Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Работа №108935

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое изучение и обоснование проблемы
профессионального стресса в контексте психологического здоровья личности 10
1.1 Профессиональный стресс как проблема психологического исследования 10
1.2 Теоретические подходы к изучению психологического
здоровья в зарубежной и отечественной психологии 20
1.3 Взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений 35
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Результаты исследования взаимосвязи профессионального
стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений
2.3 Разработка программы по профилактике профессионального стресса для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Заключение
Список используемой литературы 98


Актуальность исследования. За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих о негативном влиянии профессионального стресса на состояние здоровья человека. Вместе с тем, тема профессионального стресса и его влияние на психологическое здоровье недостаточно изучена. На сегодняшний день практически отсутствуют исследования взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Профессия воспитателя дошкольного образования «...относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. По данным социально-демографических исследований труд педагога (педагога - воспитателя) входит в число наиболее напряженных в эмоциональном плане видов деятельности. По степени напряженности нагрузка воспитателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, т.е. тех, кто также непосредственно работает с людьми» [39, с. 143].
«Всемирная Организация Здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью двадцать первого века», потому что стресс встречается в любой профессии мира и постепенно принимает размеры «глобальной эпидемии»» [80, с. 72].
Вопросами изучения стресса, адаптации и формирования стрессоустойчивости в различных профессиях рассматривали в своих работах отечественные и зарубежные авторы: Б.Г. Ананьев, Ю.Г. Фролова, М.Ф. Секач, Р.С. Лазарус, В.А. Бодров, Л.В. Куликов, Н.Е. Водопьянова, и другие.
Разделение понятий психического и психологического здоровья в научной литературе произошло сравнительно недавно. И. В. Дубровина стала одной из первых психологов, которая предприняла попытку разделить эти два понятия.
«Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа...» [30, с. 1198].
В настоящее время проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей, таких как И.В. Дубровина, Г.С. Никифоров, В.Э. Пахальян, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, Т.Н. Метелкина и другие.
Анализ трудового дня воспитателя позволяет утверждать, что такая постоянная напряженность и высокая интенсивность профессионально-педагогической деятельности несовместима с психофизиологическими возможностями человеческого организма. В результате, постоянные профессиональные перегрузки, высокая интенсивность трудовых действий, непомерные требования приводят к быстрой и некомпенсируемой потере психологического и физического здоровья [54].
Стресс приводит также к ощущению постоянной усталости и выгоранию как профессиональной деструкции в условиях постоянных стрессов нервной системы [9; 12; 13; 18; 19; 57].
Проведенный анализ специфики деятельности воспитателей дошкольных учреждений подтверждает необходимость более глубоко исследовать тему взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья на примере воспитателей дошкольных учреждений по причине недостаточной изученности данной проблемы.
Данный анализ актуальности исследуемой темы позволил выделить противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных общей разработке проблематики профессионального стресса, отмечается дефицит эмпирических работ, связанных с анализом специфических видов трудовой деятельности и ее реализации в определенных организационных условиях. Практически нет исследований, затрагивающих тему профессионального стресса и его влияния на психологическое здоровье воспитателей дошкольных учреждений.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему данного исследования, заключающуюся в выявлении особенностей протекания профессионального стресса у воспитателей детских садов и его связи с некоторыми аспектами психологического здоровья.
Цель исследования: исследование факторов профессионального стресса и выявление его взаимосвязи с психологическим здоровьем воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что высокий уровень профессионального стресса воспитателей дошкольного учреждения имеет связь с такими проявлениями психологического здоровья как тревожность, неадекватная самооценка, психическое выгорание, что выражается в физическом и психоэмоциональном истощении, снижении мотивации и работоспособности и появлении признаков социальной дезадаптации.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического здоровья и профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии;
- выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
- выявить и экспериментально изучить основные стрессоры, влияющие на выраженность стресса, определить общий уровень стресса воспитателей;
- проанализировать выделенные показатели психологического здоровья воспитателей ДОУ и исследовать взаимосвязь между профессиональным стрессом и профессиональным здоровьем воспитателей ДОУ; и на основе полученных эмпирических данных разработать программу по профилактике профессионального стресса для воспитателей ДОУ.
