ВВЕДЕНИЕ 6
1 Состояние вопроса 7
1.1 Обзор работ 7
1.1.1 Статья “Исследование упругих и демпфирующих характеристик
шин легковых автомобилей на стенде 7
1.1.2 Статья ’’Определение демпфирования в шинах легковых
автомобилей 8
1.1.3 Цель исследования 10
1.2 Описание стенда 10
1.3 Тензометрические датчики 11
1.3.1 Общее сведения о тензодатчике 11
1.3.2 Основные характеристики тензодатчиков 13
1.3.3 Виды тензодатчиков и их основные особенности 15
1.3.4 Материалы для изготовления тензодатчиков 17
1.3.5 Крепление тензодатчиков к испытуемой детали 18
1.3.6 Некоторые параметры тензодатчиков 19
1.3.7 Общее понятие и соотношение измерительной
мостовой схемы 19
1.4 Усилители для тензометрических датчиков. Классификация
усилителей 22
2 Конструкторская часть 24
2.1 Расчет тяговой динамики автомобиля 24
2.1.1 Расчётные параметры и зависимости 24
2.1.2 Подготовка исходных данных для тягового расчета 25
2.1.3 Расчет внешней скоростной характеристики двигателя 25
2.1.4 Тяговый баланс автомобиля 27
2.1.5 Динамическая характеристика автомобиля 28
2.1.6 Разгон автомобиля 29
2.1.7 Время и путь разгона 31
2.1.8 Мощностной баланс автомобиля 32
2.1.9 Расчёт топливно-экономической характеристики автомобиля 33
2.2 Описание работы стенда и методика проведения испытаний 34
3 Исследовательская часть 38
3.1 Методика проведения испытаний 38
3.2 Результаты испытания 39
4 Анализ экономической эффективности проекта 45
4.1 Введение 45
4.2 Составление плана НИиОКР 46
4.3 Расчет сметы затрат на НИиОКР 51
4.4 Расчет коммерческой эффективности 57
4.5 Выводы 59
5 Безопасность и экологичность объекта 60
5.1 Шина. Безопасность и экологичность 60
5.1.1 Активная безопасность 60
5.1.2 Экологичность 65
5.2 Описание рабочего места, оборудования и выполняемых
операций 69
5.3 Идентификация опасных и вредных производственных
факторов 70
5.4 Организационные, технические мероприятия по созданию
безопасных условий труда 71
5.5 Безопасность в чрезвычайных и аварийных ситуациях 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
При расчетах вертикальных колебаний автомобиля и нагруженности его трансмиссии используют динамические модели, которые требуют более тщательного изучения свойств элементов подвески и шин автомобиля.
Свойства шин оказывают влияние на многие эксплуатационно-технические качества автомобиля: тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, проходимость, плавность хода. Например, для колебаний и плавности хода автомобиля основное значение имеет радиальная жесткость шины. Немаловажное влияние на колебательные процессы в автомобиле оказывает и коэффициент сопротивления шины.
При практических расчётах колебаний автомобиля демпфирование в шинах часто совершенно не принимается во внимание. Чтобы проверить, насколько правомерно такое упрощение в случае испытания подвесок автомобиля на стенде с отдельным колесом, для экспериментальной шины были найдены величины демпфирования в зависимости от нагрузки на колесо и давления воздуха в шине. Определение демпфирования производили на неподвижной шине.
Для определения демпфирования была использована методика, предложенная Марквардом. В соответствии с этой методикой нагруженная шина ставится на жесткую подставку и затем поднимается над ней на определенную высоту. Эта высота «должна быть, меньше величины статической деформации шины, возникающей под действием» [12] исследуемой нагрузки, с тем, чтобы шина не потеряла контакта с опорной поверхностью. Возникающие ускорения в таком случае всегда будут меньше, чем ускорение силы тяжести.
Целью данного исследования является определение динамических характеристик коэффициента сопротивления Кш и значение жесткости Сш для шин устанавливаемых на легковые автомобили.
В данном проекте проведены испытания динамических свойств шин на стеде.
1. Стенд оборудован датчиками, измерительной и регистрирующей аппаратурой.
2 Представлена методика проведения испытаний.
3. Определены динамические коэффициент сопротивления шины Кш и жесткость Сш для двух шин при различных давлениях воздуха в них.
4. Построены зависимости Кш и Сш от частоты колебаний.
5. Проведён расчёт экономической эффективности проекта.
6. Определено влияние шины, как объекта исследования, на экологию и активную безопасность.
7. Выявлены опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте инженера-конструктора III категории. Предложены организационно-технические мероприятия по созданию безопасных условий труда, подкрепленные инженерными расчётами.
Стенд предполагается использовать для исследовательских и учебных работ на кафедре "Автомобили и тракторы" Тольяттинского Государственного Университета.