Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 7
Введение 10
1 Ассортимент и его роль в деятельности предприятия 12
1.1 Ассортимент: понятие и структура 12
1.2 Процесс планирования ассортимента 177
1.3 Методы планирования ассортимента 277
2 Анализ ассортиментной политики производственного предприятия ОАО
«ТЭМЗ» 40
2.1 Краткая характеристика предприятия 40
2.1.1 История развития предприятия 40
2.1.2 Направление деятельности предприятия 42
2.2 Хозяйственный портфель ОАО ТЭМЗ 41
2.3 Анализ финансового состояния предприятия ОАО «ТЭМЗ» 46
3 Планирование ассортимента на ОАО «ТЭМЗ» 52
3.1 Анализ среды предприятия ОАО «ТЭМЗ» 52
3.2 Формирование рекомендаций по планированию ассортимента на ОАО «ТЭМЗ» 59
4 Социальная ответственность 72
4.1 Определение целей и задач программы 789
4.2 Ожидаемая эффективность программы 84
Заключение 87
Список используемых источников 89
Современный рынок - стремительно развивающаяся и преобразовывающаяся система, каждый день огромное количество предприятий выход и уходит с рынка меняет направление деятельности, делятся и объединяются, открываются и закрываются. Но самое главное, что компании каждый день генерируют новую продукцию, от последних новинок инженерного искусства до «хорошо забытого старого», и очень часто встает вопрос о том выгодно ли выпускать и продавать определённый товар или группу товаров в данный момент.
Для этого существует система планирования ассортимента на предприятии, инструмент, призванный грамотно распределить ресурсы предприятия и получить максимальную отдачу от своих действий.
Рынок, представляя собой арену конкурентной борьбы, призывает менеджмент компаний максимально эффективно реализовывать ассортиментную политику, что бы выйти победителем.
Отечественный и мировой опыт показывают нам, что компетентность в данном вопросе имеет очень большую цену для предприятия, таким образом можно смело утверждать, что проблема ассортиментной политики является актуальным, если не сказать острым, ведь он работает на обе стороны, не только в угоду потребителям, но и затрагивая ресурсоэффективность предприятия.
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «ТЭМЗ».
Предметом исследования является ассортиментная политика предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы выбраны исследование и анализ номенклатуры выпускаемых изделий, и способы планирования ассортимента на предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд практических задач:
- изучить теоретическую базу понятия планирования ассортимента на предприятии;
- исследовать виды ассортимента и способы его распределения на товарные группы;
- определить задачи стоящие за планированием ассортимента и выявить факторы, которые способны влиять на его формирование;
- определить этапы процесса планирования ассортимента;
- исследовать используемые методы планирования номенклатуры продукции на предприятии;
- проанализировать финансовую деятельность предприятия ОАО "ТЭМЗ" и ассортиментную политику;
- провести анализ внутренней и внешней среды предприятия для получения максимально эффективных результатов процесса планирования;
- сформировать товарный ассортимент предприятия ОАО "ТЭМЗ".
Формирование ассортиментной политики одно из важнейших направлений в деятельности каждой компании. Создание товарных портфелей является одним из комплексных подходов в вопросе формирования ассортиментной политики.
Товарный портфель представляет собой всю общность внутрифирменных бизнес единиц, влияющих на разработку стратегии организации в сегментах рынка на которых фирма осуществляет свою деятельность.
Портфельный анализ решает вопросы, связанные с оценкой хозяйственной деятельности, для перераспределения ресурсов в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективных направлениях.
Для проведения портфельного анализа, существует ряд методов, которые предназначены для того что бы понять бизнес, и создать чёткую картину по формированию затрат и прибылей фирмы. В работе были рассмотрен ряд методов, таких как BKG -анализ, АВС - анализ, и матрица МакКинзи. На практике был применён BKG - анализ.
Данную матрицу можно использовать с целью определение приоритетов в существующем товарном портфеле. Для обеспечения долгосрочного процесса развития фирма должна иметь не только товары с высоким потенциалом роста, но и товары с низким потенциалом роста, но при этом способной генерировать большие финансовые потоки на данном этапе, которые распределяются на направления с высоким потенциалом. Метод BCG применим к фирмам, которые стремятся достичь объема и эффекта опыта. Модель проста и легка для понимания, т.к. обеспечивает основание для маркетинга с тем, чтобы принять решения и подготовиться к будущим действиям.
