Способы управления многоквартирным домом
|
Введение 4
Глава 1 Правовая характеристика управления многоквартирным домом 7
1.1 Понятие многоквартирного дома как объекта управления 7
1.2 Выбор способа управления многоквартирным домом 12
Глава 2 Особенности способов управления многоквартирным домом 18
2.1 Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме 18
2.2 Управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом 22
2.3 Управление многоквартирным домом с привлечением
управляющей компании 27
Глава 3 Актуальные проблемы правового регулирования управления
многоквартирными домами 31
3.1 Проблемы правового регулирования управления
многоквартирными домами 31
3.2 Совершенствование законодательства в сфере управления
многоквартирными домами 34
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 45
Глава 1 Правовая характеристика управления многоквартирным домом 7
1.1 Понятие многоквартирного дома как объекта управления 7
1.2 Выбор способа управления многоквартирным домом 12
Глава 2 Особенности способов управления многоквартирным домом 18
2.1 Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме 18
2.2 Управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом 22
2.3 Управление многоквартирным домом с привлечением
управляющей компании 27
Глава 3 Актуальные проблемы правового регулирования управления
многоквартирными домами 31
3.1 Проблемы правового регулирования управления
многоквартирными домами 31
3.2 Совершенствование законодательства в сфере управления
многоквартирными домами 34
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 45
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на сегодняшний день в Жилищном кодексе РФ отсутствуют определения понятий, которые являются центральными в институте управления многоквартирным домом, в частности: «многоквартирный дом», «управление многоквартирным домом».
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Вышеуказанное положение закреплено и в нормах Жилищного кодекса РФ, так, в нормах указано, что собственники помещений в многоквартирном доме только по своему усмотрению и в интересах жильцов дома управлять многоквартирным домом.
В настоящее время актуальными остаются проблемы несовершенства законодательных актов, регулирующих вышеуказанные общественные отношения. Так по-прежнему остается нерешенный вопрос относительно механизма осуществления полномочий и исполнения обязанностей жильцов общего имущества дома, что приводит к неполноценному их осуществлению, вопросы, связанные с управлением имущества в нормативных актах изложены неоднозначно, что влияет на злоупотребление правами со стороны управляющих организаций.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в ходе управления многоквартирным домом.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты,
регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ способов
управления многоквартирным домом.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- изучение понятия многоквартирного дома как объекта управления;
- рассмотрение особенностей способов управления многоквартирным домом;
- выявление проблем, связанных с правовым регулированием управления многоквартирными домами и путей совершенствования законодательства в данной области.
При проведении исследования использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и технико-юридический.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы выявить пробелы законодательного регулирования, правоприменительной деятельности, внести соответствующие предложения.
Базой исследования работы являются нормативно-правовые акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 11.06.2021), Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также статьи современных авторов, таких как: Т.А. Береговая, А.Ю. Ермакова, Р.Р. Измайлов, В.С. Карягина, О.В. Мороз, Т.В. Петрова, Е.С. Пономаренко, В.В. Степанов, Д.А. Топоров, А.В. Труфанов, Д.Е. Чимров, В.К. Шохин.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В первой главе рассматривается правовая характеристика управления многоквартирным домом, а именно понятие многоквартирного дома как объекта управления и выбор способа управления многоквартирным домом.
Вторая глава исследует особенности способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и управление многоквартирным домом с привлечением управляющей компанией
Третья глава рассматривает актуальные проблемы правового регулирования управления многоквартирными домами и пути совершенствования законодательства в данной области.
Заключение содержит выводы по проанализированным проблемам
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Вышеуказанное положение закреплено и в нормах Жилищного кодекса РФ, так, в нормах указано, что собственники помещений в многоквартирном доме только по своему усмотрению и в интересах жильцов дома управлять многоквартирным домом.
В настоящее время актуальными остаются проблемы несовершенства законодательных актов, регулирующих вышеуказанные общественные отношения. Так по-прежнему остается нерешенный вопрос относительно механизма осуществления полномочий и исполнения обязанностей жильцов общего имущества дома, что приводит к неполноценному их осуществлению, вопросы, связанные с управлением имущества в нормативных актах изложены неоднозначно, что влияет на злоупотребление правами со стороны управляющих организаций.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в ходе управления многоквартирным домом.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты,
регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ способов
управления многоквартирным домом.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- изучение понятия многоквартирного дома как объекта управления;
- рассмотрение особенностей способов управления многоквартирным домом;
- выявление проблем, связанных с правовым регулированием управления многоквартирными домами и путей совершенствования законодательства в данной области.
При проведении исследования использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и технико-юридический.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы выявить пробелы законодательного регулирования, правоприменительной деятельности, внести соответствующие предложения.
