Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ ПСИХОТРАВМУ

Работа №109074

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Представления о феноменах «удовлетворенность жизнью» и «психологическая травма», изложенные в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1Психологическое представление о феномене
«удовлетворенность жизнью»
1.2Психологическая травма как психологический феномен
1.3Влияние психологической травмы на удовлетворенность
жизнью
Глава 2 Эмпирическое исследование изменения жизненной перспективы личности под воздействием психологической травмы
2.1Организация и методы исследования
2.2Представление, анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список используемой литературы

Актуальность исследования обосновывается тем, что одним из основных направлений психокоррекции среди запросов лиц, обращающихся за оказанием психологической помощи, является запрос о повышении жизненной удовлетворенности после пережитой психологической травмы. Соответственно, среди главных стратегических проблем исследования, стоящих перед психологом в процессе психокоррекции, является исследование путей улучшения качества жизни человека посредством пересмотра его структурных элементов, образующих субъективное психологическое представление об удовлетворенности жизнью, формирование стойкого позитивного отношения к жизненной перспективе, устранение из психоэмоционального фона человека негативных ассоциаций, связанных с будущим, и формирование возможности нейтрального отношения к произошедшему событию, повлекшему психологическую травму, и извлечение из данной ситуации положительных уроков жизни.
Исследование содержания и критериев, обозначающих границы удовлетворенности жизни, представляют особый интерес и значимость в психологических исследованиях по ряду причин. Прежде всего, каждый индивид будет включать в качественные и количественные характеристики понятия удовлетворенности жизни свой индивидуально-субъективный набор критериев исходя из своих субъективных требований к комфорту жизни , своих представлениях о счастье, отношению к жизненным трудностям, мотивации к их преодолению и даже исходя из личностных характеристик темперамента и силы воли. Таким образом, бытовое понимание удовлетворенности жизнью представляется субъектом посредством анализа большого количества его жизненных элементов, включая материальную базу, представленную наличием жилья, работы и предоставляемой на ней заработной платы.
Исследования в области формирования общего позитивного фона жизненной удовлетворенности с возможностью ее оптимизации ведутся уже не одно десятилетие. Исследованиями воздействия на сознание личности временных перспектив и их формирование через призму воздействия психологической травмы занимались зарубежные ученые M. Argyle, N. Graham-Kevan, S. Robinson, M. Lowe, Ф. Зимбардо.
Общие процессы мозговой деятельности и психологии развития человека исследовали ведущие ученые с мировым именем: Н.Б. Бехтерева, Л.С. Выгодский, П.Б. Ганнушкин, А.Л. Пушкарев. Психология общего человеческого бытия исследовалась в отечественных работах К.А. Абульхановой, З.И. Рябикиной и в зарубежных трудах E. Ron de Kloet, M. Wahltuch, R. Wilson, А. Маслоу. Философские воззрения на общее представление о смысле человеческого бытия отражены в работах И. Канта, П. Тиллиха, Гиппократа.
Все проведенные исследования как отечественных, так и зарубежных психологов сводятся к мнению о том, что на формирование и степень удовлетворенности жизнью оказывает влияние большое количество объективных и субъективных факторов. Если некоторые факторы зависят от самого человека и поддаются коррекции, например, отношение к жизни, умение позитивно мыслить, преодоление страха перед будущим и формирование храброго и конструктивного взгляда в него, то другая группа факторов не зависит от воли или поступков человека и не поддается корректировке. В подобных случаях акцент делается на смене локусов зрения и перераспределении акцентов человека по тем направлениям, которые ему подвластны с акцентами на проработку психотравмирующей ситуации, которая привела к изменениям взглядов на жизнь и общему снижению уровня удовлетворенности жизнью.
Таким образом, всё выше изложенное подчеркивает важность и актуальность выбранной темы исследования и указывает на серьезность вопроса в связи с тем, что удовлетворенность жизнью каждого человека в конечном итоге оказывает формирующее влияние на уровень общей удовлетворенности жизнью всего общества, что в конечном итоге сказывается на вопросах национальной безопасности и общего благополучия государства. Кроме того, у лиц, не проработавших психологическую травму, формируется негативное и даже жестокое отношение к окружающим людям, а также к обществу и государству в целом. Такие лица более склонны к совершению различного рода преступлений и нарушают общий уклад правомерного течения гражданской жизни в государстве.
