Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности

Работа №109017

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы развития навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности
1.1.Развитие у младших школьников навыков сотрудничества
со взрослыми как психолого-педагогическая проблема
1.2.Особенности организации внеурочной деятельности в
начальной школе
1.3.Психолого-педагогические условия развития у младших
школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми в процессе реализации внеурочной деятельности
2.1.Методика исследования навыков сотрудничества со
взрослыми у младших школьников
2.2.Разработка и внедрение внеурочной деятельности через
программу «Азбука общения»
2.3.Обобщение результатов опытно-экспериментального
исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Актуальность исследования обуславливается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где предусмотрена необходимость «развития навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».
В современном обществе и школах учителя все чаще замечают, что младшие школьники не умеют общаться друг с другом, сопереживать, выстраивать конструктивный диалог, соотносить свои действия с интересами других или радоваться успехам товарищей. Новый стандарт образования начальной школы ставит перед нами одну из важнейших задач - развитие у младших школьников умения сотрудничать. Для учащихся начальной школы умение сотрудничать является важным компонентом становления социальноразвитой личности. Младший школьник должен уметь: организовать работу в группе; работать в группе; работать с группой (сотрудничать); принимать решения; сглаживать разногласия, конфликты; слушать других; сопереживать. Все эти важные социальные умения младший школьник может, получить не только находясь в общении среди своих сверстников, но и от взрослых. Родители и педагоги для учащихся начальной школы являются эталоном социального поведения. Необходимым является участие родителей в жизни детей, чтобы взрослые принимали роль школьника, учились общаться, сотрудничать. Оказать помощь родителям и учащимся в развитии навыков сотрудничества призван учитель. Таким образом, именно от учителя требуются новые формы общения с учащимися и родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.
В психолого-педагогической науке развития отношений сотрудничества выделились в самостоятельную проблему сравнительно давно. Научной базой проблемы сотрудничества послужили разработки, работы Л.С. Выготского (формы и содержание сотрудничества), П.Я. Гальперина (мотивы социального сотрудничества), А.Н. Леонтьева (организация учебного сотрудничества в обучении младших школьников), а также С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Проблема общения ребенка со своими сверстника или другими детьми получила многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе. Самыми значимыми и актуальными вопросами по проблеме сотрудничества детей являются: генезис общения со сверстниками (Р.И. Деревянко, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, А.Г. Рузская.); становление и функционирование детских объединений, их мотивационная основа (Я.Л. Коломинский, А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов, Т.А. Репина, Р.Б. Стёркина); становление взаимоотношений детей в совместной деятельности (Н.В. Бариленко, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.А. Матис, А.К. Маркова, А.А. Раек, В.В. Цымбал); взаимооценивание сверстников (Т.А. Репина, Р.Б. Стёркина) [16, с. 184].
Асмолов А.Г. рассматривал отношения сотрудничества, как одну из глубоких проблем психологии и педагогики. Психолого-педагогические исследования говорят о том, что младшие школьники 25 % неуверенные в общении со сверстниками у них возникают трудности во введении диалога, самостоятельно решить конфликтные ситуации им не удаётся. Самостоятельные решения младшим школьникам даются с трудом. В ходе психолого-педагогических исследований было выявлено, что 30 % учащихся при самостоятельной работе проявляют психологические и педагогические отклонения, а так же явную агрессию. Именно поэтому развитие навыков сотрудничества учащихся младшего школьного возраста рассматривается нами как одна из важных, актуальных педагогических проблем начального общего образования, решаемая в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников.
В современном времени совершаются значительные перемены условий развития и социализации личности младшего школьного возраста.
Современное информационное общество не имеет внешних и внутренних границ. Все информацию мы получаем благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. В процессе воспитания и социализации младшего школьника очень часто информационные технологии дают отрицательные воздействия на ребенка, но присутствуют и положительные воздействия.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей и интересов учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [10, с. 53].
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов считают, что «внеурочная деятельность младших школьников - это понятие, которое объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [19, с. 12].
