Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса. Позиции ученых-процессуалистов, призывающих к ее отмене (Нижегородская Академия МВД России)
|
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного процесса
§ 1. Понятие, значение, задачи и субъекты стадии возбуждения уголовного дела 6
§ 2. Поводы, основания для возбуждения уголовного дела 10
§ 3. Порядок приема, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел 15
Глава 2. Теоретико-доктринальное понимание стадии проверки сообщения о преступлении
§ 1. Мнение ученых-процессуалистов о стадии возбуждения уголовного дела 19
§ 2. Трудности, возникающие в деятельности практических органов на ста-дии возбуждения уголовного дела 21
Заключение 24
Список используемых правовых актов и литературы……………….……27
Глава 1. Возбуждение уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного процесса
§ 1. Понятие, значение, задачи и субъекты стадии возбуждения уголовного дела 6
§ 2. Поводы, основания для возбуждения уголовного дела 10
§ 3. Порядок приема, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел 15
Глава 2. Теоретико-доктринальное понимание стадии проверки сообщения о преступлении
§ 1. Мнение ученых-процессуалистов о стадии возбуждения уголовного дела 19
§ 2. Трудности, возникающие в деятельности практических органов на ста-дии возбуждения уголовного дела 21
Заключение 24
Список используемых правовых актов и литературы……………….……27
Начальный период уголовно-процессуального законодательства уни-кален тем, что его развитие шло при активном и непосредственном законо-дательстве революционно настроенных масс на местах. При этом порядок рассмотрения сообщений о преступлениях может различаться.
Институт возбуждения уголовного дела окончательно закрепился в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР в 1922-23 гг., хотя и после этого претерпел ряд существенных изменений . Следует отметить, что рассматри-ваемый институт в определенной степени уникален. Он присущ только рос-сийскому уголовному судопроизводству (хотя отчасти сохранился в странах – бывших союзных республиках СССР) .
В связи с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации законодатель подтвердил намерение сохранить единые подходы к регулированию начальных стадий судопроизводства. На стадии возбуж-дения уголовного дела задачами являются реагирование на первые посту-пившие сведения о совершенных общественно опасных деяниях, проверки в них наличия или отсутствия признаков преступления, принятия мер к за-креплению следов преступления либо к его предотвращению или пресече-нию.
Подобное можно сказать и о процессуальной форме акта возбуждения уголовного дела или отказа в таковом. Многие местные следственно-судебные учреждения с первых же дней своей деятельности начали оформ-лять эти акты постановлением . Как процессуальный акт, возбуждение уго-ловного дела следует понимать однократное процессуальное действие, вы-ражающееся в вынесении надлежащим должностным лицом постановления о начале расследования по конкретному уголовному делу.
Целью данной работы является рассмотрение возбуждения уголовного дела как стадии уголовного процесса.
Объектом данного исследования является весь комплекс общественных отношений, которые касаются реализации стадии уголовного процесса воз-буждения уголовного дела.
Предметом исследования являются основания и поводы для возбуж-дения уголовного дела процессуальные действия по возбуждению или отка-зу в возбуждении уголовного дела.
Задача данной работы состоит в том, чтобы:
- дать определение понятиям и установить смысл и задачи стадии возбуждения уголовного дела;
- определить субъектов стадии возбуждения уголовного де-ла;
- рассмотреть причины и основания для возбуждения уго-ловного дела;
- проанализировать порядок приема, регистрации и провер-ки заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел;
- описать процессуальный порядок возбуждения уголовного дела;
- выявить основания отказа в возбуждении уголовного дела;
- сформулировать признаки процессуального порядка отказа в возбуждении уголовного дела.
Институт возбуждения уголовного дела окончательно закрепился в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР в 1922-23 гг., хотя и после этого претерпел ряд существенных изменений . Следует отметить, что рассматри-ваемый институт в определенной степени уникален. Он присущ только рос-сийскому уголовному судопроизводству (хотя отчасти сохранился в странах – бывших союзных республиках СССР) .
В связи с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации законодатель подтвердил намерение сохранить единые подходы к регулированию начальных стадий судопроизводства. На стадии возбуж-дения уголовного дела задачами являются реагирование на первые посту-пившие сведения о совершенных общественно опасных деяниях, проверки в них наличия или отсутствия признаков преступления, принятия мер к за-креплению следов преступления либо к его предотвращению или пресече-нию.
Подобное можно сказать и о процессуальной форме акта возбуждения уголовного дела или отказа в таковом. Многие местные следственно-судебные учреждения с первых же дней своей деятельности начали оформ-лять эти акты постановлением . Как процессуальный акт, возбуждение уго-ловного дела следует понимать однократное процессуальное действие, вы-ражающееся в вынесении надлежащим должностным лицом постановления о начале расследования по конкретному уголовному делу.
Целью данной работы является рассмотрение возбуждения уголовного дела как стадии уголовного процесса.
Объектом данного исследования является весь комплекс общественных отношений, которые касаются реализации стадии уголовного процесса воз-буждения уголовного дела.