Цель исследования: комплексное теоретическое и практическое исследование процесса переживания психологической травмы у мужчин и женщин и взаимосвязь с уровнем жизненной удовлетворенности.
Объект исследования: характеристика удовлетворенности жизнью после воздействия психотравмирующего события с учетом гендерной принадлежности.
Предмет исследования: влияние гендерной принадлежности на жизненную удовлетворенность мужчин и женщин, переживших психологическую травму.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что женщины справляются с психологическими травмами быстрее и эффективнее по сравнению с мужчинами, а мужчины демонстрируют более эффективные и высокие показатели в карьерном росте по сравнению с женщинами.
Задачами исследования являются:
1.Рассмотрение общих теоретических представлений о феноменах «удовлетворенность жизнью» и «психологическая травма» в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также прослеживание оказания влияния на уровень удовлетворенности жизнью психологической травмы у мужчин и женщин.
2.На основании имеющихся теоретических и практических материалов осуществить выборку необходимых методик для последующего проведения исследования удовлетворенности жизнью у мужчин и женщин, переживших психологическую травму.
3.Опросить респондентов, которые подпадают под необходимые характеристики, провести сравнительную характеристику полученных результатов по гендерному признаку, обобщить полученные данные и выделить среднестатистические значения после проведенного исследования.
4.Проанализировать полученные данные и сделать выводы о проделанной работе.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
-Концепции, раскрывающие содержание феномена
«удовлетворённость жизнью» таких авторов, как: И.А. Джидарьян, В.С. Меренкова, О.Е. Солодкова, Е.Ф. Ященко, Н.Е. Водопьянова, М.Е. Куликова, Е.Е. Бочарова, Е.А. Качармина, Л.В. Куликова,
М.Э. Селигман, Е.В. Пятницкая, В.Г. Ромек.
-Концепции, описывающие процессы влияния психологической
травмы на психику человека, а именно концепции: С.А. Вильдгрубе, Е.Г. Дозорцева, Б. Колодзина, Г. Селье, А. Бека, М. Горовица, И. Ялома, Ф.Е. Василюка, Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского,
Л.В. Бура, А.И. Красило, О.В. Митиной, Е.Н. Скрипачева.
При проведении исследования были применены разнообразные методы и методики. Прежде всего, это анализ специальной литературы по заявленной теме исследования. Также применялись различные психодиагностические методы и метод математической статистики в связи с необходимостью обобщения полученных данных.
Для практического исследования уровня удовлетворенности жизнью и влияния психотравмы на жизненную перспективу личности были применены следующие методики:
-Тест-опросник «Оценка удовлетворенности качеством жизни» Н.Е. Водопьяновой;
-Шкала влияния травматического события;
-Опросник временной перспективы по Ф. Зимбардо;
-Методика оценки Индекса жизненной удовлетворенности (ИЖУ) по опроснику А.О. Ньюгартена в адаптации Н.В. Паниной;
-Опросники посттравматического роста (ОПТР) (Тадеши и Кэлоун) в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова.
Экспериментальной базой исследования выступил городской психоневрологический диспансер г. Тольятти. В выборку для опроса и сбора данных вошли люди, которые посещают специальные курсы для восстановления позитивного настроя на будущее после перенесенной психологической травмы. Длительность курса составляет два года. В течение этого периода проводится работа по различным направлениям и аспектам восприятия объективной действительности с положительным вектором и настроем, формирование позитивного взгляда в будущее и оптимистичной жизненной перспективы личности, поднятие самооценки, пересмотр жизненных ценностей и ориентиров, проживание и проговаривание событий, нанесших психологическую травму, анализ случившегося, формирование выводов данного урока жизни , а также принятие и отпускание данного события из поля мыслей.
Выборку исследования составили 40 человек - мужчины и женщины г. Тольятти. Среди испытуемых было 20 женщин и столько же мужчин. Равное количество испытуемых было взято для большей объективности при выявлении статистических данных в одинаковых условиях проведения испытания.