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе, которая помогает в полном объёме реализовать требования федеральных образовательных стандартов начального общего образования.
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта НОО требуется использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектно-исследовательское направление и его методы во ФГОС НОО определено как одно из основных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования [73].
При правильной организации работы во внеурочной деятельности то уже на начальном этапе организации мы можем заметить, что внеурочная деятельность формирует умения общаться, развивает навыки общения и развивает самооценку. Все достоинства коллективной работы имеется во внеурочной деятельности. При ее реализации младший школьник приобретает навыки общения не только со сверстниками, но со взрослыми. Взрослые это не только классный руководитель, а учителя предметники и конечно, родители младших школьников.
На сегодняшний день, изучая опыт работы многих отечественных педагогов и психологов, которые занимались вопросами сотрудничества младших школьников, доказано, что организация внеучебной деятельность в начальном образовательном учреждении необходима, так как во внеучебное время у детей развиваются навыки сотрудничества.
В психолого-педагогической литературе говорится о том, что внеурочная деятельность способствует развитию младших школьников. Внеурочная деятельность в современное время имеет большой интерес, который с каждым днем растет, один из важных плюсов, это то, что младший школьник имеет возможность реализовывать свою сферу интересов. Один из явных недостатков внеурочной деятельности является безразличие и незаинтересованность родителей к данному виду деятельности. Сложности возникают при организации и внедрении внеурочной деятельности в практику работы с родителями, а также сложности возникают при включении родителей в детскую внеурочную деятельность.
Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности можно отнести к числу недостаточно изученных вопросов, которые нуждаются в научном обосновании и методическом сопровождении. Недостаточно раскрыт вопрос уточнения психолого-педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности развитию у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности.
На основании теоретического анализа, имеющихся психолого - педагогических исследований, изучении практики различных образовательных учреждений мы определили поле исследования, которое обусловлено противоречиями между:
-необходимостью развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности и недостаточным методическим обеспечением этого процесса;
-большими воспитательными возможностями, направленными на
развитие у младших школьников навыков сотрудничества со
взрослыми и их недостаточным использованием в деятельности образовательных учреждений.
Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: каковы возможности внеурочной деятельности в развитии навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми ?
Выявленное противоречие, имеет недостаточную разработанность проблемы развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности и доказывают актуальность данной теме. Исходя из того формируем тему исследования: «Развитие навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности».
Объектом исследования является процесс взаимодействия младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность программы внеурочной деятельности «Азбука общения», направленная на развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности будет эффективна, если:
-создать образовательную среду, где осуществляется взаимодействие младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности;
-создать со стороны взрослых условия для поддержки учащихся начальной школы в эмоциональном и содержательном плане;
-развивать коммуникативные навыки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности.
2.Изучить особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.
3.Выявить психолого-педагогические условия развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности.
3.Разработать и внедрить программу внеурочную деятельность младших школьников «Азбука общения».
4.Изучить эффективность реализации программы внеурочной деятельности с использованием комплекса диагностических методик в начальной школе.
Для реализации поставленных задач потребовалось применение различных методов исследования: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования; психолого-педагогическое наблюдение; анкетирование; методы математической статистики.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы методы исследования:
•теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
обобщение и изучение опыта сотрудничества младших школьников со взрослыми в системе образования;
•эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный), наблюдение, диагностирование, беседа, опрос, методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти «Лицей №19».
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 2015 - 2017 годов и состояло из трех этапов.
Iэтап (2015 год) - поисково-теоретический - изучение и анализ проблемы в философской, психологической, педагогической и специальной литературе; ее теоретическое осмысление, конкретизация научных идей; формулирование и разработка гипотезы исследования; определение цели исследование, объекта, предмета, задач и методики исследования.
IIэтап (2015 - 2016 год) - проектировочный (констатирующий
эксперимент) - определение актуального и концептуального положения, разработка и внедрение программы внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов (социально-педагогической направленности); организация и определение методов исследования; анализ, систематизация теоретический положений и печать полученных результатов.
