Введение 5
Глава 1 Теоретические основы автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронно-образовательных ресурсов 9
1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе и особенности речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...
1.2 Электронно-образовательные ресурсы как средство
автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 18
Глава 2 Экспериментальное исследование автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронно-образовательных ресурсов 29
2.1 Выявление уровня автоматизации произношения звуков у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 29
2.2 Содержания коррекционно-развивающей работы по
автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронно-образовательных ресурсов 37
2.3 Изучение динамики автоматизации произношения звуков у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Характеристика выборки исследования 63
Приложение Б Количественные результаты констатирующего исследования автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 64
Приложение В Примеры слайдов анимированной презентации
«Автоматизация звука [с] с Леди Баг и Супер Котом» 65
Приложение Г Количественные результаты контрольного исследования автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Одним из неотъемлемых компонентов развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи является постановка и автоматизация звуков в речи.
Общее недоразвитие речи - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в содержании программы речевое развитие, как отдельную образовательную область развития и образования детей. Одним из направлений работы в данной образовательной области является развитие звуковой культуры речи.
В старшем дошкольном возрасте в норме у большинства детей имеются все звуки речи. Однако у детей с общим недоразвитием речи процесс овладения звуками и их автоматизации в речи искажается и требует коррекционного вмешательства.
Важность заключается в том, что своевременная коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи, особенно в дошкольном возрасте, залог успешного освоения грамоты и чтения: грамматически правильная речь возможна только при правильном восприятии и воспроизведении звукового состава слова, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и нарушением звукопроизношения, не получившие специализированной помощи в дошкольном возрасте, могут испытывать впоследствии затруднения при освоении навыков письма и чтения.
Вопрос автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи интересовал многих исследователей. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина выделили этапы автоматизации звука, а также необходимые условия для быстрого и прочного закрепление правильного произношения поставленного звука. Е.Ф. Архипова выделила автоматизацию по модулям и разработала систему автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко разработали альбомы с лексическим и иллюстративным материалом по автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между социальным заказом общества на автоматизацию произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием электронных-образовательных ресурсов в этом процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: как использовать электронно-образовательные ресурсы в процессе автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования электронно-образовательных ресурсов в автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: автоматизация звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронных образовательных ресурсов.
Гипотеза исследования состоит в том, что автоматизация звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронных образовательных ресурсов возможна, если:
- отобраны электронно-образовательные ресурсы с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей;
- включены электронно-образовательные ресурсы в коррекционно-развивающую работу с детьми;
- реализованы мероприятия с родителями воспитанников по вопросам автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы по проблеме автоматизации произношения звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и использования электронно-образовательных ресурсов в данном процессе.
2. Определить показатели для выявления уровня автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронно-образовательных ресурсов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования речевого нарушения при общем недоразвитии речи (Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- исследования онтогенеза речевой деятельности (А.Н. Гвоздев);
- исследования направлений использования электронно-
образовательных ресурсов в обучении дошкольников (В.В. Трофимов).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Весёлые нотки» городского округа Тольятти.
В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие «автоматизация звуков у детей 5-6 лет» и обоснована организация коррекционно-развивающей работы с включением электронно-образовательных ресурсов с целью автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели автоматизации звуков, в соответствии с которыми подобраны диагностические методики; дана качественная характеристика уровней развития звукопроизношения и автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Практическая значимость исследования заключается в том, что диагностические задания и комплекс разработанных упражнений с электронно-образовательными ресурсами по автоматизации звуков у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи могут быть использованы учителем - дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц. Объем работы - 62 страницы без приложения.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы о проведенной работе.
Результаты теоретического дают основание утверждать, что проблема автоматизации произношения звуков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления.
При общем недоразвитии речи в структуре дефекта прослеживается нарушение всех компонентов речи, однако одним из самых частых нарушений компонентов речи является нарушение звукопроизношения. От правильного произношения звуков у ребенка и соответственно автоматизированном их произношении в связной речи при непосредственном общении, зависит уровень взаимодействия ребенка с социумом и социализация ребенка в целом.
Овладение верным произношением и автоматизацией звуков происходит через общение ребенка и взрослого. В базовом подходе к автоматизации звуков выделяют последовательность в виде групп звуков и пять этапов формирования автоматизации произношения звуков.