Базой исследования работы являются нормативно-правовые акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 11.06.2021), Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также статьи современных авторов, таких как: Т.А. Береговая, А.Ю. Ермакова, Р.Р. Измайлов, В.С. Карягина, О.В. Мороз, Т.В. Петрова, Е.С. Пономаренко, В.В. Степанов, Д.А. Топоров, А.В. Труфанов, Д.Е. Чимров, В.К. Шохин.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В первой главе рассматривается правовая характеристика управления многоквартирным домом, а именно понятие многоквартирного дома как объекта управления и выбор способа управления многоквартирным домом.
Вторая глава исследует особенности способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и управление многоквартирным домом с привлечением управляющей компанией
Третья глава рассматривает актуальные проблемы правового регулирования управления многоквартирными домами и пути совершенствования законодательства в данной области.
Заключение содержит выводы по проанализированным проблемам
Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день не дано определение понятия «многоквартирный дом» в Жилищном кодексе РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» под многоквартирным домом следует понимать «совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме».
Исходя из анализа ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным жилым домом - это «согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».
Сегодня в России закреплена следующая юридическая конструкция многоквартирного дома: все помещения принадлежат собственникам, а несущие конструкции, оборудование, которые обслуживают более одного помещения, любое иное имущество общего назначения находятся также в собственности собственников, но только в общей долевой.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется ст. 161 ЖК РФ.
На сегодняшний день действующим законодательством представлены следующие варианты принятия решения по выбору способа управления многоквартирным домом, а именно: при проведении собственниками квартир общего собрания. Решение может также принять органы местного самоуправления с помощью проведения открытого конкурса на место новой управляющей компании.
Стоит отметить, что в январе 2020 года был изменен порядок выбора управления для многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности. Теперь для ее избрания стало обязательным проведение открытого конкурса. Ранее подобное требование отсутствовало. Проведение конкурса было обязательным лишь для домов, в которых только часть площади помещений, но при этом более 50%, находилась в государственной или муниципальной собственности.
Стоит отметить, что в январе 2020 года был изменен порядок выбора управления для многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности. Теперь для ее избрания стало обязательным проведение открытого конкурса.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании должны самостоятельно выбрать один из способов управления:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Весной 2020 года при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме, одним из законопроектов было предложено увеличить количество квартир до 60. Но данные поправки так и не были приняты.
Управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом считается наименее востребованным способом управления многоквартирным домом.
Все собственники помещений делегируют свое право на заключение договоров ТСЖ, ЖК, РК согласно решению общего собрания о наделении соответствующих юридических лиц на заключение договоров в интересах собственников или согласно уставу таких организаций.
Управление многоквартирным домом с привлечением управляющей компании является одним из способов управления собственниками дома, согласно которому управляющая организация обязуется по договору за определенную плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Выявив некоторые проблемы, которые возникают при управлении многоквартирным домом, необходимо внести изменения в нормы действующего жилищного законодательства.
Итак, необходимо дополнить ст. 44 ЖК РФ ч. 3 следующего содержания:
«К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при осуществлении деятельности товарищества собственников жилья относится:
1) принятие решений о перевыборах способа управления;
2) принятие решения о ликвидации товарищества собственников жилья».
Также необходимо полномочия совета дома и председателя совета дома установить открытыми.
Необходимо в ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ внести п. 8 следующего содержания: «Совершает иные действия, связанные с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг».
В ч. 8 ст. 161 внести п. 7 следующего содержания:
«Совершает иные действия, связанные с управлением многоквартирного дома и предоставлением коммунальных услуг».
В ст. 44 ЖК РФ указано, что органом управления многоквартирного дома выступает общее собрание собственников помещений. На практике данная норма порождает трудности, которые затрагивают, в том числе и нарушение прав собственников помещений. Как правило, это происходит из- за недобросовестности организаторов таких собраний.
Поэтому необходимо проведение общих собраний собственников помещений поставить под контроль государства, а также решить проблему, связанную с защитой прав собственников при недобросовестном проведении общих собраний.
При обжаловании решений, которые были приняты на общем собрании собственников помещений в суде, запретить проведение собраний по схожим или тем же вопросам до момента окончания судебного процесса и вступления в силу судебного решения.
Сегодня неэффективность механизма лицензирования подтверждается тем, что процесс лишения лицензии у управляющей организации занимает довольно продолжительный промежуток времени, осуществляется только в судебном порядке.
Необходимо наделить лицензионную комиссию полномочием по аннулированию лицензий во внесудебном порядке за деяния, которые влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью или причинение вреда жизни и здоровью человека, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В настоящее время нормы жилищного законодательства не предусматривают определение понятия «управляющая организация», раскрывается только цель ее создания и характер деятельности.