IIIэтап (2016 - 2017 год) - экспериментально - обобщающий
(формирующий и контрольный эксперимент) - работа с научным руководителем по созданию программы курса внеурочной деятельности «Азбука общения» и внедрению ее в образовательный процесс младших школьников. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Теоретическое обобщение и систематизация полученных данных. Апробация и внедрение результатов в педагогическую деятельность.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены и продиагностированы личностные, коммуникативные УУД и психолого- физиологические характеристики младшего школьного возраста в
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи; выявление уровня навыков сотрудничества (коммуникация) с взрослыми и сверстниками. Разработана и внедрена программа курса внеурочной деятельности (социально - педагогической направленности) «Азбука общения» для детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теорию целостного учебно-воспитательного процесса и заключается в обосновании необходимости целенаправленного развития навыков сотрудничества у младших школьников, в разработке организационных, содержательных и методических основ учебновоспитательного процесса по формированию исследуемого качества.
Теоретической основой исследования являются работы: Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, О.В. Брыковой, Т. А. Громовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, В.Д. Матяша, В.Н Панфёрова, А.И. Савенкова, И.Д. Чечель.
Практическая значимость работы: представленная программа по развитию навыков сотрудничества «Азбука общения», которая включает в себя: развитие коммуникативных навыков, учет возрастных особенностей личности младших школьников, взаимодействие взрослых и младших школьников в процессе внеурочной деятельности, методическое
обеспечение процесса развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности. Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования в образовательных учреждения.
На защиту выносится:
1.Развитие навыков сотрудничества младших школьников с взрослыми является актуальной проблемой данного времени и находит свое отражение в психолого-педагогической литературе. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования говорится о том, необходимо «развития навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».
2.Внеурочная деятельность представляет собой деятельность,
отличающую от урочной. Где учащиеся могут реализовать свой потенциал. Внеурочная деятельность помогает в становлении
социально-адаптированной личности, помогает выстроить
взаимоотношения и отношения сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми (учитель, родители).
3.Создание и внедрение программы внеурочной деятельности (социально-педагогической направленности) «Азбука общения» для детей младшего школьного возраста позволяет более эффективно осуществлять этапы развития навыков сотрудничества. Продуктивность использования программы внеурочной деятельности обеспечивается благодаря следующим условиям ее реализации: ориентация на продуктивность - создание конкретного результата; освоение способов работы в собственной, групповой деятельности; развитие навыков сотрудничества (кооперация) со сверстниками и взрослыми; наличие основных структурных компонентов деятельности - замысла, реализации и конечного продукта; направленность на развитие на только знаний и опыта деятельности, но и личностных характеристик.
4.Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается
методологической доказанностью теоретических положений,
логической структурой исследования, применением методов экспертной оценки, статического анализа и обработки результатов исследования экспериментальной и контрольной групп, участвующих в эксперименте.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на педагогических советах, совещаниях, методических объединений школ г.о. Тольятти (2015 - 2017), на кафедре педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Апробация результатов исследования: материалы нашли отражение в 9 публикациях автора. Сообщения и доклады по текущим результатам исследования обсуждались на конференциях:
-международная научно-практическая конференция «Инновации в науке: пути их развития». Город Чебоксары, 26.12. 2016 г.;
-международная научно-практическая конференция «Новая наука: опыт, традиции, инновации». Город Оренбург, 12 января 2017 г.
-международная научно-практическая конференция «Инновации в науке: пути развития». Город Чебоксары, 26. 12. 2016 г.
-международная научно-практическая конференция «Современные концепции развития науки». Город Екатеринбург, 28 января 2017 г.
-международная научно-практическая конференция «Новая наука: психолого-педагогический подход». Город Уфа, 17 января 2017 г.
-международная научно-практическая конференция « Наука и инновации в современных условиях». Город Екатеринбург, 18 декабря 2016 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы было доказано, что проблема развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности является одной из актуальных проблем.
