Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕМА БАЛЕТА В ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ 7
1.1. Тема балета в произведениях известных художников 7
1.2. Тема балета в произведениях известных скульпторов 35
Выводы по I главе 38
Глава II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ЖИВОПИСНОЙ КАРТИНЫ 40
2.1. Поиск идей, сюжета и образов для дипломной картины 40
2.2. Выполнение поисковых и натурных эскизов, этюдов, зарисовок 42
Выводы по II главе 44
Глава III. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ «ЮНЫЕ БАЛЕРИНЫ» 45
3.1. Практическая реализация живописной картины на начальном этапе 45
3.2. Практическая реализация живописной картины на завершающем этапе 48
Выводы по III главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список используемой литературы 52
Приложения 55
Балет как область театра всегда был связан с творческой работой художников. В первую очередь это касается вопросов оформления спектакля, театрально-декорационного искусства и сценографии. Театр как синтетическое искусство вбирает в себя различные формы, в том числе и изобразительного искусства. Балет - это триединство музыки, танца и изобразительного решения. Декорации, мезансцены - все это моменты изобразительного искусства, а тела танцоров, их позы, движения, пластика могут ассоциироваться со скульптурной лепкой. Однако оставим театрально-декорационное искусство и танец искусствоведам, и обратимся к другой форме взаимовлияния и взаимообогащения балета и изобразительного искусства - образам русского балета в мировом изобразительном искусстве и влиянию изобразительного искусства на популяризацию и создание положительного имиджа русского балета в мире.
Известно, что образы балета вдохновляли многих и многих художников, находя отражение в их творчестве. Живопись, графика и скульптура, обладая богатыми изобразительно-выразительными возможностями, являются мощной силой эмоционально-интеллектуального воздействия. Методами художественного символа, способного влиять на культурные процессы и массовые взгляды.
В этом ключе исследование темы балета в изобразительном искусстве позволяет проследить также и значение русского балета в мировом контексте. Художники, обращаясь к образам балета в своем творчестве, подчиняя их своим художественным задачам, в тоже время дают оценку и видение роли балета в обществе.
Когда русский балет выходил на лидирующие позиции в мировом культурном процессе, это же находило отражение и в изобразительном искусстве. А изобразительное искусство выносило балет за рамки непосредственно театра, делая его достоянием еще более широкого круга людей. Имея общие черты с коммуникативным пространством пропаганды, искусство в разные время выступало также способом популяризации русского балета в обществе и формирования его положительного имиджа.
С.П. Дягилев внес большой вклад в популяризации русского балета за рубежом. Будучи пропагандистом русской культуры, импресарио, театральным деятелем, он для своих «русских балетных сезонов» начавшихся в Париже, Риме, Лондоне и других городах в 1909 году, привлекал огромное количество художников. Н. Гончарова, Б.Н. Анисфельд, М. Ларионов, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, З. Серебрякова, К.А. Коровин, А.Я. Головин, М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин, М. Ларионов и многие другие не только создавали декорации для балета, но самодостаточные художественные произведения, оставившие след в мировой художественной культуре.
Актуальность и новизна данной дипломной работы заключается в том, что тема балета - неиссякаемый источник вдохновения для художников. Возвышенность и одухотворенность танца невозможно выразить какой-либо одной картиной и одним художественным стилем, поэтому эта тема будет волновать художников и оставаться актуальной в любую эпоху.
Графическая часть дипломной работы состоит из подготовительных эскизов, поисковых набросков, зарисовок, картона. Художественно-практическая часть дипломной работы «Юные балерины» представлена в виде живописных эскизов, этюдов и самой дипломной картины, исполненной на холсте выбранного формата в технике масляной живописи.
Цель работы: создание образа юных балерин в жанре живописи.
Объект исследования - процесс создания картины в жанре живописи.
Предмет исследования - образ юных балерин.
Задачи:
1. Изучить тему балета в жанре живописи.
2. Изучить создание образа балерин на примере картин знаменитых художников в разных стилистических направлениях.
3. Разработать ряд композиционных эскизов на выбранную тему.
4. Выполнить эскиз в заданном формате, детально проработав в тоне и цвете.
5. Выполнить живописную работу масляными красками.
Структура дипломной работы состоит из аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложения. Практическая значимость работы заключается творческой реализации заданной темы, в создании образа, вдохновляющего мастеров на протяжении многих веков. Автор считает, что замысел был воплощен в полной мере. Данная работа может послужить для оформления интерьера, а также принимать участие в региональных и федеральных выставках.
Пояснительная записка к дипломной работе раскрывает творческий ход работы над замыслом и исполнением картины.
По итогам проделанной работы, были достигнуты следующие результаты. Автор ознакомилась с основными стилями и направлениями в которых художники раскрывали тему балета: академизм, реализм, символизм, авангардизм и модерн. Так же проанализировала картины советских, французских и американских художников-живописцев, затронувших данную тему и попытавшихся передать образ балерин на своих полотнах. По завершении были освоены и закреплены техники масляной живописи, а так же навыки поэтапного ведения работы над живописным полотном. Автор узнала о пользе и помощи набросков, зарисовок, эскизов и этюдов с натуры для преддипломной работы. Они оказали большую помощь на начальном этапе своей работы. Я обогатила свои знания о композиционных приемах и их основополагающих элементах, таких как тоновое и цветовое решение картины. Еще раз закрепила владение и правильное применение живописных материалов: масляных красок, растворителей, лаков и графических материалов: соус, графит, уголь, сепия. Так же в соответствии с применением разных живописных техник, я научилась правильно подбирать кисти. Научилась подбирать багет и выяснила влияние рамы на колорит картины и зрительское восприятие. Поэтому правильно подобранная рама - важный заключительный этап в работе над картиной. Именно багет завершает и «собирает» картину воедино и подчеркивает ее достоинства.
Таким образом, автор считает,что практическая часть дипломной работы выполнена и поставленные задачи решены в соответствии с заданной целью.
1. Альбом вырезок из русской и иностранной прессы, посвященной выступлению Мордвина, Павловой, Балашевой и др. (1.I0-I9I5) -Библ.ВТО. М. , 2004.
2. Андреева Л.В. Советский фарфор. 1920-1930 гг. М., 2011.
3. Аркина Н.Е. Анна Павлова. «Неумирающий лебедь».М., 2018.
4. Балет: Энциклопедия. (Гл.ред. Ю.Н. Григорович). М., 2008.
5. Балет в рисунках П. Гончарова. Спб., 2016.
6. Балет и эстетика. Спб.2012.
7. Бакст Л. Серов и я в Греции. Дорожные записи. Берлин, 2011.
8. Бассехес А.И. Театр и живопись А.Я. Головина. М., 2006.
9. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 2002.
10. Белый А. Л. Бакст Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1978. Л., 2013.
11. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л.,2004.
12. Бенуа А. Беседа о балете в кн.: Театр. Книга о новом театре. Сборн.ст. Спб.,2014.
14. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5-ти кн. М., 2000.
15. Бенуа А. размышляет. Статьи, письма, высказывания. М., 2009.
...