Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Несовершеннолетние как субъекты уголовной ответственности по российскому и зарубежному уголовному праву

Работа №109032

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних по российскому, зарубежному и международному уголовному праву 11
1.1 История развития уголовной ответственности несовершеннолетних по российскому уголовному праву 11
1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по международному и зарубежному уголовному праву 18
Глава 2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по УК РФ 29
2.1 Несовершеннолетние как субъекты уголовной ответственности 29
2.2 Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних по УК РФ 40
Глава 3 Сравнительный анализ положений российского и зарубежного уголовного права об освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 53
3.1 Сравнительный анализ общих оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 53
3.2 Сравнительный анализ специальных оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 69
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источников 83

Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних периодически вызывают дискуссию в цивилистических кругах, что не случайно. Безусловно, важнейшим дискуссионным вопросом во все времена независимо от принадлежности к той или иной правовой доктрине выступал возрастной ценз, многочисленны споры о криминологических составляющих, о вовлечении в преступную деятельность, о профилактике преступности несовершеннолетних и множество других аспектов. При этом на каждом витке развития дискуссии об уголовной ответственности происходит изменение видения проблемы, возникают новые, в том числе социально-экономические, психологические и процессуальные аспекты, обуславливающие отношение к данной категории преступлений, поэтому важнейшей проблемой становится современная характеристика несовершеннолетних именно как субъектов уголовной ответственности, а также поиск оптимизации подходов к определению ее меры на основе международного и зарубежного опыта.
Кроме обозначенных выше проблем, актуальность темы магистерского исследования «Несовершеннолетние как субъекты уголовной ответственности по российскому и зарубежному уголовному праву» заключается в трансформации самих уголовных преступлений несовершеннолетних в последние годы. Статистика (и не только российская) свидетельствует о видоизменении и модификации структуры данных преступлений, с одной стороны, растет уровень участия несовершеннолетних в экстремистских организациях, с другой, сами преступления совершаются с особой жесткостью, также отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних.
В 2019 году по данным официальной статистики РФ 3,9% всех раскрытых в стране преступлений совершены подростками либо при их участии. В количественном отношении на несовершеннолетних преступников приходилось 41548 правонарушений, это ниже 2018 года на 2005 преступлений или на 4,6%, однако число тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних выросло с 9716 в 2018 году, до 10113 в 2019 году, прирост составил 4,1%. Стоит отметить, что в эти данные не входит латентная преступность и не доказанные случаи [44].
Но не только статистика актуализирует вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, их выдвигают на передний план современного общества общечеловеческие доминанты, в основе которых - приоритет общечеловеческих ценностей, так как преступления несовершеннолетних - индикатор, с помощью которого определяется и социальное благополучие, и перспективы криминологической обстановки, и прогностика уровня защищенности граждан страны.
Кроме того, исследование юридических аспектов обеспечения реализации головной ответственности и профилактики преступности несовершеннолетних в уголовном праве РФ представляет несомненный интерес не только для сравнительного анализа норм российского и международного законодательства, но и в контексте изучения эволюционного процесса современной системы специализированного подхода к реализации данного вида ответственности в обозначенной среде.
Необходимость исследования темы в значительной мере связана также с изучением эволюции российского и международного законодательства и судебной практики по делам такого типа, характер которых во многом определяется объектом повышенной правовой защиты в силу возрастного ценза.
Вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности должны учитывать также наличие ряда концептуальных проблем, таких как:
• наличие новых тенденций в подростковой преступности, в том числе рост тяжких и особо тяжких преступлений;
• проблему пропаганды в подростковой среде культуры «уличных банд»;
• снижение социально-экономического уровня во многих регионах РФ, что ведет к росту подростковой преступности;
• сложностью оценки достижения несовершеннолетним состояния, позволяющего в полной мере, осознавать характер своих действий (или бездействия);
• балансирование между избавлением общества от социально-опасных подростков и перспективой полной криминализации его во время пребывания в уголовной среде после лишения свободы;
• применение современных способов реализации уголовной ответственности на практике.