Средний возраст респондентов составил 38,4 года. В целом опрошенные имели возраст от 32 до 45 лет. Данный возрастной промежуток был выбран не случайным образом. Мы считаем, что в этом диапазоне возраста личность уже обладает достаточным количеством жизненного опыта и событий, но при этом уже не подвержена воздействию на сознание «юношеского максимализма», который присущ юношам и девушкам в период примерно с 16 до 24 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в представлении базы проведенного исследования. Это влияние психологической травмы на уровень жизненной удовлетворенностью отдельно у мужчин и женщин, что расширяет научные представления о гендерной принадлежности и оказываемого ею влияния на уровень удовлетворенности качеством жизни после перенесенной психологической травмы. Теоретическая проработка данного вопроса позволит получить больше информации о содержании проблемного вопроса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что превалирующая психологическая помощь, оказываемая на сегодняшний день, ставит первостепенной задачей ликвидацию явных дисгармоний, которые лежат «на поверхности» и мешают осуществлению нормальной жизнедеятельности человека.
Ликвидация поверхностных дисгармоний не означает выздоровление психики человека на глубинном уровне, его реструктуризацию. Полученные сведения могут помочь при оказании консультативной помощи и общей долгосрочной терапии по реконструкции жизненной перспективы личности.
Также полученные результаты исследования могут быть использованы при теоретической проработке данной проблемы, что позволит получить больше информации о содержании проблемного вопроса относительно степени удовлетворенности жизнью у мужчин и женщин после пережитого психотравмирующего события.
Достоверность, объективность и обоснованность основных выводов и положений проведенного исследования детерминируется комплексным подходом к изучению теоретической базы исследования и фундаментальными научными положениями психологической науки. Достоверность экспериментального исследования также подтверждается использованием методов, отвечающих целям и задачам исследования, применением валидного диагностического инструментария, качественного и количественного анализа результатов с использованием методов математической статистики.
Личное участие автора заключалось в подготовке и реализации теоретической и экспериментальной работы путем определения объекта и предмета исследования, постановки целей и задач, формулирования гипотезы, составления схемы исследования. Автор совместно со специалистом организации реализовал комплекс диагностических мероприятий с последующим анализом полученных данных. Принимал участие в оказании индивидуальных консультаций людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и участвующим в эксперименте, и изучал методы составления рекомендаций по формированию конструктивной жизненной перспективы и посттравматического роста.
Практическая апробация и внедрение результатов
исследовательской работы реализовывалась на протяжении всего срока проведения исследования при осуществлении практической деятельности. Полученные в ходе проведения эмпирической части исследования результаты позволили скорректировать программы штатных психологов для поднятия эффективности при оказании психологических консультаций.
Практическая апробация исследования также проводилась в рамках проведения международной конференции, где был заслушан доклад об основных направлениях хода логики мыслительных процессов автора. Доклады были заслушаны на IV Всероссийской научно-практической конференции «Социальные институты в правовом измерении: теория и практика» 18 марта 2022 года в г. Иркутск, тема доклада: «Влияние психологической травмы на развитие противоправного поведения личности», и в рамках проведения Международной научно-практической конференции «Проблемы социальной исключенности личности и группы в современном обществе» 25 марта 2022 года в г. Тольятти с докладом на тему «Психологическая травма у подростков как фактор формирования противоправного поведения».
Основные положения исследования, представленные на защиту:
1.В силу гендерной предрасположенности к более эмоциональному переживанию, открытости к общению, женщины, применяя различные физические и психологические приемы для самореабилитации, быстрее и эффективнее переживают и «перерабатывают» полученную психологическую травму в накопление жизненного опыта.
2.Мужчины на фоне имеющейся психологической травмы демонстрируют более эффективные и высокие показатели в карьерном росте по сравнению с женщинами, однако на фоне данных высоких показателей заметно более сильно «проседают» по психологическим параметрам удовлетворенности жизнью и общим фактором «переживания» психологического события и переработки его в жизненный опыт с извлечением определенных уроков.
3.Гендерный признак оказывает влияние на скорость, эффективность, методики и процесс оздоровления психики человека от нанесенной ему психологической травмы.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение с описанием методологии исследования, три теоретических параграфа первой главы, вторую главу, посвященную описанию применяемых методик с последующей интерпретацией полученных данных и описанием проведенной экспериментальной работы.
