Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.... 8
1.1 Исследование проблемы воспитания патриотических чувств у
младших школьников на уроках литературного чтения в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия воспитания патриотических чувств у младших
школьников на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 22
2.1 Выявление уровня патриотических чувств у младших школьников.. 22
2.2 Реализация работы по воспитанию патриотических чувств у
младших школьников на уроках литературного чтения речи 34
2.3 Выявление эффективности работы по воспитанию патриотических
чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 40
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложения 56
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что патриотические чувства - одна из основных черт, которая должна присутствовать в каждой личности. Младшие школьники должны чувствовать гордость за свою страну, свой народ, культуру и историю своего Отечества. Вклад образовательной организации в развитии патриотических чувств у школьников достаточно велик.
В младшем школьном возрасте происходит активный процесс получения и накапливания знаний о социальной жизни людей, об отношениях между людьми, о поведении человека в обществе. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования патриотических чувств, а в юношеском возрасте молодые люди смогут выстраивать для себя определённую систему нравственных ценностей, взглядов на жизнь.
Патриотические чувства у ребенка возникают в процессе жизни в определенных условиях в конкретной социокультурной среде. Теоретические основы патриотических чувств рассматриваются в трудах таких отечественных ученых, как, И.А. Агаповой, М.П. Бузского, Т.А. Коновалова, С.В. Кривых, Ю.В. Лазаревой, Р.Л. Рожденственской, Д.Л. Теплова, В.А. Сластенина, Н.В. Ипполитовой, Т.А. Коновалова, С.В., Кривых, изучающих проблему патриотического воспитания младших школьников.
Предмет «Литературное чтение» обладает большим воспитательным потенциалом. Чтобы этот воспитательный потенциал реализовать, педагог должен умело сочетать в уроке методы обучения и методы воспитания. Проблема данного исследования состоит в том, что современный учитель больше внимания уделяет достижению предметных результатов обучения, не используя в полной мере воспитательный потенциал уроков литературного чтения.
Читая художественную литературу, педагог объясняет детям что такое добро и зло, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми, что такое Родина, а так же, что такое любовь к своей Родине, своему городу, своей семье, своим одноклассникам, то есть, дети знакомятся с такими понятиями как патриотизм.
Изучению вопроса целенаправленного использования методов воспитания совместно с методами обучения для достижения личностных результатов (патриотического воспитания) младших школьников на уроках литературного чтения посвящено данное исследование.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: какова роль уроков литературного чтения в воспитании патриотических чувств у младших школьников?
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность влияния уроков литературного чтения на воспитание патриотических чувств у младших школьников.
Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств у младших школьников.
Предмет исследования: влияние уроков литературного чтения на воспитание патриотических чувств у младших школьников.
Гипотеза исследования: воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения возможно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- использовании в работе разных литературных жанров;
- организации педагогом глубокого анализа изучаемого произведения и полноценного чтения;
включении младших школьников в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования определились следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования.
2. На основе определенных критериев и уровней воспитания патриотических чувств у младших школьников, провести исследование.
3. Разработать и апробировать план психолого-педагогических условий по воспитанию патриотических чувств у младших школьников.
4. Выявить педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников посредством уроков литературного чтения;
5. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность выявленных педагогических условий воспитания патриотических чувств посредством уроков литературного чтения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды И.А. Агаповой, М.П.Бузского, Н.В. Ипполитовой, Т.А. Коновалова, С.В. Кривых, Ю.В. Лазаревой, Р.Л. Рожденственской, Д.Л. Теплова, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова и других авторов.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
- педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- охарактеризованы показатели, уровни воспитания патриотических чувств у младших школьников;
- определены психолого-педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены психолого-педагогических условия для воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в работе по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.
В данном исследовании показаны результаты работы с детьми младшего школьного возраста, представлены методические рекомендации педагогам, представлены критерии и методики по оценке особенностей воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе - теоретическом - осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, опыта, по нравственному воспитанию младших школьников, выбор основного подхода, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе - практико-ориентированном - проводилось исследование: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий.
На третьем этапе - внесены предложения для воспитания патриотических чувств на уроках литературного чтения у младших школьников.
На четвертом этапе - уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ «Школе с углубленным изучением отдельных предметов» № 47 г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 24 ребенка, 1 «А» класса и 1 «Б» класса.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по вопросу развития патриотических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках по литературному чтению. Посредством анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что патриотические чувства педагоги и психологи определяют по-разному. Но, в одном они сходятся к тому, что патриотические чувства представляют собой эмоциональное отношение к своей Родине. При этом, данное отношение несет направленность, именно, практическую и является внутренним побудителем активной деятельности человека, которую можно отнести к высшим морально-нравственным ценностям гражданина и человека.
Патриотические чувства состоят из единства следующих критериев: когнитивного (знания, навыки, умения), эмоционально-чувственного (эмоции, чувства) и деятельностного (поступки). На данные критерии, в дальнейшем, мы опирались при проведении экспериментального исследования.
Младший школьный возраст - это саамы подходящий период для развития патриотических чувств, потому, что в этом возрасте у детей формируются механизмы социальной адаптации, которые будут опираться на эмоции, духовно-нравственные основы и чувства.
Одним из основных вариантов развития патриотических чувств у детей является знакомство их с художественной литературой, у младших школьников, данное знакомство происходит, в том числе, на уроках литературного чтения.
Экспериментальное исследование по изучению развития патриотических чувств у младших школьников было проведено после анализа психолого-педагогической литературы и проводилось на базе МБУ «Школе с углубленным изучением отдельных предметов» № 47 г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 24 ребенка, 3 «А» класса и 3 «Б» класса.
