Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методические аспекты проблемы развития творческого воображения у младших школьников средствами театра 7
1.1 Процесс развития творческого воображения младших школьников как объект психолого-педагогических исследований 7
1.2 Условия развития творческого воображения у младших школьников средствами театра 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра 27
2.1 Диагностика уровня развития творческого воображения у младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение программы по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра 36
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 55
Приложение Б Программа развития творческого воображения у младших школьников средствами театра 56
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 58
В последние годы возрастает актуальность психолого-педагогических исследований проблем творческого развития детей, в том числе и формирования у них творческого воображения, являющегося значимым аспектом любой деятельности. Это обусловлено потребностью общества в творческих и разносторонне развитых личностях, и при этом недостаточным разнообразием методов творческого развития обучающихся, из-за чего и возникает противоречие.
Наиболее благоприятным периодом для творческого развития является младший школьный возраст, что объясняется наличием у детей любознательности, заинтересованности, потребности в новой информации и в познании окружающей действительности. Данные факторы в совокупности с вовлечением детей в разнообразные виды деятельности обуславливают обогащение жизненного опыта обучающихся, что способствует их активному творческому развитию в целом.
Исследованием проблемы творческого развития младших школьников занимались С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.В. Гамезо, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Николаенко, Д.Б. Эльконин и другие.
Стоит отметить, что любая творческая деятельность активизирует весь спектр познавательных психических процессов младшего школьника. Поскольку сущность творческой деятельности подразумевает нахождение новых оригинальных способов решения одной и той же проблемы, то такая деятельность связана с воображением. При этом театральная деятельность, как один из основных видов творческой деятельности, основанный на моделировании образов, событий и отношений с применением различных средств выразительности, является наиболее подходящим способом развития творческого воображения ребенка. Однако остается актуальной проблема рационального внедрения средств театра в учебно-воспитательный процесс в начальной школе, чтобы они эффективно сказывались на развитие творческих способностей младших школьников, а также на их творческое воображение и отдельных его компонентов.
Таким образом, изучение возможностей использования театра как средства развития творческого воображения у младших школьников является актуальной педагогической проблемой, требующей практического изучения. Соответственно можно обозначить проблему исследования - недостаточное методическое обеспечение процесса развития творческого воображения младших школьников средствами театра.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: программа по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра.
Цель исследования: разработать программу развития творческого воображения у младших школьников средствами театра и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие творческого воображения средствами театра будет наиболее продуктивно при соблюдении следующих педагогических условий:
• в работе используются разнообразные методы и приемы обучения, способствующие развитию творческого воображения, которые можно рационально применять в театральной деятельности младших школьников;
• при отборе художественных произведений для последующей инсценировки учитываются интересы самих обучающихся;
• при распределении видов работ между младшими школьниками учитываются их индивидуальные личностные особенности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методические аспекты проблемы развития творческого воображения у младших школьников средствами театра.
2. Выявить начальный уровень развития творческого воображения у младших школьников.
3. Разработать и апробировать программу развития творческого воображения у младших школьников средствами театра.
4. Выявить динамику уровня развития творческого воображения у младших школьников и оценить эффективность разработанной программы.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, педагогический эксперимент.
Опытно экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юровская средняя общеобразовательная школа». Выборку исследования составили 30 человек из двух классов МОУ Юровская СОШ - обучающиеся ЗА класса (контрольная группа) и 3Б класса (экспериментальная группа), в каждой из которых по 15 человек.
Новизна исследования заключается в том, что в данной научной работе представлена эффективная авторская программа по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования: разработанная программа по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра может быть непосредственно использована во внеучебной и учебной работе в начальной школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, первая глава содержит два раздела, вторая - три раздела, заключения, списка используемой литературы из 50 источников и двух приложений.
Наиболее благоприятным периодом творческого развития является младший школьный возраст, что объясняется наличием у детей любознательности и потребности в познании. Данные факторы в совокупности с вовлечением детей в разнообразные виды деятельности обуславливают обогащение опыта, что способствует творческому развитию. Любая творческая деятельность активизирует весь спектр познавательных процессов. При этом театральная деятельность является наиболее подходящим способом развития творческого воображения ребенка.
С целью изучения особенностей развития творческого воображения у младших школьников средствами театра была проанализирована научная литература, в результате чего были получены следующие выводы:
• творческое воображение - это воображение, в процессе которого создаваемые или перерабатываемые самостоятельно образы являются оригинальными;
• младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития, что определено наличием у детей любознательности, заинтересованности, потребности в новой информации и в познании окружающей действительности;
• театральная деятельность, как один из основных видов творческой деятельности, основанный на моделировании образов, событий и отношений с применением различных средств выразительности, является наиболее подходящим способом развития творческого воображения ребенка.
С целью изучения практических аспектов проблемы развития творческого воображения у младших школьников средствами театра была реализована опытно-экспериментальная работа, в ходе которой на констатирующем этапе исследования было выявлено, что у значительной части младших школьников обеих исследовательских групп (53 %) выявлен средний уровень развития творческого воображения, при этом у 27 % экспериментальной и 20 % контрольной группы выявлен низкий уровень.
На формирующем этапе была разработана и апробирована программа по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра. Полученные результаты на контрольном этапе подтвердили эффективность разработанной программы и положения исходной гипотезы, а значит, развитие творческого воображения средствами театра будет наиболее продуктивно при соблюдении следующих педагогических условий: в работе используются разнообразные методы и приемы обучения, способствующие развитию творческого воображения, которые можно рационально применять в театральной деятельности младших школьников; при отборе художественных произведений для последующей инсценировки учитываются интересы самих обучающихся; при распределении видов работ между младшими школьниками учитываются их индивидуальные личностные особенности.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Разработанная программа по развитию творческого воображения у младших школьников средствами театра может быть непосредственно использована во внеучебной и учебной работе в начальной школе.
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 546 с.
2. Андреева И. А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. М. : Кузьма, Букмастер, 2015. 258 c.
3. Бахмутский А. Е. Педагогика: учебник. СПб. : Питер пресс, 2017. 304 с.
4. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2013. 260 с.
5. Белова Е. С. Выявление творческого потенциала младших школьников с помощью теста Е. П. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. С. 21-40.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. СПб. : Питер, 2006. 304 с.
7. Боровик О. В. Развитие воображения. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.
8. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети. 2005. № 4. С. 21-22.
9. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : Смысл, 1998. 685 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2015. 292 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика- Пресс, 2009. 536 с.
12. Гаврина С. Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию. М. : АСТ, 2013. 323 с.
13. Гамезо М. В., Домашенко И. Я. Атлас по психологии. М. : Педагогическое общество России, 2006. 276 с.
14. Голованова Н. Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 377 с.
15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
...