Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики

Работа №108919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных действий у младших школьников 8
1.1 Понятие «логические универсальные действия» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия формирования логических универсальных действий у младших школьников 15
Вывод по первой главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики 30
2.1 Диагностика уровня сформированности логических универсальных действий у младших школьников 30
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков математики по формированию логических универсальных действий у младших школьников 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 53
Вывод по второй главе 62
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 71

Современное общество постоянно развивается, и с каждым годом появляются более сложные инновации, новые технологии, прогрессивные идеи или научные открытия, и, чтобы жизнь не останавливалась, а продолжала свое совершенствование, требуется активная познавательная деятельность людей. Именно поэтому обществу необходимы высокообразованные, творческие, способные нестандартно мыслить люди, обладающие высоким уровнем развития разных видов мышления. В связи с этим в последние годы остро встает вопрос о развитии логического мышления и формировании логических универсальных действий у учащихся младшего школьного возраста. Именно они способствуют тому, что человек может давать ответы на те вопросы, которые недоступны ему в рамках чувственного познания и восприятия. Формирование логических действий способствует развитию индивидуальных качеств мышления человека, в результате этого он учится использовать свой собственный опыт для решения ситуаций, задач, вопросов, которые перед ним возникают. Поэтому в современном мире от человека требуются не привычные и шаблонные действия, а подвижность мышления, быстрая ориентировка, творческий и критический подход к решению задач. Сегодня как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного развития.
Человеку, обладающему логическими действиями, легче решать проблемные вопросы, которые возникают перед ним в процессе учебы или в профессиональной деятельности, такие люди способны адаптироваться к изменениям, происходящим в их жизни и жизни всего общества. И для того, чтобы быть успешным в той или иной деятельности, формирование логических универсальных действий должно начинаться уже с младшего школьного возраста, так как данный возраст является сензитивным периодом для формирования и развития логического мышления. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) акцент делается на организацию образовательного процесса, способствующего формированию личностных, предметных и метапредметных результатов, которые и ориентирует образовательный процесс на формирование универсальных учебных действий (УУД). Образовательные стандарты акцентируют внимание на то, что современная школа, не только вооружает знаниями, умениями, навыками, но и формирует личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к поисковой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.
Следует отметить, что, несмотря на очевидную значимость логических универсальных действий для формирования разносторонней личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию, педагоги не уделяют должного внимания их развитию. Это объясняется тем, что недостаточно разработаны методические рекомендации и пособия по организации учебной деятельности, направленной на формирование логических действий у младших школьников в образовательном процессе. В этом и состоит основное противоречие практики и науки.
Проблемой исследования и формирования логических универсальных действий занимались многие известные психологи и педагоги. Так, например, Л.С. Выготский отмечал, что мышление выдвигается в центр психического развития именно в младшем школьном возрасте, т.е. оно выходит в сознательную деятельность ребенка. А.Г. Асмолов разработал концепцию развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода, который закреплен во ФГОС второго поколения как основной. М.Р. Битянова и Т.В. Меркулова выделили и подробно охарактеризовали логические универсальные действия, кроме того, разработали методические рекомендации, направленные на мониторинг их развития. О.А. Родыгина обратила внимание на то, что прослеживается сопряженность между универсальными действиями и конкретными предметами, также она выделила основные средства учебника, которые способствуют формированию УУД. Н.И. Гажук отметила важность логических действий для формирования алгоритмической и логической грамотности учащихся начальной школы. Г.С. Ковалева и О.Б. Логинова выделили умения, которые формируются у учащихся в ходе овладения универсальными учебными действиями, конкретизируя их по каждому образовательному предмету.
Таким образом, проблема формирования логических действий на сегодняшний день является актуальной. Так как именно они способствуют становлению человека как активного субъекта деятельности, способного не только саморазвиваться, но также изменять и преобразовывать общество.
Исходя из всего вышеперечисленного, данная работа посвящена формированию логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики.
Проблема: каковы психолого-педагогические условия формирования логических универсальных действий у младших школьников?
Цель: теоретически обосновать и практически доказать эффективность создания психолого-педагогических условий для формирования логических универсальных действий у младших школьников.
Объект: процесс формирования логических универсальных действий.
Предмет: формирование логических универсальных действий младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если:
• учитывать возрастные особенности младших школьников;
• при обучении младших школьников на уроках математики применять систему заданий, направленных на формирование логических действий;
