Введение 4
Глава 1 Социальные проблемы как предмет изучения в социологии 9
1.1 Теоретические подходы к изучению социальных проблем
трудоустройства молодых специалистов 9
1.2 Социальные проблемы трудоустройства выпускников высших
учебных заведений 12
1.3 Современная и советская системы трудоустройства выпускников 16
Глава 2 Эмпирический опыт исследования социальной реальности .... 20
2.1 Социальная реальность в фактическом представлении 20
2.2 Послевузовские жизненные планы и стратегии молодежи (по
результатам авторского социологического исследования) 24
Заключение 38
Список используемой литературы и используемых источников: 41
Приложение А Программа социологического исследования 47
Приложение Б Инструментарий анкетирования 59
Приложение В Таблица распределений 64
Приложение Г Инфографика 73
Приложение Д Программа социологического исследования 74
Приложение Е Инструментарий интервью 82
Приложение Ж Стеннограмма интервью 85
Актуальность темы исследования. Трудоустройство, интерес к которому хорошо объясним и понятен каждому работающему человеку, является важным направлением социологии молодежи и образования. С давних времен человечество желает быть сытым и здоровым. Так повелось, что существует прямая зависимость между общественно-полезной деятельностью, далее именуемой работой, и получением социальных благ[20]. Барьером между устройством на работу и окончанием учебного процесса служат эмоциональная растерянность, высокая конкуренция, слабое желание работодателя иметь начинающего специалиста [14]. Многие социологи-ученые рассматривают студенчество, как перспективную группу для преобразования общества. Данные исследования сайта «Работа. ру» и портала «Рамблер» сообщают шокирующие новости, что только 36% россиян работают по специальности полученной после вуза или техникума. Получается, что 64 % оставшихся респондентов приходится на специалистов, работающих по другому направлению. Из них лишь 24% попробовали начать рабочую карьеру с полученным образованием. Остальные 40% остались недовольны размером заработной платы или не смогли трудоустроиться. Исходя из данной информации, можно быть уверенным, что тема трудоустройства является актуальной, потому что спрос на нее регулярен, как и предложение.
В России редко меняют рабочее место, возможно, это российская особенность менталитета [7]. По результатам выше упомянутого исследования 2020 года 61 % работников посвятил своему трудовому местонахождению не менее пяти лет. Значит, можно говорить о социальных проблемах, идущих за такой статичностью. Если специалист много лет работает в одной компании, то он начинает ассоциировать свое рабочее место с личным аксессуаром. В случае увольнения с него, он испытывает стресс и упадок эмоционального настроения. В случае невозможности получить изначально рабочее место по специальности, за обучение на которой он заплатил, молодой человек пытается трудоустроиться в любой смежной специальности, в которой может мало понимать. Соответственно, такое попустительское отношение к кадрам приводит к снижению профессиональной грамотности и понижению конкурентной способности на мировом рынке [12].
Проигрыш на рабочем пространстве влечет за собой внутренние проблемы. Не стоит отрицать связь между семейными отношениями и профессиональной карьерой. У молодого специалиста перед собой ставится три крупные задачи, которые он должен реализовать для процветания России. Первой задачей является благополучное устройство на работу, которая даст материальный толчок для последующих целей. Второй задачей является создание семьи и рождение хотя бы двоих детей, а учитывая отрицательную рождаемость, Россия провалила воспроизводство населения. Третьей задачей становится приобретение собственного жилья, которое стоит внушительную сумму. В сочетании приведенных трех факторов состоит здоровая и развивающаяся страна [21].
Стоит отметить, что социальные проблемы многочисленны и различны. Они могут казаться незначительными, но человек живет в социуме, и каждая из них влияет на окружающий мир. Молодой специалист должен получить шанс на реализацию своей профессиональной деятельности пока в нем есть желание и задор, пока он способен принести новое и отмести старое. В современном мире большое значение придается компьютеризации и информации. Молодые кадры способны интуитивно разбираться в отраслях, которые смутно понятны заслуженным работникам профессии. В этом нет ничьей вины, это идет эволюция рабочего пространства и оздоровление социального состояния общества [4].
