Совершенствование управления адаптацией персонала организации (на примере МБУ «Культурно-досуговый центр Октябрьского городского округа Пермского края»)
Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы управления адаптацией сотрудников в организации 8
1.1 Система адаптации персонала: понятие, сущность, организация 8
1.2 Основные направления совершенствования системы управления адаптацией сотрудников в организации 17
2 Оценка управления адаптацией персонала в МБУ «Культурно-досуговый центр» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 26
2.2 Анализ системы управления адаптацией сотрудников в учреждении 33
3 Совершенствование управления адаптацией персонала организации МБУ «Культурно-досуговый центр» 43
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления адаптацией персонала организации 43
3.2 Оценка предложенных мероприятий 54
Заключение 59
Список используемой литературы 63
Приложение А Тест на адаптацию сотрудника в коллективе 69
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в функционировании предприятия одну из важнейших ролей играет тема адаптации персонала. По данным исследований, проведенными западными компаниями, качественная адаптационная программа позволяет на 10-20% в год сократить текучесть кадров [2]. Новый сотрудник во время адаптации оценивает компанию, и при отсутствии контроля этого процесса, возрастает вероятность того, что человек покинет должность или потратит много времени на вливание в коллектив [1]. Хорошо функционирующая система мер по адаптации снижает затраты организации, поскольку она предлагает новичку возможность начать работу как можно скорее. Также укрепляет коллектив, увеличивая лояльность работников, и в итоге экономит время исполнителей и руководителей [2].
Система управления адаптацией персонала в организации создается из компонентов поддержания высокой конкурентоспособности и проявляет способность управлять человеческими ресурсами, создавать условия для найма и удержания сотрудников с необходимыми навыками [4]. В этом отношении важную роль играет адаптация персонала, которая является составной частью системы управления персоналом в целом. Деловая практика показывает, что в настоящее время в организации наблюдается довольно высокий процент увольнений в первый месяц работы новых сотрудников [3].
В настоящее время целью любого предприятия является максимизация прибыли при минимальных затратах различных ресурсов. Это может быть достигнуто путем принятия персоналом управленческих решений [5]. Отсюда вытекает потребность в формировании качественной команды профессионалов. Очевидно, что этот процесс требует больших временных и финансовых затрат [6]. При этом всякая организация заинтересована в том, чтобы сотрудник, занимающий какую-либо должность не уволился спустя совсем небольшой промежуток времени, так как с самого первого дня он составляет часть статьи расходов [7].
Однако, из-за сложности усвоения необходимых норм и несовпадения ожиданий работника с фактическими условиями труда, предоставленными работодателем, он чаще покидает должность уже в первые три месяца. Поэтому для помощи только получившим какую-либо должность сотрудникам и снижения затрат на поиск нового персонала руководству необходимо усовершенствовать кадровый менеджмент, в частности ввести практику адаптации персонала [8].
К сожалению, в отечественной практике большая часть организаций не практикует даже базовые программы по адаптации. Главная сложность при вступлении в новую должность заключается в том, что за короткий промежуток времени работник, только вступивший в должность должен продемонстрировать все свои навыки и умения при условии, что его рабочее место как следует не подготовлено [9]. Это приводит к снижению его мотивации, отсутствию положительного отношения к работе и преданности традициям предприятия.
Эффективность деятельности по управлению персоналом предприятия в значительной степени определяется ее структурированностью и полнотой осуществления функций службой управления персоналом [10]. Для создания системы управления адаптацией персонала необходимо уделить большое количество времени для разработки ориентиров и целей. Так же, огромную роль играет руководство компании, ведь в первую очередь люди, которые руководят дают посыл своим сотрудникам, они должны вдохновлять работников своим личным примером и достойными качествами [11].
Соответственно, чтобы организация успешно развивалась и была конкурентоспособна в современных условиях необходимо совершенствование управления персоналом, в частности на основе управления адаптацией персонала [12].
Объект исследования - МБУ «Культурно-досуговый центр».
Предмет исследования - система управления адаптацией персонала в МБУ «Культурно-досуговый центр».
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления адаптацией персонала в МБУ «Культурно-досуговый центр». В соответствии с указанной целью, в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы управления адаптацией сотрудников в организации;
• проанализировать эффективность управления адаптацией персонала в МБУ «Культурно-досуговый центр»;
• разработать мероприятия по совершенствованию управления адаптацией персонала в МБУ «Культурно-досуговый центр».
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, изучение литературы, наблюдение и др.
В соответствии с поставленными целью и задачами исследования работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка используемых источников [13].
Система управления адаптацией персонала в организации создается из компонентов поддержания высокой конкурентоспособности и проявляет способность управлять человеческими ресурсами, создавать условия для найма и удержания сотрудников с необходимыми навыками. В этом отношении важную роль играет адаптация персонала, которая является составной частью системы управления персоналом в целом.
Совершенствование системы адаптации может быть достигнуто самыми различными способами. Разумеется, этот процесс требует от руководства больших временных и финансовых затрат. Несмотря на это, любая организация имеет потребность в создании команды опытных профессионалов и специалистов. Ей также важно, чтобы при наборе новых сотрудников, те в свою очередь не захотели уволиться спустя недолгий промежуток времени с момента их вступления в должность.
К сожалению, как показывает практика большинства неопытных компаний, их сотрудники покидают должность ещё в течение первых трёх месяцев. Это говорит о том, что многие предприятия не практикуют в своей деятельности даже самые простые и базовые элементы совершенствования своей системы адаптации, если, конечно, эта система не отсутствует вовсе. Каждый раз, набирая новых неопытных сотрудников, смело бросая их в производственный процесс, игнорируя большой показатель текучести кадров, руководство поступает глупо и жестоко даже не столько с работниками, сколько с самой компанией, обременяя её постоянными затратами на поиск и привлечение новых кадров.