• организовывать на каждом уроке «логические пятиминутки»;
• создавать ситуации самостоятельной деятельности учащихся.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования логических универсальных действий у младших школьников.
2. Определить уровень сформированности логических универсальных действий у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков, направленных на формирование логических УУД.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественных анализ данных.
База исследования: МБУ школа № 91 г.о. Тольятти, 3 «А» и 3 «Б» класс.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее основных положений, идей и выводов в организации и совершенствовании образовательного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий. Основные положения работы могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков, подборе заданий и упражнений, направленных на формирование логических УУД.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирование логических универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников, мы узнали, что логические УУД входят в блок познавательных универсальных учебных действий. Кроме того, отметили, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования ставит важнейшей задачей перед педагогами начальных классов именно формирование УУД, которые обеспечивают возможность развития у школьников умения учиться, а также стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Мы выяснили, что логические универсальные действия имеют целый комплекс логических операций, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста в период их обучения в начальной школе. Отметили, что эти действия взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, организуя целостный процесс познания.
Также в ходе работы, узнали, что логические действия могут быть сформированы и использованы в различных областях знаний, в жизненных ситуациях. Но особую ценность для их формирования составляют уроки математики, так как именно на этих занятиях дети знакомятся с общим способом решения разного рода задач.
Однако заметим, что формирование логических УУД является обязательным не только для начальной школы, но также и для следующих ступеней образования. Но основой для развития логического мышления является именно младших школьный возраст. В связи с этим особое внимание мы уделили изучению психолого-педагогических условий формирования логических УУД у младших школьников.
После изучения теоретического материала нами был проведен педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБУ школы № 91 г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 26 человек, и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 23 человека.
В ходе констатирующего этапа мы выделили основные компоненты логических УУД. Затем подобрали диагностический инструментарий, который помог нам определить имеющийся уровень развития логических УУД и их компонентов у учащихся. Исходя из результатов, в нашем исследовании 3 «А» стал экспериментальным классом, а 3 «Б» - контрольной группой.
На следующем этапе проводилась работа с экспериментальной группой. Нами был разработан и реализован комплекс уроков по математике, с учетом всех требований и условий, направленных на развитие логических действий. Уроки были разработаны согласно тематическому планированию программы, по которой работает учитель начальных классов.
Завершающий этап был направлен на определение эффективности реализованных уроков, а также определение итогового уровня сформированности логических универсальных действий. Результаты показали, что оба класса улучшили свои показатели. Однако в экспериментальном классе уровень развития логических УУД имеет значение большее, нежели в контрольной группе. Эти данные свидетельствуют о том, что внедренный комплекс уроков способствует эффективному развитию логических действий у учащихся.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была доказана. В связи с этим успешному развитию логических универсальных действий способствует учет возрастных особенностей младших школьников, организация на каждом уроке «логических пятиминуток», применение на уроках математики системы заданий, направленных на формирование логических действий, и создание ситуаций самостоятельной работы учащихся.


1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142.
2. Аммосова, Н.В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики [Текст] / Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. • М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Афонина, А.В. Поурочные разработки по математике: 3 класс. [Текст] / А.В. Афонина, Е.Е. Ипатова. - М. : ВАКО, 2011. - 288 с.
6. Белоглазова, Е.В. Возможности формирования логических универсальных действий младших школьников при изучении категории числа имен существительных [Текст] / Е.В. Белоглазова // Молодой ученый. • 2015. - № 20.
7. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова. - Самара : Учебная литература, ИД Федоров, 2013. • 96 с.
8. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - СПб. : ЛКИ, 2007. - 288 с.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П.П. Блонский. - М. : МПСИ, МОДЭК, 2006. - 632 с.
10. Блохина, Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
12. Боно, Э. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления [Текст] / Э. Боно ; пер. с англ. Д. Я. Онацкая. - Мн. : Попурри, 2005. - 288 с.
13. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. - М.: Союз, 2004. - 192 с.
14. Волчегорская, Е.Ю. Формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников [Текст]/ Е.Ю. Волчегорская // Мир современной науки. - 2014. - № 4.
15. Воровщиков, С.Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов [Текст] / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №6.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