Проблема выпускной квалификационной работы состоит в том, что реализация программ поддержки молодого специалиста происходит медленно и мало освящается для объекта заботы. Отсутствует система распределения выпускников вузов и техникумов, что негативно сказывается на экономической, семейной, социальной и трудовой областях жизни населения. В настоящее время, особенно с массовым внедрением дистанционного очного обучения, теряется практический смысл поступления в университеты, потому что исчезает связь между прямым получением опыта и преподнесённым на расстоянии. С вынесением дистанционного способа на очное обучение существует риск получить профессиональные кадры с меньшей самоотдачей, потому что они менее социализированы в рамках начальной профессиональной деятельности, которой можно назвать нахождение в университете [16].
Степень научной разработанности темы. В научных изысканиях выделяется большое внимание адаптации молодых специалистов, социальном самочувствии выпускников. Многие исследователи подмечают разницу в процессе приема на работу после получения диплома. Например, в Белоруссии право бюджетников на получение гарантированного рабочего места по специальности отражено в их законах. Значительный вклад в социологию образования и молодежи внес М.Н. Руткевич и Ф.Р. Филиппов с исследованиями на тему жизненных планов молодежи и ее роли в мобильности поколений. Заслуживают внимания работ В.Н. Шубкина, наглядно продемонстрировавшие социальное ожидание молодежи и ее профессиональную ориентацию.
Для автора данной работы наиболее интересными признаны исследования, раскрывающие причину отмены распределения студентов после университетов и показывающие стратегический выход из сложившейся реальности.
Цель работы - изучение современной системы поступления на рабочее место после вуза как одного из показателей восполнения трудового ресурса России.
Объект исследования: выпускники высших учебных заведений.
Предмет исследования: содержание и обострение социальных проблем на трудовом рынке России в связи с отменой распределения.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические подходы в отношении выпускников высших учебных заведений;
- определить специфику социальных проблем, идущих за отменой распределения;
- провести анализ социального ожидания выпускников от будущей карьеры;
- выявить содержание социальных проблем для выпускников университетов Самарской области.
Гипотезы работы:
- распределение студентов является оптимальным решением для восполнения трудового ресурса и равномерного предоставления рабочих мест;
- для выпускников главным критерием является деятельность по получению рабочего места;
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы. Выпускной курс студенчества является напряженным, потому что является конечным перед приходом непосредственной самостоятельной жизни. С отменой распределения, существовавшего при СССР, образуются нехватка профессионалов и средняя подкованность кадров в своей фактической работе, потому что она может отличаться от изученной специальности. С уходом процесса распределения заметны растерянность и дезориентация на пороге между университетом и работой. Выделяется три подхода к анализу положения выпускников на трудовом рынке: субъективный, объективный и комбинированный.
Субъективный подход опирается на информацию, получаемую от поведения, самоописания изучаемого. Социолог О. В. Ромашов полагает, что трудовое поведение зависит от внутренних и внешних мотивов, основанных на самоощущении. В первом случае большую роль играет мотивация, желания, другими словами, духовные побуждения. Во втором случае на первый план выходят материальные ценности: хорошая одежда, выезд за город во время отпуска, частная собственность. [28]
Объективный подход выражается в индикаторах: потребность работодателя в работнике, уровень безработицы, общий объем недоиспользования труда, достойность труда. Также Н.В. Бессарабова подмечает, что важным фактором является пониженная мобильность выпускника, в сравнении со временами плановой экономики. [41]
Комбинированный подход о бъединяет субъективный и объективный подходы, формируя индекс счастья трудоспособного населения, индекс человеческого развития. [17]
Методы исследования: глубинное интервью, анкетный опрос.
Эмпирическая база исследования. Для оценки выпускников своего положения на трудовом рынке России был проведен анкетный опрос. Выборочная совокупность составила 200 человек. Тип выборки невероятностый, квотный. Респонденты поделены по ряду критериев: пол, возраст, курс обучения. Обработка и анализ полученной информации проведены с помощью программ Microsoft Excel и IBM SPSS.