Научная новизна исследования состоит в том, что проблема взаимосвязи профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья воспитателей ДОУ являются недостаточно изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования профессионального стресса как фактора, влияющего на психологическое здоровье воспитателей дошкольного учреждения.
Методы и методики исследования:
- теоретические методы (анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
- психодиагностические методы измерения стресса:
- опросник на оценку профессионального стресса К. Вайсмана [41];
- опросник трудового стресса (адаптирован А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской) [79];
- беседа;
- методики измерения психологического здоровья:
- экспресс-диагностика уровня самооценки Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [83];
- методика на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированной на русский язык Ю.А. Ханиным [41];
- опросник определения психического «выгорания» А.А. Рукавишникова [41];
- методы математико-статистической обработки данных (программа IBM SPSS Statistics (version 22) для проверки выборки на нормальность распределения с помощью непараметрического метода Колмогорова- Смирнова и метод ранговой корреляции Спирмена).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными авторами, а именно:
- зарубежные классические теории стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, К. Олдвин, С. Фолкман, С. Хофболл и др.);
- теоретические и практические исследования проблемы профессионального стресса (Н.Е. Водопьянова, Л.Г. Дикая, В.Е. Орел, Л.А. Китаев-Смык, О.В. Макаренко, И.А. Мотивилина, С.А. Наличева, Н.Х. Ризви и другие);
- труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме психологического здоровья (Н.Е. Водопьянова, И.А Джидарьян, А.В. Беляков, М.И Воловикова, Т.В. Галкина, А. Маслоу, М.А. Падун, Л.А. Климова, В. Франкл, К. Роджерс, В.А. Ананьев, К. Юнг, Г. Олпорт, Н. Брэдберн, А.В. Воронина, О.В. Хухлаева и другие).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученный анализ специфики профессионального стресса, а также исследование взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей позволят расширить теоретическую базу по данным проблемам в области психологии труда и психологии здоровья.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в области практической психологии с целью проведения профилактических психологических мероприятий для воспитателей детских садов.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных зарубежных и отечественных исследованиях в области психологии здоровья, психологии труда, стресса и профессионального стресса, психологического здоровья; использованием адекватных методов, согласно поставленным задачам; репрезентативностью выборки; применением методов математикой статистики.
Экспериментальной базой исследования являются детские сады № 193 «Земляничка», № 167 «Долинка», № 187 «Солнышко» города Тольятти, где испытуемыми выступили 50 женщин-воспитателей в возрасте от 22 до 57 лет. Средний возраст воспитателей - 41 год.
Апробация результатов. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях: статьи «Влияние профессионального стресса на здоровье педагога» в журнале «Молодой ученый» и статьи «Взаимосвязь профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья на примере воспитателей дошкольных учреждений» в журнале «Вестник магистратуры». В XVIII Международной научно-практической конференции «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика».
Личный вклад автора выразился в последовательном анализе научной литературы по проблеме стресса, профессионального стресса и его особенностей на примере воспитателей ДОУ, что позволило выделить присущие данной профессиональной деятельности специфические факторы стресса. Выявлена взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей. А разработана программа профилактики профессионального стресса воспитателей ДОУ. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях статей [74; 75].
Положения, выносимые на защиту:
- воспитатели дошкольных учреждений в условиях постоянных перегрузок, повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей, сталкиваются с большим количеством стресс-факторов по выполнению своих обязанностей, вследствие этого их деятельность сопровождается профессиональным стрессом;
- профессиональный стресс приводит к таким неблагоприятным проявлениям психологического здоровья, как высокая тревожность, устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности; в связи с этим, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между профессиональным стрессом и психологическим здоровьем воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
- в условиях постоянного стресса необходимо предпринять ряд мер по предупреждению и снижению последствий профессионального стресса воспитателей ДОУ; разработка программы профилактики профессионального стресса у воспитателей, состоящей из комплекса психотехник и приемов, направленных на актуализацию ценностного отношения к себе и своей профессии, обучению навыкам бесконфликтного общения, саморегуляции и релаксации, будет способствовать снижению эмоциональной напряженности и повышению эмоциональной устойчивости воспитателей ДОУ.