Управление персоналом является ключевым моментом в деятельности организации. Именно персонал создает конкурентоспособность предприятия и приносит прибыль, поэтому совершенствование персонала организации главный фактор задачи по развитию организации.
Руководителю организации следует понимать, что новый сотрудник в момент адаптации должен постепенно включаться в процесс работы. Важно не допускать ситуаций, негативно влияющих на вступление новичка в трудовой процесс коллектива, а также устранить форс-мажорные ситуации, связанные с недостатком информации, перегрузками и т.д.
Грамотно построенная и аккуратно проводимая программа адаптации позволит не только сократить финансовые и временные издержки, но и будет положительно влиять на поддержание командного духа, обеспечивать обратную связь с работником и тем самым способствовать благоприятному развитию деятельности организации.
В современном мире организации считают, что началом является набор надежных людей, в таких компаниях хорошо налажено дело управления. Когда новый сотрудник присоединяется к команде меняется не только человек, но и сотрудники организации.
Опыт управления системой адаптации персонала в организации в зарубежных странах в некоторой степени отличается от адаптации персонала в России. Тем не менее, многие принципы и составляющие, в частности методы позаимствованы за рубежом. Адаптация сотрудников, которые только приняты на работу, является очень важным аспектом в трудовой деятельности, но, в большинстве случаев такой аспект остается без внимания. Поэтому проведение мероприятий по управлению адаптации сотрудников становится все более и более популярным в современных организациях. Наставничество необходимо для того чтобы помочь новому сотруднику влиться в коллектив.
Соответственно, эффективность работы и производительности новоприбывших кадров в большинстве организаций напрямую зависит от наличия специально разработанной в этих организациях системы адаптации персонала. Ведь именно она обеспечивает быстрый процесс приспособления сотрудников к требованиям и условиям своей трудовой деятельности, а значит, включает их в производственный процесс организации.
Система адаптации персонала должна стремиться к повышению эффективности деятельности организации. Совершенствование же самой системы адаптации может быть достигнуто самыми различными способами.
Разумеется, этот процесс требует от руководства больших временных и финансовых затрат. Несмотря на это, любая организация имеет потребность в создании команды опытных профессионалов и специалистов. Ей также важно, чтобы при наборе новых сотрудников, те в свою очередь не захотели уволиться спустя недолгий промежуток времени с момента их вступления в должность.
Проанализировав построение процесса адаптации персонала в организации, можно сделать вывод, что сотрудники не ощущают на себе проводимую Учреждением адаптацию персонала. Снижение текучести персонала для Учреждения является одной из важнейших целей системы адаптации персонала как минимум по той причине, что сотрудник, успешно влившийся в производственный процесс и рабочий коллектив, будет иметь меньше причин на своё увольнение. Рабочие, активно участвовавшие в деятельности организации длительное время, ценятся больше остальных, т.к. они за время своей работы закономерно освоились со всеми возможными мелочами и различными ситуациями в рамках своих обязанностей и работать с такими людьми просто удобнее, чем с постоянно набираемыми новичками.
Разрабатывая системы адаптации нового персонала, руководство учреждения стремится организовать крепкий и главное эффективный рабочий коллектив, гарантирующий положительные результаты и стабильность деятельности организации. Как правило, в такой системе должно разрабатываться и использоваться ряд определённых мероприятий, проводимых ответственными за адаптацию сотрудников лицами, реализующие любые удобные инструменты взаимодействия и коммуникации между персоналом и руководством, благоприятно влияющих на адаптацию новичков [52].
Мероприятия, улучшающие адаптацию персонала, ставят своей целью добиться лояльного расположения новичков по отношению к Учреждению на начальных этапах их работы добиться максимально возможной мотивации отдельных сотрудников как материальной, так и нематериальной, сделать каждого рабочего полноценным элементом механизма работы организации.
Выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать решению проблем адаптации нового персонала в организации и в целом повысит данный процесс [51].
Таким образом, совершенствование системы управления адаптацией персонала в организации позволит организации повысить социально - психологический климат в коллективе и стать более конкурентоспособной на рынке оказания услуг.
1. Архипова, Н. И. Управление персоналом организации: краткий курс: для бакалавров / Н. И. Архипова, О. Л. Седова - М.: Проспект, 2017. - 212 с.
2. Ассоциация менеджеров России [Электронный ресурс]: [сайт] www.amr.ru
3. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 591 с.
4. Барышников, Ю.Н. Разработка управленческого решения: учебно- методическое пособие - M.: Изд-во РАГС, 2017. - 100с.
5. Бершова, Л.В. Адаптация работников в новых условиях // Справочник кадровика. - 2017. - № 6. - С. 105-109.
6. Борисова А.А. Структура и статус службы управления персоналом российских предприятий// Российское предпринимательство. - 2016. - № 8 (206). - С. 77-82
7. 28. Буланов, В. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. 2016. - № 1. - С. 13-22
8. 29. Булкина, Н. Адаптация сотрудника - формализуем каждый шаг // Кадровик. - 2014. - № 11. - С. 19-22.
9. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 237 с.
10. Волкова, И.А. Адаптация персонала как способ формирования кадровой политики организации// Концепт: научно-методический журнал. - 2017. - № 51. - С. 5 - 7.
11. Володина, Н.А. Адаптация персоналом/Н.А. Володина. M.: Изд- во Эксмо, 2016. -234 с.
12. Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 249 с.
13. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Норматика, 2022. - 576 с.
14. Грошев, И. В. Менеджмент организационной культуры: моногр. / И.В. Грошев. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 744 с.
15. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 282 с.
...