Для понимания стратегического видения послевузовских жизненных планов молодежи отобрана группа выпускников СГЭУ (N=20).
Послевузовские жизненные планы молодежи представляют собой интересную область для изучения социолога. В рамках представленной работы были рассмотрены и подтверждены некоторые гипотезы, другие предположения оказались опровергнуты. Выпускник является активным представителем молодежной группы и помогает выявить очевидную проблему на этапе трудоустройства.
В проведенных исследованиях выявлен фактор нестабильного положения выпускника на трудовом рынке России. Низкая конкурентоспособность, которой обладает молодой человек, сильно влияет на преемственность профессионального опыта. С исчезновением системы распределения и направления оказалась утеряна связь между образовательной и трудовой сферами. Сильно упала грамотность молодого специалиста в фундаментальных науках, что подтверждается незнанием молодого гражданина своих прав и обязанностей относительно Трудового кодекса. Оказалась искусственно снижена юридическая грамотность, следовательно, малоизвестны программы государственной поддержки,
С появлением бакалавриата, который интерпретируется, как «половинчатое» высшее образование, увеличилась доля переходов на другие ответвления специальности. С увеличением внутренней мобильности внутри одного университета значительно снизилась географическая мобильность. Средний выпускник вынужден существовать в рамках естественного отбора, когда в других областях может оказаться недостаток специалистов определенных специальностей.
С введением санкций, по общественному мнению, обязана подняться внутренняя экономика, пойдет процесс формирования новых рабочих мест. Традиционно Россия будет привлекать молодежь в сельские регионы, но фактически известность мер государственной поддержки остается неизвестной.
В числе предложений об упрощении трудоустройства выпускника представлено интересное замечание, что маркетинговые массы могут быть более продуктивны и работать связным звеном между спросом (трудовым рынком) и предложением (выпускники). Концепция переворота рабочего мировоззрения с народной точки зрения: мне нужна работа; на парадигму: я нужен работе; заслуживает внимание. Успешность ряда азиатских фирм стоит на том, что в азиатской культуре работник является ценным активом, а в российской культуре рабочий соотнесен с заменяемой деталью механизма.
Внесено предложение, что обучающихся на бюджетной форме обязаны распределять и направлять на рабочие места, потому что их образование оплачено государством и закономерно, что оно выступит заказчиком. Для стабилизации гармонии между получаемым образованием и рабочей должностью можно начать с бюджетников, у которых, как правило, ограниченные денежные ресурсы. Предоставление им социального пакета и временного жилья (желательно квартиры) поможет равномерно распределить трудовой потенциал по территории многонационального государства.
Относительно прочих обучающихся замечено предложение о введении заявок на распределение. Рационально писать заявление два раза: на первом курсе и последнем, где студент может изменить свою точку зрения. Таким образом, каждая область будет знать, какое количество работников следует ожидать на государственных объектах. Студент будет полноценно сосредоточен на получении знаний, а не лихорадочном поиске работодателя.
С нормализацией карьерных перспектив пойдет повышение рождаемости, которая в Тольятти, например, является отрицательной.
1. Абрамов Г. В., Ватутина М. Н. Престижность учебного заведения как залог трудоустройства выпускников. //Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 4 (6). С. 67-68.
2. Абрамов Р. А., Морозов И. В., Наскидашвили Д. И. Оценка влияния качества современного образования на трудоустройство выпускников вузов. //Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 71-79.
3. Балабина Н. А. Проблема трудоустройства выпускников вуза в условиях малого города. // В сборнике: Вагановские чтения. Материалы VII региональной научно-практической конференции, посвященной 420-летию со дня основания г. Тара. 2014. С. 264-266.
4. Бегинина Е. С., Исаенко С. С., Земскова М. С. Использование технологий нетворкинга в содействии трудоустройства выпускников вуза. // Материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 90-93.
5. Булатова Г. А. Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов // Экономика Профессия Бизнес. 2017. №4. С. 74¬85.