Электронные образовательные ресурсы используются для решения различных образовательных задач. Применение данных ресурсов делает процесс обучения интереснее, дает возможность разнообразного предоставления речевого материала, способствует ускорению процесса автоматизации звуков детей с общим недоразвитием речи.
Выявление уровня автоматизации произношения звуков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи показало, что 25 % имеют низкий уровень, 50 % - средний, 25 % - высокий уровень автоматизации звуков. Данные результаты позволяют говорить о том, что у детей шестого года жизни с общим недоразвитие речи уровень автоматизации произношения звуков находится на среднем и низком уровне, по таким 58
показателям как умение произносить изолированные звуки, произносить звуки в слогах разной конструкции, умение произносить звуки в начале, середине и конце слова, произносить звуки в предложениях и умение произносить звуки в небольших рассказах.
Формирующий эксперимент доказал, что автоматизация произношения звуков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи эффективна при использовании электронных образовательных ресурсов, в нашем случае анимированной презентации. Данный ресурс обеспечивает вовлеченность детей в процесс автоматизации звуков, дети интенсивнее проговаривают автоматизируемый звук, так как испытывают желание узнать, какие задания от персонажей мультфильмов или игр их ждут впереди.
Интерес представляют разработанные задания для электронного образовательного ресурса в соответствии с этапами автоматизации звуков у детей. Реализованы мероприятия с родителями воспитанников по вопросам автоматизации звуков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством электронных образовательных ресурсов.
Контрольный эксперимент показал, что в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем автоматизации звуков на 42 %, уменьшилось число детей с низким уровнем на 17 %.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о возможности организации предложенной нами работы по автоматизации произношения звуков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством электронных образовательных ресурсов.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Азарина Е. Л. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф., 2013. С. 136-139.
3. Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 188-191
4. Брындикова Н. А. Использование авторских электронных образовательных ресурсов в коррекционной деятельности учителя-логопеда // Информационные технологии в образовании: материалы XV Южно¬Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки. Ростов-н/Д: ИТО-Ростов, 2015. С. 67-73.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : ЛИН РСФСР, 1961. 471 с.
6. Душкина И. Е. Использование информационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. N 30. С. 120-124.
7. Дубинина Д. Н, Старжинская Н. С. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс. 2015. URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/13447 (дата обращения: 23.11.2020)
8. Жукова М. А. Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике: современные возможности визуализации речи в обучении произношению // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 2014. N 4. С. 10¬12.
9. Золтнер Т. Н., Тумалева Е. А. Электронные образовательные ресурсы в коррекции общего недоразвития речи (ОНР) детей старшего дошкольного возраста // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научной конференции. 2018. С. 26-30
10. Иванова Н. В., Савина Я. А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. N 3. С. 108-111.
11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии : учебник для студентов ВУЗов. М.: АльянС «Академия», 2014. 368 с.
12. Лежнина М. В. Электронные образовательные ресурсы в
развитии детей дошкольного возраста. 2011. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_16753605_28084542.pdf (дата обращения: 11.11.2020)
13. Мельникова Е. Е. Электронные образовательные ресурсы в
деятельности учителей-логопедов. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-vdeyatelnosti- uchiteley-logopedov (дата обращения: 27.11.2020)
14. Новикова О. Н. Использование возможностей ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольной организации. URL: https://novikova-on- nfmadou5.edumsko.ru/articles/post/2067096 (дата обращения: 20.11.2020)
15. Осипова О. П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов // Народное образование. 2015. N 4. С. 127-133.
16. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2002. 448 с.
17. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М.: «Владос», 1997. 400 с.
18. Рогозина И. А. Преемственность в работе детского сада и школы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. СПб., 2002. 173 с.
19. Тверская О. Н., Кряжевских Е. Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет (экспресс-диагностика): Методическое издание. СПб.: «Детство-Пресс», 2018. 64 с.
20. Филичева Т. Б., Чевелева Г. В., Чиркина Н. А. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. 223 с.
21. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: ДРОФА, 2010. 189 с.
22. Яковлева И. В. Возможности использования компьютерных технологий в обеспечении коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи ДОО) URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vozmozhnosti-ispolzovaniya-kompyuternyh- tehnologiy-v-obespechenii-korrektsionno-razvivayuschego-protsessa-v-gruppah (дата обращения: 25.11.2020)