Структура магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком использованных источников, приложением. В тексте представлены рисунки и таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессия типа «человек-человек» предъявляет высокие требования к качествам работника, так как им постоянно приходится поддерживать многочисленные контакты, проявлять выдержку, терпение, понимание и такт. Кроме того, в условиях постоянно меняющихся требований, внедрения нововведений, перегрузок создает для работников новые стресс-факторы, которые порождают стресс, приводящий к профессиональному выгоранию.
В ходе изучения теоретического материала по вопросам изучения стресса, были проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Б.Г. Ананьев, Ю.Г. Фролова, М.Ф. Секач, Р.С. Лазарус, В.А. Бодров, Л.В. Куликов, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Дж. Бреннер, В.И. Филонов, Т.А. Вир и Дж.Е. Ньюман, С.В. Касл, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Р.А Карасек, С. Фолкман, А.Б. Леонова и других. Также были изучена проблема психологического здоровья в трудах таких исследователей как И.В. Дубровина, Г.С. Никифоров, В.Э. Пахальян, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, О.В. Хухлаева, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, Т.П. Емельянова, А.Б. Купрейченко, Е.А. Сергиенко и другие.
Проанализировав рассмотренные подходы нами был сделан вывод о том, проблема профессионального стресса эффективно прорабатывается, но специфика проявлений данного феномена на примере воспитателей дошкольных учреждений не получила достаточного освещения. То же самое касается и проблемы психологического здоровья, что и создает определенные трудности при разработке программы психологической профилактики профессионального стресса.
В результате эмпирического изучения уровня профессионального стресса и психологического здоровья на примере воспитателей дошкольных образовательных учреждений удалось выяснить следующее.
Преобладающее большинство воспитателей испытывают средний и низкий уровень профессионального стресса. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых успешно справляются со стрессами на работе, быстрее восстанавливаются после испытанного эмоционального напряжения, более психологически устойчивы, осознают тот факт, что жизненные трудности носят временный характер.
У остальных воспитателей выявлены выше среднего и высокие показатели уровня профессионального стресса (28%). Такое состояние требует профилактических и коррекционных мер воздействия.
На выраженность профессионального стресса больше всего оказывают выделенные стрессоры («стрессовые ситуации»): «повышенная ответственность за выполняемую работу»; «отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)»; «переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам»; «жесткие сроки выполнения работы»; «необходимость незамедлительно принимать ответственные решения».
У большинства воспитателей высокую степень выраженности имеют показатели личностной тревожности. Высокие значения свидетельствуют о том, что воспитатели часто испытывают беспокойство и страх по любому поводу.
У значительного большинства испытуемых благоприятными оказались показатели самооценки, что свидетельствует о здоровой самооценке себя и своих возможностей. У остальных испытуемых выявлен низкий уровень самооценки и завышенный уровень самооценки. Воспитатели с заниженной самооценкой не уверены в себе и в своих профессиональных качествах, что приводит к безынициативности, равнодушию, самообвинению, тревожности и невозможности реализовать свои способности. У педагогов дошкольного образования с завышенной самооценкой создается искаженное представление о себе и о своих силах, мешает нормальному общению с участниками трудового процесса и достижению целей, так как сильно переоценивают свои навыки и способности.
У большинства исследуемых воспитателей выявлены высокие показатели психического выгорания, с признаками психоэмоционального истощения и выраженного личностного отдаления (социальной дезадаптацией). Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности, раздражительности, нетерпимости в ситуациях общения, негативизме, избегании контактов с окружающими.
Корреляционный анализ показал наличие положительной связи между профессиональным стрессом и изучаемыми признаками психологического здоровья. Так, было выявлено, чем выше уровень профессионального стресса, тем выше нормы уровень самооценки. Завышенная самооценка у воспитателей приводит к эмоциональному дисбалансу, к проблемам во взаимосвязи с окружающими и мешает достижению целей. Чем выше профессиональный стресс, тем выше уровень личностной тревожности. Воспитатели, воспринимают стрессовые ситуации, как угрожающие, и реагируют на эти ситуации состоянием сильной тревоги, что в свою очередь негативно влияет в первую очередь на их психологическое здоровье. Также было выявлено, что чем выше профессиональный стресс, тем выше уровень психического выгорания, проявляющегося в виде психоэмоционального истощения, социальной дезадаптации и профессиональной деформации личности воспитателей. При рассмотрении наиболее значимых факторов стресса были выявлены прямые статистические значимые корреляционные связи между стресс-факторами «Повышенная ответственность за выполняемую работу» и «Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)», и такими показателями психологического здоровья как психическое выгорание, ситуативная и личностная тревожность. То есть, чем выше уровень стресса по выделенным стресс-факторам, тем выше уровень психического выгорания и тревожности. При сравнении фактора стресса «Жесткие сроки выполнения работы» и показателем «самооценка» также были выявлены прямые корреляционные взаимосвязи.