6. Вешкурцева Е. А., Махмуд А. Ю., Кучина О. В. Трудоустройство студентов и выпускников // Проблемы науки. 2019. №6 (42). С. 38-42.
7. Владимирова С. В., Мальчукова А. Л. Центр содействия трудоустройству выпускников "Мост": новые формы работы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. №4. С. 6-7.
8. Воробьева В. Л. Особенности трудоустройства выпускников вузов (на примере мониторинга трудоустройства выпускников МГСУ). // Труды 6-ой Международной и 8-ой Всероссийской научно¬практической конференции. 2010. С. 181-184.
9. Галимова А. И., Кабиров Р. Ф. Взаимодействие вузов с работодателями как фактор трудоустройства выпускников. //Сборник статей XIV международной научно-практической конференции. 2016. С. 62-65.
10. Где хотят работать выпускники российских вузов. Исследование URL: https://thebell.io/gde-hotyat-rabotat-vypuskniki-rossijskih-vuzov- issledovanie (дата обращения:13.10.3021).
11. Глаголева Л. Э., Агаева Н. Ю., Певнева Д. М., Нестеренко И. П. Профессиональные стандарты как ключевой фактор при трудоустройстве выпускников. // Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. Воронежский государственный университет инженерных технологий. 2020. С. 29-30.
12. Давлетгареев Н. Р., Кондратьева А. А., Алферова Т. П. Проблема трудоустройства выпускников: взгляд работодателей, выпускников, образовательного сообщества. // Финансовый бизнес. 2021. № 6 (216). С. 144-146.
13. Демиденко С. Ю. Трудоустройство, карьера, мобильность
молодежи: институциональные и личностные факторы //
Социологические исследования. № 2. 2020. C. 160-162.
14. Дильман Ю. В. Социально-правовые аспекты трудоустройства выпускников вузов. // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 114-118.
15. Долженко Р. А., Антонов Д. А Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области) // Народонаселение. 2018. №3. С. 109-120.
16. Ермак М. Н. Проблемы трудоустройства выпускников вуза на рынке труда. // Образование и культурный капитал. 2015. С. 95-101.
17. Ермолаева Е. В. Государственное и частное партнерство в вопросах трудоустройства выпускников вузов. // В сборнике: Роль учета, контроля и управления в системе государственного и коммерческого секторов экономики.. Симферополь, 2021. С. 464-466.
18. Жданкин Н. Трудоустройство выпускников: вариант решения проблемы.// Человек и труд. 2012. № 12. С. 26-27.
19. Жигарь О. В., Ленский Р. Н. Содействие занятости студентов и
трудоустройству выпускников как фактор повышения
конкурентоспособности вуза. // Вестник Челябинского
государственного университета. 2008. № 27. С. 47-52.
20. Залесский М. Л. Влияние студенческого самоуправления на успешность последующего трудоустройства выпускников вуза. //Образовательные технологии (г. Москва). 2016. № 3. С. 36-42.
21. Зирне Л. О. Проблема трудоустройства выпускников
профессиональных образовательных организаций // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 449-452.
22. Камкова О. В. Профессиональное становление студентов и выпускников университета в контексте ситуации на современном рынке труда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №11. С. 67-69.
23. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. № 11. 2015. C. 49-56.
24. Креховец Е. В., Шпилев Д. А. Роль неформальных социальных связей при трудоустройстве студентов и выпускников // Социологические исследования. № 8. 2020. C. 78-89.
25. Кунилова К. Концепция «общества риска» // Образовательный портал
«Справочник». 2021. URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/koncepciya _obschestva_riska/ (дата обращения: 13.10.2021).
26. Кунилова К. Социология эмоций // Образовательный портал
«Справочник». 2017. URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_emociy/ (дата обращения: 12.10.2021).
27. Маевич М. С. Роль научно-образовательных кластеров в реализации модели эффективного трудоустройства выпусников образовательных учреждений. // В сборнике: Молодежь - Барнаулу. Материалы XVI научно-практической конференции молодых ученых. 2014. С. 965-968.
