Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет 10
1.1. Проблема методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста... 10
1.2 Психолого-педагогические подходы к развитию мелкой моторики рук
у детей 4-5 лет 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по организации методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет 29
2.1. Выявление уровня состояния методического обеспечения
деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет 29
2.2. Организация и содержание работы по реализации методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет 48
2.3 Оценка эффективности методического обеспечения деятельности
педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет 61
Выводы по второй главе 71
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложения 82
Актуальность исследования состоит в том, что от эффективности методического обеспечения деятельности педагогов в ДОО зависят качество и результативность обучения и воспитания дошкольников.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. На этом фоне все более остро ощущается потребность в соответствующем методическом обеспечении, под которым подразумевается совокупность методической информации: методические пособия, методические рекомендации, методические разработки и указания для педагогов и воспитателей, учебно-наглядные пособия, дидактический материал, предусматривающих и обеспечивающих своевременную и компетентную помощь, создающую благоприятные условия для наиболее эффективной работы педагогов.
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей, так как уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.д. Развитие мелкой моторики рук у ребенка, непосредственно влияет на развитие речи, а также на его общее развитие и на развитие интеллектуальных способностей.
Нужно отметить, что речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.
Анализ теоретических источников и научной литературы по проблеме методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет позволил выделить следующие противоречия:
- между социальным заказом общества на развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет и существующим традиционным подходом в дошкольной организации для достижения данного результата;
- между необходимостью развития мелкой моторики рук у детей 4-5¬лет и недостаточной разработанностью управления данным процессом;
- между потребностью практики в упорядоченном педагогическом воздействии на развитие мелкой моторики руки у детей 4-5 лет в дошкольной организации и дома и недостаточной оснащенностью методического обеспечения данного процесса в дошкольной организации.
Проблема исследования: какого методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет?
Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная ее разработанность и необходимость всестороннего теоретического осмысления и практического решения обусловили выбор темы исследования: «Методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс управления развитием мелкой моторки рук у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторки рук у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет возможно благодаря реализации методического обеспечения деятельности педагогов при разработке поэтапной стратегии развития мелкой моторики рук у детей, предполагающей:
- планирование педагогом процесса развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в рамках содержания, определяемого ООП ДОО;
- разработку методических рекомендаций по использованию форм, методов и средств, необходимых для эффективного руководства педагогами развитием мелкой моторики рук у детей 4-5 лет;
- обеспечение подготовки субъектов образовательной организации к развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, функционально моделирующей содержание развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были выдвинуты следующие задачи:
1) на основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и обосновать содержание и формы методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста;
2) выявить состояние методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет;
3) разработать и апробировать содержание методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет;
4) экспериментально проверить эффективность методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
Методологическую основу исследования составляют дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория управления образовательными системами.
Теоретические основы исследования:
- исследования мелкой моторики рук как разновидности движений у детей дошкольного возраста Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина;
- исследования связи развития руки и мозга В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, М. Монтессори, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.А. Сухомлинского;
- исследования, посвященные развитию мелкой моторики рук
З.И. Богатеевой, А.В. Мельниковой, Т.В. Фадеевой, С.В. Черных;
- исследования методического обеспечения деятельности педагогов А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева;
- исследования методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста А.В. Артемьева, Е.А. Игнатова, Л.П. Савина.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, изучение планов работы воспитателей).
Экспериментальная база исследования: детский сад «Солнышко» структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки. На разных этапах исследования участвовало 9 педагогов и 40 детей среднего дошкольного возраста.
Организация исследования. Основные этапы исследования.
Первый этап (сентябрь 2017 - февраль 2018) - поисково-аналитическая работа. На данном этапе была проанализирована психологическая, педагогическая, методическая литература по проблеме исследования, определена цель, гипотеза, задачи исследования, определен категориальный аппарат, разработана программа исследования, проведен констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.
Второй этап (март 2018 - февраль 2019) - экспериментальный. На данном этапе был проведен формирующий этап эксперимента. Было апробировано методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5 лет. Также был проведен контрольный этап эксперимента.