Еще одним немаловажным требованием исследования данной темы, наряду с вышеназванными аспектами, является и то, что одно из постоянно декларируемых приоритетных направлений деятельности социального государства - защита прав несовершеннолетних. Меры в этой области направлены на реформирование законодательства, поиск государством специальных мер наказания для несовершеннолетних, но это не решает проблему, акцентировать усилия необходимо на предотвращении совершения подростком общественно-опасных деяний, предусмотренных УК РФ, на пропаганде общечеловеческих ценностей и разъяснении последствий, как для детей, так и для взрослых, несущих за них ответственность.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в ретроспективном контексте освещались многими отечественными и зарубежными исследователями. В числе специалистов, разрабатывавших данную проблематику, следует отметить таких авторов, С.В. Архипов, В.А. Галкин, А.Н. Дощицын, А.В. Илюхин, Н.И. Крюкова, О.С. Ростова, Н.А. Эккельман и пр.
В то же время недостаточно исследован сравнительный аспект российского и международного, зарубежного уголовного права в данной сфере, не многие авторы акцентируют внимание на особенностях подходов и применению зарубежного опыта в российских реалиях, среди таких работ можно отметить работы А.В. Беляковой, Л.А. Воскобитовой, А.В Габова, Л.И. Захаровой.
Теоретические исследования последних лет в большинстве своем, направлены на изучение узких вопросов, например, возрастного ценза, смягчения ответственности, профилактике преступлений и пр., данным вопросам посвящены исследования А.В. Бриллиантова, Г.Н. Борзенкова, В.М. Лебедева, М.И. Лысенковой, И.В. Овсянникова.
Несмотря на достаточную разработанность темы, отдельные ее аспекты требуют более взвешенного подхода и анализа.
Исследование исторических тенденций и эволюционных изменений, системы нормативного регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних имеет существенное теоретическое и практическое значение. Исследования такого рода позволяют глубже понять проблемы правоприменения, устройства отечественной системы регламентации данного вида ответственности, принципиальное построение процессуальных тонкостей, установить основные векторы совершенствования законодательства в данной сфере.
Объектом исследования являются несовершеннолетние как субъекты уголовной ответственности.
Предметом исследования являются нормы уголовного российского и зарубежного законодательства, регламентирующие вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних и практика их применения.
Цель исследования: осуществить комплексный критический анализ недостаточно исследованных проблем в области регламентации отношения к несовершеннолетним, как субъектам уголовной ответственности на базе оценки норм российского и зарубежного законодательства, рассмотреть новейшие тенденции, и проблемные аспекты данной сферы, а также оценить необходимость разработки научных положений, по совершенствованию российского законодательства.
Интерпретация темы позволила выделить ряд исследовательских задач для достижения цели:
• провести ретроспективный анализ развития уголовной ответственности несовершеннолетних по российскому уголовному праву;
• оценить уголовную ответственность несовершеннолетних по международному и зарубежному уголовному праву;
• рассмотреть несовершеннолетних как субъектов уголовной ответственности;
• определить общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних по УК РФ;
• провести сравнительный анализ общих оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности;
• представить сравнительный анализ специальных оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
Решение поставленных задач повышает актуальность исследования избранного направления, в контексте полноты раскрытия базовых теоретических и практических проблем, что позволит оценить масштаб и отдельные нюансы положения дел.
Теоретической и методологической основой исследования послужили достижения отечественной и зарубежной правовой мысли, диалектический системный подход к изучению важнейших норм уголовного права, а также принципы логического анализа, применимые, к рассмотрению правовых документальных источников. В соответствии с поставленными задачами в данном исследования было последовательно использовано нескольких методов анализа: общие и частные методы научного познания, исторический, догматический, сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический, формально-логический, теоретический, методы оценки и обобщения.
Нормативно-правовую основу исследования составляют:
Конституция РФ, международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также законодательные акты ФРГ, КНР, США, Великобритании и др. К базовым национальным НПА, использованным в исследовании следует отнести Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и ряд иных.
Научная новизна исследования определяется авторским подходом к освещению темы, а также предложении комплексного решения проблем эффективности уголовной ответственности особых субъектов - несовершеннолетних.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Принципы российского права, истоки лояльности к несовершеннолетним правонарушителям лежат в сфере особого отношения законодателя к данной категории субъектов уголовной ответственности. Понимание необходимости освобождения несовершеннолетних от наказания и дифференциации самого основания применения особого подхода к правонарушителям данного типа исходит не с позиции попустительства, а от изначального понимания причин, приводящих подростков к совершению противоправного деяния, начиная от церковного догмата о безгрешности детей, до превентивности медико-педагогического воздействия, что позволяет говорить о преемственности уголовного права в отношении несовершеннолетних от Русской правды до УК РФ.