28. Медведева И. В.,Баркова В. В. Поиск работы молодыми специалистами: проблемы и их решения // Вестник КемГУ. 2013. №4 (56). С. -243-247.
29. Меренков А. В., Сандлер Д. Г., Шаврин В. С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. №10. С. 116-142.
30. Мозговой Г. С., Квасова Т. А. Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений. // Ашировские чтения. 2019. Т. 1. № 1 (11). С. 415-416.
31. Молчанова Е. В. Актуальные направления решения проблем трудоустройства выпускников вуза. // Наука и современность 2016. С. 189-192.
32. Ненашев М. И. Идеи социальной феноменологии Альфреда Шюца // Вестник ВятГУ. 2010. №2-1. С. 6-10.
33. Овсепян Р. Р. Система мониторинга трудоустройства
выпускников вузов исполнительными органами государственной власти. // Право и государство: теория и практика. 2022. № 3 (207). С. 271-272.
34. Осипов А. М., Матвеев Н. А. Социология образования в России: «Работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. №9. С. 36-42.
35. Пашкова С. Е., Антонова Г. В. Проблемы оказания содействия трудоустройству выпускникам профессиональных образовательных организаций. // В сборнике: Костинские чтения. Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. 2018. С. 578-582.
36. Подвойский Д. Г. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма // Южно-российский журнал социальных наук. 2004. №2. С. 112-124.
37. Прохоров А. Н. Проблемы трудоустройства выпускников в контексте современных глобальных процессов. // Юридический мир. 2020. № 4. С. 52-54.
38. Пыхтин А. И., Овчинкин О. В., Широкова Л. В., Запольский А. Д. Система мониторинга трудоустройства выпускников как фактор повышения эффективности образовательной деятельности вуза. //Современные наукоемкие технологии. 2019. № 2. С. 133-137.
39. Сандлер Д. Г., Сущенко А. Д., Кузнецов П. Д., Печенкина Т. Е. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №3 (115). С. 73-85.
40. Современные выпускники вузов: кто они и как с ними работать
URL: https://rb.ru/opinion/glubokie-znaniya-perestanut-byt-
neobhodimostyu/ (дата обращения: 15.10.2021).
41. Соколов М. Социология эмоций URL:
https://postnauka.ru/video/44266 (дата обращения: 12.10.2021).
42. Сокольницкая Т. Н. Задачи довузовской подготовки в современной образовательной ситуации // Universum: Вестник Герценовского университета. 2006. №11 (37). С. 74-76.
43. Сулимова Е. А., Федорова О. А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений как социальный процесс. // Социология. 2019. № 6. С. 298-303.
44. Тимофеева А. Ю., Тесёлкина К. В. От вуза до региона трудоустройства: анализ и визуализация потоков выпускников. // Сборник научных трудов XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 7 томах. 2016. С. 153-155.
45. Устинова К. А. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования // Социологические исследования. № 6. 2014. C. 96- ЮЗ.
46. Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. № 8. 2018. C. 91-101.
47. Чефранова С. В. Бакалавр на современном рынке труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №2 (10). С. 61-65.
48. Alan M. Saks, Blake E. Ashforth Effects of Individual Differences and Job Search Behaviors on the Employment Status of Recent University Graduates. // Journal of Vocational Behavior. 1999. Vol. 54(2). P. 335-349.
49. Blackmore J., Rahimi M. How ‘best fit’ excludes international graduates from employment in Australia: a Bourdeusian perspective // Journal of Education and Work. 2019. Vol. 32(5). P. 436-448.
50. Hart T. The employment of graduates within small and medium sized firms in England. // People, Place and Policy Online. 2009. № 3(1). P. 1-15.
51. Monteiro S., Taveira M., Almeida L Career adaptability and university-to-work transition: Effects on graduates’ employment status // Education + Training. 2019. Vol. 61(9), P. 1187-1199.
52. Oswald-Egg M . E., Renold U. The effect of vocational education and training work experience on labour market outcomes after higher education // Economics of Education Review. 2021. Vol. 80.