Предметом исследования являются основания и поводы для возбуж-дения уголовного дела процессуальные действия по возбуждению или отка-зу в возбуждении уголовного дела.
Задача данной работы состоит в том, чтобы:
- дать определение понятиям и установить смысл и задачи стадии возбуждения уголовного дела;
- определить субъектов стадии возбуждения уголовного де-ла;
- рассмотреть причины и основания для возбуждения уго-ловного дела;
- проанализировать порядок приема, регистрации и провер-ки заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел;
- описать процессуальный порядок возбуждения уголовного дела;
- выявить основания отказа в возбуждении уголовного дела;
- сформулировать признаки процессуального порядка отказа в возбуждении уголовного дела.
В заключении следует отметить, что понятие "возбуждение уго-ловного дела" имеет несколько значений. Под возбуждением уголовно-го дела понимается уголовно-процессуальный институт, представляю-щий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламенти-рующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении (гл. 19 и гл. 20 УПК). Под воз-буждением уголовного дела понимается решение, вынесенное в форме постановления, завершающее рассмотрение сообщения о преступлении и выступающее юридическим фактом для начала расследования пре-ступления (ст. 146 УПК). Возбуждение уголовного дела означает начальную стадию уголовного судопроизводства, характеризующуюся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений или со-держанием предмета правоотношений, процессуальными средствами, сроками, решениями.
Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют следующие признаки: а) она имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок - не более трех суток (ст. 144 УПК). Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальни-ком органа дознания (ч. 3 ст. 144 УПК)); б) содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии; в) целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процес-суальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела; г) за-дачами данной стадии являются прием, регистрация и разрешение со-общений о преступлениях с одновременным закреплением следов пре-ступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресе-чение преступления; д) данную стадию характеризует и круг субъектов правоотношения, а именно, инициатор сообщения о преступлении (т.е. лицо, официально заявившее о преступлении - заявитель) и дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор, обязанные принять, прове-рить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК); е) в процессе осуществления деятельности в данной ста-дии возникают, развиваются и завершаются правоотношения только между указанными субъектами этой деятельности, процессуальные от-ношения между иными лицами в данной стадии законом не регламенти-рованы и, следовательно, не допустимы (например, недопустимо требо-вать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо, совершившее преступление);ж) для проверки сообщения о преступлении могут быть применены такие средства, как проверка дан-ных о заявителе, его документов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступлении, истребование из средств массовой инфор-мации документов и материалов, подтверждающих сообщение о пре-ступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную инфор-мацию. В качестве исключения закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень - это осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы; з) юридическим фактом, вызывающим правоотношения в данной стадии, является повод, указанный в законе; юридическим фак-том, завершающим правоотношения в данной стадии, и вызывающим возникновение новых уголовно-процессуальных отношений, является юридически зафиксированный в постановлении о возбуждении уголов-ного дела вывод должностного лица о необходимости проверки про-цессуальными средствами (в форме дознания или следствия) предполо-жения о существовании уголовно-правового отношения (т.е. факта со-вершения преступления) либо его вывод об отсутствии такого правоот-ношения, зафиксированный в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют следующие признаки: а) она имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок - не более трех суток (ст. 144 УПК). Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальни-ком органа дознания (ч. 3 ст. 144 УПК)); б) содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии; в) целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процес-суальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела; г) за-дачами данной стадии являются прием, регистрация и разрешение со-общений о преступлениях с одновременным закреплением следов пре-ступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресе-чение преступления; д) данную стадию характеризует и круг субъектов правоотношения, а именно, инициатор сообщения о преступлении (т.е. лицо, официально заявившее о преступлении - заявитель) и дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор, обязанные принять, прове-рить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК); е) в процессе осуществления деятельности в данной ста-дии возникают, развиваются и завершаются правоотношения только между указанными субъектами этой деятельности, процессуальные от-ношения между иными лицами в данной стадии законом не регламенти-рованы и, следовательно, не допустимы (например, недопустимо требо-вать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо, совершившее преступление);ж) для проверки сообщения о преступлении могут быть применены такие средства, как проверка дан-ных о заявителе, его документов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступлении, истребование из средств массовой инфор-мации документов и материалов, подтверждающих сообщение о пре-ступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную инфор-мацию. В качестве исключения закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень - это осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы; з) юридическим фактом, вызывающим правоотношения в данной стадии, является повод, указанный в законе; юридическим фак-том, завершающим правоотношения в данной стадии, и вызывающим возникновение новых уголовно-процессуальных отношений, является юридически зафиксированный в постановлении о возбуждении уголов-ного дела вывод должностного лица о необходимости проверки про-цессуальными средствами (в форме дознания или следствия) предполо-жения о существовании уголовно-правового отношения (т.е. факта со-вершения преступления) либо его вывод об отсутствии такого правоот-ношения, зафиксированный в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.