• В зарубежном уголовном праве отсутствует единая позиция относительно несовершеннолетних, как субъектов уголовной ответственности, прежде всего в вопросах возрастного ценза, однако тяжесть наказания к таким субъектам всегда ниже, чем к совершеннолетним. Для большинства стран характерен гуманный подход к решению данного вопроса. Основное отличие от российской системы права в порядке рассмотрения дел по уголовным преступлениям, которые во многих странах рассматриваются специальными судами для несовершеннолетних, и установление более низкого минимального возраста (в некоторых странах).
• Действующий уголовный закон предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности как по общим, так и по специальному виду. По смыслу действующего законодательства принудительные меры воспитательного воздействия, как специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который может применяться только к несовершеннолетним, должен применяться к ним в первую очередь.
• Наличие и применение общих норм освобождения от уголовной ответственности в РФ мало отличаются от зарубежных, именно общие виды освобождения применяются к несовершеннолетним в первую очередь. Это обусловлено тем, что общие виды освобождения от уголовной ответственности характеризуются как более «мягкие» и являются безусловными, в отличие от принудительных мер воспитательного воздействия. Коллизионность отдельных видов освобождения, в частности штрафов, требует внесения изменений в УК РФ.
• Требуется совершенствование норм, содержащих принудительные меры воспитательного воздействия, а именно выделить принудительные меры воспитательного воздействия в качестве отдельного самостоятельного уголовно-правового института и поместить в отдельную главу в УК РФ. Имея педагогическое содержание, принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием для несовершеннолетнего, их применение имеет исправительно-воспитательный потенциал, так как данные меры являются альтернативой лишению свободы и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется выводами, выносимыми на защиту, а также возможностями использования основных схем, хронологических таблиц и основных результатов исследования в рамках преподавания курса «Уголовное право».
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре «Уголовное право и процесс». По результатам диссертационного исследования была публикация в журнале.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование основных проблемных аспектов верификации несовершеннолетних как субъектов уголовной ответственности позволяет заключить, что вопросы привлечения малолетних правонарушителей к ответственности в рамках уголовных деяний остаются не до конца решенными и по сей день. Из десятки веков назад и в XXI веке подход к несовершеннолетним, совершившим серьезное (уголовно наказуемое) деяние специфичен. Дилемма разграничения ответственности для лиц, не осознающих в силу возраста и ограниченной вменяемости (опять же в силу несформированности социально-психологической базы) остается неразрешенной. Однако утверждать, что снижение возраста привлечения к ответственности и ужесточение наказания, вкупе с помещением несовершеннолетних в специальные учреждения - есть решение проблемы несовершеннолетней преступности, в корне не верно. Столетия существования пенитенциарной системы не решили данной проблемы, и это доказательство того, что ужесточение наказания и помещение подростков в уголовно-исправительные учреждения не приводят к желаемому эффекту. В периоды наибольшего ужесточения карательных мер и репрессивных настроений в отношении несовершеннолетних только увеличивалось количество рецидивов, повышался уровень организованной преступности в молодежной среде, отмечался рост вовлечения в преступные сообщества малолетних.
В тех же странах, где превентивные, воспитательные меры преобладают над карательными, где построена система освобождения от ответственности путем передачи на поруки (родителей, опекунов, общины и пр.), назначения порицания вместо условного срока, домашней изоляции, вместо помещения в спецучреждения, отработка в виде обязательных социально-полезных часов (в больницах, хосписах, волонтерских мероприятиях) уровень преступности среди несовершеннолетних (за исключением не ассимилированных мигрантов), гораздо ниже, чем в странах отличающихся более суровым уголовным правом в отношении малолетних правонарушителей.
Однако и в зарубежном уголовном праве отсутствует единая позиция относительно несовершеннолетних, как субъектов уголовной ответственности, прежде всего в вопросах возрастного ценза, хотя тяжесть наказания к таким субъектам всегда ниже, чем к совершеннолетним. Для большинства стран характерен гуманный подход к решению данного вопроса. Основное отличие от российской системы права в порядке рассмотрения дел по уголовным преступлениям, которые во многих странах рассматриваются специальными судами для несовершеннолетних, и установление более низкого минимального возраста (в некоторых странах).