В конце каждой главы подводятся итоги исследования и делаются соответствующие выводы. Общий объем работы составляет 73 страницы.
В конце работы подводятся итоги и делается обобщенный вывод. Далее приводится список используемых источников (69 наименований, в том числе 9 зарубежных источников), 6 таблиц и 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении обобщим и подытожим выводы, полученные в ходе рассмотрения каждого параграфа.
Содержание термина «удовлетворенность жизнью» является сугубо субъективным отражением восприятия личностью объективной действительности, пропущенной через призму собственных воззрений, ценностных ориентаций, общей жизненной установки этой личности, субъективных материальных и психологических факторов, которые оказывают влияние на чувства и осознание себя и своего состояния для данной конкретной личности.
Из-за того, что удовлетворенность жизнью при одинаковых исходных условиях у двух респондентов может и будет различной ввиду их субъективной оценки имеющихся жизненных показателей, то и шкалы осознания удовлетворенностью жизни у них будут различны. При одинаковых условиях личность №1 может быть несчастной и совершенно неудовлетворенной жизнью, в то время как личность №2 будет вполне счастлива и удовлетворена жизнью. Все будет зависеть от конкретных запросов, стремлений, желаний респондентов и от их субъективного осознания таких понятий как счастье, благополучие, радость, достаток.
Наиболее близким по смысловому значению термином по отношению к понятию «удовлетворенность жизнью» будет «благополучие». Это набор психологических и материальных элементов, при положительной оценке которых в совокупности человек может сделать заключение о том, что его жизнь «хороша» и человек ею доволен.
Психологическая травма - это ответная реакция психики на чрезмерно сильную стрессовую ситуацию. Она может быть как краткосрочной, так и длительной. Важно то, что мозг человека «принимает решение» изменить восприятие объективно происходящих событий таким образом, чтобы сохранить человеку психику в границах «нормы». Человек, имеющий психологическую травму, будет «демонстрировать» слабое звено (психотравмированную область) психического восприятия и реакцию на объективную действительность через неадекватную обратную связь. Это может быть либо чрезмерная агрессия, либо же, наоборот, слишком сильное пассивное поведение.
Психотравмирующее событие каждой личностью переживается особенным, свойственным лишь для нее образом. В основном, люди предпочитают не преодолевать психологическую травму, не избавляться от нее, ни прорабатывать, а спрятать это событие в некий «саркофаг» своей души и, по возможности, никогда туда не заглядывать и защищать его неадекватным поведением.
Если личность «сбегает» от психотравмирующего события в своем сознании, запечатывает его в «саркофаг», то это событие, оказавшее влияние на психику человека, не дает ей восстановиться, деформирует процесс восприятия объективной действительности данной личностью и искажает воспринимаемую им реальность в призме психотравмирующего события. Как следствие, возникает постоянная неудовлетворенность жизнью, отсутствие друзей и тому подобное .
Если же человек смог сам или же с помощью психолога преодолеть психотравмирующее событие, пережить его, извлечь уроки, сделать выводы и двинуться далее по жизненному пути, то такие люди становятся более стрессоустойчивыми, более адаптационными к различным жизненным ситуациям и степень их удовлетворенности гораздо выше даже при условии не столь высоких параметров материального благополучия, нежели у психотравмированного человека.
Таким образом, психологическая травма, хоть и являясь негативным фактором для психики человека, все же является хорошим уроком и стимулом, толчком, для развития внутреннего мира человека, переоценке ценностных ориентаций и общего личностного роста, но при условии желания человека развиваться и преодолевать комплексы и страхи,
созданные данной травмой. В противном случае, удовлетворенность жизнью личности будет находиться на низком уровне даже не смотря на объективно хорошие параметры материального мира, общего благополучия, хорошей работы и прочих позитивных сопутствующих условиях.
Человек, имеющий психологическую травму будет
«демонстрировать» слабое звено (психо травмированную область) психического восприятия и реакции на объективную действительность через неадекватную обратную связь, реакцию. Это может быть либо чрезмерная агрессия, либо же, наоборот, слишком сильное пассивное поведение.
