Введение 4
Глава 1 Теоретические предпосылки разработки проблемы формирования готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий 12
1.1 Дистанционные образовательные технологии в современном
образовании 12
1.2 Педагогические условия формирования готовности
педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования 26
1.3 Особенности применения дистанционных образовательных
технологий при обучении иностранным языкам 35
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий 49
2.1 Критерии и показатели готовности педагогов
дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий 49
2.2 Формирование готовности педагогов дополнительного
образования к использованию дистанционных образовательных технологий 64
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
формирования готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий 70
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложение А Оценка психологической готовности к использованию дистанционных образовательных технологий 86
Приложение Б Оценка готовности педагога к использованию дистанционных образовательных технологий 87
Приложение В Опрос педагогов об общей осведомленности и заинтересованности в использовании дистанционных образовательных технологий
Актуальность исследования. Новые социально-экономические изменения в российском обществе показывают необходимость в исследовании новых, отличных от традиционных, форм образовательной деятельности. Отличительными особенностями современного образования должны стать высокое качество и доступность, а также реализация концепции непрерывности образования. Данные социально-экономические изменения требуют пересмотра содержания образования. Кроме самих знаний, умений и навыков, содержание образования включает в себя сам процесс приобретения знаний, умений и навыков, разнообразные способы самосовершенствования, реализацию возможностей самообразования. Для эффективного осуществления пересмотра возникла необходимость использования иных, отличных от традиционных, форм и технологий в обучении.
Информационные технологии оказывают серьезное влияние на современное общество, поэтому информатизация является одним из основных факторов развития образования. При таких условиях дистанционные образовательные технологии становятся неотъемлемым элементом современного образования.
Дополнительное образование, как часть процесса образования, не может быть исключением. Дистанционные образовательные технологии позволяют быстро адаптироваться к изменениям, непрерывно осуществлять образовательную детальность, что соответствует проекту «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года».
Современное общество стоит на пути активной цифровизации, в том числе и образовательных процессов. Динамические события последнего времени показали возросшую потребность в дистанционных формах обучения в разных сферах образования, в том числе и сфере дополнительного образования. При этом сложившаяся ситуация открывает новые горизонты и возможности, но в то де время педагог дополнительного образования должен соответствовать повышенным требованиям к профессиональным компетенциям. Следовательно, одним из необходимых условий реализации стратегических целей модернизации российского образования является повышение компетентности и готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий.
В связи с этим возрастает научный интерес, обсуждаемый в педагогической литературе (С.М. Вишнякова, Б.С. Гершунский, С.Б. Елканов, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, С.М. Маркова, Д.Ш. Матрос, А.Я. Найн, А.М. Новиков, Ю.Н. Петров). Необходимо отметить, что работы указанных ученых раскрывают лишь специфику и требования к педагогической деятельности, в то время как вопросу формирования готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий внимание уделено недостаточно. Исходя из этого, можно констатировать, что с позиции педагогической науки формирование готовности педагога к использованию дистанционных образовательных технологий является проблемой требующей проработки.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования позволил выявить следующие противоречия:
- между объективной потребностью в повышении готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в своей профессиональной деятельности и неполной проработке в педагогической деятельности набора условий обеспечения данной готовности;
- между ускоряющимся процессом развития и применения дистанционных образовательных технологий в образовании и недостаточной готовностью преподавателей успешно применять эти технологии в своей профессиональной деятельности.
Выявление данных противоречий позволили сформулировать проблему исследования: Какие педагогические условия сформируют готовность педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования.
Таким образом, необходимость устранения противоречий и решения проблемы обусловила тему исследования: «Формирование готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить готовность педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий.
Гипотеза исследования: готовность педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий будет сформирована если:
- определено содержание деятельности учреждения образования по формированию готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий;
- разработан и реализован комплекс педагогических условий, представленных в виде: методического обеспечения, набора методических рекомендаций, серии обучающих вебинаров, обеспечивающих формирование готовности педагогов к применению дистанционных образовательных технологий;
- проведена диагностика уровня готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Проанализировав научную и методическую литературу, раскрыть содержание понятия «готовность педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий».
2. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности педагогов к применению дистанционных образовательных технологий
3. Разработать критериально-диагностический аппарат, предназначенный для оценки готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий.
4. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий в
учреждении дополнительного профессионального образования «Корпоративный Университет Группы «АВТОВАЗ».
Теоретико-методологическая основа исследования:
- отечественные и зарубежные концепции психического развития и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, B. И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон);
- труды, посвященные «цифровизации» и информатизации образования, подготовки педагогических кадров по этому направлению (Г.А. Бокарева, K.M. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Г.Н. Жуков, JI.A. Кандыбович) и другие ученые;
- теории и методики образования взрослых и профессионально-личностного развития преподавателей в системе непрерывного образования (С.И. Архангельский, Г.Д. Глейзер, Н.В. Кузьмина, C. И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.Е. Марон, Л.М. Митина, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков) и другие ученые.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе частного учреждения дополнительного образования «Корпоративный университет группы АО «Автоваз»». В исследовании принимали участие 39 педагогов иностранных языков.
Организация и основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019 - март 2020г.). На этом этапе определена проблемы исследования, его цели, задач, понятийного аппарата; проанализированы нормативно-правовая, методическая и научно-педагогическая литература с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определен аппарат исследования. Одновременно осуществлена подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (март 2020 - май 2021 г.). Проведена разработка и апробация содержания работы по формированию готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий в дистанционном образовании. Необходимо проведен контрольный этап эксперимента. Осуществлена подготовка публикаций по теме исследования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (сентябрь 2021 - июнь 2022 г.). На этом этапе проведены анализ и обработка полученных результатов эксперимента; описаны выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие «готовность педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования»;
- разработан критериально-диагностический аппарат для оценки показателей готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования «Корпоративный Университет Группы «АВТОВАЗ»;
- разработан комплекс педагогических условий, представленных в виде методического обеспечения, набора методических рекомендаций, серии обучающих вебинаров, обеспечивающих формирование готовности педагогов к применению дистанционных образовательных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были расширены представления об уровнях сформированности готовности к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении методического обеспечения, представленного в виде серии анкет, набора методических рекомендаций, планов обучающих вебинаров и семинаров, мастер-классов, которые могут быть применены для формирования готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, разработке комплекса педагогических условий, представленных в виде методического обеспечения, набора методических рекомендаций, серии обучающих вебинаров.
Апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт работы методической деятельности преподавателя частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Корпоративный Университет Группы «АВТОВАЗ».
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах организации в 2020-2022 учебном году. По итогам исследования опубликовано три научные статьи.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Дистанционные образовательные технологии - это совокупность современных образовательных технологий, в настоящий момент ассоциируемые и реализуемые по средствам программного обеспечения, работающего в информационно-телекоммуникационных сетях, при отсутствии очного взаимодействии между учащимся и педагогом.
2. Комплекс педагогических условий формирования готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий выглядит следующим образом:
- стимуляция заинтересованности и формировании положительной мотивации к применению дистанционных образовательных технологий;
- направление на преодоление педагогами психологической инерции, выход из зоны комфорта на пути к осуществлению педагогической деятельности с применением дистанционных образовательных технологий;
- обеспечение педагогов актуальной информацией о новых методах и технологиях, и способах их применения;
- формирование и отработка практических умений и навыков использования дистанционных образовательных технологий.
3. Особенности применения дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам выражается в смене формата работы педагога. Преподаватель иностранного языка выступает в роли фасилитатора, стимулируя учащегося к активной творческой работе по средствам дистанционных образовательных технологий.
4. Критерии и показатели готовности педагогов дополнительного образования к использованию дистанционных образовательных технологий - набор показателей, позволяющих оценить как в целом уровень сформированности готовности педагога к использованию дистанционных образовательных технологий, так и отдельные составные компоненты готовности: психологический, мотивационный, технологический, эмоционально-волевой
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 7 рисунков, 7 таблиц, списка используемой литературы (60 источников), 3 приложения. Основной текст работы изложен на 85 страницах.
