Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки разработки проблемы реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе 10
1.1 Сущность понятия «воспитательный потенциал» в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Возрастные особенности младших школьников как условие реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности 17
1.3 Организация внеурочной деятельности по английскому языку в практике современного образования 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку 38
2.1 Методика организации опытно-экспериментальной работы 38
2.2 Организация курса внеурочной деятельности по английскому языку в МБУ школе №21 46
2.3 Анализ и динамика результатов опытно-экспериментальной работы 54
Заключение 64
Список используемой литературы 66
В настоящее время образование занимает важное место в общественной жизни, ведь хорошее образование - не только залог успешной и счастливой жизни конкретного человека, но и основа развития человеческого общества в целом. Роль современного образования состоит в том, чтобы приобщить индивида к социальной жизни и культурным ценностям, передать накопленный знания и опыт, научить его сотрудничать и созидать.
Центральными категориями образовательного процесса выступают обучение, воспитание и развитие. Данные понятия неразрывно связаны друг с другом и составляют основу педагогического процесса на любой ступени. Так, каждый отдельный урок нацелен на решение трех задач - обучающей, развивающей и воспитательной. Урок иностранного языка - не исключение. Напротив, дисциплина «иностранный язык» обладает большим воспитательным потенциалом, ведь программа обучения иностранному языку нацелена на формирование коммуникативной компетенции личности, которая включает в себя не только языковые и речевые умения, но также социокультурный, компенсаторный и учебно-познавательный аспекты.
Это значит, что в процессе изучения иностранного языка педагог способствует развитию культуры общения учащихся, приобщает их к мировой культуре, прививает навыки взаимодействия с представителями других культур, формирует нравственную воспитанность личности, помогает реализовать творческий потенциал ребенка и стремится активизировать познавательный интерес и стимулировать его активность в обучении.
В настоящее время существует огромное количество методов и средств для реализации воспитательного компонента во внеурочной деятельности по иностранному языку. Существует множество учебных материалов по предмету, способных удовлетворить не только потребности в овладении языковыми средствами языка, но и для реализации задач, связанных с воспитательным аспектом педагогического процесса. Неограниченные воспитательные возможности, которые предоставляет нам дисциплина, и объясняют актуальность исследования данной темы.
Тема воспитательного потенциала внеурочной деятельности по иностранному языку находит отражение в работах И.А. Басовой, М.И. Евдокимовой, Е.П. Ильина, С. Я. Коблевой, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Л. Селивановой, Е.И. Пассова, Д.В. Фатохова и др. В условиях развития общества, когда одни ценности сменяют другие, содержание воспитательного компонента внеурочной деятельности постоянно меняется. К тому коммуникативная направленность дисциплины расширяет потенциальные возможности для реализации воспитательных целей.
Актуальность исследования проблемы реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку в общеобразовательном учреждении обусловлена глубокими изменениями в системе образования России, связанными с происходящими в обществе социально-экономическими процессами.
В указе президента РФ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» отмечается, что что воспитание учащихся будет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся. В рабочей программе воспитательной работы в общеобразовательном учреждении отмечается, что внеурочная деятельность является основной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность повышает мотивацию у детей к изучению иноязычной речи путем расширения культурологического кругозора и творческой активности. Как правило, внеурочная деятельность является двигателем источника детской энергии, т.к. данный вид деятельности способствует разумной организации досуговой занятности обучающихся.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречие между востребованностью школы в социализации детей младшего школьного возраста и реализации условий организации внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия организации внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе.
Объектом исследования является процесс внеурочной деятельности по английскому языку.
Предметом исследования являются условия реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку.
Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать условия реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе.
Гипотеза исследования: воспитательный потенциал внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе будет реализовываться успешно при условии, если:
• обосновать и разработать программу курса внеурочной деятельности, в процессе реализации которой происходит воспитание личностных качеств школьников; толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям; умение работать в паре, группе, коммуникабельность; обеспечивается связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки к внеурочной деятельности;
• выделить компоненты для мониторинга воспитательного потенциала внеурочной деятельности;
• создать индивидуальные маршруты социального развития детей во внеурочной деятельности, используя для их реализации разнообразные формы и методы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «воспитательный потенциал».
2. Определить возрастные особенности младших школьников как условие реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть организацию внеурочной деятельности по английскому языку в практике современного образования.
4. Обосновать и экспериментально проверить условия реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку в МБУ «Школа №21».
Теоретическую основу исследования составляют:
• работы, посвященные исследованию проблемы воспитательного потенциала внеурочной деятельности И.А. Басовой, М.И. Евдокимовой, Е.П. Ильина, С. Я. Коблевой, А.А. Мелик-Пашаева, Е.И. Пассова, Н.Л. Селивановой, Д.В. Фатохова;
• исследования, раскрывающие сущность понятия «воспитательный потенциал» Г.И. Белошапка, О.А. Болденко, И.В. Герлах, Г.В. Дербенева, Е.А. Дмитриенко, С.В. Рыкова, Е.П. Чамкаевой;
• научные труды, посвященные содержанию, формам, методам организации воспитательного процесса П.Д. Бочарова, В.В. Маскина, М.В. Никитского, А.Б. Панькина;
• зарубежные труды, посвященные исследованию проблемы иноязычного образования и воспитания E. Reid, B. Josephson, D. Silver, L. Pringle.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение передового опыта в аспекте изучаемой проблемы, анализ рабочей программы воспитания внеурочной деятельности в начальной школе, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение и анкетирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21».