Психотравмирующее событие каждой личностью переживается особенным, свойственным лишь для нее образом.
В основном, люди предпочитают не преодолевать психологическую травму, не избавляться от нее, ни прорабатывать, а спрятать это событие в некий «саркофаг» своей души и, по возможности никогда туда не заглядывать и защищать его неадекватным поведением.
Если личность «сбегает» от психотравмирующего события в своем сознании, запечатывает его в «саркофаг», то это событие оказавшее влияние на психику человека, не дает ей восстановиться, деформирует процесс восприятия объективной действительности данной личностью и искажает воспринимаемую им реальность воспринимаемую им в русле психотравмирующего события. Как следствие, идет постоянная неудовлетворенность жизнью, отсутствие друзей, плохая .
Если же человек смог сам, или же с помощью психолога преодолеть психотравмирующее события, пережить его, извлечь уроки, сделать выводы и двинуться далее по жизненному пути, то такие люди становятся более стрессоустойчивыми, более адаптированными к различным жизненным ситуациям и степень их удовлетворенности жизнью гораздо выше даже при условии не столь высоких параметров материального благополучия, нежели у психотравмированного человека.
Таким образом, примененные в ходе исследования методики позволили нам собрать наиболее точные данные о степени удовлетворенности качеством жизни после пережитой психологической травмы, оценить степень и глубину нанесенного психологического события психике респондента, увидеть, каким же предстает будущее в жизненной перспективе данной личности, оценить общую удовлетворенность жизнью и понять, каким же образом идет восстановление психики респондента.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что мужчины делают акцент на работу и на профессию, что помогает им избегать мыслей о психотравмирующем событии и казаться успешным, получать похвалу и реализовывать себя. В это же время женщины больше внимания уделяют собственному физическому и психическому здоровью, больше общаются с родственниками, что помогает им преодолеть восприятие психотравмирующего события, переосмыслить происходящее и воспринять его как негативный жизненный опыт.
Таким образом, мужчины женщины используют различные методики для сохранения собственного «психологического равновесия», но применяемые методики оказывают влияние на степень удовлетворенности жизнью. При этом, средние показатели после проведенного исследования показали, что женщины более удовлетворены жизнью, нежели мужчины. Кроме того, женщины более открыты к общению, используют различные методики для проработки психотравмирующего фактора, а не избегания мыслей о нем, как то делают мужчины. Как результат - женины быстрее и эффективнее прорабатывают психотравмирующее событие.


1.Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути // Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 165-200.
2.Алексеев В. Школьник расстрелял одноклассников в Подмосковье, пострадали четыре человека. Деловой Петербург. 05.09.2017. URL: https://www.dp.ru/a/2017/09/05/SHkolnik rasstrelj al odnok (дата обращения 11.06.2022)
3.Бехтерева Н. Б. Здоровый и больной мозг человека. Ленинград : Наука, 1988. 260с.
4.Бехтерева Н. Б. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Ленинград : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1974. 151 с.
5.Бехтерева Н. П. О мозге человека. СПб. : Нотабене, 1994. 244 с.
6.Бочарова Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности. Известия АННУ им. В. Г. Белинского, 2008. № 10. 264 с.
7.Бура Л. В. Факторы психологической травматизации детей, находившихся в зоне боевых действий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-2. С. 276-282.
8.Вальтух К. К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. Новосибирск : Наука, 1980. 384с.
9.Василюк Ф. Е. Модель стратиграфического анализа сознания // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 4. С. 9-36.
10.Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Дисс. Доктора психол. наук. М., 2007. 407 с.
11.Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 5. С. 205-227.
12.Василюк Ф. Е. Психология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 2005. Т. 16. № 5. С. 24.
13.Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ
преодоления критических ситуаций. М. : МГУ, 1984. 200 с.
14.Вильдгрубе С. А. Совпадающее поведение и защитные психологические механизмы пациентов при психосоматических расстройствах разного типа // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2019. № 3. С. 86-93.
15.Водопьянова Н. Е. Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни / Н. Е. Водопьянова // Практикум по психологии здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2005. С. 148-155...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