На основании проведенного исследования нами было принято решение разработать программу профилактики профессионального стресса у воспитателей ДОУ. Результаты проведенного эмпирического исследования доказывают важность внедрения таких психопрофилактических мероприятий, направленных на снижение признаков психоэмоционального и физического выгорания, тревожности и других признаков личностной и психической дезадаптации. А также с целью осознания ценностно - смыслового значения своей профессии, повышения самооценки и улучшения общего состояния психологического здоровья воспитателя. Также, разработанная программа профилактики профессионального стресса за счет актуальности и практической ценности может быть предложена педагогам - психологам, осуществляющим свою деятельность в детском саду, для работы с воспитателями. Программа позволит помочь педагогам осознать свои «сильные» и «слабые» стороны, послужит мотивацией для саморазвития, самосовершенствования, поспособствует повышению эффективности работы с детьми и благоприятно отразится на всех сферах воспитательного процесса.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, сформулированная нами гипотеза нашла подтверждение при изучении различных научных источников литературы по изучаемой проблеме и по результатам эмпирического исследования. Положения, выносимые на защиту, также получили аргументированное подтверждение.



1. Алдиева, М.Ш. Проблема стрессов в профессиональной деятельности современного педагога / М.Ш. Алдиева. // УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАЦИЮ: сборник материалов III международной научно-практической конференции. - Грозный, 2018. - С. 427-430.
2. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев. - СПб. : БПА, 1998. - 148 с.
3. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2006. - 384 с.
4. Балык, А.С. Факторы стресса в профессиональной деятельности сотрудников дошкольной образовательной организации / А.С. Балык // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 11(67). - С. 102 - 106.
5. Барабанщикова, В.В. Анализ профессионального стресса банковских служащих в период адаптации к организационным изменениям /
В.В. Барабанщикова, Н.В. Кузьмина // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2(4). - С. 127-130.
6. Баринова, Е.В. Специфика стресс-факторов в профессиональной деятельности педагога / Е.В. Баринова // Вестник магистратуры. - 2019. - № 1-2. - С. 111-113.
7. Баякина, О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности [Текст] /О.А. Баякина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4(5). - С. 1195-1200.
8. Безуглая, Т.И. Особенности психологического здоровья / Т.И. Безуглая // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 5(14). - С. 35-37.
9. Белозерова, Л.А. «Эмоциональное выгорание» как форма
профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий / Л.А. Белозерова, Н.Н. Сафукова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2014. -№ 2(17). - C. 25-27.
10. Беляева, Д.А., Стресс в профессиональной деятельности педагога и его последствия / Д.А. Беляева, А.А. Волков // Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности: сборник научных трудов по материалам IV-й ежегодной научно¬практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. - Ставрополь, 2016. - 254 с.
11. Беляков, А.В. К проблеме идентификации категории «здоровье» в психолого-педагогической литературе [Текст] / А.В. Беляков // Научное мнение. - 2014. - № 9. - С. 128-131.
12. Березенцева, Е.А. Профессиональный стресс как источник
профессионального выгорания / Е.А. Березенцева // Управление
образованием: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 162-170
13. Боллз, Э.Б. Учитесь жить с синдромом хронической усталости [Текст] / Э.Б. Боллз ; перевод с англ. Рыбакова Г.И. - М. : КРОН-пресс, 1995. - 170 с.
14. Брайт, Дж., Стресс: теории, исследования, мифы / Дж. Брайт,
Ф. Джонс. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
15. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. Психология. - 1981. - № 2. - С. 46¬56.
16. Васильева, О.В. Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагога «В гармонии с собой» / О.В. Васильева // Шипуново, 2019. - 73с.
17. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. [Текст] /
Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
18. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - Изд. 2-е. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
19. Водопьянова, Н.Е. Методика для оценки синдрома выгорания в профессиях системы «человек-человек». Диагностика здоровья / Н.Е. Водопьянова; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Изд-во «Речь», 2011. - 448 с.
20. Водопьянова, Н.Е. Трансактный подход к изучению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - № 12(2). - С. 47-58.
21. Воловикова, М.И. Психологическое здоровье личности и нравственные проблемы общества (вместо предисловия) / М.И. Воловикова, Т.В. Галкина // Психологическое здоровье личности и духовно¬нравственные проблемы современного российского общества. - Москва, 2014. - С. 5-15.
22. Воронина, А.В. Проблема психического здоровья и благополучия: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 142-147.
23. Галкина, Т.В. Осознание как путь к психологическому и физическому здоровью субъекта / Т.В. Галкина ; отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. - Москва, 2014. - С. 35-61.
24. Даниленко, О.И. К. Юнг о влиянии культуры на душевное здоровье человека / О.И. Даниленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2004. - № 2. - С. 79-90.
25. Дворникова, А.И. Субъективные факторы развития професионального стресса воспитателей ДОУ [Текст] / А.И. Дворникова, А.В. Шувалова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы XII студенческой международной научнопрактической конференции (24 сентября 2013 г.). - Новосибирск, 2013. - С. 162-166.
26. Джидарьян, И.А. Психологическое здоровье: проблема науки или удвоение понятий? [Текст] / И.А. Джидарьян // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. - Москва, 2014. - С. 19-34.
27. Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете / И.А. Джидарьян. - СПб. : Алетея, 2001. - 242 с.
28. Дикая, Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный
компонент деятельности. Психологические проблемы
профессиональной деятельности / Л.Г. Дикая. - М. : Наука, 1991. - 341 с.
29. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина. - М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 122 с.
30. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности [Текст] / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3(20). -
С. 17-21.
31. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. - СПб. : Союз: Лениздат, 2000. - 323 с.
32. Карандашев, В.Н. Педагогическая психология / В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. - СПб : Питер, 2006. - 412 с.
33. Касл, С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде.
Психология труда и организационная психология: современное
состояние и перспективы развития: хрестоматия / С.В. Касл; под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышовой. - М. : Радикс, 1995. - 224 с.
34. Ким, Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности / Б. Ким // Социологические науки. Наука без границ. - 2017. - № 6(11) - С. 174¬177.
35. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М. : Наука, 1983. - 341 с.
36. Кожевникова, О.А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О.А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7(19). - С. 273-277.
37. Колосова, Е.В. Феномен психологического здоровья / Е.В. Колосова // Страховские чтения. - 2019. - № 27. - С. 178-183.
38. Колпакова, М.Ю. Духовно ориентированный диалог в контексте отечественной культуры / М.Ю. Колпакова // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. - 2017. - № 44. - С. 87-107.
39. Корнеева, Т.П. Исследование профессионального стресса у воспитателей дошкольного учреждения / Т.П. Корнеева, Р.А Симонянц // Вестник магистратуры. - 2018. - № 2-1(89). - С. 140-143.
40. Костин Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Костин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 40-44.
41. Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань : КНИТУ, 2012. - 212 с.
42. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М. : Речь, 2014. - 226 с.
43. Леонова, А.Б. Динамика профессионального стресса в процессе организационных изменений / А.Б. Леонова, И.А. Мотивилина. Материалы Всероссийской конференции «Психология бизнеса». - СПб. : Иматон, 2003. - С. 111-113.
44. Леонова, А.Б. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека [Текст] / А.Б. Леонова, М.С. Капица; под ред. Ю.К. Стрелкова. - М. : Академия, 2003. - 200 с.
45. Лепешинский, Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Риф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. - 2007. - № 3. - С. 24-37.
46. Логинова, А.В. Профессиональный стресс и синдром
профессионального выгорания в педагогической деятельности / А.В. Логинова // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 1408-1410.
47. Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс Ч. II / О.В. Макаренко. - Новосибирск : НГТУ, 2007. - 72 с.
48. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный
ресурс] / Режим доступа : ййрзУ/ги^кхре&а.огц^кх/Дистресс ,
свободный (дата обращения 10.09.2021).
49. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный
ресурс] / Режим доступа :
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Профессиональный стресс , свободный (дата обращения 10.09.2021).
50. Мотовилина, И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений / И.А. Мотивилина. - М., 2003. - 28 с.
51. Михайлов, А.А., Проблема профессионального стресса работников производственных предприятий [Текст] / А.А. Михайлов, А.Е. Кузьминский, Т.С. Смирнова // Московский экономический журнал. - 2019. - № 8. - С. 547-554.
52. Наличаева, С.А. Психология стресса [Текст] / С.А. Наличаева. - Севастополь : Издательство, 2018. - 142 с.
53. Нижегородцева, Н.В. Совладающее поведение педагогов дошкольного образования с разным уровнем профессионального выгорания / Н.В. Нижегородцева, А.А. Сизова // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 5(122). - С. 174-184.
54. Никифоров, Г.С. Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь, 2006. - 480 с.
55. Ожегова, Е.Г. Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога [Электронный ресурс] / Ожогова, Е.Г., О.В. Якубенко // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - Режим доступа : https: //e-j ournal. omgau.ru/index. php/2017/1/35-statya-2017-1/738- 00268, свободный (дата обращения 02.04.2022). - Загл. с экрана.
56. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. - М. : Смысл, 2012. - 480 с.
57. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.
58. Осухова, Н., Профилактика профессионального выгорания: практико-ориентированный семинар / Н. Осухова, В. Кожевникова // Школьный психолог. - 2006. - № 16. - С. 18-32.
59. Падун, М.А., Регуляция эмоций и психологическое благополучие / М.А. Падун, Л.А. Климова // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. - 2014. - № 3. - С. 31-43.
60. Подольских, И.В. Психологическая профилактика профессионального стресса медицинских работников в экстремальных условиях труда [Текст]: магистерская диссертация / Подольских И.В. - Тольятти, 2020. - 107 с.
61. Подопригора, М.Г. Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» для студентов старших курсов и магистрантов / М.Г. Подопригора. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 261 с.
62. Попова, А.В. Психологические условия совершенствования
профессиональной подготовки студентов - социальных педагогов (на материале педагогического колледжа) [Электронный ресурс] /
А.В. Попова. - М. : 2006. - 213 c. - Режим доступа :
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya- sovershenstvovaniya-professionalnoi-podgotovki-studentov-sotsialn, свободный (дата обращения 21.03.2022).
63. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / Режим доступа : https: //infourok. ru/pro gramma- profilaktiki-emocionalnogo-vigoraniya-pedagogov-1256683.html, свободный (дата обращения 03.04.2022). - Загл. с. экрана.
64. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. - Спб. : Речь, 2007. - 224 с.
65. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А Реан., Я.Л. Коломинский. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 573 с.
66. Ризви, Н.Х. Критика моделей изучения стресса [Текст] / Н.Х. Ризви // Вестник ЛГУ. - 1985. - № 15. - с. 105.
67. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. - М. : Гуманит. изд-во Центр, 2013. - 80 с.
68. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 479 с.
69. Садыкова, А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире / А.Я. Садыкова // ^мвол науки. - 2020. - № 2. - с. 66-70.
70. Секач, М.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы / М.Ф. Секач. - М. : Академический Проект, 2015. - 192 c
71. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. // Неврология им.
Б.М. Маньковского. - [Б. м.] : 2016. - № 1. - с. 78-89.
72. Селигман, М. Как научиться оптимизму / М. Селигман; пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2021 - 544 с.
73. Селигман, М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман ; пер. с англ. И. Солухи. - М. : София, 2006. - 368 с.
74. Сизова, И.Ю. Взаимосвязь профессионального стресса и некоторых
аспектов психологического здоровья на примере воспитателей
дошкольных учреждений / И.Ю. Сизова // Вестник магистратуры. - 2021. - № 7(118). - С. 60-67.
75. Сизова И.Ю. Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов // Молодой ученый. - 2022. -№4 (399) - С.437 - 440.
76. Слободчиков, В.И., Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - [Б. м.] : 2001. - № 4. - С. 96.
