Введение
Глава 1 Теоретические основы развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр
1.1Психолого-педагогические подходы к развитию свойств
внимания у детей 6-7 лет
1.2Настольно-печатные игры как средство развития свойств внимания у детей 6-7 лет
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр
2.1Выявление уровня развития свойств внимания у детей 6-7 лет
2.2Содержание и организация работы по развитию свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр
2.3Динамика уровня развития свойств внимания у детей 6-7 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации
Приложение В Картотека настольно-печатных игр для развития свойств внимания у детей 6-7 лет
Приложение Г Конспекты непрерывной образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Проблема развития внимания детей уже давно интересует воспитателей, учителей, педагогов-психологов, что обуславливает ее актуальность.
Вопросам изучения внимания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Т.А. Рибо, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, Л.Н. Леонтьева. Основной
особенностью внимания является то, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой организации познавательной деятельности. Внимание не может быть самостоятельным процессом и не может иметь своего содержания. Как сказал Л.С. Выготский, внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке действий, предмете, явлении.
Внимание имеет важное значение для организации воспитательнообразовательного процесса с детьми. В старшем дошкольном возрасте внимание очень неустойчиво, так как оно не имеет внутренних средств к саморегуляции. Л.С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у детей. Употребление языка как средства направления внимания и указателя к образователю представлений имеет для педагогики важное значение. Мы можем воспринимать, мыслить, запоминать, но не можем быть «заняты вниманием». Играет ребенок, или творит художник, или трудится рабочий, для любой успешной деятельности необходимо развитое внимание. И от этого развития зависит развитие других психических процессов, а также интеллектуальные способности.
Проблема развития внимания детей старшего дошкольного возраста актуальна на современном этапе. Именно в процессе игры, в том числе настольно-печатной, развивается внимание детей. Этому вопросу уделяли свое внимание такие исследователи как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Баскакова.
Рассмотрение исследований отечественных педагогов в области проблемы развития у детей 6-7 лет свойств внимания посредством настольно-печатных игр доказало актуальность выбранной темы для исследования. В дошкольной образовательной организации есть потребность в более детальном методическом освещении процесса развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью развития свойств внимания у детей 67 лет и недостаточным использованием возможностей настольно-печатных игр в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности настольно-печатных игр в развитии свойств внимания у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр.
Объект исследования: процесс развития свойств внимания у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: настольно-печатные игры как средство
развития свойств внимания у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр будет возможным, если:
- создана картотека настольно-печатных игр в соответствии с показателями развития свойств внимания у детей 6-7 лет;
-настольно-печатные игры были включены в совместную деятельность детей и педагога в режимных моментах;
-настольно-печатные игры включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»;
-проведены консультации для родителей по применению настольнопечатных игр в целях развития внимания у детей 6-7 лет.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1)проанализировать теоретические основы проблемы развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр;
2)выявить уровень развития свойств внимания у детей 6-7 лет;
3)разработать и апробировать содержание работы по развитию свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологопедагогической, методической литературы по проблеме развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; тестирование); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
-исследования особенностей развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Баскакова, Е.Ю. Бруннер, Л.С. Волков, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноблин, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Л.В. Маранцева, Р.С. Немов, А.А. Ухтомский, Л.В. Черемошкина);
- исследования возможностей настольно-печатных игр (Л.И. Баскакова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей настольно-печатных игр в развитии свойств внимания у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития свойств внимания у детей 6-7 лет и использования настольно-печатных игр для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс методов диагностики, картотека настольно-печатных игр для развития свойств внимания детей 6-7 лет и педагогические рекомендации по их применению, могут быть использованы педагогами-психологами и воспитателями в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка» комбинированного вида. В исследовании принимали участие 22 ребенка в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 источник), 5 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 2 рисунками.
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни - быту, в общении с другими людьми, в спорте, в культуре. Внимание является важным качеством развитого человека.
В ходе написания данной работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр. Материалом для исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как И.И. Баскакова, Е.Ю. Бруннер, Л.С. Волков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноблин,
А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин, Л.В. Маранцева, Р.С. Немов, И.П. Павлов, Т. Рибо, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка» комбинированного вида. В исследовании принимали участие 22 ребенка в возрасте 6-7 лет.
На основании исследований Р.С. Немова, О.Н. Земцовой, Ф.Д. Горбова мы выделили пять показателей развития свойств внимания, опираясь на которые подобрали необходимые диагностические методики Р.С. Немова «Проставь значки» (распределение внимания), «Запомни и расставь точки» (объем внимания), О.Н. Земцовой «Найди отличия» (устойчивость внимания), корректурная проба с кольцами Ландольта (концентрация внимания), Ф.Д. Горбова «Красно-черная таблица» (переключение внимания).
Анализ данных исследования позволил на констатирующем этапе выявить уровень развития свойств внимания у детей 6-7 лет. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний уровень развития свойств внимания.
На формирующем этапе мы разработали и реализовали содержание работы, направленное на развитие свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента показала повышение уровня развития свойств внимания у детей 6-7 лет в экспериментальной группе, а именно, количество детей с низким уровнем снизилось на 36%, со средним уровнем снизилось на 19%, а количество детей с высоким уровнем повысилось на 55%. У 4 детей (36%) уровень развития свойств внимания с низкого уровня повысился до среднего. У 6 детей (55%), имеющих на этапе констатации средний уровень развития свойств внимания показатели практически по всем методикам повысились до высокого уровня.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Гипотеза исследования о том, что развитие свойств внимания у детей 6-7 лет посредством настольно-печатных игр будет возможным, если: создана картотека настольно-печатных игр в соответствии с показателями развития свойств внимания у детей 6-7 лет; настольнопечатные игры включены в совместную деятельность детей и педагога в режимных моментах, в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»; проведены консультации для родителей по применению настольно-печатных игр в целях развития внимания у детей 6-7 лет, доказана.
1.Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО Модек, 2005. 64 с.
2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 2011. 175 с.
3.Бруннер Е. Ю. Лучше, чем супервнимание // Методики диагностики психокоррекции. «Феникс», 2006. 320 с.
4.Волков Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М. : Просвещение, 1996. 186 с.
5.Выготский Л. С. Психология развития ребенка ; под ред. Л. С. Волкова. М. : Смысл, 2004. 512 с.
6.Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. : Педагогика, 2012. 56 с.
7.Горбов Ф. Д. Методика «Красно-черная таблица» // Альманах психологических тестов. М. : 1995. С. 117-118.
8.Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. М. : Просвещение, 2006. 265 с.
9.Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста // Развитие познавательных процессов . М. : Просвещение, 1984. 351 с.
10.Земцова О. Н. Развиваем внимание. Найди отличия. М. : Махаон, 2007. 25 с.
11.Ляудис Н. В. Внимание в процессе развития. М. : Владос, 2011. 145 с.
12.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. : Просвещение, 2008. 128 с.
13.Михайленко Н. Я., Поддъяков Н. Н. Проблемы дошкольной игры // Психолого-педагогический аспект; под ред. Н. Я. Михайленко, Н. Н. Поддъякова. М. : Педагогика, 1996. 241 с.
14.Немов Р. С. «Психология» : учеб. пособие для студентов педвузов. В 3 кн. 3-е издание. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 640 с.
15.Рубинштейн С. Л. Психология сознания ; под ред. Л. В. Куликовой. СПб. : Питер, 2001, 521 с...