Экспериментальное исследование проводили в три этапа: на первом, констатирующем этапе мы исследовали уровень развития патриотических чувств у младших школьников, опираясь на критерии и методики, предложенные Н.Ф. Виноградовой. Констатирующий эксперимент показал, что в контрольной группе низкий уровень наблюдался у 34% детей, в экспериментальной группе низкий уровень был выявлен у 16 % детей.
На втором этапе - формирующем, был разработан план для проведения уроков литературного чтения для учеников экспериментальной группы 3 «А» класса.
На формирующем этапе разработали и провели уроки по литературному чтению, которые были направлены на развитие патриотических чувств у младших школьников.
Формирующий эксперимент состоял из трех этапов:
На первом этапе, опираясь на когнитивный критерий, расширяли, углубляли и закрепляли патриотические знания школьников о России, ее исторических событиях, о русских писателях .
Второй этап, опираясь на эмоционально-чувственный критерий, содержал материал, который развивал именно чувственную сферу у детей, ее патриотическую сторону, гордость за страну, за предков, за победы в сражениях, посредством литературного чтения произведений русских авторов.
Третий этап - контрольный, был посвящен исследованию уровня развития патриотических чувств, после проведения формирующего этапа.
После проведения контрольного среза стало понятно, что разработанные и проведенные уроки по литературному чтению повысили уровень патриотических чувств у младших школьников экспериментальной группы: 25% детей из экспериментальной группы улучшили свой результат, перейдя со среднего на высокий уровень, 16% детей экспериментальной группы улучшили результат, перейдя с низкого на средний уровень.
В то время, как в контрольной группе показатели изменились незначительно. В контрольной группе высокий уровень показали те же дети, а с низкого на средний уровень перешло 9% детей.
Следовательно, образовательная деятельность, направленная на развитие патриотических чувств на уроках литературного чтения, дала положительный результат, и ее нужно продолжить.
Следовательно, мы пришли к выводу, что предложенный комплекс уроков по литературному чтению, достаточно эффективен. Результаты исследования решили, поставленные в начале работы цели и задачи, а также, подтвердили верность выдвинутой нами гипотезы и результативность предложенных методов и приемов на уроках литературного чтения.
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] : Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: АСТ, 2016.-278 с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей как средство социализации [Текст] / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев.— М. : Айрис-пресс, 2016.— 192 с.
3. Богомолова, М.И. Патриотическое и интернациональное воспитание [Текст] /М.И. Богомолова, З.Т. Шарафутдинова Патриотическое и интернациональное воспитание школьников.- Спб. : Питер, 2015.-73 с.
4. Болдырев, Н.И. Патриотическое воспитание школьников [Текст] /Н.И. Болдырев. - М. : Логос, 2015.-215 с.
5. Васильева, З.Н. Патриотическое воспитание школьников [Текст] /З.Н. Васильева. - М.: Инфра-М, 2016.-163с.
6. Виноградова, Н. Ф. Родной край [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова. - М. : Логос, 2014.-123 с.
7. Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: Монография / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. - М. : Изд-во МГПУ, 2015. - 140 с.
8. Воспитание школьников [Текст] : Учебное пособие. — М. : Сфера, 2015.-256 с.
9. Гусарова, И.Л. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / И.Л. Гусарова, А.И. Ходькова.-СПб : Нева, 2015.-256 с.
10. Каирова, И.А. Патриотическое развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И.А. Каирова. - М. : Академия, 2014.-187с.
11. Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у [Текст] / Л.В. Кокуева // Образование России в документах и материалах. - 2015.- № 4.-С. 18-24.
12. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Из опыта работы школы [Текст] / Л.А. Кондрыкинская.- М. : АСТ.- 2014.- 146 с.
13. Косенко, Н. Т. Формирование патриотизма [Текст] / Н. Т. Косенко // Дошкольное воспитание.- 2016. - №12.- С. 7-12.
14. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое
или гражданское [Текст] / О.В. Лебедева // Педагогика.-2014.- № 9.-С.
77-83.
15. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст] / А.А. Леонтьев // Образование России в документах и материалах .-2015.-№4 .-С. 4-6.
16. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Педагогика.-2016.- №3.-С. 52-56.
17. Мазыкина, Н.В. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков [Текст] / Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов. - М. : Изд-во ЦГЛ, 2016. - 192 с.
18. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] / Н.В. Мазыкина // Образование России в документах и материалах .-2015.- № 6.-С. 6-11.
19. Мазыкина, Н.В. Воспитывать будущих защитников отечества [Текст] / Н.В.Мазыкина // Внешкольник.-2016.-№ 2.-С.10-18.
20. Максименко, Н.З. Патриотическое воспитание школьников - важнейший аспект педагогической подготовки будущих педагогов [Текст] / Н.З. Максименко // Образование России в документах и материалах.- № 7. - 2014 .-С. 83- 92.
21. Новицкая, М.Ю. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / М.Ю.Новицкая. -М.: Линка-Пресс, 2016.-183 с.
22. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / М.Ю. Новицкая. - М. : Линка-Пресс, 2016. - 200 с.
23. Уледов, А.К. Патриотическое воспитание [Текст] / А.К. Уледов. - М. : Мысль, 2015.-238 с.
24. Харитонова, Н. Этих дней не смолкнет слава... [Текст] / Н. Харитонова // Образование России в документах и материалах .-2015.-№ 1 - С. 3-12.