Введение 4
Термины и определения 6
Перечень сокращений и обозначений 9
1 Особенности управления пожарными рисками на объекте с пребыванием людей 8
1.1 Виды пожарных рисков 8
1.2 Пожарные риски как объект управления 11
1.3 Анализ существующих методов управления пожарными рисками 12
2 Оценка пожарного риска на примере 33 пожарно -спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми 17
2.1 Анализ существующей системы пожарной безопасности для 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми 17
2.2 Оценка пожарного риска 22
3 Управление пожарным риском в 33 пожарно -спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми 68
3.1 Разработка инженерно-технических решений для управления пожарным риском в 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми 68
3.2 Анализ и оценка эффективности внедрения предлагаемых методов управления рисками 81
Заключение 87
Список используемых источников 92
В связи с принятием в 2008 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» особую актуальность приобретают выработка и внедрение в отечественную практику научно обоснованных методик количественной оценки пожарного риска, позволяющих устанавливать соответствие реально существующего уровня риска законодательно установленному предельному значению.
В последние десятилетия в большинстве промышленно развитых стран происходит переход от жесткого нормирования требований пожарной безопасности при проектировании зданий и сооружений к гибкому или объектно-ориентированному нормированию.
Актуальность использования средств экстренной эвакуации в случае пожара среди большого количества людей обусловлена тем, что при регулярной эвакуации из этих зданий из -за длительного времени эвакуации и возникающих опасных последствий пожара действует на людей множество факторов. Пожары в местах с пребыванием большого количества людей наносят наибольший социальный и материальный ущерб.
Объект исследования: система управления пожарными рисками.
Предмет исследования: методы управления пожарными рисками.
Цель исследования: повышение эффективности мероприятий по снижению пожарных рисков на объекте защиты.
Гипотеза исследования состоит в том, что можно снизить величину пожарного риска, если увеличить эффективность инженерно -технических решений по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать методы: и особенности управления пожарными рисками на объекте с пребыванием людей;
• исследовать принципы и методы оценки пожарных рисков на примере 33 пожарно -спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми;
• разработать эффективные инженерно -технические решения и методические рекомендации для управления пожарным риском в 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научная литература отечественных и зарубежных ученых по теме организации пожарной безопасности, систем пожарной безопасности и теории обследований объектов, направленных на выполнение требований пожарной безопасности.
Базовыми для настоящего исследования явились также: нормативно-методические и правовые документы в области пожарной безопасности.
Методы исследования: базировались на результатах статистического анализа причин возникновения пожаров на производственных предприятиях в целом, оценке уровня пожарной безопасности данного предприятия в частности.
Опытно-экспериментальная база исследования «3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми» 33 пожарно -спасательная часть. г.Инта РК ул.Лунина,5.
Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по использованию огнезащитных автоматических противопожарных завес как эффективного инженерно -технического мероприятия по снижению пожарного риска.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• составлении информационной базы исследований вероятности возникновения пожарных рисков предприятия;
• предложению конструктивного решения по увеличению уровня пожарной безопасности производственного объекта;
• проведению оценки практической и экономической выгоды данного решения проблемы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования будут применяться в ходе управления противопожарным состоянием 33 пожарно-спасательная часть. г. Инта РК ул. Лунина, 5.
Достоверность и обоснованность результатов: выполнен расчёт индивидуального пожарного риска на объекте исследования.
Личное участие автора в организации и проведении расследований ложных срабатываний системы пожарной сигнализации в помещениях производственного здания.
Апробация результатов работы велись в течение всего исследования, результаты докладывались на конференции проводимой Федеральным государственным пожарным надзором: «Совершенствование оценки пожарных рисков».
На защиту выносится:
• результаты оценки пожарного риска на примере 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми;
• результаты анализа существующей системы пожарной безопасности для 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми;
• результаты исследования принципов и методов оценки пожарных рисков;
• рекомендации для управления пожарным риском в 33 пожарно- спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми.
Структура магистерской диссертации работа обусловлена целью и задачами исследования, состоит из трёх разделов и содержит 71 рисунок, список используемых источников (30 источников). Основной текст работы изложен на 95 страницах.