Для эффективного развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности учителю необходимо активировать преподавательскую, воспитательскую систему работы, придать работе социально направленный вид.
Главным условием развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности является полное понимание методов, форм организации деятельности. В ходе научно - исследовательской деятельности по данной проблеме была предложена и разработана программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Азбука общения», которая весьма актуальна в современном образовательном учреждении.
В первую очередь развивая у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности педагогу необходимо вовлекать и направлять детей младшего школьного возраста в различные виды деятельности, как - поисковый, познавательный, художественный, и самое главное это свободное общение, на практике которые сочетаются в программе внеурочной деятельности «Азбука общения». При реализации программы внеурочной деятельности через опытно-экспериментальное исследование было наглядно доказано, что применение педагогических методов: пример, родительское собрание, куда входит беседа с родителями, рассказ, проектная деятельность целесообразно сочетаются в занятиях, которые проходят во внеурочное время. На родительском собрании применялся метод - беседы с родителями. В ходе беседа было видно, что родители имеют интерес к учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Для подтверждения выводов, родителям была дана анкета « Ребенок и внеурочная деятельность».
Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности имеет цели и конкретные задачи, поэтому выбор методов и форм организации педагогической деятельности был целесообразен.
Таким образом, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования о развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности нашли свое подтверждение и позволили активизировать процесс двухстороннего обучения и воспитания младшего школьника через внеурочную деятельность.


1.Асмолов, А.Г. Стандарты второго поколение. Как проетировать универсальные учебные действия в начальной школе. / А.Г.Асмолов, Г. В.Бурменская, И. А.Володарская, О. А.Карабанова, С. В.Молчанов, Н. Г. Салмина - М.: 2011.- С.117-127.
2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2009. - 151 с.
3.Асмолов, А.Г., Солдатова, А.Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / А.Г. Асмолов, А.Г. Солдатова // - М.: Просвещение. 2009. - С. 132.
4.Бабанский, Ю.К. Педагогика [Электронный ресурс] / Ю.К. Бабанский.
Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/babanskiy-pedagoika/ .
Дата обращения: 24.10.2016.
5.Баранцева, О.И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности / О.И. Баранцева // Начальная школа. - 2013. - №6.
6.Баженова, О.М., Волков, П.Б. Становление сотрудничества у младших школьников через подвижные игры / О.М. Баженова, П.Б. Волков // Воспитание будущего учителя-исследователя. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. - 2016. - С. 1-26.
7.Баженова, Т.Г. «Возможные приемы организации сотрудничества
младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности». [Электронный ресурс] / Т.Г. Баженова. Режим
доступа:Ь11р://пзрог1а1.ги/пасЬа1пауазЬко1а/та1епа1уто/2015/03/14/уо7то zhnyepriemy-organizatsii-sotrudnichestva-mladshikh. Дата обращения:
17.10.2014.
8.Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн./ Д: Феникс, 2013. - С. 381.
9.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович// СПб.: Питер,- 2009. - С. 37-45.
10.Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - М.: Начальная школа и образование. - 2011. - №6. - С. 53-55.
11.Брыкова, О.В. Громова, Т.Ф. Проектная деятельность в учебном процессе. / О. В. Брыкова, Т. Ф. Громова - М.: Чистые пруды, 2010. - С. 35.
12.Бурменская, Г.В. Особенности современных условий становления сотрудничества у младших школьников / Г.В. Бурменская // Москва: Московский университет. - 2014. - С. 199 - 201.
13.Быков, А.К. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие. /
A.К. Быков. - М: ТЦ Сфера, 2015. - С. 128.
14.Быстрова, С.В. Внеурочная деятельность как способ повышения
мотивации в процессе обучения в начальной школе / С.В. Быстрова // Славянск - на - Кубани: Кубанский государственный университет. - 2014. - С. 129-131.
15.Волков, Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах / Педагогическая психология: хрестоматия / сост.: В. Н. Карандышев, Н.
B.Носова, О. Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - С. 264-269...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