Следует отметить, что принципы российского права, истоки лояльности к несовершеннолетним правонарушителям лежат в сфере особого отношения законодателя к данной категории субъектов уголовной ответственности. Понимание необходимости освобождения несовершеннолетних от наказания и дифференциации самого основания применения особого подхода к правонарушителям данного типа исходит не с позиции попустительства, а от изначального понимания причин, приводящих подростков к совершению противоправного деяния, начиная от церковного догмата о безгрешности детей, до превентивности медико-педагогического воздействия, что позволяет говорить о преемственности уголовного права в отношении несовершеннолетних от Русской правды до УК РФ.
Действующий уголовный закон предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности как по общим, так и по специальному виду. По смыслу действующего законодательства принудительные меры воспитательного воздействия, как специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который может применяться только к несовершеннолетним, должен применяться к ним в первую очередь.
Наличие и применение общих норм освобождения от уголовной ответственности в РФ мало отличаются от зарубежных, именно общие виды освобождения применяются к несовершеннолетним в первую очередь. Это обусловлено тем, что общие виды освобождения от уголовной ответственности характеризуются как более «мягкие» и являются безусловными, в отличие от принудительных мер воспитательного воздействия. Коллизионность отдельных видов освобождения, в частности штрафов, требует внесения изменений в УК РФ.
Требуется совершенствование норм, содержащих принудительные меры воспитательного воздействия, а именно выделить принудительные меры воспитательного воздействия в качестве отдельного самостоятельного уголовно-правового института и поместить в отдельную главу в УК РФ. Имея педагогическое содержание, принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием для несовершеннолетнего, их применение имеет исправительно-воспитательный потенциал, так как данные меры являются альтернативой лишению свободы и уголовной ответственности несовершеннолетних.
В заключении важно отметить, что назначение и применение наказания несовершеннолетним осужденным обладает определенной спецификой и имеет существенное отличие от института наказания для лиц, достигших совершеннолетнего возраста. Перечень наказаний, назначаемых лицам, не достигшим на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, является исчерпывающим, то есть суд не может назначить подростку наказание, не установленное ст. 88 Уголовного кодекса России.


1. Абземилова, З.Р. Проблемы применения наказания и иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним (по материалам Республики Башкортостан). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. : БГТУ, 2009. 41 с.
2. Авдеев, В.А. Стратегические направления государственно-правовой политики РФ в сфере противодействия рецидивной преступности на федеральном и региональном уровнях / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Стратегические направления противодействия преступности на национальном и транснациональном уровнях : сборник научных трудов по материалам международной конференции 21 мая 2018 г. / под ред. В.А. Авдеева, С.В. Розенко. - Ханты-Мансийск, 2018. C. 100-110.
3. Авдеев, В. А. Конституционализация уголовного закона в сфере обеспечения права человека на жизнь / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 207-216.
4. Авсеницкая, К.В. Деятельное раскаяние: понятие, формы выражения, стимулирование уголовно-правовыми мерами. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 177с.
5. Агильдин, В.В. Возраст как признак субъекта преступления // Сибирский юридический вестник. 2015. № 3 (70). С. 49-54.
6. Алтухова, Н.М. Насильственные преступления несовершеннолетних: специфика и основные криминологические показатели / Н.М. Алтухова, Д.М. Елизаров // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 89-95. - URL: http://esj.pnzgu.ru. - DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-11.
7. Антонов, А.Г. Деятельное раскаяние. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. 68 с.
8. Арестова, Е.Н. Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего // Российский следователь. 2016 № 11. С. 82-84
9. Астемиров, З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М. : Норма, 1970. 564 с.
10. Байбарин А.А. Уголовно-правовая дифференциация возраста: Монография. М. : Высшая школа, 2009. 252 с.
11. Банк судебных решений Советского районного суда г. Горно-Алтайска. Приговор 1-435/11 // Архив Советского районного суда г. Горно-Алтайска.
12. Банк судебных решений Октябрьского районного суда г. Горно-Алтайска: Постановление 4/17-751/14 от 23.07.2014 // Архив Октябрьского районного суда г. Горно-Алтайска.
13. Банк судебных решений Октябрьского районного суда г. Горно-Алтайска: Постановление 4/17-752/14 от 24.07.2014 // Архив Октябрьского районного суда г. Горно-Алтайска.
14. Барышникова, Л.Н. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. 4 изд.; стеоритип. Казань : Изд-во Юниверсум, 2011. 174 с.
15. Бахвалова, Л.А., Серебренникова А.В. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по уголовному законодательству Германии и УК Российской Федерации // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: матер. Восьмой Междунар. науч.-практ. конф., 27-28 января 2011 г. М. : Проспект, 2011. С. 616-619.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