Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №109047

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы процессы воспитания патриотических чувств у учащихся начальной школы 7
1.1 Понятие «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности процесса воспитания патриотических чувств в младшем школьном возрасте 11
1.3 Условия воспитания патриотических чувств в образовательном процессе начальной школы 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников 22
2.1 Изучение первоначального уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся начальной школы 22
2.2 Реализация опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотических чувств у младших школьников 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 45
Список используемой литературы 47

В настоящее время Россия находится в сложнейшей экономической и политической ситуации. Нестабильная внешнеполитическая ситуация в мире на сегодняшний день как никогда требует поддержки своих граждан, людей, которые будут любить свою Родину и будут готовы защищать ее при необходимости. Данный факт обуславливает необходимость воспитания патриотизма будущих граждан нашей страны. Это подтверждает актуальность нашего исследования.
Трудно переоценить значение патриотического воспитания в становлении личности. Правительство Российской Федерации, осознавая значимость данного направления в воспитании будущего поколения, за последние года уже реализовали несколько программ патриотического воспитания граждан. Данные программы ориентированы на все слои населения «при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи» [27].
Помимо этого, хочется отметить, что в 2020 году были внесены поправки в Федеральный закон «Об образовании», где президент РФ В.В. Путин предложил дополнить определение воспитание в качестве процесса, направленного на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа» [37].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России приведен перечень базовых национальных ценностей, к которым в первую очередь относится патриотизм, социальная солидарность и гражданственность [12]. Вышеизложенные факты подтверждают актуальность нашего исследования, а соответственно, трудно переоценить важность процесса воспитания патриотизма в современной системе образования.
Несмотря на возросший интерес к проблеме воспитания патриотизма в последнее время, данная тема достаточно давно привлекала различных исследователей и ученых.
Такие ученые как А.К. Быков, Н.К. Беспятова, Т.А. Касимовой, В.И. Лутовинов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский изучали в своих работы основы патриотического воспитания подрастающего поколения.
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.М. Масловой доказывается эффективность формирования патриотических чувств именно в младшем школьном возрасте.
Научные труды М.П. Воюшиной, О.В. Слонь открывают возможности уроков литературного чтения для воспитания патриотизма.
Опираясь на вышеизложенные факты, нами были сформулирована тема исследования: «Воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: разработать и опытно-экспериментальным путем определить эффективность выявленных условий, направленных на воспитание патриотизма у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: условия воспитания патриотизма у учеников младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Гипотезу нашего исследования составило предположение о том, что процесс развития патриотических чувств у учащихся начальной школы будет эффективен при соблюдении следующих условий:
• реализация проектной деятельности;
• использование активных методов обучения;
• создание образа Родины путем использования поэзии и живописи.
Задачи исследования:
• исследовать и проанализировать различные трактовки термина «патриотизма» в психолого-педагогической литературы;
• выявить условия, внедрение которых в образовательный процесс будет способствовать повышению уровня патриотизма у младших школьников;
• определить первоначальный уровень патриотизма у участников опытно-экспериментальной группы;
• внедрить выявленные педагогические условия на уроках литературного чтения;
• повторно провести диагностику уровня патриотизма у учащихся с целью выявления эффективности выявленных педагогических условий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности реализации данных методических приемов на уроках литературного чтения в начальной школе с целью воспитания патриотизма.
Базой исследования выступила МБУ «Гимназия № 48» имени О.Н. Долгова г.о. Тольятти.
Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы с выводами по каждой из них, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патриотизм выступает одним из важнейших качеств будущего гражданина, под которым понимается интегративное качество личности, проявляющееся в любви к Родине, гордости за нее и готовности служить на ее благо. Процесс патриотического воспитания является обязательным направлением воспитательной работы образовательных учреждений и регламентируется многими нормативными документами.
Младший школьный возраст является наиболее удачным возрастным этапом для реализация процесса воспитания патриотизма, так как именно в данном возрасте закладываются основы первых нравственных качеств, которые в дальнейшем станут фундаментом будущего гражданина.
В качестве условий, реализация которых будет способствовать эффективному осуществлению процесса воспитания патриотизма мы выделили:
• реализация проектной деятельности;
• использование активных методов обучения;
• создание образа Родины путем использования поэзии и живописи.
Для проверки эффективности выделенных условий, нами была организована опытно-экспериментальная работа с учащимися третьих классов, подобран и адаптирован комплекс диагностических методик.
Результаты констатирующего эксперимента продемонстрировали, что третьеклассники имеют довольно низкий уровень патриотизма, что является недопустимым в условиях современного образования.
Формирующий этап эксперимент включал в себя реализацию данных условий в ходе уроков литературного чтения. В ходе данной работы третьеклассники на уроках чтения работали над различными проектами, принимали участие в викторинах, играх, изучали новые произведения патриотической направленности, учились анализировать стихотворения и картины известных русских мастеров.
Повторная диагностика уровня патриотизма с использованием тех же методик подтвердила нашу гипотезу об эффективности данных условий для воспитания патриотизма у младших школьников - количество учащихся с высоким и средним уровнями увеличилось на 26%. Помимо этого, отмечается увеличение словарного запаса учащихся, развитие эмоциональности, образности и выразительности речи, а также у ребят повысился читательский интерес и интерес к урокам литературного чтения. Проведенная работа оказала положительный эффект на динамику развития компонентов патриотического воспитания личности младшего школьника.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать об эффективности выявленных условий для воспитания патриотизма у младших школьников на уроках литературного чтения.


1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. М: Пресс, 2016. 361 с.
2. Аксенова М. Н., Иванисова Г.Н., Рыкова Н.А. Образ природы в художественной литературе как средство воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). 321-324. RL: https://moluch.ru/archive/289/65550/ (дата обращения: 15.04.2022).
3. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие. М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. 189 с.
4. Богатенкова Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Образование и воспитание, 2020. № 2 (28). . 20-22. URL: https://moluch.ru/thZ4/archive/161/5035/ (дата обращения: 11.11.2021)
5. Большой оксфордский толковый словарь английского языка / А. Делаханти. М.: АСТ, 2005. 807 c
6. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. 2009. №7. С.21 - 24.
7. Воспитание гражданина и патриота современной России. Сборник научно-практических материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2021. 152 с.
8. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогика"; под. ред. М.П. Воюшиной. Москва : Академия, 2010. 283 с.
9. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Педагогика, 2017. №6. С. 59.
10. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Концепт. 2017. №S3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/aktivnye-metody-obucheniya-formy-i-tseli- primeneniya (дата обращения: 05.05.2022).
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст.; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. 29 с. (Стандарты второго поколения).
13. Дорофеева Н. Патриотическое воспитание. Литературное чтение // Начальная школа. 2007. - №12. URL: https:ZZnsc.1sept.ru/article.php?ID=200701202 (дата обращения 17.03.2022)
14. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников ZZ Воспитание школьников. 2017. №8. С. 17.
15. Зимина М.Д., Сурков М.Г., Жесткова Е.А. Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у младших школьников // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 1. URL: https:ZZscience-education.ru/ru/article/view?id=26109 (дата обращения: 15.12.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