Третий этап (март 2019 - май 2019) - заключительный. На данном этапе осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы, систематизация, формулировка выводов и текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна исследования заключается в том, что доказана необходимость методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования: создание и обоснование методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет составит основу для более широких научных представлений об управлении данным процессом в дошкольной организации, а также о содержании, методах и средствах развития мелкой моторики рук у дошкольников; результаты исследования расширяют научные представления об особенностях развития мелкой моторики руки у детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при выборе критериев оценки эффективности методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста; результаты научного исследования способствуют совершенствованию деятельности методистов, воспитателей, педагогов-психологов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет; в разработанном методическом обеспечении деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений; адекватностью применяемых методов цели, предмета и задач исследования; личным участием автора в экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач; апробацией результатов исследования в практике образовательной организации; положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (9 апреля 2019 г.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет - это непрерывный целенаправленный процесс предоставления профессиональной помощи в организации и руководстве процессом развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в ДОО при поэтапной стратегии реализации развития мелкой моторики рук у детей.
2. Методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет включает: планирование педагогом процесса развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в рамках содержания, определяемого ООП ДОО; разработку методической документации и средств, необходимых для эффективного руководства педагогами развитием мелкой моторики рук у детей 4-5 лет; обеспечение подготовки субъектов образовательной организации к развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет; создание развивающей предметно-пространственной среды, функционально моделирующей содержание развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
3. Показатели и уровни состояния методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет характеризуются: оценкой уровня компетентности педагогов в развитии мелкой моторики рук у детей; состоянием развивающей предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук в группах; состоянием програмно-планирующей документации по развитию мелкой моторики рук у детей; оценкой уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 7 приложений. Работа проиллюстрирована 4 рисунками и 15 таблицами.
В результате теоретического анализа было выявлено, что проблема методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет - одна из наиболее важных в системе дошкольной образовательной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность умственного и физического развития дошкольников. На основе анализа теории практики дошкольного образования мы раскрыли и обосновали содержание методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5 лет.
В соответствии с выделенными нами критериями и показателями был осуществлен подбор диагностического инструментария для выявления состояния методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО. Результаты констатирующего этапа исследования показали недостаточный уровень сформированности методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5 лет.
Методическое обеспечение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5 лет предполагало поэтапную стратегию развития мелкой моторики рук у детей и включало: планирование педагогом процесса развития мелкой моторики руки у детей 4-5 лет в рамках содержания, определяемого ООП ДОО; разработку методических рекомендаций по использованию форм, методов и средств, необходимых для эффективного руководства педагогами развитием мелкой моторики рук у детей 4-5 лет (конспекты непрерывной образовательной деятельности для педагогов, специально подобранные комплексы игр и упражнений, наглядного материала, сценарии мероприятий для родителей по развитию мелкой моторики руки детей в помощь педагогам); насыщение содержания развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами (игры, игрушки, нестандартное оборудование для развития мелкой моторики - шишки, орехи, крупы, прищепки).
В результате проведенной работы в уровне состояния методического обеспечения произошли качественные изменения: повысился уровень компетентности воспитателей в развитии мелкой моторики руки у детей 4-5 лет на 33% по сравнению с этапом констатации; качественно изменилась наполняемость развивающей предметно-пространственной среды групп материалами и оборудованием для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (пальчиковый театр «Теремок», дидактические пальчиковые игры, картотеки с играми и заданиями, шнуровка «Веселые кеды», крупная мозаика, самодельные «Резиночки», «Тренажеры-шишки»), воспитателями учтены принципы организации среды - доступности, содержательной насыщенности, полифункциональности. Решение задач по развитию мелкой моторики рук планируется в ходе НОД по познавательному развитию, сенсорному воспитанию и конструированию, в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты планируются дидактические игры и упражнения с дидактическими игрушками, индивидуальная работа с детьми проводится в утреннее время, на прогулке и во второй половине дня.
Сравнительный анализ поученных результатов констатирующего и контрольного эксперимента, позволил выявить положительную динамику в экспериментальной группе детей в уровне развития мелкой моторики рук. Повысилось количество дошкольников экспериментальной группы с высоким уровнем развития мелкой моторики рук на 20%. Средний уровень выявлен у 60% воспитанников экспериментальной группы. Стоит отметить, что низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы не выявлен, а в контрольной группе количество детей с низким уровнем составляет 20%, как и на этапе констатации.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили эффективность методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5 лет: воспитатели экспериментальной группы стали более творчески относиться к процессу развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет - занятия стали более разнообразными, в плане используемых средств и методов работы, стало более насыщенным содержание уголка по развитию мелкой моторики рук детей данного возраста. Поставленные в работе задачи были выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
1. «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»: приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 (ред.от 14.11.2013) [Электронный ресурс] // Российская газета. г. Москва. - 2013. 25 ноября.. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 06.02.2019).
2. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2004. - №3. - С. 82-85.
3. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс: изучение
эффективности: методические рекомендации [Текст] / Л.В. Байбородова. - М.: Сфера, 2000. - 128 с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. - 67 с.
5. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях [Текст] / С. М. Вайнерман, Ю.Р. Силкин. - М.: Владос, 2006. - 93 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003. - 67 с.
7. Волик, О.Н. Состав и структура методического обеспечения
информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования [Электронный ресурс] / О.Н. Волик, Е.А. Сулейманова // режим доступа: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v15 i4/pdf/2.pdf. (дата
обращения: 20.03.2019).
8. Волохова, Н.Н. Разивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО [Текст]: сб.ст. / под ред. А.Н. Леонтьева,
А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2008. - 131 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. [Текст] / под ред. А.В. Запорожца. М., 1982. - Т. 2. - 504 с.
10. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1986. - 533с.
11. Година, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Г.Н. Година, Е.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1987. - 56 с.
12. Голицина, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном учреждении [Текст] / Н.С. Голицина. - М.: Скрипторий, 2003. - 80 с.
13. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] /
A. В. Запорожец. - М.: Астрель, 1990. - 320 с.
14. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы [Текст] / О.Л. Зверева. - М.: Сфера 2003. - 54 с.
15. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. М.: Педагогика, 1973. - 144 с.
16. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника [Текст] /
B. Л. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2009. - 368 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл; Академия, 2004. - 365 с.
18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в обращении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2011. - 32 с.
19. Миккоева, Н.В. Корекционно-логопедическая работа по формированию тонкой моторики пальцев рук у детей со стертой дизартрией с использованием природного и рукотворного материала [Текст] / Н.В. Миккоева // Логопед в детском саду. - 2008. - №6. - С. 39-48.
20. Новиков, А.М. Планирование комплексного методического обеспечения предметов и профессий: метод [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Высш. шк., 2013. - 23 с.
21. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] /
С.Л. Новоселова. М.: Центр «Дошкольного детства» им. А.В. Запорожца, 2001. - 74 с.
22. Павлов, И.П. Физиология больших полушарий головного мозга [Текст] / И.П. Павлов. Изд-во: Либроком, 2014. - 82 с.
23. Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: для детей 4-6 лет [Текст]: Пособие для детей, родителей и воспитателей / Я.Ю. Позднякова. - СПб.: Литера, 2004. - 31 с.
24. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология
управления [Текст] / М.М. Поташник; Рос. академия образования. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 350 с.
25. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2011. - 119 с.
26. Стребелева, К.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / К.А. Стребелева, А.Л. Венгер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 65 с.
27. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ Астрель, 2007. - 112 с.
28. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / под. ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика, 2009. - 258 с.
29. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ [Электронный ресурс] / Л.И. Фалюшина // режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000985201(дата обращения: 15.11.2018).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]. - 2013. - URL:
https://fgos.ru/(дата обращения: 6.10.2018).
31. Халыгвердиева, Б.Э. Методическое сопровождение развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста [Текст]: бакалаврская работа: защищена 27.06.2016 / Б.Э. Халыгвердиева. - Тольятти: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. - 112 с.
32. Comuk-Balci, N. Screening preschool children for fine motor skills:
environmental influence [Электронный ресурс] // Journal literature at the U.S. National Institutes of Health's National Library of Medicine (NIH/NLM). 2016. Vol. 28 (3). PP. 1026 - 1031. - Режим доступа:
https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC4842418/ (дата обращения:
25.09.2017).
33. Memisevic, H. Development of fine motor coordination and visual¬
motor integration in preschool children. [Электронный ресурс] //Journal ofSpecial Education and Rehabilitation. 2013. Vol. 14 (1-2). - PP. 45-53. - Режим доступа:https://doaj.org/article/3875191d2f704030936ee71c84d55fc4 (дата
обращения: 17.11.2017).
34. Corsi, C. Impact of extrinsic factors on fine motor performance of
children attending day care. [Электронный ресурс] // Revista Paulista de
Pediatria. - 2016. - Vol. 34 (4). - Режим доступа:
http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci arttext&pid=S010305822016000400439 (дата обращения: 26.11.2017).
35. Sang-Min, S. The effect of fine motor skills on handwriting legibility in
preschool age children. [Электронный ресурс] // The Journal of Physical Therapy Science. 2008. - Vol. 30. PP. 324-327. - Режим доступа:
https://www.jstage.jst. go.jp/article/jpts/30/2/30 jpts-2017-450/ pdf (дата
обращения: 15.03.2018).
36. Kinsbourne, M. The development of finger differentiation.
[Электронный ресурс] // Quarterly journal of experimental psychology. - 2000. - Vol. 2. PP. 132-137. - Режим доступа:
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1080/17470216308416564/ (дата
обращения: 18.03.2018).