Для успешного развития предприятия большое значение имеет эффективно работающая ассортиментная политика, от номенклатуры и своевременного её обновления зависит степень удовлетворенности потребителей, а данный фактор в свою очередь влияет на качественные и количественные показатели результативности компании, в особенности на финансовый результат. Поэтому предприятию необходимо эффективно управлять своим ассортиментом.
Проанализировав ассортимент предприятия ОАО «ТЭМЗ», дана оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также были предложены мероприятия по улучшению ассортиментной политики предприятия и его экономических показателей.
Были предоставлены отчёты о прибылях и убытках в них видно, что предприятие в 2013 году понесло убытки по сравнению с 2012 годом, но в 2014 году начинают наблюдаться позитивные тенденции, данный спад может быть связан с политической ситуацией в мире, и состоянием экономики в стране.
Так же был проведён SWOT анализ предприятия, который наглядно отобразил сильные и слабые стороны предприятии, угрозы и риски, и способы их нивелирования либо превращения в возможности.
Из матрицы видно, что пневматические инструменты является «Звездами», они приносят 39,97% прибыли, гидротолкатели и колодочные тормоза является «Дикой кошкой», и приносит фирме 19,6 % прибыли, вентиляторы находится в сегменте «Дойная корова» и приносят фирме 40,43%.
Были предложены стратегии по каждому сегменту, которые будут способствовать более эффективному управлению ассортиментной политике.
Так же были рассмотрены действия предпринимаемые заводом в области корпоративно социальной ответственности.
1. Аванесов Ю.А., Основы коммерциологии на рынке товаров и услуг.Клочко А.М., Васькин Е.В. - М.: ТОО «Люкс - арт»,2006.-211 с.
2. Баженов Ю.К., Организация рекламы в магазине: Учебнопрактическое пособие. Васькин Е.В. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.-113 с.
3. Бакаева В.В. Организация и технология розничной торговли. Часть 1. Учебник.- Новосибирск: СибУПТК - 2007.-132 с.
4. Белый Б.Н. Модели массового обслуживания в торговле: Учебное пособие. - Киев: КТЭИ, 2006.215 с.
5. Бергер И.Н. Торговые услуги. - Киев: «Техника», 2008.-720 с.
6. Бланк А.И. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во ЭКМОС, 2008. - 315 с.
7. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник - Москва: ИНФРА-М, 2000.-400 с.
8. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: Учебник. - Минск: Высшая школа, 2007. - 200 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика,2005.- 440 с.
10. Беликов И. Российские компании - выбор стратегии развития/ И. Беликов // Для акционеров. - 2003. №4. - С.13.
11. Беликов И. Российские компании - выбор стратегии развития/ И. Беликов // Для акционеров. - 2003. №4. - С.13.
12. Горин М.А. Технология розничной продажи товаров и обслуживание покупателей: Учебное пособие. - М.: «Люкс-арт», 2006. - 230 с.
13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Юрист, 1997. - 352 с.
14. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2006. - 356 с.
15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - Минск: Высшая школа, 2006. - 278 с.
16. Ланкастер Д. Продажа и управление сбытом. / Пер. с англ. - Минск: Амалфея,2005. - 145 с.
17. Леви М. Основы розничной торговлиВейтц Б.А. пер. с англ. - СПб: Питер, 2002.- 215 с.
18. П.Г. Гончаров Организация торговли продовольственными товарами: Учебник для торговых вузов. /, В.Ф. Егоров, С.Д. Ждакова и др. - М.: Экономика, 2007. - 360 с.
19. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для студентов вузов. Синяева И. М. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ,2006. - 189 с.
20. Панкратов Ф.Г. Коммерция и технология торговли.Памбухчиянс В.К. - М.: ИВЦ «Маркетинг»,2008.- 283 с.
21. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов.. Серегина Т.К. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 400 с.
22. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2008.- 343 с.
23. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия. Управление компанией. - 2001.- 5 с.
24. Манухина Е. Стратегический выбор. / Е. Манухина, Л. Матвеева // Для акционеров. - 2002. - №1. - С.18.№3. - С.16-22.
25. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для ВУЗов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 507 с.
26. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. / ФиллипКотлер. - 9-е издание. - М.: Дело, 1999. - 896 с.
26. Литовченко С.Е. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повесткаКорсакова М.И.. изд-во: Ассоциация менеджеров, 2003. - 15с.
28. Зотова Л. Корпоративная социальная ответственность как инструмент продвижения товаров // Деньги и благотворительность, 2008. - №1, с. 16.
29. Федеральный закон Российской Федерации №108-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
30. Черепанова Н.В. Социальная ответственность. Изд-во: ТПУ, 2015. -
21с.