Стремительно меняющаяся современная обстановка в обществе оказывает значительное влияние на образовательный процесс, тем самым заставляет менять, ставшие привычными, традиционные формы обучения на современные. Что в свою очередь требует изменения отношения педагога к использованию новых образовательных технологий.
В ходе исследования было установлено, что формирование готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования является актуальной в педагогической теории и в рамках современных реалий требует дальнейшего теоретического исследования. На научно-педагогическом уровне актуальность исследования реализуется в необходимости определения правильного направления развития, который основывается на формировании готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования.
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы узнать какими должны быть организационно-педагогические условия, позволяющие сформировать готовность к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования. Таким образом магистерская диссертация посвящена формированию готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было определено содержание понятия «готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования, выявлены критерии, показатели и уровни сформированности готовности к использованию дистанционных образовательных технологий, была проведена экспериментальная работа с целью проверки уровня сформированности и повышения готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования.
В процессе исследования доказано, что основными критериями сформированной готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования: представления о существующих дистанционных образовательных технологиях, навыки применения информационно-коммуникативных технологий, проявление интереса к использованию новых образовательных технологий, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
На формирующем этапе эксперимента был разработана проект, направленный на повышение готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий. Проект включал серию мероприятий, проведенных с педагогами ЧОУ ДПО Корпоративный университет группы «Автоваз», благодаря которым педагоги смогли оценить и повысить уровень сформированности готовности к использованию дистанционных образовательных технологий.
Проведенное исследование доказывает результативность проекта по повышению готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень готовности к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования , разработанные методики позволяют повышать не только готовности к использованию дистанционных образовательных технологий, но и мотивацию к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию как специалиста.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что готовность к использованию дистанционных образовательных технологий педагогами дополнительного образования, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
1. Аксарина Я. С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования / Я. С. Аксарина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 1(14). - С. 42-46.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Владимирова Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам / Л.П.Владимирова // LAP LAMBERT Academic Publihing Deutschland (Германия), 2017 - 57 с.
4. Волова Н. Ю. Педагогические основы дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2000. - 156 с.
5. Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 28.
6. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Москва : Стандартинформ, 2012. - 32 с.
7. ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению.
8. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - Москва : Стандартинформ, 2013. - 36 с.
9. Закон «Об образовании в Российской Федерации (утвержден от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 21.09.2020)
10. Зимняя И. А Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с
11. Копылова Ю. В. Принципы обучения иностранному языку в условиях дополнительного языкового образования // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 4. - С. 112-117.
12. Ломовцева Н. В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. - 2013. - № 3(102). - С. 111-120.
13. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.- 464с
14. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые
практики // Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». - М.: АНО ДПО
«Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 122 с.
15. Острожная Е. Е. Оценка качества дополнительного профессионального образования // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015. - № 4. - С. 62-64. -
16. Острожная Е. Е. Проблемы и пути совершенствования
дополнительного образования в условиях инновационного развития // Инновационно-инвестиционные стратегии модернизации экономических систем: Сборник материалов международной научно-практической
конференции (Мурманск, 10-11 апреля 2008г.). - Мурманск-Самара, 2008. - С. 119- 124
17. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учебное
пособие для вузов [Электронный
ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/449342 (дата обращения: 6.04.2021).
18. Попова Т. Н. Перевод с иностранного языка как объект авторского права в цифровом обществе. Управление интеллектуальной собственностью в цифровом обществе // Всероссийская научно-практическая конференция. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. Москва, 2018. С. 20-21.
19. Попова Т. Н. Профессиональная мобильность педагога в условиях высшей школы. Слагаемые качества современного гуманитарного образования // XVII Международной научно-методической конференции. Филиал ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти, ЧУ «Центрально - Казахстанская Академия». 2020. С. 221-225.
20. Программа цифровой трансформации образовательного процесса ФГАОУ ВО РГППУ. - 2019. - 42 с.
21. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования»
от 22 сентября 2021 г. № 652н [Электронный ресурс] - URL:
https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения:30.10.2021)
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL:: http://base.garant.ru/194365 (дата обращения: 30.10.2021).
23. Резникина Е. М. Формирование готовности будущих учителей к
использованию компьютерных информационных технологий в
профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук, Магнитогорск, 2000, 200 с.
24. Рудинский И.Д. Виртуально-натурные обучающие комплексы для подготовки специалистов в области инновационных технологий (статья //«Информационные технологии моделирования и управления», 2011. - № 2 (67). - С. 128-134.
25. Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01, - Коломна, 2007. - 200 с
26. Свиряева М. А. Формирование базовых профессиональных компетенций инженера в условиях дистанционного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. А. Свиряева. - Тамбов, 2009. - 24 с.
27. Сизова В. В. ИКТ-компетентность преподавателя вуза [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.rU/2006/Moscow/II/5/II-5-6164.html.
28. Сикоева М. Т. Развитие дистанционного обучения в гуманитарной образовательной системе современного регионального вуза : дис. ... канд.пед. наук : 13.00.01. - Владикавказ, 2004. - 164 с.
29. Склярова И. В. ИКТ-компетентность [Электронный ресурс]. - http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/XII/uch_2009_XII_00 055.pdf (дата обращения: 30.10.2021)
30. Скворцов А. А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Т., 2015. - 240 с.
31. Скворцов А. А. Эволюция и внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс студента в наукоемкой образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1(141). - С. 46-54.
32. Скворцов А. А. Социально-педагогические предпосылки подготовки информатиков в вузе с использованием технологий дистанционного // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2013. - № 1(21). - С. 9-18..
33. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школьная Пресса, 2004. - 512 с.
34. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».
[Электронный ресурс]. URL:
https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата
обращения: 18.12.2020).
35. Цыганова Л. В. Дидактические условия как важнейший фактор формирования у обучающихся стратегий самостоятельной работы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6-2(60). - С. 209-212.
36. Чванова М. С. Модернизация технологий дистанционного обучения
наукоемких специальностей. Тамбов: Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина, 2012. - 327 с.
37. Чакликова А. Т. Информатизация профессиональной подготовки страноведов-международников в системе университетского образования. автореф. дис ... канд. пед. наук, Алматы. - 2002. - 28с.
38. Чахалян Ш. О. Особенности обучения английскому языку взрослых в системе дополнительного образования // Культурное наследие древних и национальных языков в период глобализации : материалы научно-практической конференции, Армавир, 30 апреля 2019 года. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. - С. 179-185.
39. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе : общие вопросы методики : учеб. пособие : для студентов филол. фак. Филол. фак. С.-Петербург. гос. ун¬та. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Academia, 2003, 2002. - 151 с.
40. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студ. М. : Филоматис: Омега-Л, 2010. - 476 с.
41. Armstrong Michael - Armstrong’s handbook of human resource management practice / Michael Armstrong. - Eleventh ed. 13 th ed. Kogan Page, 2014. - 880 p.
42. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A
MetaAnalysis and Review of Online Learning Studies [электронный ресурс]. - URL: http://www.educause.edu/ero/article/blended-learning-toolkit-
improvingstudent-performance-and-retention. (дата обращения: 30.10.2021)
43. Koole M. Mobile Learning in Distance Education: Utility or Futility? / Koole M., Janice L., McQuilkin and Mohamed Ally // International Journal of ELearning & Distance Education. - 2010. - Vol. 24, № 2. - P. 59 - 82.
44. McCulloch M. Total quality management: its relevance for higher education. // Quality Assurance in Education. 1993. - Vol. 1. - № 2.
45. Stensaker B. The Transformation of Organisational Identities. Interpretations of policies concerning the quality of teaching and learning in Norwegian higher education, 2004, 252 c.
46. Teeter D. and Lozier G. Pursuit of Quality in Higher Education: Case Studies in Total Quality Management. // New Directions for Institutuinal Research.Gosey-Bass, Inc., Publishers. - 1993, Summer. -№ 7.8.