В первом разделе рассматривались особенности управления пожарными рисками на объекте с пребыванием людей.
Оценка риска обычно включает в себя выявление опасностей, присутствующих на любом предприятии (независимо от того, связаны ли они с производственной деятельностью или другими факторами, например, планировкой или содержимым помещения), а затем оценку степени вовлеченных рисков с учетом уже принятых мер предосторожности [30].
Опасностью является то, что с высокой степенью вероятности может причинить вред здоровью человека или нанести ущерб собственности. Это может включать в себя горючие вещества, методы работы и другие аспекты организации работы.
Степень риска охватывает население, которое может зависеть от риска; т.е. количество людей, которые могут подвергнуться воздействию, и последствия для них.
Таким образом, риск отражает как вероятность причинения вреда, так и его серьезность.
В подавляющем большинстве случаев это будет относительно несложная задача. На самом деле есть только три «правила», которые следует иметь в виду:
• не существует единственно правильного способа проведения оценки. Другими словами, первое правило оценки риска - никаких правил;
• применяемая методология должна быть практичной, структурированной и, прежде всего, основанной на здравом смысле;
• хотя юридическая ответственность за проведение оценки обычно возлагается на работодателя, на больших или сложных рабочих местах они могут обратиться за помощью к своим собственным экспертам или, при необходимости, к помощи внешних консультантов.
На сегодняшний день существуют четыре возможных метода оценки риска:
• шестиступенчатый метод;
• метод матрицы стоимости риска;
• промышленный метод;
• алгоритмический метод.
Сотрудники пожарной безопасности или инспекторы должны обеспечивать оценку риска, представленную ответственным лицом подходящей и достаточной оценки рисков, которым соответствующие лица подвергаются с целью выявления общих противопожарных мер предосторожности, которые они должны предпринять.
В дополнение к перечисленным выше методам должностные лица должны быть знакомы с пятиступенчатым методом, содержащимся в серии руководств по оценке рисков пожарной безопасности, опубликованных в методиках.
В разделе определено, что для определения пожарного риска необходимо использовать пятиступенчатый метод, который описывается в современных руководствах МЧС России по оценке рисков пожарной безопасности. Управлять пожарным риском возможно только после его оценки.
Во втором разделе проведена оценка пожарного риска на примере 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми.
Сценарии пожара выбирались в соответствии положений раздела II «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной опасности» [3], на основе данных об объемно -планировочных решениях, о размещении горючей нагрузки и людей на объекте. При расчете рассматриваются сценарии пожара, при которых реализуются наихудшие условия для обеспечения безопасности людей. В качестве сценариев с наихудшими условиями пожара следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и (или) наиболее высокой динамикой нарастания ОФП.
Согласно статье 6 федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарную безопасность объекта защиты можно считать обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
В расчете рассмотрено 2 сценария. Максимальный риск наблюдается в сценарии №1.
По результатам расчётов индивидуального пожарного риска определено, что уровень безопасности людей в случае пожара при первом варианте (отсутствует система пожаротушения) не отвечает требуемому, так как индивидуальный пожарный риск превышает 1 • 10-6, индивидуальный пожарный риск в случае пожара при втором варианте (имеется система пожаротушения) не превышает допустимое значение (1 • 10-6), установленное ФЗ №123.
Соответственно, управлять пожарным риском возможно только путём выполнения обязательных требований в области обеспечения пожарной безопасности, установленных ФЗ №123.
В третьем разделе разработаны инженерно -технические решения для управления пожарным риском в 33 пожарно-спасательной части 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми.
В серверной ЦКУ на отметке +4,800 необходимо установить автоматическое газовое пожаротушение.
Основным видом пожарной нагрузки в защищаемых помещениях являются кабели и провода, пластмасса. Применяется серверное оборудование, компьютерная и офисная техника.
Установка пожаротушения (технологическая часть) включает в себя комплекс технических средств пожаротушения фирмы АРТСОК (Россия), состоящий из баллонов пожаротушения газовых, пусковой головки, клапанов, трубной разводки и насадков.