Основные этапы исследования.
На первом этапе: (2020 - 2021 гг.) - поисково-ориентировочном - проходило изучение темы исследования в психолого-педагогической литературе и практике современного воспитания; формулировалась название, уточнялся аппарат исследования (цель, объект, предмет, гипотеза и задачи), определялась структура, содержание и методика организации исследования. Также, проводились констатирующие эксперименты (анкетирования), результаты которых в дальнейшем использовались в опытно-экспериментальной работе.
На втором этапе: (2021 г.) - теоретико-проектировочном - осуществлялась опытно-экспериментальная деятельность, разрабатывалась и апробировалась рабочая программа внеурочной деятельность с целью выявления реализации воспитательного потенциала во внеурочной деятельности по английскому языку.
На третьем этапе: (2021 - 2022 гг.) - аналитико-обобщающем - бы проведен сравнительный анализ и обобщались результаты исследования; теоретические положения, сформулированные на предыдущих этапах, уточнены выводы; подготовлен текст диссертационного исследования.
Научная значимость исследования состоит в обосновании воспитательного потенциала внеурочной деятельности по английскому языку и условий его реализации в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении знаний о понятии «воспитательный потенциал внеурочной деятельности»; систематизации форм и методов организации внеурочной деятельности по английскому языку для младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рабочей программы внеурочной деятельности для начальной школы. Данная программа может быть использована учителями иностранных языков, работающих с младшими школьниками.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались изучением большого количества литературы, связанной с диссертационным исследованием, в которой описаны труды известных отечественных и зарубежных ученых.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении цели работы, ее задач, в поиске и сборе информации по теме исследования. Также автором была разработана рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Здравствуй, Английский!», которая была апробирована в процессе опытно-экспериментальной работы данного исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2022 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся:
1. Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Английский!», в процессе реализации которой происходит воспитание личностных качеств школьников: толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям; развиваются социальные навыки (умение работать в паре, группе, коммуникабельность); обеспечивается связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки к внеурочной деятельности.
2. Компоненты реализации воспитательного потенциала (аксиологический, теологический, инструментально-методический, субъектный, интерактивный, ресурсный) и критерии сформированности качеств личности у младших школьников: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, поведенческий.
3. Формы (викторины, конкурсы, игры, выступления, квесты и др.) и методы (педагогического требования, самооценки, ситуационный), способствующие реализации индивидуальных маршрутов социального развития младших школьников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 9 таблиц, список используемой литературы насчитывает 62 источника. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Проведенное теоретическое исследование и итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать заключительные выводы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятия «воспитательный потенциал». Сущность понятия воспитательный потенциал внеурочной деятельности по английскому языку раскрывается через совокупность компонентов: аксиологический, теологический, инструментально-методический, субъектный, интерактивный и ресурсный. Каждый компонент имеет свои показатели при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Согласно данным компонентам, были выявлены те, которые наиболее четко характеризуют социализацию детей в процессе внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста: аксиологический, инструментально-методический, субъектный.
2. Возрастные особенности младших школьников как условие реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности, обоснованы тем, что дети данного возраста склонны к расширению социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне школы. Значение начальной школы нельзя недооценивать, т.к. именно данный этап взросления ребенка важен для формирования его личности.
3. Внеурочная деятельность имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. В основу внеурочной деятельности могут быть положены принципы, которыми учителю следует руководствоваться при подготовке и проведении внеурочных занятий (принцип добровольности, принцип массовости; принцип учёта индивидуальных особенностей, принцип связи внеурочной деятельности с уроками, принцип комплексности, принцип занимательности, принцип активности и самостоятельности).
4. Рабочая программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Английский!» социально-педагогической направленности представляет собой вариант программы для учащихся, которые только начали изучать английский язык. Данная программа была апробирована на базе МБУ «Школа №21». Созданные нами индивидуальные маршруты младших школьников показали, что рабочая программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Английский!» в полной мере отвечает требованиям проведения внеурочной деятельности в начальной школе и учитывает возрастные особенности и интересы каждого ученика.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, показали динамику экспериментальной и контрольной групп. По сравнению с экспериментальной группой в контрольной группе увеличилось число детей с высоким уровнем социального развития. Учащиеся начали положительно откликаться на просьбы своих сверстников и учителей.
Таким образом, цели и задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в младшем школьном возрасте. 2008. № 4. С. 84 - 101.
2. Аджиева Е.М. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2009. 17 с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
4. Алмазова Н.И. Учебно-познавательная компетенция как методологическая основа продуктивной иноязычной учебно-познавательной деятельности. 2010. С. 111 - 121.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1996. 125 с.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. 1980. 286 с.
7. Асмолов А.Г. Методология личностно-ориентированного образования. М.: СКП, 2001. С. 13 - 18.
8. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Дрофа. М.: Просвещение, 2009.
9. Бабанский Ю.К. Внеурочная деятельность в начальной школе. М.: Академия 2005. №3. С. 95 - 129.
10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 192 с.
11. Бердяев Н.А. Судьба России. Избранное. Ростов-на-Дону. 1997. 350 с.
12. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. 2002. № 2. С. 11 - 15.
13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: М: Москва. 1982. 200 с.
14. Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребёнка. 2006. Вып. 5. С.105 - 106.
15. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов н/д. 2014. 231 с.
...