26-29.
10. Захарова, Е.В. Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок [Электронный ресурс] / Е.В. Захарова // Электронный сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - 2016. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-resheniya golovolomok (дата обращения: 01.06.2019).
11. Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Образование и педагогика» - Режим доступа: URL: http://www.eduneed.ru (дата обращения: 01.06.2019).
12. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. [Электронный ресурс]: / З.А. Михайлова. - М. 1990. - Режим доступа: URL: https://books.google.ru/books?id=RsX5AgAAQBAJ&pg=PA8&lpg=PA8&dq (дата обращения: 01.06.2019).
13. Методика «МЕДИС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://cdkdetstvo.centerstart.ru/sites/cdkdetstvo.centerstart.ru/files/uroven_intellektu alnogo_razvitiya_medis.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
14. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов - Книга 3. Психодиагностика. - М.: Владос, 2016. - 631 с.
15. Потапенко, С.В. Консультация для педагогов «Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС» [Электронный ресурс] / С.В. Потапенко // Электронный журнал«Образование и педагогика». - Режим доступа: URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/05/04/konsultatsiya-dlya pedagogov-poznavatelno-matematicheskaya (дата обращения: 01.06.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