В качестве огнетушащего вещества принят хладон 125, который не наносит вред носителям информации, электронной аппаратуре, не проводит электричество, экологически безвреден и является эффективным средством тушения пожара.
Для защиты людей, находящихся в здании, а также мебели и оборудования, которые могут быть повреждены дымом, необходима система контроля дыма. Система контроля дыма контролирует поток дыма в здании в случае пожара. Он препятствует распространению дыма по всему зданию и дает жильцам четкий путь эвакуации, а также предотвращает дальнейшее повреждение внутренней части здания.
Проект дымоудаления должен разрабатываться в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
• Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
• СП 7.31130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
Вентиляторы для удаления продуктов горения размещаются в венткамерах или непосредственно в защищаемых помещениях при специальном исполнении вентиляторов, а также непосредственно в каналах с обеспечением соответствующих пределов огнестойкости вентиляторов и каналов.
В нижние части помещений, защищаемых системами вытяжной противодымной вентиляции, для возмещения объемов удаляемых из них продуктов горения предусматривается естественная подача воздуха.
Управление исполнительными элементами оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться в автоматическом (от автоматической пожарной сигнализации и (или) автоматических установок пожаротушения) и дистанционном (из помещения поста охраны и от ручных пожарных извещателей) режимах.
Оборудования помещений серверной и ГРЩ системой газового пожаротушения с применением газового огнетушащего вещества снизит значение индивидуального пожарного риска с 0,72-10’5 до 0,72-10’6, то есть в 10 раз.
Интегральный экономический эффект от оборудования помещений серверной и ГРЩ системой газового пожаротушения с применением газового огнетушащего вещества за десять лет составит 1237960,12 рублей.
Таким образом, задачи выполнены в полном объеме, цель работы достигнута.
1. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87 (с Поправкой, с Изменениями № 1, 2, 3) [Электронный ресурс] : СП 44.13330.2011 URL : http://docs.cntd.ru/document/1200084087/ (дата обращения: 16.01.2021).
2. Акимов В. А., Быков А. А., Востоков В. Ю. и др. (2007). Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций (Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации). Проблемы анализа риска, т. 4, № 4, с. 368-404.
3. Акимов В. А., Быков А. А., Востоков В. Ю. и др. Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Проблемы анализа риска, т. 4, № 4, 2017, с. 347-367.
4. Бадагуев Б. Т. Пожарная безопасность на предприятии: Приказы, акты, журналы, протоколы, планы, инструкции 4-е изд., пер. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2016. 720 c.
5. Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре: учебник / под. Ред Мосалкова И.Л.. М: Академия ГПС МЧС России, 2016. 65 с.
6. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. 2019. Российская газета, № 161 с. 45-58.
7. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах. 2019. М., МЧС России.
8. О пожарной безопасности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 16.01.2021).
9. О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») // Постановление Правительства РФ № 290 от 12.04.2012 г. [Электронный ресурс] : URL: http://base.garant.ru/70161266/ (дата обращения 16.01.2021).
10. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 № 4209). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987/ (дата обращения: 16.01.2021).
11. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. М.: Институт риска и безопасности, 2013. 320 c.
12. Пожарная безопасность в строительстве. Программа для высших учебных заведений МЧС РФ пожарно-профилактического профиля. М.: Главное управление кадров и учебных заведений МЧС РФ, 2015.
13. Пособие к СНиПу 21-01-97*. Методика и примеры технико-экономического обоснования противопо жарных мероприятий к СНиП 21-01-97* [Электронный ресурс] : МДС 21-3.2001. URL: https://www.snip- info.ru/Mds_21-1_98_k_snip_21-01-97.htm? (дата обращения 16.05.2021).
14. . Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах // Сб. док. Государственной противопожарной службы, регламентирующих несение службы и ведение боевых действий по тушению пожаров подразделениями пожарной охраны. Вып. 10. М.: ФГУ ВНИИПО, 2001. С. 151-234.
15. Сальков О. А. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» М.: Деловой двор, 2016. 712 c.
...