Введение
Глава 1 Анализ предметной области
1.1Технико-экономическая характеристика предметной области
1.1.1.Характеристика предприятия
1.1.2Краткая характеристика подразделения и его видов деятельности
1.1.3Сущность задачи автоматизации
1.2Концептуальное моделирование предметной области
1.3.Постановка задачи
1.3.1Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
1.3.2Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ
1.3.3Формализация расчетов подзадач
1.4 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования
1.4.1Определение критериев анализа
1.4.2Сравнительная характеристика существующих разработок
Глава 2 Разработка и реализация проектных решений
2.1Логическое моделирование предметной области
2.1.1Логическая модель и ее описание
2.1.2Используемые классификаторы и системы кодирования
2.1.3Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной
информации
2.1.4Характеристика базы данных
2.2. Физическое моделирование АИС
2.2.1Выбор архитектуры АИС
2.2.2Функциональная схема проекта
2.2.3Структурная схема проекта
2.2.4Описание программных модулей
2.2.5Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов
2.3.Технологическое обеспечение задачи
2.3.1Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи
информации
2.3.2Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и
выдачи информации
2.4 Контрольный пример реализации проекта и его описание
Глава 3 Оценка и обоснование экономической эффективности проекта
3.1Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности
3.2Расчет показателей экономической эффективности проекта
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Скрипт создания базы данных
Деятельность каждого человека в условиях современного мира так или иначе связана с обработкой информации. Для успешной обработки информации и ее надежного хранения требуется большое количество хранилищ данных [24].
История развития вычислительной техники движется сразу в нескольких направлениях. Наиболее ярким из них считается применение техники в процессе решения различного рода задач: инженерных, математических, физических и многих других. Подобное направление по праву принято считать главным двигателем, обеспечивающим развитие науки и техники. Отличительной чертой применения устройств компьютерной техники является задействование сложных алгоритмов обработки данных, нацеленных на различные структуры, объем которых относительно невелик.
Второе перспективное направление - использование компьютерных технологий в пределах автоматизированных систем, где они отвечают за выполнение ряда функций:
-хранение больших объемов данных в памяти компьютера;
-выполнение специфической обработки и передачи данных в конкретной предметной области;
-реализация удобного интуитивно понятного пользовательского интерфейса [20].
В условиях современного рынка все большее количество компаний заинтересовано в специалистах узких направлений. Чаще всего обучение таких сотрудников требует прохождения особых курсов сферы дополнительного образования. При этом работодатель максимально заинтересован в том, чтобы его сотрудники обладали не только сертификатом о прохождении учебного курса, но и имели соответствующий уровень знаний.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна - основным достоинством любого современного специалиста являются знания. Однако, чтобы оценить уровень знаний необходимы специальные технологии, позволяющие выставлять оценку объективно и непредвзято. Автоматизированная система тестирования является одним из вариантов решения данной задачи.
Объектом исследования данной работы являются автоматизированные информационные системы.
Предмет исследования - АИС оценки знаний студентов на примере ИП Кириченко И.В.
Цель работы - спроектировать базу данных и создать АИС оценки знаний студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-проанализировать литературу по заданной теме;
-изучить предметную область;
-обосновать необходимость разработки информационной системы;
-описать техническое, программное и технологическое обеспечение;
-провести тестирование разработанной системы.
В работе представлено три главы:
-аналитическая, в которой содержится анализ предметной области, а также обоснование разработки ИС;
-проектная, в которой описаны процессы проектирования БД, представлена разработка ПО и приведен контрольный пример;
-экономическая, которая описывает расходы на проект и обосновывает экономическую эффективность проекта.
При написании работы в качестве опорных источников использовались Адигеев М.Г. - «Жизненный цикл программных систем» и Медведев М.А. - «Программирование на C#».
В рамках выполнения данной выпускной квалификационной работы было создано программное обеспечение оценки знаний студентов.
Затронутая тема является очень актуальной, т.к. на сегодняшний день высшее образование является одним из ключевых моментов при устройстве на работу в любой сфере человеческой деятельности. В большинстве случаев работодателю не столько важно наличие диплома, сколько наличие знаний. Автоматизированные системы тестирования существенно упрощают процесс проверки остаточных знаний - они способны за ограниченный промежуток времени провести опрос по многим областям знаний. Кроме того, одним из преимуществ подобных систем является адекватность и объективность их оценки - у компьютера отсутствует предвзятое отношение к тестируемому, он не способен завышать или занижать реально полученный балл.