77. Сравнительный анализ стрессовых факторов у учителей в частных и государственных школах / Т. Ховард, С.А. Лэбби, С.Л. Салливан, Р. Мэнинджер // Вестник московского городского педагогического университета: педагогика и психология. - 2017. - № 2. - С. 67-75.
78. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е.С. Акарачкова [и др.]. - СПб. : Скифия-принт ; М. : Профмедпресс, 2020. - 138 с.
79. Тест профессионального стресса Ч. Спилбергера (адаптация А.Б. Леоновой) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://dip- psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/oprosnik-trudovogo-stressa-jss-ch- spilbergera-v-russkoyazychnoy-adaptatsii-a-b-leonovoy, свободный (дата обращения 20.05.2022). - Загл. с. экрана.
80. Труфанова, Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы [Текст] / Т.А. Труфанова // Социально экономические явления и процессы. - 2016. - № 4. - С. 72-78.
81. Уманец, И.А. Теоретический аспект психического здоровья личности / И.А. Уманец // Вестник ставропольского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 67-72.
82. Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного
напряжения [Электронный ресурс] / С. Крутько. - 2014. - Режим
доступа : https: //4brain. ru/blo g/упражнения-для-релаксации//, свободный (дата обращения 03.04.2022). - Загл. с. экрана.
83. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Институт Психотерапии, 2005. - 490 с.
84. Филипченкова, С.И. Совладающее поведение как механизм преодоления стресса / С.И. Филипченкова // Проблемы психологии и эргономики. Ч. 2. - 2001. - № 2(12). - С. 86-88.
85. Фонарев, А.Р. Основные показатели деформации личности профессионала / А.Р. Фонарев // Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. - 2002. - № 3(9). -
С. 24-28.
86. Хадарцев, А.А. Профессиональный стресс у преподавателей (обзор литературы) / А.А. Хадарцев, А.Р. Токарев, И.Л. Трефилова // Вестник новых медицинских технологий. - 2019. - № 4. - с. 122-128.
87. Хазова, С.А. Психология совладающего поведения: материалы
Международной научно-практической конференции / С.А. Хазова ; отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2010. - С. 121-124.
88. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 208 с.
89. Шабанова, К.Г. Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений / К.Г. Шабанова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 2. - С. 41-49.
90. Штумф, В.О. Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов : учебное пособие / В.О. Штумф. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 2014. - 104 с.
91. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991 - 298 с.
92. Antonovsky, A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health / A. Antonovsky // Advances, Institute for Advancement of Health. - 1984. - V. 1. - No 3. - P. 37-50.
93. Diener, E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem / E. Diener // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - No. 68. - P. 653-663.
94. Fink, G. Stress: definition and history / G. Fink // Stress Science: Neuroendocrinology. - San Diego, Calif. : Academic, 2010. - P. 5
95. Hockey, G.R.L. Operator functional state as a framework for the assessment of performance degradation / Ed. by G.R.L. Hockey, A.W.K. Gaillard, A Burov // Operator functional state: the assessment and prediction of human performance degradation in complex tasks. - Amsterdam, 2003. - P. 3-38.
96. Kagan, A. Healt and environment — psycholocial stimuli: areview. In Society, Stress and Desease / A. Kagan, L. Levi. - V. 2. - N.Y., 1975.
97. Kahneman, D. Well-being: The Foundations of Hedonic Psychology /
D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz. - N.Y. : Russell Sage Found, 1999. - P. 3-25.
98. Keyes, C.L.M. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions / C.L.M. Keyes, D. Shmotkin, C.D. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 2002. - Vol. 82. - P. 1007-1022.
99. Lazarus, R.S. Amotion and adaptation / N.Y., 1991.
100. Lucas, R.E. Discriminant validity of well-being measures / R.E. Lucas,
E. Diener, E. Suh // Journal of Personality and Social Psychology. - 1996. - No. 71(3). - P. 616-628.
101. Maslow, A.N. Self-Actualizing People: A Study of Psychological Health /
A.N. Maslow // Personality Symposia: Symposium 1. New York :
Grune & Stratton, 1950. - P. 11-34.
102. Mausner, J.S. Suicide in professionals: a study of male and female psychologists / J.S. Mausner, R.C. Steppacher // American Journal of Epidemiology. - Published 01 December 1973. - Volume 98, Issue 6. - P. 436-445.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