Поэтому целесообразно на законодательном уровне п.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ изложить следующим образом:
«2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
3) управление управляющей организацией, которая является юридическим лицом, осуществляющим на основании волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома с помощью заключения договора управления, полномочий по управлению и надлежащему содержанию общего имуществом многоквартирного дома».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» под многоквартирным домом следует понимать «совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме».
Исходя из анализа ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным жилым домом - это «согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».
Сегодня в России закреплена следующая юридическая конструкция многоквартирного дома: все помещения принадлежат собственникам, а несущие конструкции, оборудование, которые обслуживают более одного помещения, любое иное имущество общего назначения находятся также в собственности собственников, но только в общей долевой.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется ст. 161 ЖК РФ.
На сегодняшний день действующим законодательством представлены следующие варианты принятия решения по выбору способа управления многоквартирным домом, а именно: при проведении собственниками квартир общего собрания. Решение может также принять органы местного самоуправления с помощью проведения открытого конкурса на место новой управляющей компании.
Стоит отметить, что в январе 2020 года был изменен порядок выбора управления для многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности. Теперь для ее избрания стало обязательным проведение открытого конкурса. Ранее подобное требование отсутствовало. Проведение конкурса было обязательным лишь для домов, в которых только часть площади помещений, но при этом более 50%, находилась в государственной или муниципальной собственности.
Стоит отметить, что в январе 2020 года был изменен порядок выбора управления для многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности. Теперь для ее избрания стало обязательным проведение открытого конкурса.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании должны самостоятельно выбрать один из способов управления:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Весной 2020 года при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме, одним из законопроектов было предложено увеличить количество квартир до 60. Но данные поправки так и не были приняты.
Управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом считается наименее востребованным способом управления многоквартирным домом.
Все собственники помещений делегируют свое право на заключение договоров ТСЖ, ЖК, РК согласно решению общего собрания о наделении соответствующих юридических лиц на заключение договоров в интересах собственников или согласно уставу таких организаций.
Управление многоквартирным домом с привлечением управляющей компании является одним из способов управления собственниками дома, согласно которому управляющая организация обязуется по договору за определенную плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Выявив некоторые проблемы, которые возникают при управлении многоквартирным домом, необходимо внести изменения в нормы действующего жилищного законодательства.
Итак, необходимо дополнить ст. 44 ЖК РФ ч. 3 следующего содержания:
«К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при осуществлении деятельности товарищества собственников жилья относится:
1) принятие решений о перевыборах способа управления;
2) принятие решения о ликвидации товарищества собственников жилья».
Также необходимо полномочия совета дома и председателя совета дома установить открытыми.
Необходимо в ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ внести п. 8 следующего содержания: «Совершает иные действия, связанные с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг».
В ч. 8 ст. 161 внести п. 7 следующего содержания:
«Совершает иные действия, связанные с управлением многоквартирного дома и предоставлением коммунальных услуг».
В ст. 44 ЖК РФ указано, что органом управления многоквартирного дома выступает общее собрание собственников помещений. На практике данная норма порождает трудности, которые затрагивают, в том числе и нарушение прав собственников помещений. Как правило, это происходит из- за недобросовестности организаторов таких собраний.
Поэтому необходимо проведение общих собраний собственников помещений поставить под контроль государства, а также решить проблему, связанную с защитой прав собственников при недобросовестном проведении общих собраний.
При обжаловании решений, которые были приняты на общем собрании собственников помещений в суде, запретить проведение собраний по схожим или тем же вопросам до момента окончания судебного процесса и вступления в силу судебного решения.
Сегодня неэффективность механизма лицензирования подтверждается тем, что процесс лишения лицензии у управляющей организации занимает довольно продолжительный промежуток времени, осуществляется только в судебном порядке.
Необходимо наделить лицензионную комиссию полномочием по аннулированию лицензий во внесудебном порядке за деяния, которые влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью или причинение вреда жизни и здоровью человека, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В настоящее время нормы жилищного законодательства не предусматривают определение понятия «управляющая организация», раскрывается только цель ее создания и характер деятельности.
Поэтому целесообразно на законодательном уровне п.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ изложить следующим образом:
«2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
3) управление управляющей организацией, которая является юридическим лицом, осуществляющим на основании волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома с помощью заключения договора управления, полномочий по управлению и надлежащему содержанию общего имуществом многоквартирного дома».
Подобные работы
- СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Правовая сущность и способы управления многоквартирным домом
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление многоквартирным домом
Дипломные работы, ВКР, жилищное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ:
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ:
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Управление многоквартирными домами
Бакалаврская работа, жилищное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Договор управления многоквартирным домом (институт Синергия)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7000 р. Год сдачи: 2023 - Реализация жилищной политики в сфере управления многоквартирными домами в РФ (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018