Недостатком систем оценки знаний является факт того, что, как и любые программные продукты, они могут быть взломаны и обмануты. В истории использования автоматизированных систем тестирования известно немало подобных случаев.
Еще одним из недостатков является возможность «списывания» - в век информационных технологий и глобального распространения сети Интернет студенту очень просто воспользоваться возможностями поисковых систем, особенно в тех случаях, когда тестирование ведется через клиент-серверное приложение. Отсюда вытекает преимущество оффлайн систем - их использование возможно на компьютерах, не подключенных к сети, что сокращает возможность обмана системы.
В рамках данной работы была разработана именно такая оффлайн- система, реализующая возможность тестирования студентов.
В основе системы лежит база данных, разработанная при помощи СУБД MMySQL. Спроектированная база данных хранит в себе минимум информации:
-идентификационные данные студентов;
-перечень тестов;
-списки тестов, назначенных студентов;
-результаты тестирования.
В качестве среды разработки самого программного приложения была выбрана среда Microsoft Visual Studio 2013 и язык программирования C#, который позволяет легко и быстро создавать приложения с привычным пользователю интерфейсом системы MS Windows.
В рамках данного приложения были созданы следующие экранные формы:
-Login - форма входа в систему;
-Registration - форма регистрации в системе;
-AdminView - форма учетной записи администратора;
-StudentView - форма учетной записи студента;
-AddTest - форма назначения тестов студентам (доступна только под учетной записью администратора);
-Test - форма прохождения теста (доступна только под учетной записью студента);
-ViewTest - форма просмотра и редактирования тестов (доступна только под учетной записью администратора).
В качестве учетных данных для администратора были выбраны
следующие:
-логин - admin;
-пароль - admin.
Эти данные не хранятся в разработанной базе данных и могут быть изменены только программным путем.
Одним из достоинств данной программы является поддержка загрузки тестов из файлов формата Excel, что является очень удобной возможностью, т.к. для добавления тестов в систему не придется набирать их вручную.
Однако, имеются и небольшие недостатки, которые не были отражены в техническом задании и могут восприниматься как дальнейшее развитие программы. Например, ограничение тестов по времени.
Подводя итог, можно сделать вывод, что разработанная система полностью удовлетворяет поставленным требованиям и может быть использована не только в учебных заведения, но и в любых других сферах деятельности, где необходима проверка знаний.
1.Адигеев М.Г. Жизненный цикл программного обеспечения. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2013. - 41 с.
2.Албахари Дж. C# 6.0. Справочник. Полное описание языка / Дж. Албахари, Б. Албахари. - М.: Вильямс, 2016. - 1040 с.
3.Альпатов А.В. Разработка программы, предназначенной для оценки знаний студентов. - Воронеж: Изд-во Воронежского института высоких технологий, 2018 - 7 с.
4.Андрианова А.А. Алгоритмизация и программирование. Практикум / А.А. Андрианова, Л.Н. Исмагилов, Т.М. Мухтарова. - СПб.: Изд-во Лань, 2019. - 240 с.
5.Бабанов А.М. Технология разработки программного обеспечения: структурный подход. - Томск: ТГУ, 2016. - 157 с.
6.Балакин А.О Разработка WPF приложений C#. - Екатеринбург: Изд- во РГППУ ИИПО, 2018. - 58 с.
7.Беляков А.Ю. Объектно-ориентированное программирование. - Пермь: ИЦЦ «Прокрость», 2017. - 88 с.
8.Берг Д.Б. Модели жизненного цикла / Д.Б. Берг, Е.А. Ульянова, П.В. Добряк. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 74 с.
9.Биллинг В.А. Основы объектного программирования на C#. -
Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 584 с.
10.Волосевич А.А. Средства платформы .NET для работы с базами данных: метод. пособие по дисц. «Инструменты и средства программирования» и «Избранные главы информатики» лоя студ. спец. 1 -31 0304 «Информатика» всех форм обуч. / А.А. Волосевич, С.В. Актанорович. - Минск: БГУИР, 2015. - 52 с.
11.Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 544 с.
12.Грекул В.И. Проектирование информационных систем / В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Г.А. Левочкина. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 385 с.
13.Григораш О.В. Тестовые задания - один из эффективных способов оценки качества знаний студентов; Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет. Научный журнал КубГАУ, № 101 (07), 2014. - 17 с.
14.Громов Ю.Ю. Технология программирования / Ю.Ю. Громов, О.Г. Иванова, М.П. Белев, Ю.В. Минин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 172 с.
15.Демина А.В. Базы данных. Эффективная работа в Access. Использование языка структурированных запросов SQL; Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2013. - 44 с...